УИД 11RS0001-01-2022-000798-92 Дело № 2а- 2655\22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Новиковой И.В.,
при секретаре Ляховой Т.Т.,
с участием представителя административного истца Строгонова А.Ю.
представителя АМО ГО «Сыктывкар» Боровлева Г.А.
заинтересованных лиц Плато А.А., Микушевой С.В., Курдюкова Ю.С., Дмитриевой Н.В.,
рассмотрев 25 марта 2022 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре дело по административному исковому заявлению Лукьяновой Маргариты Ивановны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным п. 2 постановления № 10\3421 от 11.10.2021 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»; о признании незаконным требования; возложении обязанности устранить нарушение права,
Установил:
Лукьянова М.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным постановления № 10\3421 от 11.10.2021 в части установления срока расселения жильцов многоквартирного дома до 2028 года, обязании установить срок сноса и расселения жильцов многоквартирного дома до мая 2022 года, о признании незаконным требование администрации МО ГО «Сыктывкар» от 02.11.2021 № 01-04\73 в части срока для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. ..., возложении обязанности установить разумный срок для расселения граждан, а также установить разумный срок в требованиях собственникам на добровольный снос МКД срок 12 месяцев с даты вручения первоначального требования.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар», Комитет жилищной политики АМО ГО «Сыктывкар», УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар», собственники и наниматели МКД ...
Административный истец участия в судебном заседании участия не принял, извещался надлежаще.
Представитель истца на удовлетворении заявленных требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.
Заинтересованные лица в судебном заседании поддержали заявленные стороной административного истца требования.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Срок для обращения с административным иском, предусмотренный ст. 219 КАС РФ административным истцом соблюден, поскольку в данном случае согласно ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ, правоотношения по исполнению (не исполнению) оспариваемого акта носят длящийся характер и на день обращения в суд прекращены не были.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
На основании ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В силу абзаца второго п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в п. 22 постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец является собственником жилого помещения в доме №...
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» 10\3421 от 11.10.2021 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г... признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно пункту 2 указанного постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» принять меры по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. ..., в срок до 2028 года. Согласно пункту 3 постановления Комитету жилищной политики администрации МОГО «Сыктывкар» направить гражданам, проживающим в жилых помещениях многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания. Пунктом 4 постановления Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» направить собственникам помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, требование о сносе такого многоквартирного дома за счет собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.
02.11.2021 администрацией МО ГО «Сыктывкар» в адрес собственников жилых помещений в д. ул. ... в том числе административным истцам, направлено требование о добровольном сносе многоквартирного дома в срок 36 месяцев со дня получения требования. Не направление ответа в установленный срок будет считаться отказом от осуществления сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Согласно заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 572 от 07.09.2022, на основании отчета ООО « ...» от 16.08.2021 выявлены основания для признания многоквартирного дома № ..., аварийным и подлежащим сносу, поскольку имеется аварийное состояние фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Полагая, что срок принятия мер к расселению граждан, указанный в пункте 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» № 10\3421 от 11.10.2021, не является разумным, так как спорный многоквартирный дом представляет собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и может прекратить свое существование как объект недвижимости, а также необходимости установления разумного срока для сноса дома, административный истец обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Из объяснений заинтересованных лиц, собственников жилых помещений, расположенных в доме ..., полученных в ходе рассмотрения дела, следует, что проживание в указанном доме не возможно.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и оценки представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу о том, что многоквартирный дом ... представляет собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью, имуществу как проживающим в нем собственникам, нанимателям, так и иным лицам, посещающим данный аварийный, ветхий дом.
В результате чрезвычайной ситуации, указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого находятся в разрушенном состоянии, а физический износ составляет 70%, суд приходит к выводу о том, что установленный срок для принятия мер по расселению граждан до 2028 года не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным, допускающим возможность дальнейшего проживания собственников, нанимателей и членов их семей в условиях, угрожающих жизни и здоровью.
При таких обстоятельствах, определенный пунктом 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» № 10\3421 от 11.10.2021 срок принятия мер к расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома ... – до 2028 года, не может быть признан разумным, и, следовательно законным.
Поскольку в силу приведенных выше норм права определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, как указывалось выше, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, установление такого срока в судебном порядке недопустимо, следовательно, суд приходит к выводу о необходимости возложить на административного ответчика обязанность по установлению иного срока принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома № ...
При этом доводы административного ответчика с указанием на большое количество домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу ранее, чем жилой дом № ... не включении спорного жилого дома в действующую программу переселения из аварийного жилищного фонда, а также отсутствие денежных средств, судом во внимание не принимаются, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о разумности установленного срока для принятия мер к расселению граждан до 2028 года с учетом степени аварийности дома, физического износа, представляющей угрозу его обрушения. При этом судом учитывается то, что право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного административным ответчиком срока отселения граждан из спорного многоквартирного дома, представляющего особую опасность для жизни и здоровья граждан.
Но при этом, суд не вправе предрешать вопросы, входящие в компетенцию государственного органа и устанавливать срок для расселения граждан, проживающих в аварийном доме до мая 2022.
Разрешая требования административных истцов о признании незаконным требование администрации МО ГО «Сыктывкар» от 02.11.2021 в части срока для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. ..., об установлении срока для сноса дома 12 месяцев с даты вручения первоначального требования, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, требованием 02.11.2021 администрация МО ГО «Сыктывкар» установила собственнику жилого помещения по адресу: г. ... – срок для добровольного сноса многоквартирного дома – 36 месяцев со дня получения требования.
Также в требовании указано, что в случае, если по истечении установленного срока не будет осуществлен снос аварийного многоквартирного жилого дома, администрацией МО ГО «Сыктывкар» будет решаться вопрос о принятии решения об изъятии принадлежащих собственникам жилых помещений в данном доме, а также земельного участка, предназначенного для обслуживания данного дома, в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Административные истцы не согласны с установленным указанным требованием сроком, считает его не разумным и просят его сократить до 12 месяцев со дня получения первоначального требования.
Без соблюдения предусмотренной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ процедуры решение об изъятии земельного участка, занятого подлежащим сносу многоквартирным жилым домом, и расположенного в таком доме жилого помещения для муниципальных нужд принято быть не может. При этом установление срока для добровольного сноса собственниками многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в данном случае – администрации МО ГО «Сыктывкар». Единственным предусмотренным законом критерием для установления этого срока является его разумность.
Таким образом, при установлении указанного срока орган местного самоуправления должен исходить из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия решения о судьбе дома – о сносе дома в добровольном порядке или об отказе от добровольного сноса, а также из периода времени, необходимого для выполнения комплекса работ по сносу многоквартирного дома.
Единственным предусмотренным законом способом принятия собственниками помещений многоквартирного дома решения о сносе дома является проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Частью 4 ст. 45 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник, иное лицо, указанное в данном Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Таким образом, началу процедуры созыва общего собрания также предшествует необходимость установления собственников всех помещений дома.
Основные требования к процедуре сноса многоквартирного жилого дома, как объекта капитального строительства, предусмотрены статьями 55.30 и 55.31 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно частям 2 и 4 ст. 55.30 указанного Кодекса, по общему правилу, в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что условия отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения выдаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение не более чем десяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче таких условий от застройщика, исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Отключение объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения подтверждается актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения.
В силу ч. 3 указанной статьи в процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ, по общему правилу, работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по сносу объектов капитального строительства по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
Частями 9 и 10 установлен порядок подачи в орган местного самоуправления уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства и требования к содержанию такого уведомления и прилагаемым к нему документам.
Таким образом, снос многоквартирного дома предусматривает необходимость подготовки проектной документации по организации работ по сносу уполномоченным на то специалистом на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, а также выполнение мероприятий по отключению дома от сетей инженерно-технического обеспечения и выполнения уполномоченным индивидуальным предпринимателем или организацией работ по сносу дома с заключением договора подряда.
Принимая во внимание вышеизложенное законодательство, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом требование принято администрацией МО ГО «Сыктывкар» в соответствии с имеющимися полномочиями, с соблюдением установленного нормами Жилищного кодекса РФ порядка.
Каких-либо допустимых и достоверных доказательств того, что установленный администрацией МО ГО «Сыктывкар» срок для добровольного сноса многоквартирного дома ..., не является разумным суду не представлено.
С учетом изложенного, суд при вынесении решения, суд исходит из разумности срока для добровольного сноса дома собственниками – 36 месяцев с даты получения требования, который к настоящему времени не истёк. Возможность соблюдения административным ответчиком предусмотренной законом процедуры изъятия земельного участка, занятого домом № ..., и жилых помещений в нём не утрачена. Какого-либо неправомерного бездействия по принятию решения об изъятии земельного участка и жилых помещений ответчиком не допущено.
Довод стороны истца о невозможности проживания в доме в силу аварийного состояния его конструкций не имеет правового значения и не исключает необходимости соблюдения предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса РФ процедуры.
Довод административного ответчика о приостановлении постановления № 10\3421 от 11.10.2021 на неопределенный срок постановлением от 16.02.2022 судом не принимается, поскольку постановление № 10\3421 от 11.10.2021 не утратило силу, не отменено.
С учетом изложенного, требования административных истцов о признании незаконным требование администрации МО ГО «Сыктывкар» от 02.11.2021 в части срока для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.... об установлении срока для сноса в срок 12 месяцев, удовлетворению не подлежат, поскольку само по себе установление срока сноса принадлежащего административному истцу помещения 36 месяцев с даты получения требования, права и законные интересы административных истцов не нарушает.
Руководствуясь ст.ст. 138, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Лукьяновой Маргариты Ивановны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным п. 2 постановления № 10\3421 от 11.10.2021 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»; о признании незаконным требования; возложении обязанности устранить нарушение права - удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от № 10\3421 от 11.10.2021 в части установления срока принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу г. ... – до 2028 года.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» устранить нарушение, определив иной срок принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу г. ....
В удовлетворении остальной части требований Лукьяновой Маргариты Ивановны - отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение составлено 08.04.2022.
Председательствующий И.В. Новикова