Судья: Царев В.М. Дело № 33-6996/2021
УИД 24RS0035-01-2020-004739-78
2.085
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Сударьковой Е.В.,
судей - Охременко О.В., Тихоновой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ануфриевой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В.
гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Зиновьевой Елены Владимировны к КГКУ «Управление социальной защиты населения» о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки и возобновлении предоставления мер социальной поддержки
по апелляционной жалобе третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства социальной политики Красноярского края
на решение Минусинского городского суда от 24 марта 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Зиновьевой Елены Владимировны к КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице территориального отдела г. Минусинска и Минусинского района об обязании совершить действия удовлетворить.
Обязать КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице территориального отдела г. Минусинска и Минусинского района предоставить Зиновьевой Елене Владимировне с 01.08.2016 по 09.08.2019 меры социальной поддержки на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на оплату коммунальных услуг в форме субсидий в размере 50% начисленных ресурсоснабжающими организациями и обслуживающими компаниями многоквартирного жилого <адрес>, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а с 10.08.2019 по 01.07.2020 в форме компенсаций понесенных расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и на оплату коммунальных услуг.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Зиновьевой Е.В. к КГКУ «Управление социальной защиты населения» о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, возобновлении предоставления таких мер социальной поддержки. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Зиновьева Е.В. является инвалидом третьей группы, имеет на праве собственности <адрес>, расположенную в многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес>. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде частичной оплаты за жилье и коммунальные услуги, которые в соответствии с Законом Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 « О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» до августа 2019 года предоставлялись в форме субсидий, а с 10 августа 2019 года в форме компенсации 50% стоимости фактически понесенных расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги.
На основании заявления Зиновьевой Е.В. и решения УСЗН администрации г. Минусинска с 01 июня 2014 года истице предоставлялись меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% их стоимости. В связи с наличием задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги, предоставление мер социальной поддержки Зиновьевой Е.В. с 01 июля 2016 года было приостановлено, а с 01 августа 2016 года прекращено.
Принятое УСЗН администрации г. Минусинска решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде субсидий на оплату за жилье и коммунальные услуги противоречило ч.4 ст. 20.1 Закона Красноярского края № 13-2804, которая содержала прямой запрет прекращения предоставления мер социальной поддержки инвалидам.
Просил суд признать незаконным решение УСЗН администрации г. Минусинска о прекращении предоставления мер социальной поддержки Зиновьевой Е.В. с 01 августа 2016 года в форме субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, обязать КГКУ « Управление социальной защиты населения предоставить Зиновьевой Елене Владимировне с 01 августа по 31 июля 2019 года меры социальной поддержки в виде предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% начисленных ресурсоснабжающими организациями и обслуживающими компаниями многоквартирный жилой <адрес>, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а начиная с 10 августа 2019 года предоставлять меры социальной поддержки на оплату услуг ЖКХ в виде компенсации их фактической стоимости.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Министерства социальной политики Красноярского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права. Указывает, что при наличии у Зиновьевой без уважительных причин задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и отсутствии соглашения о ее погашении оснований для предоставления ей спорной меры социальной поддержки, не имеется. Кроме того, с 10.08.2019г. действующим законодательством изменена форма предоставления указанных мер социальной поддержки с субсидии на предоставление компенсации фактически понесенных расходов, что возможно только при отсутствии задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг. Кроме того, полагает, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, так как УСЗН администрации г. Минусинска ликвидировано. Функции по предоставлению мер социальной поддержки переданы вновь созданному учреждению «Управление социальной защиты населения» которое не является правопреемником УСЗН администрации г. Минусинска.
Минусинской межрайонной прокуратурой представлены письменные возражения по доводам апелляционной жалобы, в которых, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судом решения, прокурор просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика КГКУ « Управление социальной защиты населения» Коцюба К.А., действующая по доверенности от 07.07. года апелляционную жалобу третьего лица, считает обоснованной, полагает, что обязанность по предоставлению истице, имеющей до настоящего времени непогашенную задолженность, мер социальной поддержки, не основано на законе.
Представитель процессуального истца Смирнова Я.Е. апелляционную жалобу считает не обоснованной, просит оставить решение суда без изменения, а жалобу- без удовлетворения.
Истица Зиновьева Е.В. и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия судебную коллегию не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению частично.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета, плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с п.1. статьи 20.1 Закона Красноярского края
от 17.12.2004 N 13-2804 (ред. от 24.12.2020) "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" компенсации и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Компенсации и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности уполномоченная организация получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
В силу п.4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 действовавшей в редакции до 10 августа 2019 года предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела Зиновьева Е.В. является собственником квартиры № 6, расположенной в многоквартирном жилом доме по ул. Ломоносова, 9 в г. Минусинске. В установленном законом порядке истица была признана инвалидом 3 группы по общему заболеванию. С 2014 года на основании решения УСЗН администрации г. Минусинска, истице предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% начисленной ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями платы за жилье и коммунальные услуги. В связи с наличием у Зиновьевой Е.В. задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги более трех месяцев, с 01 июля 2016 года предоставление мер социальной поддержки было приостановлено сроком на один месяц, для выяснения причин образовавшейся задолженности, а с 01 августа 2016 года предоставление мер социальной поддержки было прекращено.
Удовлетворяя требования прокурора в части незаконности решения УСЗН администрации г. Минусинска о прекращении Зиновьевой Е.В. с 01 августа 2016 года предоставления мер социальной поддержки, суд первой инстанции, правильно применив редакцию статьи п.4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804, действовавшей на момент принятия решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для приостановления предоставления мер социальной поддержки Зиновьевой Е.В. в виде предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в силу прямого указания закона края.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда в указанной части, судебная коллегия считает не состоятельными, основанными на неверном толковании норм материального закона и в частности Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804.
Вместе с тем, судебная коллегия считает обоснованными доводы жалобы в части возложения на КГКУ « Управление социальной защиты населения» обязанности по предоставлению мер социальной поддержки Зиновьевой Е.В. в виде компенсации фактически понесенных расходов.
В соответствии со статьей 3 Закона Красноярского края от 11.07.2019 N 7-2934 "О внесении изменений в Законы края, регулирующие вопросы предоставления мер социальной поддержки и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"
статья 20.1 Закона Красноярского края 17.12.2004 года № 13-2804, в том числе и пункт 4 были изложены в новой редакции.
Согласно п.1 –п.4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 компенсации и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Компенсации и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности уполномоченная организация получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Размер компенсации и (или) дополнительных мер социальной поддержки, установленный статьями 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, определяется уполномоченной организацией на основании сведений о размере рассчитанной и внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, с учетом сведений о наличии (отсутствии) у получателей компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, о заключении и (или) выполнении ими соглашений по погашению задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Сведения о размере рассчитанной и внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о наличии (отсутствии) у получателей задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, о заключении и (или) выполнении ими соглашений по погашению задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг представляются в уполномоченную организацию юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими управление многоквартирными домами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг, посредством электронного взаимодействия в соответствии с соглашениями, заключенными между уполномоченной организацией и указанными организациями. В случае неполучения таких сведений от указанных организаций посредством электронного взаимодействия, необходимые сведения представляются на основании письменных запросов, направленных уполномоченной организацией в адрес данных организаций, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных, либо представляются гражданином по собственной инициативе.
Предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается по решению уполномоченной организации в случае неуплаты получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги за два и более месяца либо невыполнения получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности.
Предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается с 1-го числа месяца, в котором принято решение о приостановлении предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки.
При наличии уважительных причин образования у получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (стационарное лечение получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки и (или) членов его семьи, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок, установленный трудовым законодательством, стихийные бедствия и (или) иные обстоятельства чрезвычайного характера), подтвержденных документами, указанными в пункте 7 настоящей статьи, предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению уполномоченной организации вне зависимости от условий приостановления предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки.
При принятии решения о возобновлении предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки при наличии уважительных причин образования задолженности предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки после произведенной оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги осуществляется также и за тот месяц, в течение которого их предоставление приостанавливалось.
Новая редакция п.4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804, введенная в действие с 10 августа 2019 года не исключает возможность прекращения предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги в отношении инвалидов, имеющих задолженность. Зиновьева Е.В. имеет задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги с 2016 года. На момент рассмотрения дела судом первой инстанции по сведениям Отдела судебных приставов исполнителей по г. Минусинску и Минусинскому району на исполнении находится пять исполнительных производств в отношении должника Зиновьевой Е.В., два из которых возбуждены на основании судебных приказов, выданных мировым судьей судебного участка № 99 по г. Минусинску о взыскании с Зиновьевой Е.В. задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги на сумму 60248,11 руб., и 47134,63 руб., задолженность по которым до настоящего времени не погашена.
Принимая во внимание, что предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации фактически понесенных расходов за жилье и коммунальные услуги, возможно только при отсутствии задолженности, либо неисполнения условий соглашения по погашению задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги, решение суда в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги с 10 августа 2019 года нельзя признать законным и обоснованным и в этой части решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Доводы жалобы о том, что ответчик по делу является ненадлежащим, так как КГКУ « Управление социальной защиты населения» не является правопреемником УСЗН администрации г. Минусинска, были предметом исследования судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Минусинского городского суда от 24 марта 2021 года в части возложения на КГКУ « Управление социальной защиты населения» обязанности по предоставлению Зиновьевой Елене Владимировне компенсации понесенных расходов на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме и на оплату коммунальных услуг с 10 августа 2019 года - отменить.
Принять в указанной части по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Зиновьевой Е.В. к КГКУ» Управление социальной защиты населения» о предоставлении компенсации по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме и на оплату коммунальных услуг за период с 10 августа 2019 года по 01.07.2020 года – отказать.
Председательствующий:
Судьи: