Дело № 2а-699/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Поляковой С.И.,
при секретаре Бобылевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай к Майеру А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
УФНС по Республике Алтай обратилось в суд с административным иском к Майер А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование – пени за просрочку их уплаты в общей сумме 19 723 рубля 90 копеек, мотивируя требования тем, что Майер А.А. выступал страхователем и был зарегистрирован в Управлении в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Исходя из фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование пропорционально количеству месяцев осуществления предпринимательской деятельности за расчетный период, задолженность Майера А.А. по страховым взносам составила: 14 085 рублей 78 копеек – на финансирование страховой части трудовой пенсии (сумма пени), 2 124 рубля 02 копейки – на финансирование страховой части накопительной трудовой пенсии (сумма пени), 3 514 рублей 10 копеек – на финансирование платежей в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (сумма пени). Указанная задолженность к настоящему моменту не погашена и числится за административным ответчиком, в связи с чем заявлена ко взысканию в судебном порядке. Административный истец также просит восстановить срок обращения в суд за взысканием задолженности.
Административные истец и ответчик, в судебное заседание, о времени и месте которого были извещены надлежащим образом, не явились. На основании положений ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
С момента вступления в силу Федерального закона № 243-ФЗ от 03.07.2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», т.е. с 01.01.2017 года, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются нормами гл. 34 Налогового кодекса РФ.
До 01.01.2017 года порядок уплаты и принудительного взыскания страховых взносов регламентировался нормами Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», согласно ч. 8 ст. 16 которого в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу положений ст. 25 указанного закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями – установленной денежной суммой, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
В соответствии со ст. 21 названного закона при неисполнения плательщиком страховых взносов – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи органом контроля за уплатой страховых взносов заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей, за исключением случая, когда в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов превысила 500 рублей, – тогда орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей.
Нормой ч. 15 ст. 15 закона определено, что в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщик страховых взносов обязан до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.
На основании положений ст. ст. 216, 227, 229 НК РФ в случае прекращения деятельности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до конца налогового периода (календарного года), налогоплательщики обязаны в пятнадцатидневный срок со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
Нормой ч. 2 ст. 22 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» определено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона № 243-ФЗ от 03.07.2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Судом установлено, что в период с 18.09.2006 года по 16.08.2016 года Майер А.А. осуществлял предпринимательскую деятельность (ИНН №), в связи с чем должен был уплачивать страховые взносы.
На момент прекращения Майером А.А. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя действовали нормы ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в связи с чем выявление недоимки по страховым взносам, направление требования о ее уплате, а также ее взыскание должно было производиться в предусмотренном данным законом порядке.
Как указывает административный истец, к настоящему моменту за Майером А.А. числится задолженность по страховым взносам в общей сумме 19 723 рубля 90 копеек, из которых: 14 085 рублей 78 копеек – пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 2 124 рубля 02 копейки – пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, 3 514 рублей 10 копеек – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Требованием налогового органа № 004S01170002976 Майер А.А. указано на необходимость уплаты задолженности по страховым взносам в общей сумме 24 865 рублей 95 копеек в срок до 01.04.2017 года.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства выявления у Майера А.А. недоимки по страховым взносам – соответствующая справка о выявлении недоимки (форма утверждена Приказом ФСС РФ № 2 от 11.01.2016 года «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов»), либо решение по результатам проведенной проверки, предусмотренные ч. ч. 2, 3 ст. 22 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в деле отсутствуют.
Сами по себе таблицы расчета пени по страховым взносам доказательством наличия недоимки не являются.
При этом суд отмечает, что обязанность по уплате пеней производна от основного обязательства – они уплачиваются и взыскиваются вместе с основной недоимкой по страховым взносам, либо уже после полного исполнения лицом обязанности по уплате страховых взносов (ст. 25 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). А потому пени по страховым взносам не могут заявляться ко взысканию сами по себе – без привязки к основному обязательству по уплате (взысканию) недоимки.
Таким образом, поскольку в деле отсутствуют доказательства существования и выявления недоимки по страховым взносам после прекращения Майером А.А. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, отсутствуют доказательства уплаты им в добровольном или принудительном порядке такой недоимки, суд находит требования УФНС по РА необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Помимо прочего административным истцом также пропущен срок для взыскания задолженности по страховым взносам, исчисляемый в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ – с момента направления требования 004S01170002976 от 09.01.2017 года, поскольку исковое заявление подано в суд лишь 12.01.2018 года, в то время как последним днем его подачи, исходя из срока уплаты пени, определенной данным требованием (01.04.2017 года), было 01.10.2017 года. Законных оснований для восстановления такого срока не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай к Майеру А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья С. И. Полякова