Решение по делу № 2-1161/2022 от 11.07.2022

Дело № 2-1161/2022 (УИД 50RS0050-01-2022-001702-16)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области                              12 сентября 2022 г.

        Шатурский городской суд Московской области в составе:

        председательствующего судьи Грошевой Н.А.,

        при секретаре Смирновой Е.Б.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пакельчука Олега Анатольевича к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда России № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

установил:

Пакельчук О.А. обратился в суд с указанным иском к ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области, в обоснование заявленных требований ссылаясь на следующее.

11.06.2021 он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением пенсионного органа от 29.06.2021 получил отказ в связи с отсутствием необходимого льготного стажа – не менее 42 лет, в общий стаж в бесспорном порядке зачтено 37 лет 2 месяца 1 день, при этом не включен период прохождения службы в Вооруженных силах с 04.08.1979 по 17.05.1983.

Не согласен с указанным решением, считает его незаконным и подлежащим отмене, поскольку в спорный период действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, согласно п. 109 которого служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в общий стаж работы.

Просит с учетом принятых к рассмотрению уточнений признать незаконными решения пенсионного органа от 29.06.2021, от 14.06.2022 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии в части невключения в общий страховой стаж периода службы в Вооруженных силах с 04.08.1979 по 17.05.1983; включить спорный период в общий страховой стаж; признать за ним право на досрочное назначение пенсии по ч. 1.2 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ответчика назначить страховую пенсию досрочно - с момента обращения, то есть с 11.06.2021.

Истец Пакельчук О.А. в судебном заседании поддержал изложенное в исковом заявлении, просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области Турутова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.06.2021 Пакельчук О.А. обратился в ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решениями комиссии ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области от 29.06.2021 , от 14.06.2022 в назначении пенсии ему было отказано. При оценке пенсионных прав страховой стаж для определения права на указанный вид пенсии составил 41 год 02 месяца 15 дней, период службы в рядах Советской Армии в стаж не включен.

Из представленного истцом военного билета усматривается, что в период с 04.08.1979 по 17.05.1983 он проходил службу в рядах Советской Армии.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в указанный Федеральный закон внесены изменения.

Названным Федеральным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.

Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В соответствии с частями 1 и 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 и частью 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Из положений части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 указанной статьи.

Согласно положениям части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Действующее законодательство предусматривает возможность включения периода прохождения военной службы, а также периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (пункт 1 части 1 статьи 12, часть 8 статьи 13 указанного Федерального закона).

Подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации; служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.

Далее указано, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. «а» и «б» п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (пп. «в» п. 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л». приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (пп. «а», «б» и «в» п. 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющего стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" прохождение военной службы подлежит включению только в общий страховой стаж, а не в специальный, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Таким образом, период прохождения действительной военной службы в Вооруженных силах с 04.08.1979 по 17.05.1983 подлежит включению в общий страховой стаж.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Установив, что с учетом частично включенного спорного периода, стажа для назначения пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ у истца недостаточно, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения с заявлением – 11.06.2021, поскольку включение спорного периода работы в зачет страхового стажа не дает оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Пакельчука Олега Анатольевича к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда России № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости удовлетворить частично.

Признать незаконными решения Государственного учреждения – Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости Пакельчуку Олегу Анатольевичу от 29.06.2021, от 14.06.2022 в части невключения в общий страховой стаж периода прохождения действительной военной службы в Вооруженных силах с 04.08.1979 по 17.05.1983.

Включить Пакельчуку Олегу Анатольевичу в общий страховой стаж период прохождения действительной военной службы в Вооруженных силах с 04.08.1979 по 17.05.1983.

В удовлетворении требований о признании права на досрочное назначение пенсии по ч. 1.2 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», о возложении на Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 3 по г. Москве и Московской области обязанности назначить Пакельчуку Олегу Анатольевичу трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 11.06.2021 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                           Н.А. Грошева

Мотивированное решение изготовлено 15.09.2022

Судья                                                    Н.А. Грошева

2-1161/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пакельчук Олег Анатольевич
Ответчики
ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области
Суд
Шатурский городской суд Московской области
Судья
Грошева Наталья Александровна
Дело на странице суда
shatura.mo.sudrf.ru
11.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2022Передача материалов судье
13.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2022Судебное заседание
12.09.2022Судебное заседание
12.09.2022Судебное заседание
15.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее