Мотивированное решение изготовлено 21.03.2017 года
Дело № 2-429/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2017 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Петровой О.С.
при секретаре Кулаковой К.В.,
с участием прокурора Малышевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск к Рогачеву Евгению Михайловичу, Рогачевой Марине Михайловне, действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении,
установил:
Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (далее по тексту – КИО администрации ЗАТО г. Североморск) обратился в суд с иском к Рогачеву Евгению Михайловичу, Рогачевой Марине Михайловне, действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении.
В обоснование иска и в судебном заседании представитель истца, а также 3-го лица КРГХ администрации ЗАТО Североморск по доверенности Горбунов Д.А. указал, что постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 24.09.2015 года № 938 Рогачеву Е.М. как начальнику отдела договорной и претензионной работы МКУ «Муниципальное имущество» на состав семьи 4 человека (Рогачев Е.М., жена – Рогачева М.М., дочь - ФИО1., сын жены - ФИО2.) для проживания на период его трудовых отношений предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ***.
10.10.2015 года между КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск и ответчиком Рогачевым Е.М. заключен договор найма служебного жилого помещения № 826. В соответствии с указанным договором вместе с ответчиком в служебную квартиру вселены жена – Рогачева М.М., дочь - ФИО1. Сын жены - ФИО2. прописан в предоставленном жилом помещении не был.
22.03.2016 года трудовой договор с Рогачевым Е.М. расторгнут, однако служебное жилое помещение в установленном порядке муниципальному образованию не сдано.
Поскольку предусмотренных законом оснований для сохранения за ответчиками права пользования спорным жилым помещением не имеется, просил признать утратившими право пользования квартирой, расположенной по адресу: Мурманская область, г. Североморск, ул. Кирова, д. 5, кв. 43, Рогачева Е.М., Рогачеву М.М. и их несовершеннолетнюю дочь Рогачеву А.Е.
Ответчики Рогачев Е.М., Рогачева М.М. иск не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Указали, что по настоящее время пользуются спорным жилым помещением, которое является их единственным местом жительства, снимать жилое помещение возможности не имеют в связи с тяжелым материальным положением. На основании постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 25.12.2015 года № 1340 Рогачева М.М. и несовершеннолетняя ФИО1. как малоимущие приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, им предложена двухкомнатная квартира, расположенная в п. Сафоново, и в настоящее время они ожидают предоставления данного жилого помещения. Обратили внимание, что согласно предписанию прокуратуры г. Североморска от 29.12.2015 года, в непредоставлении жилых помещений по договору социального найма и образовании очередности виновата сама администрация.
Просили учесть, что в соответствии с Законом «О закрытом административно-территориальном образовании» на территории ЗАТО г. Североморск установлен особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов, за нарушение которого предусмотрена ответственность, в том числе ст. 20.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылаясь на положения ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик Рогачев Е.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по вышеприведенным основаниям.
Ответчица Рогачева Е.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом.
3-и лица - Отдел по вопросам миграции МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и ЗАТО г.Островной и МКУ «Муниципальное имущество» представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Отдел по вопросам миграции МО МВД России по ЗАТО г.Североморск представил письменный отзыв по существу заявленных требований, в котором при принятии решения полагался на усмотрение суда.
Представитель Управления образования администрации ЗАТО г. Североморск в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора и Управления образования администрации ЗАТО г. Североморск, полагавших иск основанным на законе и подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, а также возможность предоставления определенной категории граждан жилых помещений по договорам найма служебного жилья.
В силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 99 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерат или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как предусмотрено частью 3 статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании установлено и подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества ЗАТО г.Североморск от 23.01.2017 № 47, что жилое помещение по адресу: Мурманская область, г. Североморск, ул. Кирова, д. 5, кв. 43 является собственностью муниципального образования ЗАТО г. Североморск.
На основании постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 09.09.2015 года № 886 данная квартира отнесена к категории служебных жилых помещений и в соответствии с постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 24.09.2015 года № 938 предоставлена для проживания на период трудовых отношений Рогачеву Е.М. (на состав семьи 4 чел.) как начальнику отдела договорной и претензионной работы, в связи с чем 10.10.2015 года между КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск и ответчиком заключен договор найма указанного жилого помещения № 1095.
Согласно приказу МКУ «Муниципальное имущество» № 68-к от 22.03.2016 года трудовой договор между МКУ «Муниципальное имущество» и Рогачевым Е.М. расторгнут с 22.03.2016 года.
Вместе с тем, как следует из справки формы №9, Рогачев Е.М., Рогачева м.М. и их несовершеннолетняя дочь ФИО1 до настоящего времени зарегистрированы по адресу: ***.
При этом в судебном заседании Рогачев Е.М. не оспаривал факт расторжения трудового договора с МКУ «Муниципальное имущество» и утрату в связи с этим права пользования специализированным жилым помещением, предоставленным ему на период трудовых отношений.
В силу положений статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные статьями 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Вопреки мнению ответчиков, действующее законодательство по данной категории дел не устанавливает обязанность для истца соблюсти досудебный порядок урегулирования спора при обращении с иском о выселении, о необходимости освободить жилое помещение при прекращении трудовых отношений Рогачев Е.М. был поставлен в известность при заключении договора найма служебного жилого помещения.
Что же касается того обстоятельства, что постановление администрации ЗАТО г. Североморск от 24.09.2015 года № 938 о предоставлении ему спорного жилого помещения в настоящее время не отменено и недействительным не признано, то оно не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку в постановлении содержится указание на событие, с которым собственник жилого помещения связывает момент прекращения отношений найма.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит выводу о том, что, поскольку спорное жилое помещение предоставлено Рогачеву Е.М. и членам его семьи на период трудовых отношений ответчика с МКУ «Муниципальное имущество», которые были прекращены еще в 2016 году, квартира по адресу: Мурманская область, г. Североморск, ул. Кирова, д. 5, кв. 43 находится в собственности муниципального образования ЗАТО г.Североморск, спорное жилое помещение включено в состав специализированного жилищного фонда и отнесено к категории служебного жилья, оснований для оставления жилого помещения в пользовании ответчика не имеется, в связи с чем суд признает Рогачева Е.М. утратившим право пользования служебным жилым помещением и подлежащим выселению без предоставления другого жилого помещения.
Учитывая, что право пользования жилым помещением Рогачевой М.М. и несовершеннолетней ФИО1. носит производный характер от жилищных прав ответчика, самостоятельного права на проживание у них в этой квартире не возникло, суд также удовлетворяет исковые требования Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск о выселении Рогачевой М.М. и ФИО1. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: ***, без предоставления иного жилого помещения.
При этом суд принимает во внимание, что ответчики и их дочь не относятся к категории лиц, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.
Не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и то обстоятельство, что спорное служебное помещение находится на территории закрытого административно-территориального образования, поскольку какого-либо специального правового регулирования для отношений найма служебных жилых помещений действующим законодательством не установлено.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что ответчица Рогачева М.М. и несовершеннолетняя ФИО1. состоят в предусмотренном законом порядке на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях как малоимущие и в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ им должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Вместе с тем согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1).
При этом при предоставлении жилого помещения гражданин должен подтвердить свое право на его получение.
Доказательств того, что Рогачева М.М. и ФИО1. обладают правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма не имеется, а пользование ответчиками спорной квартирой до предоставления жилого помещения по договору социального найма влечет нарушение прав неопределенного круга лиц из числа граждан муниципального образования на получение муниципального служебного жилого помещения.
Таким образом, то обстоятельство, что ответчица и дочь ответчиков состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и может служить при наличии соответствующих обстоятельств лишь основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, о предоставлении которой ответчики не лишены права ходатайствовать и в порядке исполнения решения суда.
Настоящее решение суда в соответствии с требованиями, установленными Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713) является основанием для жилищных органов снять ответчиков с регистрационного учета по месту жительства.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина за рассмотрение спора в суде, от уплаты которой истец в силу ст.333.36 НК РФ освобожден, в размере 150 рублей с каждого.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст. 56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск удовлетворить.
Признать Рогачева Евгения Михайловича, Рогачеву Марину Михайловну и ФИО1 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***.
Выселить Рогачева Евгения Михайловича, Рогачеву Марину Михайловну и ФИО1 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: ***.
Взыскать с Рогачева Евгения Михайловича, *** года рождения, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 рублей.
Взыскать с Рогачевой Марины Михайловны, *** года рождения, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий О.С. Петрова