УИД: 50RS0<номер>-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2023 года г. Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Камшилиной И.А.,
с участием помощника прокурора Абаимовой Е.А.,
при секретаре Кичигине А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску ФИО1 к Администрации Раменского городского округа Московской области, ФИО2, ФИО3, Управлению земельных отношений Раменского городского округа Московской области о признании недействительным Постановления Администрации Раменского городского округа от 24.01.2022г. <номер>, Соглашения о перераспределении земель и земельных участков от 31.03.2022г., прекращении права собственности ФИО3 на земельный участок, о погашении записи на земельный участок, исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, восстановлении записи в ЕГРН о зарегистрированных правах и границах земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам Администрации Раменского городского округа Московской области, ФИО2, ФИО3, Управлению земельных отношений Раменского городского округа Московской области и, уточнив требования, просит признать недействительным постановление администрации Раменского городского округа от <номер>. <номер> «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, Раменский городской округ, д. Старково, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности»; признать недействительным Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности от <дата>, в соответствии с которым Управление земельных отношений Раменского городского округа <адрес> и ФИО2 достигли соглашения о перераспределении земельного участка по адресу: <адрес>, сельское поселение Сафоновское, площадью 779 кв.м, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером <номер> находящегося в частной собственности, и земельного участка площадью 230 кв.м, из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением высвобождаемой территории площадью 170 кв.м; прекратить право собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью 839 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, г.о. Раменское, д. Старково, указав в решении, что оно является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении прав на указанный земельный участок; погасить в Едином государственном реестре недвижимости запись о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью 839 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, а также исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ данного земельного участка; восстановить в Едином государственном реестре недвижимости запись о зарегистрированных правах и границах земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, Раменский городской округ, д. Старково, существовавшие до перераспределения, произведенного на основании постановления администрации Раменского городского округа от <дата> <номер> «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, расположенного по адресу: <адрес>, Раменский городской округ, д. Старково, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности» и Соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности от 31.03.2022г., в соответствии с которым Управление земельных отношений Раменского городского округа <адрес> и ФИО2 достигли соглашения о перераспределении земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 779 кв.м из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 50:23:002274:645, находящегося в частной собственности, и земельного участка площадью 230 кв.м из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением высвобождаемой территории площадью 170 кв.м, включая обременения, установленные вступившим в законную силу решением Раменского городского суда от <дата> по делу <номер> об установлении права бессрочного ограниченного пользования (сервитут).
В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержал и пояснил, что земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью 779, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под многоквартирные жилые дома с этажностью не более 4 этажей, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, уч. 4, на основании договора купли-продажи от <дата> находился в собственности ФИО6 Посредством данного земельного участка обеспечен доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами <номер> и <номер>. Граница указанного земельного участка состояла из двух контуров, разделенных земельным участком общего пользования. В рамках рассмотрения заявления ФИО2 об оказании государственной услуги №Р<номер> от <дата> «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» администрацией вынесено Постановление от <дата> <номер> «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, Раменский городской округ, д. Старково, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности». Участок в измененных границах поставлен на государственный кадастровый учет, с заявителем 31.03.2022г. заключено Соглашение о перераспределении земельного участка, право собственности на участок площадью 839 кв.м зарегистрировано. В настоящее время право собственности на земельный участок зарегистрировано за ФИО3 09.09.2022г. с привлечением в качестве специалистов – главного специалиста отдела муниципального земельного контроля Управления земельных отношений Раменского городского округа осуществлен выезд и осмотр территории земельного участка с кадастровым номером <номер>. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером <номер> не огорожен, по периметру частично установлены металлические столбы (в границах земельного участка), объекты капитального строительства на земельном участке отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером <номер> до принятия решения о перераспределении земельного участка имел доступ на земли общего пользования. Часть земельного участка, которая в результате перераспределения присоединилась к земельному участку ФИО2 с кадастровым номером <номер>, с учетом Генерального плана Раменского городского округа, утвержденного Решением Совета депутатов Раменского городского округа от <дата> <номер>-СД, а также Правил землепользования и застройки территории, относится к землям общего пользования, поскольку в границах территории расположен проезд, наличие которого также подтверждается вступившим в законную силу решением Раменского городского суда от 04.09.2019г. по делу <номер> об установлении права бессрочного ограниченного пользования (сервитут). Таким образом, решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также последующее заключение Соглашения о перераспределении земельного участка принято с нарушением требований федерального законодательства и в настоящее время ограничивает права истца и неопределенного круга лиц на использование территории, в том числе общего пользования. При проведении процедуры перераспределения и увеличения площади земельного участка ответчика при согласовании схемы земельного участка согласование с истцом не проводилось.
Представитель ответчиков ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях, указала, что в случае удовлетворения судом заявленных требований истца, признании перераспределения незаконным, восстановлении границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, не обеспечит истца тем проездом, которым он пользуется в настоящее время, как установлено экспертом, возвращение многоконтурного участка ответчика прекратит доступ к участкам с кадастровыми номерами :<номер> и :<номер>. Согласно заключению экспертов у истца имеются два доступа на свой земельный участок: фактический, которым пользуется истец в настоящее время с <адрес>, через частную собственность ответчика с кадастровым номером <номер>; второй доступ с <адрес>, который предусмотрен перераспределением, но истцом не используется, находится в заросшем состоянии. Истец как до перераспределения ездил через участок ответчиков, так и до настоящего момента пользуется проездом через участок ответчиков.
Ответчик представитель Администрации Раменского городского округа в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Ответчик представитель Управления земельных отношений Раменского городского округа Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
3-е лицо представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.11.7 Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков (ч.2 ст.11.7 ЗК РФ).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (ч.3 ст.11.7 ЗК РФ).
В ст.39.28 ЗК РФ указаны случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В силу п.2 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Согласно п.3 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается в том числе схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п.8 ст.39.29 ЗК РФ В срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, указанных в п.9 ст.39.29 ЗК Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020274:672, расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение Сафоновское, д. Старково, <адрес>, уч.4, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, сельское поселение Сафоновское, площадью 779 кв.м, принадлежал ФИО2 Данный земельный участок состоял из 2 контуров площадью 549,22 кв.м и 229,46 кв.м. Посредством данного земельного участка обеспечен доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами <номер> и <номер>.
Заочным решением Раменского городского суда от <дата>г. установлен право бессрочного ограниченного пользования (сервитут) частью земельного участка с кадастровым номером <номер> (2), расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение Сафоновское, для проезда к земельному участку с кадастровым номером 50:23:0020274:672, расположенному по адресу: <адрес>, сельское поселение Сафоновское, д. Старково, <адрес>, уч.4.
Постановлением Администрации Раменского городского округа <номер> от <дата> об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, Раменский городской округ, д. Старково, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности, была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 839 кв.м. в целях заключения соглашения о перераспределении земель.
При перераспределении земель, наличие сервитута было учтено.
Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, земельный участок площадью 839 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, г.о. Раменский, д. Старково, в установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границах, поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:23:0020274:1190.
Собственником земельного участка является ФИО3
Из представленного в материалы дела отзыва Управления земельных отношений Раменского городского округа следует, что <дата> ФИО2 обратился в Администрацию Раменского городского округа с заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» в соответствии с Порядком предоставления указанной государственной услуги, утвержденным Постановлением Администрации Раменского городского округа от 08.09.2022г. <номер>, Администрацией вынесено Постановление «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, Раменский городской округ, д. Старково, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности». Вновь образуемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет (<номер>), с заявителем заключено Соглашение о перераспределения земельного участка, зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 839 кв.м. В результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер> произошло высвобождение части земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020274:645 площадью 170 кв.м, в том числе части, на которую ранее был установлен сервитут в пользу ФИО1, тем самым созданы условия для прохода, проезда к земельному участку с кадастровым номером <номер>, находящемуся в собственности ФИО1, обеспечен доступ к землям общего пользования. На момент рассмотрения заявления ФИО2 от 23.12.2021г. №Р<номер> в Администрацию возражения ФИО1 или иных лиц против перераспределения не поступали. 09.09.2022г. Администрацией был осуществлен совместный выезд (с представителем Раменской городской прокуратурой) на указанные земельные участки. В результате выезда установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером <номер> осуществляется установка забора по границам, сведения о которых содержаться в ЕГРН, факты самовольного занятия территории общего пользования, в том числе, проезда к земельному участку с кадастровым номером <номер>, не выявлены. К земельному участку ФИО1 имеется свободный доступ с территории общего пользования.
По ходатайству истца по делу проведена судебная экспертиза.
Согласно выводов экспертов, фактически проезд к земельному участку истца с кадастровым номером <номер> осуществляется по территории земельного участка с кадастровым номером <номер>.
В ходе перераспределения земель для земельного участка с кадастровым номером <номер> был предусмотрен проезд с <адрес>, посредством земель общего пользования. В ходе исследования ширина предусмотренного проезда составляет от 3,7 м до 4,4 м в разных точках. Однако, выходом на место установлено, что характерные признаки проезда на данной территории отсутствуют.
После процедуры перераспределения земель и формировании земельного участка с кадастровым номером <номер> для земельного участка истца с кадастровым номером <номер> предусмотрен проезд посредством земель общего пользования, соответствующий требованиям:
Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, согласно которым ширина проезда к земельному участку должна быть не менее 3,5 м.
П.8.1.4 СП 4.13130.2013, согласно которому ширина проезда для пожарных автомобилей при высоте зданий до 13 м включительно должна составлять 3,5 м.
<адрес> не соответствует требованиям следующих нормативных документов:
П.<дата> СП 4.13130.2013 согласно которому, тупиковые проезды должны быть оборудованы площадками для разворота пожарных автомобилей не менее чем 15х15 м;
градостроительным требованиям, установленными СП, 42.13330.2016, согласно которым ширина проезда должна составлять не менее 4,5 м;
требованиям Методических рекомендаций по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения «Организация дорожного движения на регулируемых пересечениях» габаритных размеров легкового автомобиля, минимального размера машино-места, минимального радиуса поворота легкового автомобиля.
Принимая во внимание данные Генерального плана, сложившуюся застройку местности, а также фактическое использование земельных участков, а именно фактически на территории предусмотренной для проезда до процедуры перераспределения земель отсутствуют характерные признаки проезда экспертами на усмотрение суда предложено два варианта организации проезда на земельный участок с кадастровым номером <номер> по средством установления сервитута.
1 вариант- в данном варианте не учитываются требования п.8.1.11. СП 4.13130.2013 (наличие площадки для разворота пожарных автомобилей не менее чем 15х15м) по причине того, что наличие площадки для разворота пожарных автомобилей не было предусмотрено землеотводными документами, а также до осуществления процедуры перераспределения земель, при существовании сервитута земельного участка с кадастровым номером <номер>. Кроме того, в условиях сложившейся застройки и сформированных границ исследуемых земельных участков организация площадки для разворота пожарных автомобилей возможна за счет территории земельного участка с кадастровым номером <номер>, что приведет к ограничению использования земельного участка по назначению.
Границы предполагаемого к установлению сервитута представлены на рисунке 16, координаты характерных точек представлены в таблице <номер>. Общая площадь обременяемой части составила 78 кв.м.
2 вариант- установление сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером <номер> для организации проезда на земельный участок истца с учетом требований следующих нормативных документов: п.8.1.4 СП 4.13130.2013, СП, 42.13330.2016, с учетом Методических рекомендаций по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения «Организация дорожного движения на регулируемых пересечениях» габаритных размеров легкового автомобиля, минимального размера машино-места, минимального радиуса поворота легкового автомобиля, п.8.1.11 СП 4.13130.2013.
В результате исследования общая площадь обременяемой части земельного участка, согласно второму предполагаемому варианту, составила 289 кв.м. Границы предполагаемого к установлению сервитута представлены на рисунке 17, координаты характерных точек представлены в таблице <номер>.
Ширина предусмотренного проезда к земельному участку истца до процедуры перераспределения земель, при существовании сервитута земельного участка с кадастровым номером <номер> соответствует требованиям п.8.1.4 СП 4.13130.2013, СП, <номер>, с учетом Методических рекомендаций по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения «Организация дорожного движения на регулируемых пересечениях» габаритных размеров легкового автомобиля, минимального размера машино-места, минимального радиуса поворота легкового автомобиля.
Однако не соответствует требованиям п.8.1.11 СП 4.13130.2013 согласно которому тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарных автомобилей размером не менее чем 15х15м.
На данной территории характерные признаки проезда отсутствуют, проезд не оборудован, исследуемая территория покрыта растительностью.
В соответствии с ч.3 ст.86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Суд не может принять в качестве доказательства заключение эксперта, т.к. экспертом предложены варианты установления сервитута для возможного проезда к земельному участку. Истцом требования об установлении сервитута не заявлены.
Суд учитывает также и то обстоятельство, что в случае признания недействительным Соглашения о перераспределении земельного участка от 31.03.2022г. доступ к земельному участку с кадастровым номером <номер> будет ограничен.
Таким образом, суд приходит к выводу, что защита прав истца указанным способом не приведет к восстановлению нарушенных прав, в связи с чем, необходимо в иске отказать.
Истец не лишен возможности обратиться в суд с иском об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0020274:1190.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░2, ░░░3, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24.01.2022░. <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 31.03.2022░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.09.2023░.