66OS0000-01-2021-000572-39 Дело № 3а-599/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург 25 августа 2021 года
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Икрянниковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ялуниной Анастасии Алексеевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
УСТАНОВИЛ:
Ялунина Анастасия Алексеевна, <дата> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом начальника Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району от 07 марта 2013 года № 166/П Ялунина А.А. принята на учёт для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Вступившим в законную силу 29 декабря 2014 года решением Алапаевского городского суда от 26 ноября 2014 года по гражданскому делу № 2-1608/2014 на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возложена обязанность предоставить Ялуниной А.А. благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования город Алапаевск площадью не менее 33 м2. Исполнительный лист выдан 29 декабря 2014 года; исполнительное производство возбуждено 30 января 2015 года; до настоящего времени требования исполнительного документа не выполнены; решение суда не исполнено.
13 июля 2021 года Ялунина Анастасия Алексеевна направила в Свердловский областной суд, через суд, принявший в первой инстанции решение, административное исковое заявление, подлежащее рассмотрению в порядке главы 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Указывает, что судебный акт по вышеназванному и рассмотренному гражданскому делу до настоящего времени не исполнен; утверждая о нарушении своего права на исполнение судебного акта в разумный срок, просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 220000 руб.
В судебное заседание административный истец не явился, о месте и времени судебного заседания извещён заблаговременно и надлежащим образом; направил ходатайство с просьбой рассмотреть дело без его участия.
Интересы Свердловской области при рассмотрении данного административного дела в силу пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» представляют: Министерство финансов Свердловской области и Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Министерство финансов Свердловской области, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (административные ответчики), заинтересованное лицо государственное казённое учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания извещены заблаговременно и надлежащим образом, в направленных письменных возражениях просили отказать административному истцу в требовании о присуждении компенсации.
Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области (заинтересованное лицо) в судебное заседание своего представителя также не направило. О месте и времени судебного заседания заинтересованное лицо извещено; об отношении к рассматриваемым требованиям заинтересованное лицо ничего не сообщило, ограничившись предоставлением копий материалов исполнительного производства.
Учитывая положения части 4 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся лиц, суд определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав и оценив собранные по административному делу доказательства, гражданское дело № 2-1608/2014 суд приходит к следующему.
Статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена 04 ноября 1950 года в Риме) гарантирует каждому право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Правоотношения по поводу присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок урегулированы Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон).
Для обеспечения признаваемого и гарантируемого права на судопроизводство в разумные сроки вышепоименованным Федеральным законом установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации. В свою очередь, порядок производства по делам о присуждении компенсации регламентирован главой 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а в целях единообразного применения законодательства, регулирующего рассмотрение данной категории административных дел, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации даны соответствующие разъяснения в постановлении от 29 марта 2016 года № 11.
При рассмотрении дел о присуждении компенсации суды не вправе проверять законность и обоснованность принятых судебных актов по делу, с которым связаны основания заявления о компенсации (пункт 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11).
При рассмотрении данной категории административных дел суд не связан доводами административного иска и устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учётом следующих обстоятельств:
1) правовая и фактическая сложность дела;
2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса;
3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела;
4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов;
5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки. Из положений этой же статьи следует, что при определении разумного срока исполнения судебного постановления учитываются правовая и фактическая сложность исполнения судебного постановления, поведение участников исполнения судебного постановления, достаточность и эффективность действий, осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного постановления, а также общая продолжительность исполнения судебного постановления.
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта в данном рассматриваемом административном деле следует учитывать и исчислять период со дня направления исполнительного листа в орган, на который возложена обязанность по исполнению судебных актов.
Из положений части 1 статьи 1 Федерального закона следует, что граждане Российской Федерации, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 3 Федерального закона и части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подаётся в течение шести месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта. В случае, если производство по исполнению судебного акта не окончено, заявление о компенсации может быть подано не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.
Как видно из материалов гражданского дела № 2-1608/2014, решением Алапаевского городского суда от 26 ноября 2014 года удовлетворены исковые требования Алапаевского городского прокурора в интересах Ялуниной Анастасии Алексеевны. На Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возложена обязанность предоставить Ялуниной Анастасии Алексеевне благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования город Алапаевск, площадью не менее 33 м2.
Решение суда от 26 ноября 2014 года никем не обжаловалось.
Решение суда вступило в законную силу 29 декабря 2014 года.
29 декабря 2014 года выдан исполнительный лист ВС № 059221432.
28 января 2015 года выданный исполнительный лист поступил в межрайонный отдел по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Свердловской области.
30 января 2015 года судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Свердловской области возбуждено исполнительное производство № 953/15/66062-ИП; взыскатель – Ялунина Анастасия Алексеевна; должник – Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
В ходе исполнительного производства должнику направлялись требования о предоставлении информации о мерах, принятых для исполнения судебного акта, предупреждения об ответственности за неисполнение решения суда, должник привлекался к административной ответственности, однако, несмотря на это, решение суда до настоящего времени не исполнено.
Таким образом, решение суда по гражданскому делу № 2-1608/2014 обращено к принудительному исполнению 28 января 2015 года и на момент рассмотрения данного административного дела не исполнено.
Общая продолжительность неисполнения судебного акта (исчисляемая с 28 января 2015 года до дня разрешения рассматриваемого административного дела 25 августа 2021 года) составляет 05 лет 06 месяцев 29 дней.
Столь существенный и продолжающий своё течение период времени для исполнения решения суда более чем в тридцать три раза превышает двухмесячный срок, установленный частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». С учётом фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного административного дела, такой период времени для исполнения решения суда не может быть признан судом разумным.
При этом, никаких чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) по делу не установлено.
Вины административного истца в нарушении срока исполнения решения суд не усматривает, поведение Ялуниной А.А. никоим образом не повлияло на общую продолжительность исполнительного производства.
Как следует из письменных возражений должника (административного ответчика) Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, основной причиной неисполнения решения суда об обеспечении Ялуниной А.А. жилым помещением является недостаточность финансирования мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На тождественные обстоятельства, а также на ограничения, вытекающие из Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ссылается в своих письменных возражениях и заинтересованное лицо – государственное казённое учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
При этом, государственное казённое учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» указывает, что на территории данного муниципального образования в пределах финансирования проводится необходимая работа по предоставлению жилых помещений для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.
В письме от 17 августа 2021 года министерство социальной политики Свердловской области сообщило, что Ялунина А.А. по состоянию на 01 июля 2021 года учтена в списке под номером четырнадцать.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требование об обязательности судебных постановлений, закреплённое положениями статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, игнорируется.
Поэтому применительно к рассматриваемым требованиям суд считает, что действия административных ответчиков не были достаточными и эффективными, а общая продолжительность исполнения судебного акта с учётом обстоятельств, за которые Ялунина А.А. ответственности не несёт, является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока.
Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является в силу положений части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (с учётом содержания пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11) основанием для присуждения компенсации. Установив такой факт, суд обязан присудить административному истцу, право которого нарушено, соответствующую компенсацию.
Проанализировав установленные и вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что право Ялунина А.А. на исполнение судебного акта в разумный срок нарушено, потому что, по мнению суда, неисполнение судебного акта, которое продолжается уже на протяжении более шести лет, никак нельзя и невозможно признать разумным. Поэтому Ялуниной А.А. должна быть присуждена компенсация за нарушение защищаемого права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3 статьи 1 Федерального закона). Присуждение такой компенсации не направлено на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
Размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учётом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека (часть 2 статьи 2 Федерального закона).
Обратившись в суд, Ялунина А.А. просила присудить ей компенсацию в размере 220000 руб. за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. В свою очередь, определяя размер компенсации, суд учитывает практику Европейского Суда по правам человека, правовую и фактическую сложность дела, по которому было допущено нарушение, продолжительность нарушения, требования разумности и справедливости. Принимает во внимание суд также и вышеуказанные последствия нарушения этого права, их значимость для административного истца Ялуниной А.А., которая так и не обеспечена жилым помещением. Проанализировав все обстоятельства по отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу и считает, что требуемая административным истцом компенсация превышает разумный размер. Такой размер компенсации не отвечает требованиям разумности и справедливости, и поэтому, суд определяет размер компенсации равным 200000 руб.
При подаче данного административного искового заявления административным истцом Ялуниной А.А. уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., которая также подлежит возмещению. Помимо уплаты государственной пошлины, Ялунина А.А. оплатила услуги представителя в сумме 14500 руб., что подтверждается распиской. Факт несения этих расходов подтверждён приложенными к административному исковому заявлению документами, и не вызывает никаких сомнений.
На основании статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Вопрос о размере затрат носит индивидуальный характер с учётом обстоятельств рассмотренного дела; при этом, следует учитывать, что расходы на оплату услуг представителя взыскиваются судом в разумных пределах.
Учитывая характер рассмотренного дела, объём оказанных представителем Ермаковым А.Е. юридических услуг, наличие возражений со стороны административного ответчика, суд приходит к выводу о чрезмерности предъявленного к возмещению размера расходов в сумме 14500 руб.
Исходя из принципа разумности и обоснованности судебных расходов, проведения судебного заседание без представителя административного истца, суд считает подлежащей к взысканию сумму в размере 5000 руб., поскольку определённая в таком размере сумма расходов по оплате услуг представителя позволяет соблюсти необходимый баланс между сторонами, учитывает соотношение расходов с объёмом получившего защиту права административного истца, в пользу которого вынесен судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Ялуниной Анастасии Алексеевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать со Свердловской области, в лице Министерства финансов Свердловской области, за счёт средств бюджета Свердловской области, в пользу Ялуниной Анастасии Алексеевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 200000 руб.
Взыскать со Свердловской области, в лице Министерства финансов Свердловской области, за счёт средств бюджета Свердловской области, в пользу Ялуниной Анастасии Алексеевны судебные расходы в размере 5300 руб.
Решение суда подлежит немедленному исполнению Министерством финансов Свердловской области за счёт средств бюджета Свердловской области в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (главой 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы.
Решение изготовлено 02 сентября 2021 года.
Судья |
М.В. Старков |