Судья суда 1-ой инстанции | Дело № 33-5771/2023 |
Скисов А.Е. | УИД 91RS0003-01-2022-004337-76 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь | 27 июня 2023 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи –судей – | Корбута А.О.,Синани А.М.,Крапко В.В., |
при секретаре –с участием:представителя истца – | Плескун А.В.,Евграфовой Н.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
установила:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предоставив при этом трудовую книжку и другие документы, необходимые для назначения пенсии.
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с тем, что у истца отсутствует требуемый Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж (13 лет страхового стажа).
Истец указывала, что согласно решения об отказе в назначении пенсии не был частично зачтен трудовой стаж по трудовой книжке серии № №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с тем, что трудовой стаж, который был приобретен в Республике Таджикистан, не подтвержден соответствующими справками из данной республики.
Кроме того, неучтенные периоды также не были зачтены и по архивным справкам о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, а также архивным справкам № и № о ДД.ММ.ГГГГ, выданным Хозрасчетным межведомственным архивом по личному составу Хукумута, ФИО3, ФИО3 <адрес>.
При этом истцу рекомендовано продолжать трудовую деятельность или обратиться за назначением социальной пенсии в 65 лет.
Истец указывала, что все записи в трудовой книжке, подтверждающие трудовой стаж имеют надлежащие реквизиты: подтверждены подписями должностных лиц, печатями организаций, указаны даты и номера приказов о приеме на работу и об увольнении с работы.
Истец просила признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в назначении страховой пенсии по старости; возложить на ответчика обязанность включить в общий страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Исписарском сельпо ФИО2 райпотребсоюза; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в ФИО2 райпотребсоюза; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - у частного предпринимателя ФИО8; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на базе отдыха ООО «Севастопольское предприятие «Эра»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в ООО «Феникс», и назначить страховую пенсию по старости, согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
Суд признал незаконным и отменил решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в назначении страховой пенсии по старости в отношении ФИО1
Суд обязал Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить истцу в общий страховой стаж периоды ее работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора по кадрам Исписарского сельпо ФИО2 райпотребсоюза;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности делопроизводителя в ФИО2 райпотребсоюза;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности повара у частного предпринимателя ФИО8;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности повара в ООО «Севастопольское предприятие «Эра»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности повара и заведующей в ООО «Феникс».
Суд обязал Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсию по старости, согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ.
Не огласившись с вышеуказанным решением суда, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> ФИО9 подала апелляционную жалобу, в которой просит вышеуказанное решение отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к мотивам, изложенным в отказном решении органа пенсионного обеспечения.
Представителем истца - ФИО10 принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Учитывая, что ответчик был извещен судом апелляционной инстанции о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, не ходатайствовал об отложении слушания дела, на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По мнению судебной коллегии, оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Судом первой инстанции установлено, а материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 42-44).
Решением Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым от 25 апреля 2022 года № 19874/22 Асановой Г.С. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа (л.д. 38-39).
При этом органом пенсионного обеспечения не принята к рассмотрению трудовая книжка серии №, заполненная ДД.ММ.ГГГГ, поскольку по данным объединения «Госзнак» Министерства финансов Российской Федерации бланк трудовой книжки изготовлен в 1990 году, а заведен в 1985 году.
По данным трудовой книжки в страховой стаж ФИО1 не включены следующие периоды работы:
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по трудовой книжке серии № № и по архивным справкам № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данные справки заявитель самостоятельно предоставил в орган пенсионного обеспечения, однако ответчик считает, что такие справки должны быть подтверждены компетентным органом Республики Таджикистан;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по архивным справкам № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данные справки заявитель самостоятельно предоставил в пенсионный орган, однако ответчик считает, что такие справки должны быть подтверждены компетентным органом Республики Таджикистан.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - не заверено должностным лицом центра занятости;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - по трудовой книжке серии ОТ-1 №;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - печать не соответствует исторической действительности.
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Хозрасчетным межведомственным архивом по личному составу Жукумата, ФИО3, ФИО3 <адрес>, Республики Таджикистан, приказ о приеме на работу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не обнаружен, при этом, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была освобождена от занимаемой должности по собственному желанию (л.д. 12).
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Хозрасчетным межведомственным архивом по личному составу ФИО3, ФИО3, ФИО3 <адрес>, Республики Таджикистан, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была зачислена в ФИО2 райпотребсоюза делопроизводителем, ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (л.д. 13).
Архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Хозрасчетным межведомственным архивом по личному составу ФИО3 района, <адрес>, Республики Таджикистан, подтверждается факт получения заработной платы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за периоды работы с 1985-1995 г.г. (л.д. 14-15).
Согласно архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Хозрасчетным межведомственным архивом по личному составу ФИО3, ФИО3, ФИО3 <адрес> подтверждается факт получения заработной платы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за периоды работы с 1995-1996 г.г. (л.д. 16).
Согласно справки №.1/91 от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояла на регистрационном учете в качестве безработной (л.д. 17).
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о включении в страховой стаж спорных периодов, суд первой инстанции исходил из того, что в трудовой книжке истца содержатся все необходимые реквизиты, а кроме того факт работы истца в спорные периоды, кроме трудовой книжки, также подтверждаются архивными справками.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат нормам материального права, подробно аргументированы в оспариваемом судебном постановлении.
ДД.ММ.ГГГГ государствами - участниками Содружества Независимых Государств, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации прядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Аналогичные положения установлены и Приказом Минтруда России от 4 августа 2021 года № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в <адрес>) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
При этом, документом, подтверждающим, что гражданин состоит в трудовых отношениях с работодателем, является трудовая книжка гражданина, документ, выданный работодателем.
Таким образом, в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Трудовой книжкой работодателя указано на подтверждение факта трудоустройства ФИО1 в спорные периоды.
Таким образом, периоды работы, а равно и размер заработка граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов при подтверждении их в соответствии с действующим на территории Российской Федерации правовым регулированием (аналогичная правовая позиция изложена в Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ18-18).
При наличии не оспоренных сведений из трудовой книжки у органа пенсионного обеспечения отсутствовали основания к непринятию указанного в ней страхового стажа и размера заработка до ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом приведенного, судебная коллегия считает необходимым указать, что истец предоставила органу пенсионного обеспечения имеющиеся у неё сведения о трудоустройстве, которые обоснованно сочла достаточными.
Вместе с тем, анализируя основания включения в стаж истца, дающий право на назначение пенсии по возрасту, периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является гражданкой Российской Федерации, согласно паспорта гражданина Российской Федерации серии № №, ФИО1 зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д. 7).
Таким образом, собранными по делу доказательствами подтверждается, что ФИО1 приобрела гражданство Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», то на нее распространяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях <адрес> и города федерального значения Севастополя».
Так, с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» с учетом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и <адрес>.
Положения Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» закреплен порядок исчисления страхового (трудового) стажа при установлении страховой пенсии гражданам Российской Федерации.
В частности, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ; данные периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Статья 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, устанавливает Федеральный закон № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в городе Москве ДД.ММ.ГГГГ и ратифицирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 36-ФЗ) с даты его подписания <адрес> считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - <адрес> и город федерального значения Севастополь (статья 2).
Федеральным конституционным законом № «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, было предоставлено право на получение пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 11). Принятое после ДД.ММ.ГГГГ законодательство Украины не применяется на территории Республики Крым со дня вступления в силу постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым «О провозглашении Республики Крым независимым суверенным государством», а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Положения Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Учитывая изложенное, факт работы истца в период с ДД.ММ.ГГГГ подтверждается трудовой книжкой. Доказательств опровергающих работу истца в спорные периоды органом пенсионного обеспечения представлено не было.
В силу ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
По запросу суда апелляционной инстанции ответчиком были представлены предварительные расчеты страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента истца с учетом включенных судом спорных периодов (л.д. 174), согласно которым, продолжительность стажа работы истца составит 30 лет 5 месяцев 4 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента составит 56,971.
Следовательно, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по назначению ФИО1 страховой пенсии по старости - с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных норм не установлено.
Несогласие органа пенсионного обеспечения с данной судом оценкой представленных в дело доказательств, не свидетельствует о неправомерности принятого судом решения и не может служить основанием к его отмене.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи