88-11800/2023
2-662/57-2023
14МS0032-01-2022-002527-51
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 декабря 2023 года город Владивосток
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Власенко И.Г. рассмотрев по правилам ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ гражданское дело по иску ООО "УК Комфорт" к Киселевой Елене Владимировне о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги,
встречному иску Киселевой Елены Владимировны к ООО "УК Комфорт" о возложении обязанности заключить договор на оказание услуг, возмещении морального вреда,
по кассационной жалобе Киселевой Елены Владимировны на решение мирового судьи судебного участка № 57 Олекминского района Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2023 года и апелляционное определение Олёкминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2023 года,
у с т а н о в и л а:
ООО «Управляющая компания Комфорт» обратилось в суд с иском о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги.
В обоснование требований истец указал, что Киселева Е.В. является собственником квартиры <адрес>, общей площадью 70,2 м2. ООО «Управляющая компания Комфорт» оказывает услуги по управлению общим имуществом дома и его содержанию. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Киселевой Е.В. имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 29 525 руб. 81 коп., которую истец просил взыскать вместе с пеней за просрочку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 486 руб. 69 коп., расходами по уплате госпошлины в размере 1 190 руб.
Киселева Е.В. обратилась в суд со встречным иском к ООО «УК Комфорт» о понуждении заключить договор на оказание услуг ЖКХ и возмещении морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование требований указала, что неоднократно обращалась в управляющую компанию с просьбой заключить договор по предоставлению услуг ЖКХ. До настоящего времени такой договор не заключен, услуги фактически не оказываются, денежные средства принимаются только в кассу без выдачи чека и кассового аппарата, без возможности их перечисления на расчетный счет учреждения.
Решением мирового судьи судебного участка № 57 Олекминского района Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2023 года с Киселевой Е.В. в пользу ООО УК «Комфорт» взыскана задолженность за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 525 руб. 81 коп, пени за просрочку обязательных платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 486 руб. 69 коп, судебные расходы по оплате госпошлины в размере 1 190 руб. В удовлетворении встречных исковых требований Киселевой Е.В. отказано.
Апелляционным определением Олёкминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2023 года решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Киселева Е.В., ссылаясь на отсутствие заключенного договора, недоказанность оказания услуг, отсутствие у управляющей компании права на сбор денег за вывоз ТКО, возложение такой обязанности на регионального оператора при соблюдении положений, предусмотренных Правилами от 12.11.2016 № 1156, просила отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания по настоящему делу установлены.
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Из материалов дела установлено, что Киселева Е.В. является собственником квартиры № <адрес>, общей площадью 70,2 м2.
Из протокола общего собрания собственников помещений жилого дома № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в указанном доме проживают 4 собственника помещений, 3 из которых большинством голосов выбрали непосредственное управление домом собственниками жилых помещений. Одновременно было принято решение о заключении с ООО «УК Комфорт» договора на техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества, водоотведение, вывоз твердых бытовых отходов, утверждены тарифы: за техобслуживание и текущий ремонт - 9 руб. 75 коп, водоотведение – 25 руб. 38 коп., вывоз твердых коммунальных отходов - 188 руб. с человека, проживающего в жилом помещении.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников.
При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров. Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются с каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Обращаясь в суд с настоящим иском управляющая компания представила расчет, из которого следует, что Киселевой Е.В. выставлена задолженность за техническое обслуживание общего имущества, водоотведение и обращение с ТКО по лицевому счёту № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из расшифровки задолженности следует, что ООО УК «Комфорт» произведен расчет исходя их тарифов, которые отличны от утвержденных решением общего собрания: за техобслуживание и текущий ремонт - 10 руб. 76 коп с 1 кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ из расчета 11 руб. 46 коп., водоотведение – 30 руб. 33 коп. за 1 куб.м., обращение с ТКО – 99 руб. 25 коп. с человека.
Услуги рассчитаны по тарифам, установленным нормативными положениями, в т.ч. в отношении вывоза ТКО на основании постановления ГКЦ РС (Я) № 214 от 20 декабря 2018 года для региональных операторов, где
для населения, проживающего в многоквартирных домах в Олекминском муниципальном районе установлен предельный единый тариф в размере 99 руб. 25 коп. с человека за 1 месяц.
Возражая против указанного расчета Киселева Е.В. оспорила вывод суда о наличии ее обязанности к оплате вывоза ТКО в отсутствие договора и недоказанности предоставления этих услуг.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению ТКО, регулируются положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в части 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО.
Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 29 декабря 2016 года, предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года.
До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
При этом если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", согласно которым статья 23 дополнена частью 8.1, из которой следует, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно постановлению Правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 20.12.2018 №214 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Олекминскому муниципальному району является ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства».
Приведенные в возражениях управляющей компании доводы о том, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Комфорт» является региональным оператором по вывозу ТКО материалами дела не подтверждены и не свидетельствуют о наличии законных оснований взимать плату за вывоз/уборку ТКО до указанного периода.
