Административное дело № 2А-1127/2020
УИД № 44RS0028-01-2020-001334-76
Решение изготовлено 9 октября 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кострома |
2 октября 2020 года |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи К.А.Батухиной,
при секретаре судебного заседания С.А.Мызенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1127/2020 (УИД №44RS0028-01-2020-001334-76) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Вольфу А.А. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №7 по Костромской области обратилась с административным иском к А.А.Вольфу о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что А.А.Вольф является плательщиком транспортного земельного налогов.
По данным УГИБДД по Костромской области ему на праве собственности принадлежит транспортное средство: легковой автомобиль ..., ... года выпуска, 70 л.с.; дата регистрации владения 21 октября 2005 года. А.А.Вольфу также принадлежит земельный участок: с кадастровым номером №..., доля в праве 1/3, площадь 17 444,4 кв.м., расположенный по адресу: ..., сск, дата регистрации владения 8 декабря 2006 года. Налоговой инспекцией по налоговому уведомлению №... от 1 мая 2015 года по сроку уплаты до 1 октября 2015 года на указанное выше имущество начислен налог за 2014 год: транспортный налог в размере 875 рублей; земельный налог в размере 29 рублей. В связи с тем, что налог не был уплачен своевременно, на сумму недоимки начислены пени: по транспортному налогу за период со 2 октября 2015 года по 7 июля 2016 года в размере 354 рубля 42 копейки; по земельному налогу за период с 2 октября 2015 года по 8 ноября 2015 года в размере 7 рублей 27 копеек. Налоговым органом в адрес А.А.Вольфа направлены требования, в которых сообщалось о наличии у него задолженности по налогу. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
На основании вышеизложенного и со ссылками на статьи 23, 58, 69, 75, 357-363, 388, 389, 397 НК Российской Федерации, Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области просит суд взыскать с А.А.Вольфа задолженность по пени по транспортному налогу в размере 82 рубля 19 копеек, пени по земельному налогу в размере 2 рубля 72 копеек.
Одновременно с подачей заявления административным истцом заявлено ходатайство в порядке статьи 95 КАС Российской Федерации о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила, представитель ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик А.А.Вольф о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом посредством направления заказной корреспонденции; в суд не явился, ходатайств об отложении судебного заседания, равно как своё отношение по существу заявленных требований, суду не представил.
Руководствуясь статьями 150, 289 КАС Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 НК Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со статьей 14 НК Российской Федерации транспортный налог является видом региональных налогов и сборов.
В соответствии со статьей 15 НК Российской Федерации земельный налог является видом местных налогов и сборов.
В силу абз. 1 ч. 1 ст. 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 387 НК Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 390 НК Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что А.А.Вольфу принадлежит транспортное средство: легковой автомобиль ..., ... года выпуска, 70 л.с.; дата регистрации владения 21 октября 2005 года.
А.А.Вольфу также принадлежит земельный участок: с кадастровым номером №..., доля в праве 1/3, площадь 17 444,4 кв.м., расположенный по адресу: ..., сск, дата регистрации владения 8 декабря 2006 года.
Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области в отношении указанного транспортного средства и земельного участка был исчислен налог: транспортный налог за 2014 год в сумме 875 рублей; земельный налог за 2014 год (с учетом перерасчета) в сумме 29 рублей по сроку уплаты 1 октября 2015 года (по налоговому уведомлению №... от 1 мая 2015 года).
Документального подтверждения о перечислении денежных средств в налоговый орган в счёт уплаты транспортного налога и земельного налога за 2014 год, стороной ответчика суду не представлено, а стороной истца не подтверждается.
В соответствии с частью 1 статьи 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 57 НК Российской Федерации, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствие с частью 1 статьи 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. (пункт 2 указанной статьи)
В связи с несвоевременной оплатой налога на сумму недоимки начислены пени: по транспортному налогу за период с 2 октября 2015 года по 7 июля 2016 года в размере 82 рубля 19 копеек; по земельному налогу за период с 2 октября 2015 года по 8 ноября 2015 года в размере 7 рублей 27 копеек.
На основании статьи 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
8 июля 2016 года в адрес А.А.Вольфа направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №..., в котором сообщалось о наличии задолженности перед бюджетом (недоимка по транспортному налогу, земельному налогу, а также пени по налогам) и предлагалось в срок до 16 августа 2016 года оплатить существующую задолженность.
В силу пункта 2 статьи 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, сроком исполнения самого раннего требования (от 8 июля 2016 года №...) является 16 августа 2016 года.
Таким образом, в силу требований статьи 48 НК Российской Федерации шестимесячный срок, в течение которого налоговый орган мог обратиться в суд с заявлением о взыскании с А.А.Вольфа задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям (пени), истёк 16 февраля 2020 года.
Из материалов дела следует, что налоговый орган обратился в суд с административным иском к А.А.Вольфу о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям (пени) 28 августа 2020 года. Следовательно, к моменту подачи административного искового заявления срок для предъявления требований истёк, что не отрицается и стороной административного истца.
Бремя доказывания обстоятельств, обосновывающих уважительность причин пропуска срока, возложено на административного истца (налоговый орган), что следует как из общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного статьёй 62 КАС Российской Федерации, так и специальной нормы, предусмотренной частью 4 статьи 289 КАС Российской Федерации.
Пропуск срока для подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций административным истцом мотивирован техническими причинами, вызванными сбоем компьютерной программы. Однако соответствующих доказательств административным истцом суду не представлено. Кроме того, сам по себе сбой в работе программного обеспечения не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд в течение всего шестимесячного срока.
С учётом установленных обстоятельств суд не усматривает оснований для восстановления административному истцу срока для взыскания с А.А.Вольфа задолженности по обязательным налоговым платежам в объёме заявленных требований. В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области в удовлетворении заявленных к А.А.Вольфу административных требований.
По смыслу положений статьи 44 НК Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Принимая во внимание, что в связи с пропуском срока подачи заявления в суд Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области утрачена возможность взыскания с А.А.Вольфа заявленной задолженности по пени по транспортному и земельному налогу, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания указанной задолженности безнадежной к взысканию.
Руководствуясь статьями 175, 180, 290 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области в удовлетворении административных исковых требований к Вольфу А.А. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам, в связи с пропуском срока обращения в суд.
Признать безнадежной ко взысканию задолженность Вольфа А.А., ... года рождения, уроженца ..., ИНН №... по пени по транспортному налогу за 2014 год за период с 2 октября 2015 года по 7 июля 2016 года в размере 82 рубля 19 копеек, пени по земельному налогу за 2014 год за период с 2 октября 2015 года по 8 ноября 2015 года в размере 7 рублей 27 копеек.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья |
К.А.Батухина |