Дело ***
Принято в окончательной форме
27.02.2019.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2019 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.,
при секретаре Павловой В.К.,
с участием истцов Акимова А.В., Толмаева С.В., Киселева И.В.,
представителя истцов Петровой Л.А.,
Готь Ю.М.,
представителей соответчиков Паркина А.Н., Загородней О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акимова Александра Васильевича, Киселева Игоря Владимировича, Толмаева Сергея Владимировича, Кочанова Олега Владимировича, Резниченко Николая Николаевича, Инявкина Сергея Геннадьевича, Довбня Виталия Владимировича, Городжий Алексея Алексеевича, Алексеева Олега Геннадьевича, Шахрай Сергея Ивановича, Ганичева Сергея Васильевича, Иванова Андрея Евгеньевича, Анисимова Александра Владимировича, Кеворкова Бениамина Витальевича, Галаева Эдуарда Евгеньевича, Костаняна Вячеслава Валерьевича к войсковой части 77360-А, и федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – Филиал «2 финансово-экономическая служба» о признании права на повышенную оплату труда в связи с работой во вредных условиях, оплаты дополнительной и сверхурочной работы, предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска, установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Акимов А.В., Киселев И.В., Толмаев С.В., Кочанов О.В., Резниченко Н.Н., Инявкин С.Г., Довбня В.В., Городжий А.А., Алексеев О.Г., Шахрай С.И., Ганичев С.В., Иванов А.Е., Анисимов А.В., Кеворков Б.В., Галаев Э.Е., Костанян В.В. обратились в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к войсковой части 77360-А, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – филиал «2 финансово-экономическая служба» о признании права на повышенную оплату труда в связи с работой во вредных условиях, оплаты дополнительной и сверхурочной работы, предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска, установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что истцы работают в войсковой части 77360-А в должности водитель пожарный команды каждый, Акимов А.В., Инявкин С.Г., Галаев Э.Е. и Костанян В.В. с 13.02.2012; Киселев И.В., Толмаев С.В. и Шахрай С.И. с 19.12.2011; Кочанов О.В. с 24.07.2017; Резниченко Н.Н., Анисимов А.В. с 16.01.2012; Довбня В.В. с 06.02.2014; Алексеев О.Г. с 20.12.2011; Ганичев С.В. с 18.07.2014; Иванов А.Е. с 21.01.2015; Кеворков Б.В. с 04.04.2016.
В соответствии с картами аттестации рабочих мест условия труда по степени вредности и опасности по должности водитель автомобиля пожарной команды войсковой части 77360-А отнесены к классу 3.2. Согласно специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), карт специальной оценки условий труда должность водителя автомобиля пожарной команды войсковой части 77360-А также отнесена к классу 3.2.
Ссылаясь на ст.147 Трудового кодекса РФ, п.16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны от 23.04.2014 № 255, пункта 62.4 Соглашения между территориальной организацией Северного флота Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России и Объединенным стратегическим командованием Северного флота на 2017-2019 годы, п.п. «б» п. 6.3, п. 6.7.1 Коллективного договора войсковой части 77360-А на 20172020 годы полагают, что имеют право на повышение должностного оклада за работу во вредных условиях труда на 12%. Однако данная выплата не производилась им ни разу за весь период работы в войсковой части 77360-А. Исходя из установленного в войсковой части 77360-А срока выплаты заработной платы и даты обращения к работодателю с заявлением о выплате сумм недополученной заработной платы (2829.10.2018) считают, что каждому из истцов работодатель обязан произвести перерасчет и выплатить сумму недополученной заработной платы с учетом повышения должностного оклада за работу с вредными условиями труда на 12% за каждый месяц за весь период работы с 01.10.2017 по 31.12.2018.
Кроме того, ссылаясь на статьи 117 и 121 Трудового кодекса РФ, Соглашение между территориальной организацией Северного флота Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России и Объединенным стратегическим командованием Северного флота на 2017-2019 годы, Коллективный договор войсковой части 77360-А на 2017-2020 годы, Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20 считают, что имеют право на ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по фактически отработанному времени, при этом продолжительность отпуска определена в количестве 12 календарных дней, и от величины отработанного во вредных условиях времени не зависит. В предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда за 2014-2018 рабочие годы продолжительностью 12 календарных дней каждому из истцов работодателем было отказано, что считают неправомерным. Просят в силу части 1 статьи 8, части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ обязать войсковую часть 77360-А предоставить каждому из истцов дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда за 2014-2018 рабочие годы продолжительностью 12 календарных дней за каждый рабочий год.
Помимо определенной должностной инструкцией водителя автомобиля пожарной команды войсковой части 77360-А работы истцы также выполняли дополнительную работу: обеспечение погрузки и выгрузки разрядных (взрывоопасных и пожароопасных грузов и изделий на секретных объектах (не на территории войсковой части 77360-А); осуществляли выезд и тушение пожаров гражданских объектов на территории ЗАТО г.Североморск, обеспечивали проведение городских мероприятий на территории ЗАТО г.Североморск. Вместе с тем, в нарушение положений статей 60.2, 151 Трудового кодекса РФ, пункта 62.6 Соглашения между территориальной организацией Северного флота Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России и Объединенным стратегическим командованием Северного флота на 2017-2019, оплата этой дополнительной работы работодателем не производилась. В силу части 1 статьи 8, части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ указанная дополнительная работа подлежит оплате в размере одного должностного оклада за каждый месяц за весь период работы, поскольку каждым из истцов была не дополучена заработная плата с учетом оплаты за дополнительную работу в размере одного должностного оклада за каждый месяц работы в войсковой части 77360-А за период с 01.10.2017 по 31.12.2018.
В нарушение части 1 статьи 8, части 2 статьи 22, части 2 статьи 92 Трудового договора РФ, п. 35 Соглашения между территориальной организацией Северного флота Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России и Объединенным стратегическим командованием Северного флота на 2017-2019 годы, п. 4.4. Коллективного договора войсковой части 77360-А на 2017-2020 годы, работодатель не установил с 01.01.2014 истцам сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. Фактически учет рабочего времени в отношении каждого из истцов работодателем производился исходя из продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю, то есть имеет место переработка – выполнение истцами сверхурочной работы. В соответствии с частью 1 статьи 91, статьи 97, части 1 статьи 99, части 1 статьи 152 Трудового кодекса РФ, пунктов 6.7.10 и 6.10.14 Коллективного договора войсковой части 77360-А на 2017-2020 годы каждым из истцов была недополучена заработная плата за сверхурочную работу за период с 01.01.2014 по 31.12.2018. Учитывая установленный в войсковой части 77360-А срок выплаты заработной платы и дату обращения к работодателю с заявлением о выплате сумм недополученной заработной платы (28-29.10.2018), истцы считают, что требования о взыскании недополученных сумм заработной платы подлежат удовлетворению за период с 01.10.2017 по 31.12.2018.
Добровольно удовлетворить заявления истцов работодатель – войсковая часть 77360-А – отказался.
Войсковая часть 77360-А, нарушая нормы статьи 2 Трудового кодекса РФ и статьи 22 Трудового кодекса РФ, причинила каждому из истцов моральный вред, связанный с незаконным ущемлением конституционного права на вознаграждение за труд, а также нарушением конституционного права на отдых, который каждый из истцов оценивает в сумму 10 000 рублей.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просят:
- признать за каждым из истцов право на повышение должностного оклада за работу с вредными условиями труда на 12 процентов за каждый месяц за период работы в войсковой части 77360-А с 01.10.2017 по 10.12.2018 (дата подачи искового заявления), обязав ФКУ «ОСК Северного флота» - филиал «2 ФЭС» произвести перерасчет и выплатить каждому из истцов сумму недополученной заработной платы с учетом повышения должностного оклада за работу с вредными условиями труда на 12% с даты приема на работу по 31.12.2018.
- обязать войсковую часть 77360-А предоставить каждому из истцов дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда за 2014-2018 рабочие годы продолжительностью 12 календарных дней за каждый рабочий год;
- признать за каждым из истцов право на оплату дополнительной работы в размере одного должностного оклада за каждый месяц работы в войсковой части 77360-А с 01.10.2017 по 31.12.2018, обязав ФКУ «ОСК Северного флота» - филиал «2 ФЭС» произвести перерасчет и выплатить каждому из истцов сумму недополученной заработной платы с учетом оплаты дополнительной работы в размере одного должностного оклада за каждый месяц работы за указанные периоды работы;
- признать за каждым из истцов право на оплату сверхурочной работы за период с 01.01.2014, обязав ФКУ «ОСК Северного флота» - филиал «2 ФЭС» произвести перерасчет и выплатить каждому из истцов сумму недополученной заработной платы с учетом оплаты сверхурочной работы за период с 01.10.2017 по 31.12.2018;
- обязать войсковую часть 77360-А установить каждому из истцов сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю с 01.01.2014;
- взыскать с ФКУ «ОСК Северного флота» - филиал «2 ФЭС» в пользу истцов денежную компенсацию причиненного морального вреда в сумме 10 000 рублей каждому.
Протокольным определением от 14.01.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Комитет по труду и занятости населения Мурманской области.
В судебном заседании истцы Акимов А.В., Толмаев С.В., Киселев И.В. настаивали на уточненных исковых требованиях в полном объеме. В дополнение указали, что согласно должностным обязанностям, с которыми они были ознакомлены, и трудовыми договорами, они приняты на работу в пожарную команду войсковой части 77360 (77360-А), про возложение обязанностей по выполнению работ в Районе Базирования уведомлены не были. С картой специальной оценки условий труда были ознакомлены в декабре 2017 года – марте 2018 года. О нарушении своих прав узнали после получения в ноябре 2018 года ответов от работодателя с отказом в производстве доплат, предоставлении дополнительного отпуска, установлении сокращенной продолжительности рабочего времени.
В судебное заседание истцы Кочанов О.В., Резниченко Н.Н., Инявкин С.Г., Довбня В.В., Городжий А.А., Алексеев О.Г., Шахрай С.И., Ганичев С.В., Иванов А.Е., Анисимов А.В., Кеворков Б.В., Галаев Э.Е., Костанян В.В. надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не прибыли, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Воспользовались правом ведения дела через своего представителя в порядке статьи 48 ГПК Российской Федерации.
Представитель истца Петрова Л.А., действующая на основании ордера, в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указала, что действующие в Министерстве обороны нормативные правовые акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с гарантиями и компенсациями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами, определяющими гарантии и компенсации за работу во вредных условиях, которые не противоречат положениям Трудового кодекса Российской Федерации. По сроку обращения в суд по требованию о предоставлении дополнительных отпусков за 2014-2018 годы просит учесть разъяснения, изложенные в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 25.10.2018 №38-П.
Представитель соответчика – войсковой части 77360-А Готь Ю.М. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на их необоснованность по доводам, изложенным в возражениях. Дополнительно указала, что при анализе книг дежурств за период с января по декабрь 2017 года и с января по июль 2018 года установлено, что работники пожарной команды не отрабатывают во вредных условиях половину установленной нормы рабочего времени. Действительно, на основании п.26 приложения № 4 к Коллективному договору войсковой части 77360-А на 2017-2020 годы, а также ранее действовавшему Коллективному договору на 20142017 годы, по должности водителя пожарного автомобиля пожарной команды установлен дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда продолжительностью 12 календарных дней. При определении продолжительности такого отпуска учитывается только фактически отработанное в соответствующих (вредных) условиях время. Во исполнение требований действующего законодательства и на основании учета табелей учета рабочего времени работникам пожарной команды войсковой части 77360-А рассчитан и запланирован дополнительный оплачиваемый отпуск за фактически отработанное время в 2017 году во вредных и (или) опасных условиях труда в количестве – по 01 календарному дню каждому. При этом уведомлением до работников доводилась информация о необходимости запланировать дату предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска за 2017 год и подать заявление в адрес работодателя на его предоставление. Одновременно сообщалось, что дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда предоставляется обязательно с ежегодным оплачиваемым отпуском или его частью. Требования истцов об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени – не более 36 часов в неделю – необоснованны, поскольку на основании проведенной специальной оценки условий труда в ноябре 2017 года председателем комиссии подписаны карты специальной оценки условий труда, с которыми истцы ознакомлены под роспись. Данными картами должность водителя автомобиля пожарной команды отнесена к классу 3.2 и сокращенная продолжительность рабочего времени не предусматривается. Аналогичная ситуация сложилась и с картами аттестации рабочих мест, утвержденными в декабре 2014 года. Условия труда по степени вредности и опасности по должности водителя автомобиля отнесены к классу 3.2 и сокращенная продолжительность рабочего времени не предусматривается данной картой аттестации рабочего времени. Также не имеется оснований для удовлетворения требований истцов по оплате дополнительной работы, поскольку истцам не были вменены дополнительные обязанности ни по статье 60.1 ТК РФ, ни по статье 60.2 ТК РФ. Кроме того, истцами пропущен срок для обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители соответчика – ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота в лице филиала – «2 Финансово-экономическая служба» Паркин А.Н., Загородняя О.Е. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что регулирование рабочих процессов, выплат и предоставление дополнительных льгот работникам, занятым на вредных производства, осуществляется статьями 219, 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ. В силу статьи 219 Трудового кодекса РФ установление надбавок гарантируется лишь лицам, непосредственно выполняющим работы при отрицательном воздействии производственных факторов. Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя. Пунктом 16 приказа Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 определено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени – на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени – на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней – на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда – на 24 процента. Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным или опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени. Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении № 1 к настоящему Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах: на работах с вредными условиями труда – на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда – на 24 процента. Таким образом, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются водителям автомобиля пожарной команды войсковой части 77360-А, на рабочих местах которых условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным или опасным условиям труда только при условии отработки в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени. В результате специальной оценки труда водителей автомобилей пожарной команды войсковой части 77360-А установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2. Работодатель ведет учет работы во вредных условиях водителей автомобилей на основе данных путевых листов за минусом времени выполнения водителями должностных обязанностей, не оцененных как вредные. Согласно представленных данных из путевых листов ни один из истцов не отработал более половины установленной норм рабочего времени. Учитывая положения статей 60.2, 151 Трудового кодекса РФ считают, что истцы подменяют понятия сверхурочной работы (которая им оплачена в полном размере) и исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Учитывая график работы водителей автомобиля пожарной команды (суммированный учет), специфику работы водителей и то, что водитель физически не может исполнять какие-либо обязанности без освобождения от основной работы, определенной трудовым договором, требование об оплате необоснованно. Приказы на выплату работодателем не издавались. Также необоснованным является и требование истцов об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени. Согласно статье 92 ТК Российской Федерации сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, а водителям автомобиля пожарной команды в/ч 77360-А установлены вредные условия труда 2 степени, что не предусматривает сокращения продолжительности рабочего времени. Кроме того, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты и неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Просили в иске отказать.
Третье лицо – Комитет по труду и занятости населения Мурманской области извещен о времени и месте рассмотрения дела, мнение поиску не представлено. Просил рассмотреть иск без участия своего представителя, решение оставил на усмотрение суда.
Заслушав пояснения истцов в их представителя, возражения представителей соответчиков, допросив свидетеля Нагайцева А.В. исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37); каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (часть 5 статьи 37); каждый имеет право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч.1 ст.135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.2 ст. 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (ч.1 ст. 147).
С учетом этого для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, трудовым законодательством предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и повышенная оплата труда.
В силу части 1 статьи 146 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 №421-ФЗ) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, установлены определенные компенсации, а именно, сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 ТК РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней, повышение оплаты труда – не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истцы Акимов А.В., Инявкин С.Г., Галаев Э.Е. и Костанян В.В. работают в войсковой части 77360-А по профессии (должности) водитель пожарный команды с 13.02.2012; Киселев И.В., Толмаев С.В. и Шахрай С.И. - с 19.12.2011; Алексеев О.Г. - с 20.12.2011; Кочанов О.В. - с 24.07.2017, Резниченко Н.Н., Анисимов А.В. - с 16.01.2012; Довбня В.В. - с 06.02.2014; Ганичев С.В. - с 18.07.2014; Иванов А.Е. - с 21.01.2015; Кеворков Б.В. - с 04.04.2016; Кочанов О.В. - с 24.07.2017.
Согласно трудовым договорам истцов, они приняты на работу в войсковую часть 77360-А (ранее – войсковая часть 77360) на должность водителя пожарной команды. Продолжительность рабочей недели установлена 40 часов. За выполнение должностных обязанностей устанавливается заработная плата исходя из оклада в месяц, компенсационные выплаты за работу с вредными условиями труда; в местностях с особыми климатическими условиями; в условиях, отклоняющихся от нормальных; надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за работу с шифрами и иные компенсационные выплаты, предусмотренные нормативными актами и коллективным договором. Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск 28 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в районах Крайнего Севера – 24 дня, за работу с вредными условиями труда за фактически отработанное время в этих условиях.
Дополнительными соглашениями, заключенными с истцами 01.02.2018 следует, что работникам предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями за фактически отработанное в этих условиях – 12 календарных дней; установлено повышение должностного оклада за работу с вредными условиями на 8%, в соответствии со специальной оценкой условий труда и табелем учета рабочего времени.
Дополнительными соглашениями от 19.09.2018 трудовые договоры дополнены пунктом о том, что условия труда на рабочем месте соответствуют классу 3.2 (вредные условия труда 2 степени).
На основании статьи 212 ТК Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
До 1 января 2014 года вопросы установления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда регулировались Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 (в ред. от 28.06.2012).
С 1 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), устанавливающие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статьей 14 Федерального закона № 426-ФЗ введена классификация условий труда, которые по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс).
В соответствии с картами аттестации рабочих мест (от 25.12.2014) условия труда по степени вредности и опасности по должности водитель автомобиля пожарной команды войсковой части 77360-А отнесены к классу 3.2.
В рамках исполнения государственного контракта № 8/17 от 17.07.2017, заключенных между ФКУ «ОСК СФ» в лице заместителя начальника ФКУ «ОСК СФ» - «2ФЭС» и ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» проведена специальная оценка условий труда в войсковой части 77360-А.
Согласно специальной оценке условий труда (карты специальной оценки условий труда №138, 139, 140, 141 от 30.11.2017) должность водителя автомобиля пожарной команды войсковой части 77360-А также отнесена к подклассу 3.2.
Согласно пункта 2 части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
Основным параметром присвоения класса (подкласса) послужило измерение уровня шума, вибрация общая, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса (место измерения - кабина автомобиля, операция - управление транспортным средством).
В соответствии с частью 3 статьи 147 Трудового кодекса РФ конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Исходя из норм статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
В соответствии п. 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение № 2 к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255) предусмотрено повышение должностных окладов гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными условиями труда:
- до проведения специальной оценки условий труда – на 12 процентов;
- работникам, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) на которых отнесены к вредным условия труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленного рабочего времени: с вредными условиями труда 1 степени – на 4 процента; с вредными условиями труда 2 степени – на 8 процентов; с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней – на 12 процентов.
Ранее п. 49 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ (приложение № 2 к приказу Министра обороны РФ от 10.11.2008 № 555) гражданскому персоналу воинских частей занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда (приложение № 3 к Положению) должностные оклады (тарифные ставки) повышались до 12%.
В судебном заседании установлено, что водители пожарной команды войсковой части 7730-А не получали надбавку к окладу за вредные условия труда ни до 01.01.2014, ни после.
Как следует из п. 62.4 Соглашения между территориальной организацией Северного флота Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России и Объединенным стратегическим командованием Северного флота на 2017-2019 годы командиры (начальники) воинских частей обеспечивают повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу воинских частей, отработавшему в расчетном периоде не менее половины установленной нормы рабочего времени в тяжелых и вредных условиях, на 12%.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 6.3 Коллективного договора войсковой части 77360-А на 2017-2020 годы в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются выплаты компенсационного характера (аналогичные выплаты были предусмотрены п. 6.3 Коллективного договора войсковой части 77360-А на 2014-2017 годы).
В соответствии с п. 6.7.1. Коллективного договора войсковой части 77360-А на 2017-2020 годы гражданскому персоналу, занятому на работах с вредными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 12% (аналогичное положение было предусмотрено п. 6.7.1. Коллективного договора войсковой части 77360-А на 2014-2017 годы).
Согласно приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что в спорный период истцы Акимов А.В., Киселев И.В., Толмаев С.В., Кочанов О.В., Резниченко Н.Н., Инявкин С.Г., Довбня В.В., Городжий А.А., Алексеев О.Г., Шахрай С.И., Ганичев С.В., Иванов А.Е., Анисимов А.В., Кеворков Б.В., Галаев Э.Е., Костанян В.В. более половины рабочего времени во вредных условиях труда не отрабатывали. Данный факт не оспаривался также самими истцами и подтвержден подсчетами времени фактической работы во вредных условиях (на выездах) согласно путевым листам и книгами дежурств пожарной команды войсковой части 77360-А с 2014 по 2018 годы.
Работодатель ведет учет работы во вредных условиях водителей автомобилей на основе данных путевых листов за минусом времени выполнения водителями должностных обязанностей, не оцененных как вредные (установленные перерывы для отдыха и приема пищи, ожидание погрузки (разгрузки), охрана груза и т.д.)
Свидетель ФИО1., предупрежденный об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, в судебном заседании подтвердил, что является ответственным за составление табелей учета рабочего времени пожарной команды; не составлял отдельные табели учета рабочего времени во вредных условиях, т.к. водители пожарной команды не отрабатывали более половины рабочего времени во вредных условиях.
Анализируя приведенное законодательство, суд приходит к выводу, что оснований для установления повышенного размера оплаты труда работникам не имелось, в связи с чем, у работодателя отсутствовала обязанность по составлению табелей учета рабочего времени во вредных условиях и установлению соответствующей доплаты к заработной плате. В указанной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
Не также имеется причин для применения переходных положений статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013№ 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» которыми предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ), поскольку указанные нормы права подразумевают сохранение прежних компенсационных мер, которые, как установлено судом, в отношении истцов по состоянию на 01.01.2014 также не предоставлялись, ввиду отсутствия оснований.
Ответчиками заявлено ходатайство о применении к указанным требованиям срока исковой давности.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (часть 1 статьи 392 ТК Российской Федерации).
Федеральным законом Российской Федерации от 03.07.2016 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда», вступившим в силу с 03.10.2016, статья 392 ТК РФ дополнена частью второй, которой установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Учитывая, что в суд с настоящими требованиями истцы обратились лишь 11.12.2018, а сроки выплаты заработной платы, установленные пунктом 6.10.3 Коллективного договора войсковой части 77360-А – 20 число месяца (аванс) и 5-е число месяца, следующего за истекшим (окончательный расчет), то есть истцам было достоверно известно о том, что доплата за вредные условия труда не произведена за октябрь 2017 года не позднее 05.11.2017, за ноябрь 2017 – не позднее 05.12.2017, таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцами пропущен срок для обращения в суд с требованиями о взыскании недоплаченных денежных средств с 01.10.2017 по 30.11.2017, что с учетом заявления ответчика и отсутствия доказательств уважительности пропуска настоящего срока, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в указанной части.
На наличие обстоятельств, объективно препятствовавших подаче иска в установленный законом срок, которые могли быть расценены в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд, истцы не ссылались.
Оценивая требования истцов о предоставлении дополнительного отпуска за 2014-2018 годы за работу во вредных условиях исходя из 12 календарных дней в году, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 117 Трудового кодекса РФ минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части 1 статьи 117 Трудового кодекса РФ, составляет 7 календарных дней. Продолжительность дополнительного отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. При этом, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную частью 2 статьи 117 Трудового кодекса РФ, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.
В соответствии с частью 3 статьи 121 Трудового кодекса РФ в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
Как следует из пункта 54 Соглашения между территориальной организацией Северного флота Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России и Объединенным стратегическим командованием Северного флота на 2017-2019 годы командиры (начальники) воинских частей предоставляют ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска и сокращенный рабочий день продолжительностью не менее установленной законодательством Российской Федерации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по перечням должностей, установленных коллективным договором.
В соответствии с п. 5.9 Коллективного договора войсковой части 77360-А на 2017-2020 годы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с приложением № 4 к Коллективному договору.
В соответствии с пунктом 26 Перечня профессий и должностей работников, которым устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (Приложение № 4 к Коллективному договору войсковой части 77360-А на 2017-2020 годы) водителю автомобиля пожарного грузоподъемностью от 5 т и выше предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 календарных дней.
Аналогичное положение содержал пункт 5.8 Коллективного договора войсковой части 77360-А на 2014-2017 годы и пункт 26 Перечня профессий и должностей работников, которым устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (Приложение № 4 к данному Коллективному договору).
Из пояснений истцов следует, что на основании проведенной сотрудниками Государственной инспекции труда в Мурманской области по заявлениям работников войсковой части 77360-А проверки, в отношении войсковой части 77360-А вынесено предписание №51/12-1621-18-И от 20.07.2018, во исполнение которого работодателем истцам за 2017 год было предоставлено право на дополнительный отпуск в размере одного календарного дня каждому (пропорционально отработанному во вредных условиях времени Акимовым А.В. 32 часа 09 минут; Киселевым И.В. – 26 часов 22 минуты, Толмаевым С.В. – 41 час 06 минут, Кочановым О.В. – 32 часов 09 минут, Резниченко Н.Н. – 37 часов 03 минут, Инявкиным С.Г. – 26 часов 48 минут, Довбня В.В. – 11 часов 21 минута, Городжий А.А. – 05 часов 05 минут, Алексеевым О.Г. – 104 часа 39 минут, Шахрай С.И. – 37 часов 56 минут, Ганичевым С.В. – 41 час 18 минут, Ивановым А.Е. – 51 час 17 минут, Анисимовым А.В. – 70 часов 06 минут, Кеворковым Б.В. – 14 часов 05 минут, Галаевым Э.Е. – 13 часов 57 минут, Костаняном В.В. – 31 час 55 минут).
Ссылку стороны истцов на подпункт «б» пункта 200а Раздела XXXIII Транспорт Списка производств и, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (Приложение № 1 к постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22), согласно которому водителям автомобиля пожарного грузоподъемностью от 5 тонн и выше устанавливается продолжительность дополнительного отпуска в количестве 12 рабочих дней (вне зависимости от фактически отработанного во вредных условиях времени) суд отвергает, поскольку включение должности в вышеуказанный список само по себе не дает оснований для установления предусмотренных законом компенсаций, предоставление которых связано с установлением конкретных условий труда по результатам аттестации либо специальной оценки условий труда.
Суд находит обоснованными доводы ответчика о пропуске срока обращения в суд, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации по требованию о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска с 2014 по 2017 годы.
О праве на предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за 2014 год истцы Акимов А.В., Киселев И.В., Толмаев С.В., Резниченко Н.Н., Инявкин С.Г., Довбня В.В., Городжий А.А., Алексеев О.Г., Шахрай С.И., Ганичев С.В., Анисимов А.В., Галаев Э.Е., Костанян В.В. должны были узнать не позднее 01.01.2015, за 2015 год истцы Акимов А.В., Киселев И.В., Толмаев С.В., Резниченко Н.Н., Инявкин С.Г., Довбня В.В., Городжий А.А., Алексеев О.Г., Шахрай С.И., Ганичев С.В., Анисимов А.В., Галаев Э.Е., Костанян В.В., Иванов А.Е., - не позднее 01.01.2016, за 2016 год истцы Акимов А.В., Киселев И.В., Толмаев С.В., Резниченко Н.Н., Инявкин С.Г., Довбня В.В., Городжий А.А., Алексеев О.Г., Шахрай С.И., Ганичев С.В., Анисимов А.В., Галаев Э.Е., Костанян В.В., Иванов А.Е., Кеворков Б.В. – не позднее 01.01.2017, за 2017 год все истцы – не позднее 01.01.2018.
Уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут истцами не приведено; пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При этом суд учитывает, что требование о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска за 2018 год не подлежит удовлетворению, как заявленное преждевременно, поскольку реализация дополнительного отпуска возможна при предоставлении основного оплачиваемого отпуска в 2019 году.
Доводы представителя истца о необходимости применения разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 25.10.2018 №38-П, согласно которым часть 2 статьи 392 ТК Российской Федерации не ограничивает право работника на получение при увольнении денежной компенсации за все неиспользованные отпуска, если данная компенсация не была выплачена работодателем непосредственно при увольнении, и не лишает работника права на ее взыскание в судебном порядке независимо от времени, прошедшего с момента окончания рабочего года, за который должен был быть предоставлен отпуск, при условии обращения в суд с соответствующими требованиями в пределах установленного законом срока, исчисляемого с момента прекращения трудового договора, - основаны на неверном толковании норм права и к возникшим правоотношениям по предоставлению в натуре дополнительного отпуска, право истцов на который работодателем оспаривается, применению не подлежат.
Согласно статье 92 ТК Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 №421-ФЗ) сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
В соответствии с частью 2 статьи 92 Трудового договора РФ продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
По результатам СОУТ, проведенной в ноябре 2017 года, по должности водителя пожарного автомобиля войсковой части 77360-а определен подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), по которому сокращенная продолжительность рабочего времени не предусмотрена.
Ранее действовавшая редакция статьи 92 ТК Российской Федерации предусматривала сокращенную продолжительность рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2013, до реализации поручения, указанного в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 №870 (в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций), работодатель может самостоятельно устанавливать одну или несколько компенсаций за работу с вредными условиями труда.
Как следует из пункта 35 Соглашения между территориальной организацией Северного флота Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России и Объединенным стратегическим командованием Северного флота на 2017-2019 годы командиры (начальники) воинских частей устанавливают сокращенную продолжительность рабочего времени отдельным категориям работников в соответствии со статьями 92, 320 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с п. 4.4 Коллективного договора войсковой части 77360-А на 2017-2020 годы работодатель обязуется для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда установить сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю (аналогичное положение было предусмотрено пунктом 4.4 Коллективного договора войсковой части 77360-А на 2014-2017 годы).
Вместе с тем, конкретные должности, в отношении которых устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, в Коллективном договоре не поименованы, дополнительные соглашения к трудовым договорам о сокращенной продолжительности времени с истцами не заключались, до декабря 2014 года аттестация рабочих мест истцов не проводилась, следовательно, при определении наличия у водителей пожарных автомобилей войсковой части 77360-А права на данную меру компенсации следует руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, устанавливающими соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.
Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (Приложение № 1 к Постановлению Государственного комитета Совета
Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 25.10.1974 №298/П-22), применяемым в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, не было предусмотрено сокращенной продолжительности рабочего времени для водителей пожарного автомобиля.
Ссылку истцов на реализованное работодателем право устанавливать работникам повышенные гарантии и компенсации суд находит ошибочной, поскольку из установленных по делу обстоятельств не следует, что работодатель распространил действие пункта 4.4 Коллективного Договора на должности, занимаемые истцами, и признавал за ними право на сокращенную продолжительность рабочего времени. Доказательств обратного суду не представлено и в судебном заседании не добыто.
Истцы указывают, что поскольку работодатель обязан был установить им сокращенную продолжительность рабочего времени с 01.01.2014, а фактически они работали в режиме 40-часовой рабочей недели, - часы переработки должны быть оплачены как сверхурочная работа в соответствии с частью 1 статьи 152 Трудового кодекса РФ (за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере).
Доводы истцов суд оценивает критически по вышеприведенным обстоятельствам, и ввиду отсутствия права на сокращенную продолжительность рабочего времени отказывает в удовлетворении требований в указанной части.
В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня. Поручение дополнительной работы актуально, в частности, когда в организации не укомплектован штат работников или невозможно приостановить работу на время отсутствия работника из-за болезни, командировки, ежегодного отпуска, отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком и других причин. Работодатель вправе поручить имеющуюся у него дополнительную работу как одному, так и нескольким работникам. Необходимо, чтобы профессии (должности), по которым поручается выполнение дополнительной работы, были предусмотрены штатным расписанием работодателя.
Как следует из пункта 62.6 Соглашения между территориальной организацией Северного флота Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России и Объединенным стратегическим командованием Северного флота на 2017-2019 годы командиры (начальники) воинских частей обеспечивают установление компенсационной выплаты гражданскому персоналу воинских частей при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от работы, определенной трудовым договором (далее совмещение), в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса РФ, по соглашению сторон. Размер выплаты (в рублях) за совмещение устанавливается по соглашению сторон трудового договора и не может превышать размера должностного оклада (тарифной ставки по совмещаемой профессии или должности.
В соответствии с п. 6.7.6 Коллективного договора войсковой части 77360-А на 2017-2020 годы гражданскому персоналу при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от работы, определенной трудовым договором в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса РФ, устанавливается компенсационная выплата за совмещение. Размер выплаты за совмещение устанавливается по соглашению сторон трудового договора и не может превышать размера должностного оклада (тарифной ставки) по совмещаемой профессии или должности (аналогичное положение было предусмотрено п. 6.7.6 Коллективного договора войсковой части 77360-А на 2014-2017 годы).
Истцы указывают, что помимо определенной должностной инструкцией водителя автомобиля пожарной команды войсковой части 77360-А работы они также выполняли дополнительную работу: обеспечение погрузки и выгрузки разрядных (взрывоопасных и пожароопасных грузов и изделий на секретных объектах (не на территории войсковой части 77360-А); осуществляли выезд и тушение пожаров гражданских объектов на территории ЗАТО г.Североморск, обеспечивали проведение городских мероприятий на территории ЗАТО г.Североморск. Однако оплата этой дополнительной работы им не произведена.
Учитывая график работы водителей автомобиля пожарной команды (в условиях суммированного учета рабочего времени), специфику работы водителей и невозможность выполнения каких-либо обязанностей без освобождения от работы, предусмотренной трудовым договором, привлечение водителей к дополнительной работе нереализуемо. Приказов о привлечении кого-либо из истцов к выполнению работ по второй должности (ставке), расширении зоны обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника работодателем – войсковой частью 77360-А – не издавалось.
Как следует из штата №84/701 Центра (материально-технического обеспечения, Северного флота), утвержденного 09.05.2016 начальником генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, пожарная команда войсковой части 77360-А входит в штат 701 Центра (материально-технического обеспечения, Северного флота) (далее – 701 ЦМТО СФ).
Согласно Положения о районе базирования (сил флота, г.Североморск, Мурманская область) 701 Центра (материально-технического обеспечения, Северного флота), утвержденного начальником 701 ЦМТО СФ 22.08.2016, Район Базирования г.Североморск является основным подразделением 701 ЦМТО Северного флота и подчиняется непосредственно начальнику 701 ЦМТО СФ, пожарная команда входит в структуру управления Района Базирования г.Североморск на правах отдельной воинской части (77360-А).
Основными задачами района базирования г.Североморск являются, в числе прочего, непосредственное обеспечение противопожарной защиты сил в местах их базирования и дислокации, а также противопожарной защиты гарнизона в местах дислокации структурных противопожарных подразделений во взаимодействии с местными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом, на Район Базирования г.Североморск могут возлагаться иные задачи, предусмотренные нормативно-правовыми актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ, указаниями заместителя Министра обороны Российской Федерации, приказами и директивами командующего Северным Флотом и его заместителями по материально-техническому обеспечению, начальника 701 ЦМТО Северного флота.
В силу пунктов 61, 62 Положения задачами пожарной команды являются: осуществление оперативного реагирования на поступающие сообщения о пожарах в закрепленном районе выезда и первоочередных действий по спасению людей и имущества от опасных факторов пожара, тушение пожара до прибытия подразделений федеральной противопожарной службы; круглосуточное дежурство (по сменному графику) в месте, установленном для размещения пожарной команды; поддержание постоянной связи с диспетчером ФГКУ «СУ №48 ФПС МЧС России «СПСЧ №6; содержание в постоянной готовности к тушению пожаров пожарных автомобилей, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведение их технического обслуживания в порядке, установленном нормативными документами министерства обороны Российской Федерации; проведение разъяснительной работы среди личного состава с целью соблюдения противопожарного режима, выполнения первичных мер пожарной безопасности.
Как следует из расписаний выезда пожарно-спасательных подразделений, пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории МО ЗАТО г.Североморск на период 2018 года (согласованного командиром войсковой части 77360-А ФИО2 10.09.2017 и утвержденного Главой МО ЗАТО г.Североморск ФИО3 14.11.2017; согласованного командиром войсковой части 77360-А ФИО2 02.10.2018 и утвержденного Главой МО ЗАТО г.Североморск ФИО3 20.12.2018), силы пожарной команды войсковой части 77360-А привлекаются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Муниципального образования ЗАТО г.Североморск.
Исходя из специфики трудовой деятельности водителя пожарного автомобиля, а также полномочий, функций и задач войсковой части 77360-А, являющейся структурным подразделением 701 ЦМТО Северного флота, суд считает необоснованными доводы истцов о выполнении не обусловленной трудовым договором «дополнительной» работы и отказывает в удовлетворении требований о её оплате.
Анализируя юридически значимые для дела доказательства и фактические обстоятельства дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований Акимова А.В., Киселева И.В., Толмаева С.В., Кочанова О.В., Резниченко Н.Н., Инявкина С.Г., Довбня В.В., Городжий А.А., Алексеева О.Г., Шахрай С.И., Ганичева С.В., Иванова А.Е., Анисимова А.В., Кеворкова Б.В., Галаева Э.Е., Костаняна В.В.
Кроме того, по данному требованию истцами также пропущен срок обращения в суд за период с 01.10.2017 по 30.11.2017, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Требования о взыскании компенсации морального вреда согласно статье 237 ТК Российской Федерации не подлежат удовлетворению как производные от основных требований.
Суд рассматривает данный спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в пределах заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56-57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Акимова Александра Васильевича, Киселева Игоря Владимировича, Толмаева Сергея Владимировича, Кочанова Олега Владимировича, Резниченко Николая Николаевича, Инявкина Сергея Геннадьевича, Довбня Виталия Владимировича, Городжий Алексея Алексеевича, Алексеева Олега Геннадьевича, Шахрай Сергея Ивановича, Ганичева Сергея Васильевича, Иванова Андрея Евгеньевича, Анисимова Александра Владимировича, Кеворкова Бениамина Витальевича, Галаева Эдурада Евгеньевича, Костаняна Вячеслава Валерьевича к войсковой части 77360-А, и федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – Филиал «2 финансово-экономическая служба» о признании права на повышенную оплату труда в связи с работой во вредных условиях, оплаты дополнительной и сверхурочной работы, предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска, установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, взыскании компенсации морального вреда, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Мохова