РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2018 года город Москва
Бабушкинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Зотовой Е.Г., при секретаре судебного заседания Сотниковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1702/18 по иску АО «УРАЛСИБ Жизнь» к Тюриной С.В. о признании договора страхования недействительным,
УСТАНОВИЛ:
АО «УРАЛСИБ Жизнь» обратился в суд с иском к Тюриной С.В. о признании договора страхования № * от 14.06.2016 года, заключенного между ним и *., недействительным, взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей, указывая в обоснование заявленных требований на то, что 14.06.2016 года между ним и *. был заключен договор добровольного страхования жизни и здоровья «ЗАЩИТА ЗАЕМЩИКА» Программа страхования «2.53» на срок с 15.06.2016 года по 28.06.2019 года с уплатой страховой премии в размере 49 335 рублей, объектом страхования являлись не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы, связанные с причинением вреда здоровью застрахованного лица, повлекшее назначение инвалидности 1,2 группы, а также смерти застрахованного лица от любых причин. При подписании договора страхования *. сообщила и подтвердила, что ей никогда не диагностировались и в настоящее время она не имеет онкологических заболеваний, злокачественных или доброкачественных опухолей. 17.01.2017 года *. умерла от прогрессирующего опухолевого процесса, рака яичников, от ее наследника – дочери Тюриной С.В. истцу поступило заявление о выплате страхового возмещения. Из представленных медицинских документов следовало, что по состоянию на дату заключения договора страхования у *. было диагностировано онкологическое заболевание, проводилось его лечение, в связи с чем истец считает, что при заключении договора она указала заведомо ложные сведения относительно своего здоровья, что повлияло на оценку АО «УРАЛСИБ Жизнь» страхового риска.
Представитель истца АО «УРАЛСИБ Жизнь» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Тюрина С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку сторон в судебное заседание нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон, суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 14.06.2016 года между АО «УРАЛСИБ Жизнь» и *. был заключен договор добровольного страхования жизни и здоровья «ЗАЩИТА ЗАЕМЩИКА» Программа страхования «2.53» на срок с 15.06.2016 года по 28.06.2019 года с уплатой страховой премии в размере 49 335 рублей, объектом страхования являлись не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы, связанные с причинением вреда здоровью застрахованного лица, повлекшее назначение инвалидности 1,2 группы, а также смерти застрахованного лица от любых причин.
Договор страхования, оформленный страховым полисом, был заключен со страхователем на условиях, изложенных в настоящем Полисе (на лицевой и оборотной сторонах) и Условиях договора добровольного страхования жизни и здоровья «Защита заемщика».
В силу п. 6.5 Условий договора не являются страховыми случаями события, хотя и предусмотренные п. 5 настоящих Условий, но происшедшие вследствие заболеваний (болезней) или их последствий, последствий несчастных случаев, диагностированных у застрахованного лица на дату заключения договора страхования.
Согласно п. 11.1 Условий договора, при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику обо всех известных ему обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая. Существенными признаются обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в договоре страхования (Полисе).
На основании сообщенных * при заключении договора сведений был установлен размер страховой премии, который составил 49 335 рублей.
При подписании договора страхования, в котором содержится Декларация застрахованного лица, *. сообщила и подтвердила, что ее возраст в настоящее время превышает 18 и будет составлять менее 65 лет на момент окончания договора страхования; она не является инвалидом, ей никогда ранее не назначалась группа инвалидности, не имеет оснований (в том числе оформленных соответствующим документом – направлением на МСЭ) для назначения группы инвалидности; ей никогда ранее не диагностировались и в настоящее время она не имеет следующих заболеваний: сердечно – сосудистой системы (в том числе инсульт, инфаркт, стенокардия, кардиомиопатия, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, нарушение сердечного ритма, ревмокардит, тромбоз, сердечно – сосудистая недостаточность), онкологические заболевания, злокачественные или доброкачественные опухоли, злокачественные заболевания крови и кроветворных органов, цирроз печени, язвенная болезнь, почечная недостаточность, сахарный диабет, бронхиальная астма, туберкулез, паралич, гепатит С, заболевания опорно – двигательного аппарата, ограничивающие движение, близорукость или дальнозоркость свыше 6 диоптрий, заболевания глаз (катаракта, глаукома); в настоящее время ее трудоспособность не является ограниченной в связи с нарушением здоровья, обусловленным травмой, отравлением или болезнью; она не страдает ожирением. Параметры ее артериального давления не ниже 90/60 мм рт. ст. и не превышают 130/95 мм. рт. ст.; она не обращалась за оказанием медицинской помощи по поводу СПИДа и ей неизвестно, что она является носителем ВИЧ; она не состоит на учете в наркологическом, психоневрологическом, противотуберкулезном, кожно – венерологическом диспансере; не находится под следствием и не осуждена к лишению свободы; ее профессиональная деятельность не связана с повышенным риском.
17.01.2017 года *. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным Органом ЗАГС Москвы № 2 Многофункционального центра предоставления государственных услуг района Ростокино 17.01.2017 года.
Согласно выписному эпикризу Городской клинической больницы № 40 Департамента здравоохранения города Москвы, *. находилась на стационарном лечении в 3 Онкологическом отделении ГКБ № 40 с 04.08.2015 года по 17.08.2015 года, с диагнозом Рак яичников. Частичная регрессия опухоли.
Согласно медицинскому заключению о смерти серии 45С № 168346 от 17.01.2017 года, у *. имелось заболевание Прогрессирование опухолевого процесса. Рак яичников. Приблизительный период времени между началом патологического процесса и смертью с 2015 года.
Как следует из справки о смерти № 325 от 08.02.2017 года, причиной смерти *. явилось Прогрессирование опухолевого процесса. Рак яичников.
08.02.2017 года дочь *. – Тюрина С.В. обратилась в АО «УРАЛСИБ Жизнь» с заявлением о выплате страхового возмещения, в чем истцом ей было отказано ответом от 22.02.2017 года.
В соответствии со ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор (пункт 1).
Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо.
В соответствии с п. 2 ст. 942 ГК РФ при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение: о застрахованном лице; о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая); о размере страховой суммы; о сроке действия договора.
Пунктами 1 и 3 ст. 944 ГК РФ установлено, что при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.
В силу ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования) (пункт 1).
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре (пункт 2).
В силу п. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам (пункт 2 этой же статьи).
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу п. 2 ст. 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, оценив собранные по делу доказательства и установив вышеприведенные фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что страхователь *. на момент заключения договора страхования не могла не знать о наличии у нее онкологического заболевания, скрыла данный факт от страховщика и фактически сообщила страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска). Указанное обстоятельство является достаточным основанием для признания сделки недействительной.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым признать договор страхования недействительным по основаниям п. 2 ст. 179 ГК РФ.
На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с этим с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № * ░░ 14.06.2016 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░ *.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 28 ░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░