Решение по делу № 2а-557/2020 от 18.12.2019

Дело № 2а-557/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 января 2020 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Машутинской И.В.,

при секретаре Ярашутиной Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Фокиной Т. С. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании действий по установлению неразумного срока сноса жилого дома, требования о сносе жилого дома в части срока его исполнения незаконными,

установил:

Фокина Т.С. обратилась в суд с административным иском к администрации МО «Город Архангельск» о признании действий по установлению неразумного срока сноса жилого дома, требования о сносе аварийного дома в части срока его исполнения незаконными, просила обязать административного ответчика установить разумный срок для исполнения требования – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, г. Архангельск. Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дом признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ администрацией направлено собственникам требование о сносе дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Считает указанный в требовании срок не разумным. Просила суд взыскать с административного ответчика в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины 300 руб.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя административного ответчика к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Фокина Д.А., Сербина Е.Н., Янковский С.С., Шматова А.В., Шматова О.А., Дианова А.А.

В судебное заседание административный истец Фокина Т.С. не явилась, извещена о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, просила о рассмотрении дела без своего участия, направила представителя.

Представитель административного истца Бутина Н.Н. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала. Дополнительно указала, что предусмотренный в требовании срок для решения вопроса о сносе дома отдаляет решение вопроса выкупа жилых помещений на неоправданно длительный срок. Ссылается на то, что административный истец лишен возможности самостоятельно инициировать общее собрание собственников, поскольку обладает правом собственности лишь на одно помещение, однако длительное решение вопроса о сносе дома нарушает его жилищные права.

Представитель административного ответчика Рудкина В.О. в судебное заседание не явилась, ранее направила возражения на административное исковое заявление, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заинтересованные лица Фокина Д.А., Сербина Е.Н., Янковский С.С., Шматова А.В., Шматова О.А., Дианова А.А. о месте и времени проведения судебного заседания извещались, в суд не явились.

Заинтересованное лицо Департамент городского хозяйства Администрации МО «Город Архангельск» о месте и времени проведения судебного заседания извещались, в суд не явились.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Частью 3 ст. 40 Конституции РФ гарантируется гражданам, указанным в законе, и нуждающимся в жилище, предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Судом установлено, что Фокина Т.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, г. Архангельск.

Распоряжением заместителя Главы Администрации МО «Город Архангельск» г. Архангельска по вопросам экономического развития и финансам от ДД.ММ.ГГГГ р «О признании <адрес> в г. Архангельске непригодным для проживания», в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», а также на основании акта обследования жилого дома и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , указанный жилой дом признан аварийный и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Город Архангельск» направила административному истцу требование о сносе аварийного дома, установив срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (п. 22) срок для собственников жилых помещений о сносе или реконструкции дома за счет собственных средств должен быть разумным.

В том случае, если собственники в установленный срок не произвели снос или реконструкцию аварийного дома органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Оценив данные положения правовых норм, суд приходит к выводу о том, что собственник жилого помещения аварийного многоквартирного дома вправе потребовать от органа местного самоуправления установления разумного срока для сноса или реконструкции дома. Установление срока для сноса дома не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления, поскольку такое требование имеет значение в первую очередь непосредственно для собственников жилых помещений, которые в зависимости от своих возможностей должны производить за свой счет снос и реконструкцию дома, а орган местного самоуправления должен заботится о том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

По смыслу указанных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.

Само по себе требование органа местного самоуправления, направленное собственнику жилого помещения о сносе аварийного дома имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

В рассматриваемом случае, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

По мнению административного истца, бездействие Администрации МО «Город Архангельск» выражается в том, что последним установлен не разумной срок для сноса дома в соответствии с требованиями частей 8, 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями п. 3 и п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, а также из отсутствия надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении жилищных прав административного истца в данной части требований, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований полагать, что нарушены права и законные интересы административного истца действиями административного ответчика, поскольку администрация в соответствии с вышеизложенными нормами закона направила требование о сносе дома, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу всем собственникам.

Администрацией МО «<адрес>» в соответствии с порядком, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ произведены действия, необходимые для принятия решения о признании жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, и как следствие, направление требования от ДД.ММ.ГГГГ.

