Гражданское дело №
УИД: 05RS0№-23
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> «30» августа 2021
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Исаева И.М.,
при секретаре судебного заседания Магомедовой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Таджибовой Заиры Мухтаровны к Администрации городского округа «<адрес>», к третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерству образования и науки РД, Министерству финансов РД признании незаконным и необоснованным Уведомления № от 26.02.2021г., об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей»,
установил:
Таджибова З.М. обратилась в Избербашский городской суд Республики Дагестан с указанным иском, в обоснование которого указала следующее.
Администрация городского округа «<адрес>» РД, относительно продвижения ее очереди, сообщает о том, что в ходе проведённой проверки учетных дел граждан состоящих в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерством образования и науки РД, были выявлены нарушения, в связи с этим разъяснено, что для исполнения целей настоящего ФЗ № от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ст. 1 закона используются следующие понятия...
Включение в список лица, не имеющего статус «дети-сироты», «дети - сироты, оставшихся без попечения родителей», является неправомерным и она, Таджибова З.М., может быть исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для оставления ее в списке в срок до ДД.ММ.ГГГГ, якобы ей необходимо установить факт отсутствия родительского попечения в судебном порядке.
С вынесенным уведомлением, не согласна, считает его незаконным и необоснованным, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного производства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Она, на основании ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была внесена в данную очередь на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. Никакой недвижимости у нее в собственности не было и нет. Все необходимые документы были предоставлены своевременно.
Все эти годы она интересовалась продвижением очереди, а теперь когда очередь вроде бы подошла она получила уведомление, из которого следует, что ей нужно доказать какие-то факты иначе ее исключат из данной очереди.
Исходя из уведомления следует, что на момент постановки ее на очередь имелись все законные основания, в связи с чем она и была включена в данную очередь, а спустя много лет получается, что она незаконно была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Считает, что это ничто иное как отписка, таким образом, ее хотят исключить из очереди с целью не предоставления ей положенного по закону единственного жилья.
По данному факту она так же обратилась в прокуратуру <адрес> РД, с просьбой провести проверку массовых уведомлений-отказов для категории граждан нуждающихся, детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч.3 ст.24 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов- исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.
Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным, орган, совершивший оспоренное бездействие, обязан устранить допущенные нарушения и восстановить права и законные интересы административного истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.124-131 Кодекса административного судопроизводства РФ, просит признать уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации городского округа «<адрес>» РД, незаконным; обязать Администрацию городского округа «<адрес>» РД, устранить нарушение прав, свобод и законных интересов Административного истца.
В последующем, в ходе производства по указанному делу, Таджибовой З.М. были уточнены заявленные ранее требования, с предъявлением к ответчику нового требования – об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», определением суда от 11.05.2021г. заявление Таджибовой З.М. об увеличении исковых требований было принято к производству суда с переходом к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, по делу была проведена подготовка к судебному разбирательству.
Истец Таджибова З.М., в судебном заседании поддержала свои исковые требования в полном объеме и просила удовлетворить их по изложенным оснвоаниям.
Представитель ответчика – Администрации ГО «<адрес>» по доверенности – ведущий специалист управления образованием администрации ГО «<адрес>» по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству – ФИО8, в судебном заседании исковые требования Таджибовой З.М. не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что Таджибовой З.М. не относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно неправомерно была включена в списки на получение жилья, поэтому, в ее адрес было направлено уведомление о предоставлении подтверждения указанного статуса. Согласно письму Министерства образования и науки РД и приложенному к нему Акту проверки деятельности администрации ГО «<адрес>» по реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе проверки учетных дел граждан, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были выявлены нарушения, в связи с чем, указанные лица, подлежат исключению из списков, в том числе, и истец Таджибовой З.М. Также пояснила, что ранее Таджибовой З.М. обращалась в Избербашский городской суд РД с требованием о признании ее лицом, оставшимся без попечения, однако, в удовлетворении исковых требований последней было отказано. Полагая не подтвержденным Таджибовой З.М. статус ребенка, оставшего без попечения родителей, имеются все предусмотренные законом основания, для исключения Таджибовой З.М. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просит отказать в удовлетворении заявленных ею и ее представителем требований.
Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство образования и науки РД, Министерство финансов РД, будучи надлежаще извещенными о месте и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили, об отложении дела на другой срок или рассмотрении дела в отсутствие своих представителей не просили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, признав причины их неявки в судебное заседание неуважительными.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Суд, огласив исковое заявление, выслушав участвовавших в деле лиц, исследовав письменные доказательства, материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
На территории Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Во исполнение этого закона Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 161 утвержден «Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан».
Согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с частью 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно свидетельству о рождении серии III-БД № от 22.04.2015г., Таджибова Заира Мухтаровна родилась 01.08.2001г., ее отцом является ФИО2, матерью – ФИО3.
Из имеющейся в личном деле копии постановления администрации ГО «<адрес>» № от 05.06.2003г. «Об учреждении опеки над ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Таджибовой Заирой Мухтаровной, 01.08.2001г.р.», усматривается, что на основании заявления ФИО5, над Таджибовой З.М. и ФИО4 была учреждена опека, в связи с тем, что их мать – ФИО3 является инвали<адрес> группы (справка серии МСЭ-001 № от 02.09.1997г.), отец – ФИО2 осужден Избербашского городского суда от 16.05.2003г. по ст.158 ч.3 к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, опекуном над ФИО9 и Таджибовой З.М. назначена ФИО6.
Согласно копии справки серии МСЭ-2012 № от 19.12.203г. ФИО3, 1965 г.р. установлена инвалидность 19.12.2003г., группа инвалидности – вторая, причина инвалидности – общее заболевание по зрению, инвалидность установлена бессрочно.
Согласно имеющемуся в материалах личного дела копии решения Избербашского городского суда от 20.11.2006г. ФИО2 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО4, 13.08.1999г.р., Таджибовой З.М., 01.08.2001г.
Согласно справке № от 21.08.2020г., выданной специалистом МБУ «УЖКХ <адрес>» ФИО10 на имя Таджибовой З.М., в графе состав семьи проставлен прочерк.
Согласно выписке из домовой книги № от 19.08.2020г., в <адрес>, площадью 160,0 кв.м., домовладелец ФИО6, зарегистрированы 4 человека, в том числе и ФИО11
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.04.2008г. №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее – Закона) основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством.
В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 8 Закона к полномочиям органов опеки и попечительства относятся выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, установление опеки или попечительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Закона опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления администрации ГО «<адрес>» № от 05.06.2003г. «Об учреждении опеки над ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Таджибовой Заирой Мухтаровной, 01.08.2001г.р.», над истцом Таджибовой З.М. была учреждена опека и опекуном назначена ФИО6, что подтверждается и материалами представленного представителем ответчика учетного (личного) дела.
Пунктом 6 Определения суда о подготовке дела к судебному разбирательству от 11.05.2021г., суд обязал ответчика – администрацию ГО «<адрес>» предоставить в суд личное (учетное) дело на Таджибову З.М., из исследованных в судебном заседании материалов которого, усматривается, что специалистами по опеке и попечительству администрации ГО «<адрес>» в 2003г. проводилось обследования условий жизни несовершеннолетних ФИО4 и Таджибовой З.М., оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства в доме опекуна – их бабушки – ФИО5 по адресу: РД, <адрес>.
Изложенное подтверждает доводы истца о том, что факт учреждения опеки над Таджибовой З.М. является установленным, с учетом того, что постановление администрации ГО «<адрес>» № от 05.06.2003г. «Об учреждении опеки над ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Таджибовой Заирой Мухтаровной, 01.08.2001г.р.» никем не отменено и является действующим. В связи с чем, доводы представителя ответчика по доверенности – ведущего специалиста управления образованием администрации ГО «<адрес>» по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству – ФИО8, о том, что Таджибова З.М. не относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и должна подтвердить свой статус как ребенок, оставшийся без попечения родителей (в соответствии с требованиями изложенными в уведомлении № от 01.03.2021г.) судом не могут быть приняты во внимание, в силу их недоказанности.
Доводы представителя ответчика по доверенности – ведущего специалиста управления образованием администрации ГО «<адрес>» ФИО8 о том, что решением Избербашского городского суда РД от 14.04.2021г. Таджибовой З.М. отказано в удовлетворении требований об установлении факта отсутствия родительского попечения суд также находит не состоятельными.
В то же время, как следует из пояснений истца Таджибовой З.М., на указанное решение Избербашского городского суда РД ею была представлена апелляционная жалоба с ходатайством о восстановлении срока на обжалование указанного решения суда.
Определением Избербашского городского суда РД от 08.07.2021г. в восстановлении срока для обжалования решения суда ей было отказано, на указанное определение суда ею была подана частная жалоба. К моменту рассмотрения настоящего дела частная жалоба по существу не рассмотрена.
Из представленной копии постановления администрации ГО «<адрес>» № от 22.09.2005г. «О жилищном вопросе», усматривается, что «в соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства РД от 09.10.2003г. № «Об утверждении Положения о порядке выделения из республиканского бюджета РД средств на финансирование расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местная администрация постановляет: принять на учет для улучшения жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилья согласно прилагаемого списка», при этом, в списке под № значится Таджибова З.М. 2001г.р.
Таким образом, судом установлено, что Таджибова З.М. была принята на учет для улучшения жилищных условий как ребенок, оставшийся без попечения родителей, по заявлению ее опекуна – ФИО5 22.09.2005г., то есть до исполнения ей 14 лет, тогда как в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Между тем, с учетом того, что должностное лицо, принявшее указанное заявление от опекуна никаким образом не уведомило о данном факте, более того, заявление было принято, зарегистрировано, администрацией <адрес> было вынесено постановление о включении Таджибовой З.М. в данный список, суд пришел к выводу о том, что нарушения в действиях опекуна отсутствуют (аналогичная позиция содержится и в апелляционном определении Верховного Суда РД от 09.11.2020г. по гражданскому делу №).
Изложенное подтверждает доводы истца о том, что Таджибова З.М. была поставлена на учет для улучшения жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой в соответствии с действующим постановлением администрации, которое до сих пор никем не оспаривалось, что также не отрицалось в судебном заседании и представителями ответчика.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеющееся в материалах дела (в том числе и в материалах учетного дела), исследованное в судебном заседании постановление администрации № от 22.09.2005г. «О жилищном вопросе» является необходимым и достаточным доказательством, достоверно подтверждающим факт постановки истца Таджибовой З.М. на учет для улучшения жилищных условий именно как лица, обладающего статусом – ребенок, оставшийся без попечения родителей, над которым в установленном законом порядке была установлена опека.
Представителем ответчика в судебном заседании было указано на то, что согласно письму Министерства образования и науки РД от 16.11.2020г. была проведена документарная проверка администрации ГО «<адрес>» в части реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В приложенном к нему Акте проверки деятельности администрации ГО «<адрес>» по реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приведен список лиц, не имеющих статус «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем, указанные лица, подлежат исключению из списков, в том числе и истец Таджибова З.М., поэтому, ей и было направлено соответствующее уведомление администрации.
Суд не может согласиться с указанными доводами представителя ответчика по следующим основаниям.
Письмом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ N ДГ-812/07 были направлены разъяснения некоторых норм, регламентированных Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 397 (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 397) для руководства и использования в работе.
Так, в соответствии с пунктом 20 Правил формирования списка, решение об исключении детей-сирот и лиц из их числа из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа.
При этом согласно пункту 21 Правил формирования списка уполномоченный орган размещает в Единой государственной информационной системе социального обеспечения информацию (далее - ЕГИССО) о включении детей-сирот и лиц из их числа в Список или об исключении их из Списка.
Кроме того, согласно пункту 19 Правил формирования списка при усыновлении (удочерении) детей-сирот орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда об усыновлении (удочерении) информирует об этом уполномоченный орган, который исключает таких детей из списка.
Таким образом, уполномоченный орган формирует сводный Список по субъекту Российской Федерации и направляет сведения из него в ЕГИССО, то есть координирует и контролирует весь процесс формирования и ведения Списка.
Именно этим обусловлено, что решение об исключении из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа.
Согласно пункту 20 Правил формирования списка дети-сироты и лица из их числа исключаются из Списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решение об исключении из списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа в течение 5 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом подтверждения сведений об обстоятельствах, указанных в пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Исходя из изложенного, в случае наделения органа местного самоуправления полномочием по формированию Списка орган местного самоуправления направляет в уполномоченный орган сведения о наличии обстоятельств для исключения детей-сирот и лиц из их числа из Списка, а уполномоченный орган издает соответствующий распорядительный акт.
Таким образом, в связи с тем, что, как указано выше, решение об исключении из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа в установленном законом порядке при наличии предусмотренных оснований, суд приходит к выводу о том, что письмо Министерства образования и науки РД и приложенный к нему Акт проверки деятельности администрации ГО «<адрес>», не являясь распорядительными актами уполномоченного органа, не могут устанавливать основания для исключения из списка названной категории лиц.
Доводы истца Таджибовой З.М о том, что она не имеет собственного жилья, также как и ее мать – ФИО3 подтверждаются уведомлениями об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений на каждого из них (от 20.08.2020г.), имеющимися в материалах личного дела.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ14-2; Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ17-4, Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2018г. №-КГ18-8).
Каких-либо допустимых доказательств в силу требований ст.56-60 ГПК РФ в опровержение доводов истца представителем ответчика и третьими лицами суду не представлено.
Таким образом, суд считает, что установленные в судебном заседании обстоятельства дела, подтверждаются исследованными судом доказательствами, в связи с чем, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований Таджибовой З.М к Администрации ГО «<адрес>» в части предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по категории «дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Относительно заявленных истцом и поддержанных в судебном заседании требований в части признания незаконным и необоснованным Уведомления № от 26.02.2021г., суд приходит к следующему выводу.
Из представленной в материалы дела копии уведомления № от 26.02.2021г., подписанного ведущим специалистом УО администрации ГО «<адрес>» по опеке и попечительству ФИО8 (направление которого в адрес истца не оспаривалось и представителем ответчика) усматривается, что Таджибовой З.М., состоящей на учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо подтвердить указанный статус, с просьбой «в срок до 01.06.2021г. установить факт отсутствия родительского попечения в судебном порядке, если на то имеются подтверждающие обстоятельства».
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.
Порядок судебного обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) органов власти урегулирован в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В соответствии с п.1 ст.218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена система муниципальных правовых актов, среди которых указаны: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Между тем, указанное уведомление № от 26.02.2021г. ни по своей форме, ни по содержанию не относится ни к одному из предусмотренных вышеуказанным законом муниципальных правовых актов, кроме того, подписано ведущим специалистом УО администрации ГО «<адрес>» по опеке и попечительству, не являющимся должностным лицом местного самоуправления, в связи с чем, суд приходит к выводу, что оно носит лишь уведомительный характер, не влечет никаких юридических последствий, не нарушает (не оспаривает) прав истца, ее свобод и законных интересов, не создает препятствий к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов не возлагает незаконно каких-либо обязанностей, таким образом, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении иска в этой части, надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 197-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Таджибовой Заиры Мухтаровны к Администрации городского округа «<адрес>», к третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерству образования и науки РД, Министерству финансов РД признании незаконным и необоснованным Уведомления № от 26.02.2021г., об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» предоставить Таджибовой Заире Мухтаровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> РД благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи жалобы через Избербашский городской суд.
Судья И.М.Исаев
мотивированное решение
составлено 03.09.2021г.