№ 2а-1657/2021 № Решение Именем Российской Федерации |
Мотивированное решение составлено 07 апреля 2021 года
26 марта 2021 года г. Ижевск УР
Индустриальный районный суд г. Ижевска УР в составе судьи Чернышовой Э.Л., при секретаре судебного заседания Полянцевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике к Пучкову Д.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
установил:
административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике обратился с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика Пучкова Д.А. транспортного налога за 2015, 2016 годы, пени по транспортному налогу в общей сумме 3191,97 руб.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик по сведениям регистрирующих органов имеет в собственности следующие транспортные средства, которые являются объектами налогообложения:
1. Автомобиль ВАЗ11113, -Дата- выпуска, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права -Дата-.
2. Автомобиль ВАЗ-21070, -Дата- выпуска, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права -Дата-.
3. Автомобиль Шевроле Клас (Т200 Шевроле Авео), -Дата- выпуска, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права -Дата-.
На основании указанных сведений налоговым органом произведен расчет транспортного налога.
за 2015 год в размере 1587,00 руб.:
Автомобиль ВАЗ11113: Мощность двигателя (налоговая база) 33* 8 (налоговая ставка) = 264,00 руб.
Автомобиль ВАЗ-21070: Мощность двигателя (налоговая база) 71,40* 8 (налоговая ставка) = 571,00 руб.
Автомобиль Шевроле Клас: Мощность двигателя (налоговая база) 94*8 (налоговая ставка) = 752,00 руб.
В связи с отсутствием уплаты транспортного налога за 2015 год налогоплательщику начислены пени.
за 2016 год в размере 1587,00 руб.:
Автомобиль ВАЗ11113: Мощность двигателя (налоговая база) 33* 8 (налоговая ставка) = 264,00 руб.
Автомобиль ВАЗ-21070: Мощность двигателя (налоговая база) 71,40* 8 (налоговая ставка) = 571,00 руб.
Автомобиль Шевроле Клас: Мощность двигателя (налоговая база) 94*8 (налоговая ставка) = 752,00 руб.
В связи с отсутствием уплаты транспортного налога за 2016 год налогоплательщику начислены пени.
Одновременно с подачей иска административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 настаивала на удовлетворении требований, просила восстановить срок на обращение в суд, указала, что срок пропущен инспекцией по уважительной причине, поскольку мировым судьей в адрес инспекции не направлялась копия определения об отмене судебного приказа, копия этого определения мирового судьи об отмене судебного приказа, вынесенное -Дата-, поступила в адрес инспекции лишь -Дата-, обращение с административным иском в суд состоялось -Дата-.
В судебное заседание административный ответчик не явился, судом о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, конверт возвращен в суд в связи с истечением срока хранения.
Суд определил: рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав доказательства, приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 8 апреля 2010 года N 468-О-О).
Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Аналогичная норма закреплена в ст. 48 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Административный ответчик, по сведениям регистрирующих органов, имеет в собственности указанные в налоговом уведомлении транспортные средства, которые являются объектами налогообложения: 1. Автомобиль ВАЗ11113, -Дата- выпуска, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права -Дата-.
2. Автомобиль ВАЗ-21070, -Дата- выпуска, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права -Дата-.
3. Автомобиль Шевроле Клас (Т200 Шевроле Авео), -Дата- выпуска, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права -Дата-
В соответствии с п.1 ст. 360 НК РФ налоговый период по транспортному налогу устанавливается как календарный год.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании ст. 31, гл. 28 НК РФ, ст. 2 Закона Удмуртской Республики №63-РЗ от 27 ноября 2002 года «О транспортном налоге в Удмуртской Республике» Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России №8 по Удмуртской Республике был начислен налог на транспортные средства за 2015 год.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от -Дата-.
В налоговом уведовлении в соответствии с п.3 ст. 52 НК РФ указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Согласно ст. 359 НК РФ определяет налоговую базу по транспортному налогу как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Закон УР устанавливает налоговые ставки по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
Согласно п.2 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки - (налоговая база*налоговая ставка)/12 месяцев* количество месяцев, за которое производится расчет.
Автомобиль ВАЗ11113: Мощность двигателя (налоговая база) 33* 8 (налоговая ставка) = 264,00 руб.Автомобиль ВАЗ-21070: Мощность двигателя (налоговая база) 71,40* 8 (налоговая ставка) = 571,00 руб.
Автомобиль Шевроле Клас: Мощность двигателя (налоговая база) 94*8 (налоговая ставка) = 752,00 руб.
В установленный законом и указанный в уведомлении срок, ответчик в добровольном порядке задолженность не уплатил, в связи с чем ему было направлено требование № по состоянию на -Дата- со сроком исполнения до -Дата-.
Факт направления уведомления и требования подтвержден копиями реестров заказных писем.
Однако в установленный срок требование исполнено не было, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Аналогичным образом был произведен расчет транспортного налога за -Дата-:
Автомобиль ВАЗ11113: Мощность двигателя (налоговая база) 33* 8 (налоговая ставка) = 264,00 руб.
Автомобиль ВАЗ-21070: Мощность двигателя (налоговая база) 71,40* 8 (налоговая ставка) = 571,00 руб.
Автомобиль Шевроле Клас: Мощность двигателя (налоговая база) 94*8 (налоговая ставка) = 752,00 руб.
Уведомление № от -Дата- направлено ответчику заказным письмом. В установленный законом и указанный в уведомлении срок, ответчик в добровольном порядке задолженность не уплатил, в связи с чем ему было направлено требование № по состоянию на -Дата- со сроком исполнения до -Дата-.
Факт направления уведомления и требования подтвержден копиями реестров заказных писем.
Согласно положениям статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Поскольку транспортный налог за 2015, 2016 годы Пучковым Д.А. не уплачен, налоговым органом начислены пени. Указанная задолженность административным ответчиком не погашена.
Из материалов дела следует, что сумма требования превысила 3000,00 руб., с учетом неуплаченных налога и пени за 2016 год, -Дата-, с момента истечения срока исполнения требования № от -Дата-
Таким образом, заявление о взыскании могло быть подано в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, т.е. до -Дата-
-Дата- налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, то есть в пределах срока, установленного ст.48 НК РФ.
Определением мирового судьи от -Дата- судебный приказ отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно его исполнения.
В соответствии с ч.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Обращение в суд с настоящим иском последовало -Дата-. Таким образом, срок обращения с настоящим иском в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа, административным истцом не соблюден.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
В силу ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюден ли срок обращения в суд, возлагается на административного истца (часть 4).
Несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет не выплаченных налогоплательщиком налогов и пени, это не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности его пропуска.
Представитель административного истца ФИО1 заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, мотивированное тем, что копия определения об отмене судебного приказа административному истцу не направлялась, в связи с чем инспекция была лишена права на обращение в суд с исковым заявлением в установленный срок.
Изучив материалы приказного производства, судом установлено, что копия определения об отмене судебного приказа, вынесенного мировым судьей судебного участка № 1 Индустриального района г.Ижевска не направлялась ни административному истцу, ни административному ответчику. Из материалов дела следует, что копия определения мирового судьи об отмене судебного приказа поступила в адрес налоговой инспекции -Дата-, согласно штампу входящей корреспонденции, представитель налоговой инспекции обратился к мировому судье с заявлением об ознакомлении с материалами дела № -Дата-, таким образом, административному истцу стало известно об отмене судебного приказа в отношении Пучкова Д.А. не ранее -Дата-
Обращение в суд с административным иском последовало -Дата-, то есть в течение двух месяцев после получения копии определения об отмене судебного приказа.
Выслушав доводы административного истца о причинах пропуска срока, суд признает их уважительными, полагает, что пропущенный срок на обращению в суд подлежит восстановлению.
На основании изложенного, суд считает, что требование истца о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2015, 2016 годы в сумме 3191,97 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Статьей 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено начисление пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Представленный истцом расчет пени соответствует требованиям действующего законодательства, периоду просрочки уплаты налога, в связи с чем, может быть положен в основу решения суда, удовлетворяющего исковые требования:
Налог |
Дата начала действия недоимки |
Дата окончания действия недоимки |
Число дней просрочки |
Недоимка для пени |
Ставка пени или 1/300*СтЦБ*1/100 |
Начислено пени за период |
Транспортный налог с физических лиц за 2015 год |
-Дата- |
-Дата- |
20 |
1587,00 – налог за 2015 год |
10,0 |
10,58 |
Транспортный налог с физических лиц за 2016 год |
-Дата- |
-Дата- |
16 |
1587,00 – налог за 2016 год |
8,25 |
6,98 |
-Дата- |
-Дата- |
1 |
1587,00 |
7,75 |
0,41 |
|
Итого |
17,97 руб. |
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. ст. 333.19, 333.36 НК РФ с административного ответчика Пучкова Д.А. подлежит взысканию госпошлина в размере 400,00 руб. в доход бюджета МО «город Ижевск».
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 175-180, 293, 294 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике к Пучкову Д.А. о взыскании налога, пени удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Пучкова Д.А. в доход бюджета на расчетный счет №:
- транспортный налог с физических лиц в размере 3174,00 руб. (КБК №);
- пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 17,97 руб. (КБК №).
Взыскать с Пучкова Д.А. в доход муниципального образования «город Ижевск» госпошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через суд, вынесший решение.
Судья Э.Л. Чернышова