Административным ответчиком были совершены действия в пределах предоставленных ему законом полномочий, и, принимая во внимание, что заявитель не представил доказательств фактического нарушения его прав, незаконного возложения на него обязанности или незаконного привлечения к ответственности в рамках действующего законодательства, основания для признания его действий в части указания неразумного срока в требовании о сносе дома незаконными, отсутствуют.

Административный истец не лишен возможности в судебном порядке обратиться с требованием об изменении срока в части его исполнения, что им по существу и было заявлено в настоящем административном иске.

Администрация МО «Город Архангельск» в обоснование разумности срока указывает, что установленный срок необходим для осуществления собственниками своих прав по распоряжению своим имуществом.

Данные доводы суд находит несостоятельными. Установленный в требовании срок до ДД.ММ.ГГГГ никак не связан с указанными ответчиком сроками для реализации принятых на общем собрании решений.

Суд учитывает, что ни одно решение иные собственники жилых помещений в многоквартирном доме без участия администрации города принять не могут.

Срок расселения жильцов, проживающих в муниципальных квартирах дома, определенный распоряжением заместителя мэра города по городскому хозяйству, а также необходимость соблюдения процедуры изъятия земельных участков, в том числе необходимость при формировании земельного участка руководствоваться положениями Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» также не могут быть положены в обоснование разумности предоставленного срока.

Таким образом, установленный в требовании срок его исполнения не учитывает конкретных обстоятельств дела, нарушает права административного истца, отложив на неоправданно длительный срок завершение процедуры выкупа у собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания.

Административный истец обладает лишь незначительной долей в праве собственности в целом по дому, в связи инициировать общее собрание собственников не вправе.

При этом установленный в требовании срок нельзя признать разумным, как на это указано в законе, поскольку для решения собственниками помещений в аварийном доме очевидно достаточно более короткого срока для решения спорного вопроса, а именно, шестимесячного срока со дня выставления требования.

Иное нарушило бы жилищные права проживающих в доме граждан, которые не смогут реализовать свои права на получение денежной компенсации своевременно, и вынуждены проживать в аварийном жилье длительное время. Вопрос о крайней степени аварийности в данном случае имеет место быть, поскольку жилой дом в 2019 году признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, права граждан, проживающих в таком доме, должны быть восстановлены своевременно, а не в произвольно определенный администрацией муниципального образования срок, не поставленный в зависимость от каких-либо объективных обстоятельств.

Учитывая изложенное, подлежит удовлетворению требование о признании незаконным требования о сносе аварийного многоквартирного жилого дома в части срока его исполнения. Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, полагает, что срок, предложенный административным истцом, подлежит уточнению с учетом даты рассмотрения настоящего дела по существу, а также даты признания дома аварийным и подлежащим сносу (ДД.ММ.ГГГГ) – ДД.ММ.ГГГГ.

В порядке ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Фокиной Т. С. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании действий по установлению неразумного срока сноса жилого дома, требования о сносе жилого дома в части срока его исполнения незаконными - удовлетворить частично.

Признать незаконным требование администрации муниципального образования «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ о сносе аварийного многоквартирного жилого <адрес> в г. Архангельске в части срока его исполнения.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» изменить требование от ДД.ММ.ГГГГ о сносе аварийного многоквартирного <адрес> в г. Архангельске, направленного Фокиной Т. С., определив срок его исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Фокиной Т. С. государственную пошлину в возврат в размере 300 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Сообщить об исполнении настоящего решения в суд, Фокиной Т. С. в течение одного месяца и десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий И.В. Машутинская

Мотивированное решение изготовлено 27 января 2020 года.

2а-557/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Фокина Татьяна Сергеевна
Ответчики
Администрация МО "Город Архангельск"
Другие
Бутина Наталья Николаевна
Дианова Александра Александровна
Департамент городского хозяйства Администрации МО "Город Архангельск"
Шматова Ольга Анатольевна
Сербина Евгения Николаевна
Фокина Дарья Алексеевна
Янковский Сергей Станиславович
Шматова Алиса Владимировна
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Машутинская И.В.
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
18.12.2019Регистрация административного искового заявления
18.12.2019Передача материалов судье
19.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.12.2019Предварительное судебное заседание
12.01.2020Судебное заседание
22.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2020Дело оформлено
18.03.2020Дело передано в архив
20.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее