Дело №2а-2614/2021
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
10 ноября 2021 года г. Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя в составе:
председательствующего – Злотникова В.Я.,
при секретаре – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1 к Главе Республики Крым ФИО2, заинтересованные лица Совет министров Республики Крым, Аппарат Совета министров Республики Крым, Прокуратура Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, о признании недействующим поручения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в уточненной редакции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.78-80) просил признать недействующим пункт 1 поручения Главы Республики Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, которым постоянно главам администрации муниципальных образований Республики Крым поручено не допускать направление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, мотивируя тем, что оспариваемое поручение противоречит требованиям п.8 ч.1 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ч.1 ст.5, ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», нарушает и ограничивает его право собственности, препятствует разработке соответствующей градостроительной документации в отношении принадлежащих истцу земельных участков.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по тем же основаниям, просил суд иск удовлетворить.
Представители ответчика и заинтересованных лиц Совета министров Республики Крым и Министерства строительства и архитектуры Республики Крым в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представители иных участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Главой Республики Крым ФИО2 издано поручение №, в пункте 1 которого, в целях недопущения реализации решений представительных органов местного самоуправления Республики Крым об утверждении генеральных планов поселений, городских округов по вопросу включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не согласованными с уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Крым, главам администраций муниципальных образований Республики Крым предписано не допускать направление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов до урегулирования возникших разногласий по включению в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения (л.д.99-100).
Истцом в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поданы заявления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:150401:246 и 90:11:240801:1990, расположенных в Штормовском и Молочненском сельских поселениях <адрес> Республики Крым, с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов (л.д.21,23).
По результатам рассмотрения указанных заявлений истца Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым были вынесены уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица со ссылкой на вышеуказанное поручение Главы Республики Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.22,24).
Статьей 61 Конституции Республики Крым определено, что Глава Республики Крым является высшим должностным лицом, главой исполнительной власти Республики Крым.
Глава Республики Крым на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Крым и законов Республики Крым издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Республики Крым (статья 65 Конституции Республики Крым).
Порядок принятия актов Главы Республики Крым определен Указом Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У «Об актах и поручениях Главы Республики Крым», согласно пункту 47 которого, поручение Главы Республики Крым оформляется как официальный документ организационно-распорядительного характера на бланке Главы Республики Крым и в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в Аппарате Совета министров Республики Крым.
Как следует из содержания оспариваемого поручения Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, оно принято в целях урегулирования вопросов включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не согласованными с уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Крым.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов (часть 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
Частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в случае если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом вышеуказанных правовых норм сведения о границах населенных пунктов могут быть внесены в ЕГРН исключительно после внесения изменений в документы территориального планирования и устранения неурегулированных вопросов, в том числе, в части необоснованного включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов.
В письменных пояснениях представителя Министерства строительства и архитектуры Республики Крым указано, что в соответствии с генеральным планом Штормовского сельского поселения <адрес> Республики Крым, утверждённым решением <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, и генеральным планом Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, утвержденным решением <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, территория, расположенная между <адрес> и <адрес> Республики Крым, частично отнесена к неурегулированным вопросам, обозначенным в материалах в виде карт по несогласованным вопросам, в отсутствие согласования с Министерством сельского хозяйства Республики Крым в части необоснованного увеличения границ населенных пунктов за счет земель сельскохозяйственного назначения; проекты внесения изменений в Генеральные планы Штормовского и Молочненского сельских поселений <адрес> Республики Крым не согласованы с Министерством строительства и архитектуры Республики Крым ввиду отсутствия обоснования относительно потребности в новых территориях для их застройки, развития населенных пунктов и необходимости перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в предлагаемых площадях.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Оспариваемое поручение Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № не нарушает права административного истца, адресовано главам администраций муниципальных образований и принято с целью недопущения необоснованного включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов без согласования с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым, что соответствует положениям части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и не противоречит положениям пункта 8 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку в данной норме идется об обязанности направления документов в орган регистрации прав для внесения соответствующих сведений при принятии решений об изменении границ населенного пункта, то есть документов, которые были приняты, оформлены и согласованы в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.