Судья Алешина О.А. Дело№33а-2151/2020
(УИД 37RS0020-01-2020-001003-19)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 сентября 2020года г.Иваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.,
судей Луковкиной Е.О., Степановой Л.А.,
при секретаре Солдатенковой И.Ю.,
с участием прокурора Хохловой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Степановой Л.А.
дело по апелляционной жалобе Крайнова Михаила Юрьевича на решение Тейковского районного суда Ивановской области от 24 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Крайнова Михаила Юрьевича к территориальной избирательной комиссии города Тейково Ивановской области о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии,
УСТАНОВИЛА:
Крайнов М.Ю. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии города Тейково Ивановской области (далее – ТИК г.Тейково) № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № Крайнова М.Ю.»; восстановить нарушенные избирательные права Крайнова М.Ю., обязав административного ответчика зарегистрировать Крайнова М.Ю. в установленном законом порядке в качестве кандидата в депутаты городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №; взыскать с административного ответчика в пользу Крайнова М.Ю. уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.
Требования мотивированы тем, что решением городской Думы городского округа Тейково № от ДД.ММ.ГГГГ назначены муниципальные выборы депутатов городской Думы г.о.Тейково седьмого созыва.
Административным истцом Крайновым М.Ю. в ТИК г.Тейково в установленный законом срок представлены документы для выдвижения и регистрации в качестве кандидата в депутаты городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №, о чем ТИК г. Тейково выдано подтверждение о приеме пакета документов.
Согласно извещению ТИК г.Тейково за исх. №, направленному в адрес административного истца, Крайнову М.Ю. сообщено, что необходимые для регистрации кандидата документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 19 Закона Ивановской области от 26.11.2009 № 130-03 «О муниципальных выборах» им в установленный законом срок в ТИК г.Тейково не представлены, при этом указаний на конкретные документы в извещении не содержалось.
Административным истцом ДД.ММ.ГГГГ в ТИК г. Тейково представлены уточнения и дополнения сведений, самостоятельно выявленные кандидатом, о чем имеется соответствующее подтверждение ТИК г.Тейково.
Решением ТИК г.Тейково № от ДД.ММ.ГГГГ Крайнову М.Ю. отказано в регистрации кандидата в депутаты городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № в связи с непредставлением в ТИК г. Тейково в установленный законом срок необходимых для регистрации кандидата документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Закона Ивановской области от 26.11.2009 № 130 - ОЗ «О муниципальных выборах» в установленный законом срок (до 18.00 часов ДД.ММ.ГГГГ), а именно, заявления о регистрации кандидата, поскольку уведомление о согласии баллотироваться кандидата не содержит обращения кандидата к избирательной комиссии о регистрации его на основании документов, представленных при выдвижении.
Административный истец полагает, что им выполнены все требования Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и представлен полный пакет документов, необходимый для регистрации в качестве кандидата в депутаты городской Думы г.о. Тейково седьмого созыва, в связи с чем оснований для отказа в регистрации не имеется. Полагая, что оспариваемым незаконным решением административного ответчика нарушены избирательные права административного истца, предусмотренные положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Крайнов М.Ю. обратился с настоящим административным иском в суд.
Решением Тейковского районного суда Ивановской области от 24 августа 2020 года в удовлетворении заявленных Крайновым М.Ю. требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Крайнов М.Ю. подал апелляционную жалобу, в которой поставил вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
В судебном заседании административный истец Крайнов М.Ю. и его представитель Денисова Е.Л. поддержали доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г.Тейково по доверенности Шишкин К.А., считая вынесенное решение законным и обоснованным, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Хохловой А.П., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из положений части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) следует, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение.
Согласно части 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Решением городской Думы городского округа Тейково № от ДД.ММ.ГГГГ назначены муниципальные выборы депутатов городской Думы г.о. Тейково седьмого созыва.
ДД.ММ.ГГГГ Крайнов М.Ю. представил в ТИК г. Тейково заявление от ДД.ММ.ГГГГ о согласии баллотироваться путем выдвижения избирательным объединением «Местное отделение Политической партии Справедливая Россия в городском округе Тейково» по одномандатному избирательному округу № в депутаты городской Думы городского округа города Тейково седьмого созыва. В качестве оснований регистрации Крайновым М.Ю. в заявлении указано решение Совета местного отделения Политической партии Справедливая Россия в городском округе Тейково о выдвижении кандидата от ДД.ММ.ГГГГ. Данное заявление с приложенными документами было принято ТИК г.Тейково ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 30 минут согласно подтверждению о приеме документов, представленных кандидатом Крайнов М.Ю., за исх. №.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № ТИК г.Тейково уведомила Крайнова М.Ю. о завершении периода подачи кандидатами в депутаты городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва документов для регистрации кандидатов ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов, также в письме содержится информация о том, что Крайновым М.Ю. в установленный срок не представлены необходимые для регистрации кандидата документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 19 Закона Ивановской области от 26 ноября 2009 года №130-ОЗ «О муниципальных выборах».
ДД.ММ.ГГГГ Крайнов М.Ю. представил заявление об уточнении и дополнении сведений, самостоятельно выявленных кандидатом, в котором, в частности просил внести в свое заявление о согласии баллотироваться дополнение о его регистрации в соответствии с п.6 ст.16 Закона Ивановской области №130-ОЗ от 26.11.2009 «О муниципальных выборах» на основе уведомления избирательной комиссии о согласии баллотироваться и прилагаемых документов.
Решением ТИК г.Тейково Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ Крайнову М.Ю. отказано в регистрации кандидата в депутаты городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № в связи с непредставлением в нарушение пункта 1 статьи 19 Закона Ивановской области от 26 ноября 2009 года №130-ОЗ «О муниципальных выборах» в установленный законом срок (до 18.00 часов ДД.ММ.ГГГГ) необходимых для регистрации кандидатов документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 упомянутого Закона Ивановской области, а именно, заявления о регистрации кандидата, поскольку уведомление о согласии баллотироваться не содержит обращения кандидата к избирательной комиссии о регистрации его на основании документов, представленных при выдвижении.
Разрешая заявленные Крайновым М.Ю. требования, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), Закона Ивановской области от 26 ноября 2009 года № 130-ОЗ «О муниципальных выборах» (далее – Закон № 130-ОЗ), пришел к выводу о том, что решение территориальной избирательной комиссии города Тейково Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № Крайнова М.Ю.» является законным и обоснованным, оснований для отмены упомянутого решения ТИК г.Тейково не имеется.
Оценив указанные обстоятельства и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, заявление о регистрации кандидатом в депутаты городской Думы г.о. Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № Крайновым М.Ю. в установленный законом срок (до ДД.ММ.ГГГГ до 18 часов 00 минут) в ТИК г.Тейково представлено не было.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку данные выводы соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, и основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, в том числе письменными.
Частью 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основания для отказа в регистрации кандидата, к числу которых относится отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, предусмотрены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ подпункт «в», а также в пункте 9 статьи 22 Закона № 130-ОЗ (подпункт 3).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 14 Закона Ивановской области от 26.11.2009 № 130 - ОЗ «О муниципальных выборах».
В силу пункта 17 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более десяти тысяч сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может не осуществляться, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов.
Такой порядок установлен Законом № 130 – ОЗ, пунктом 2 статьи 19 которого предусмотрено, что если регистрация кандидата может быть осуществлена без сбора подписей, а также если нет сведений об изменениях в данных о кандидате, регистрация осуществляется на основании заявления кандидата, если регистрация кандидата не осуществлена на основе его уведомления избирательной комиссии о согласии баллотироваться.
При этом в пункте 1 названной статьи определено, что не позднее чем до 18 часов за 40 дней до дня голосования кандидат представляет для регистрации в соответствующую избирательную комиссию избирательные документы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных пунктом 5 статьи 15 и пунктом 6 статьи 16, а также пунктом 2 статьи 18 настоящего Закона.
Упомянутые исключения, с учетом сведений о количестве избирателей, отраженных в решении городской Думы г.о. Тейково от 27 марта 2020 года № 29 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов городской Думы г.о. Тейково», имеющемся в общедоступных источниках информации, в рассматриваемом случае отсутствуют.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что регистрация кандидата Крайнова М.Ю. должна была производиться на основании соответствующего заявления кандидата. Такого заявления Крайновым М.Ю. в установленный законом срок Крайновым М.Ю. не подавалось. Заявление о согласии баллотироваться таковым заявлением не является.
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось административным истцом, письмом от ДД.ММ.ГГГГ избирательная комиссия уведомила Крайнова М.Ю. о наличии вышеуказанных обстоятельств.
Доводы жалобы о незаконности рассматриваемого решения избирательной комиссии в связи с исполнением Крайновым М.Ю. всех требований Федерального закона N 67-ФЗ и предоставлением кандидатом в депутаты полного пакета документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата, в связи с тем, что административным истцом в установленный законом срок представлены уточнения и дополнения сведений, самостоятельно выявленных кандидатом, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены как несостоятельные.
Судебная коллегия соглашается с позицией территориальной комиссии, не принявшей поступившие от Крайнова М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ заявление с просьбой о регистрации как дополнение и уточнение заявления о согласии баллотироваться, поскольку отсутствие заявления о регистрации кандидата в представленном комплекте документов является неустранимым замечанием, в связи с чем не могло быть устранено или исправлено представлением Крайновым М.Ю. заявления об уточнении и дополнении сведений ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и частью 2 статьи 22 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 сентября 2016 года N 1742-О, кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Таким образом, поскольку возможность дополнительного представления в избирательную комиссию документов, ранее не представленных (в частности, не представленного административным истцом в избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ заявления о регистрации кандидата) законом не предусмотрена (за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 упомянутого Федерального закона), то у административного истца отсутствовало право представить данное заявление ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, путем внесения уточнений и дополнений в ранее представленное заявление об уведомлении о выдвижении кандидата.
В этой связи доводы административного истца об обязанности ТИК г.Тейково осуществить регистрацию кандидата Крайнова М.Ю. на основании поданного им уточненного заявления о согласии баллотироваться, в котором было ясно выражено волеизъявление административного истца на регистрацию его в качестве кандидата в депутаты, являются несостоятельными и основаны неверном толковании норм действующего законодательства.
Утверждения в жалобе о том, что судом первой инстанции ошибочно не применены Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденные Постановлением Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6, являются субъективным мнением автора жалобы, основанном на неверном и избирательном толковании положений закона, регулирующего спорные правоотношения, выводов суда первой инстанции не опровергают, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, подлежат отклонению.
Делая подобный вывод, судебная коллегия исходит из того, что упомянутое постановление носит рекомендательный характер для правоприменителей и не носит нормативно-правовой характер, что также усматривается из преамбулы Методических рекомендаций, где отражено, что настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях», закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» регулирующих вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления в избирательные комиссии документов для выдвижения кандидатов, списков кандидатов, заверения списков кандидатов, регистрации кандидатов, списков кандидатов.
Каких-либо нарушений порядка и сроков, установленных Федеральным законом № 67-ФЗ, Законом № 130-ОЗ, в том числе связанных с уведомлением кандидата о выявленных недостатках, при рассмотрении документов, представленных административным истцом, и принятии оспариваемого решения не допущено.
Иные доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене или изменению решения суда, поскольку не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда; по сути, они повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца, изложенную в административном иске, которая получила надлежащую оценку, по результатам которой правильно признана несостоятельной, основанной на избирательном толковании заявителем положений действующего законодательства и не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тейковского районного суда Ивановской области от 24 августа 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Крайнова Михаила Юрьевича – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции (г. Москва) в течение 6 месяцев со дня принятия.
Председательствующий Е.В. Мудрова
Судьи Е.О. Луковкина
Л.А. Степанова