ООО УК «Комфорт» на основании постановления от 23 июня 2017 года № 525 переданы функции по содержанию и оказанию услуг по водоотведению, в то время как согласно платежной квитанции за ДД.ММ.ГГГГ Киселевой Е.В. выставлена оплата за «уборку ТКО» в размере 120 руб. 81 коп, что в т.ч. противоречит как представленному расчету, так и таблице 1 к приложению постановления ГКЦ РС (Я) № 214 от 20.12.2018, где для Олекминского муниципального района установлен предельный единый тариф 99 руб. 25 коп. с человека в месяц.
Судом не только не устранено указанное противоречие, но и не выяснен вопрос о характере услуги «уборка ТКО», поскольку функции по обращению с ТКО возложены на регионального оператора, а иные оказываемые управляющей компанией услуги согласно пункту 26 Минимального Перечня услуг и работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 включены в понятие «содержание и текущий ремонт общего имущества» по тарифу, который утверждается общим собранием.
Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил от 6 мая 2011 года N 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой согласно пункту 2 Правил N 1156 понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о несоответствии санитарной площадки для сбора ТКО требованиям СанПиН 2.1.3684-21 по <адрес>, как и отсутствие письменного договора, сами по себе не освобождают от оплаты фактически оказанной услуги.
Вместе с тем, судом не принято во внимание, что во встречном иске идет речь о заключении 2 договоров – договора управления с управляющей компанией, условия которого согласно п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ГК РФ подлежат утверждению общим собранием собственников помещений и договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, правила заключения которого имеют свои отличия.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416 устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом. К стандартам управления многоквартирным домом в т.ч. относится заключение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг (абзацы пятый и шестой подпункта "д" пункта 4 Правил N 416), что соответствует жилищному законодательству и направлено на обеспечение прав и законных интересов жителей многоквартирного дома, обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания.
Согласно пункту 23 Правил предоставления коммунальных услуг от 06 мая 2011 года № 354 собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 9 и подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д", "з", "л" и "с" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил, и копий документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил.
Подачу документов в месте нахождения исполнителя может осуществить один из сособственников при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или уполномоченный представитель любого из сособственников при предъявлении оформленной в установленном порядке доверенности. После получения документов исполнитель обязан их зарегистрировать в день поступления, сделать на втором экземпляре заявления отметку о дате принятия заявления и прилагаемых к нему документов и передать их заявителю и не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в 2 экземплярах либо направить проект разногласий.
Сведений о том, что Киселева Е.В. направила проект такого договора либо такой договор управления заключен с иными собственниками помещений материалы дела не содержат.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности ( п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления»).
Положениями пунктами 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Вместе с тем, указанные правила имеют отношение к региональному оператору ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства», которое к участию в деле не привлечено, в связи с чем следует признать, что суды обеих инстанций неправильно определил круг сторон, не выяснили кто является региональным оператором, не дали оценку соблюдению региональным оператором правил регламентирующих порядок размещения условий типового договора, в т.ч. наличию между собственниками помещений МКД и управляющей компанией договора управления, обстоятельствам на каком основании управляющая компания взыскивает плату за уборку/вывоз ТКО, в т.ч. по тарифу, установленному для регионального оператора.
Выяснение указанных вопросов, а равно определение надлежащего круга сторон являлось юридически значимым для правильного разрешения настоящего спора, поскольку разрешение судом вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, относится к существенным нарушениям норм процессуального права. В соответствии с п.4 ч. 4 ст. 379.7 ГПК РФ такое нарушение является основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке в любом случае.
В нарушение части 2 статьи 56, частей 1 - 4 статьи 67, части 4 статьи 198 ГПК РФ вышеуказанные обстоятельства судом первой инстанции оставлены без внимания, а недостатки судебного акта судом апелляционной инстанции не устранены, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, где следует устранить указанные в настоящем определении нарушения, правильно определить участников правоотношений, обсудить вопрос о привлечении для участия в деле регионального оператора, председателя Совета МКД в целях выяснения вопроса о наличии договоров управления и вывоза ТКО, предложить сторонам представить сведения на которых они основывают свою позицию, в т.ч. управляющей компании представить доказательства правомерности взимания платы за уборку ТКО отдельно от утвержденного тарифа за содержание общего имущества дома, разрешить спор исходя из установленных обстоятельств дела и в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права.
Иные доводы заявителя о том, что она зарегистрирована в другом жилом помещении не являются безусловным основанием для отказа от оплаты за вывоз ТКО, поскольку для такого перерасчета требуется ряд условий.
Так, согласно пункту 148 (44) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрена возможность осуществления перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил N 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении.
Такой перерасчет, в силу пункта 91 Правил № 354, носит заявительный характер с приложением документов, подтверждающих факт отсутствия, в то время как сведений о том, что Киселева Е.В. обращалась с таким заявлением, а равно предоставляла такие сведения материалы дела не содержат.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение Олёкминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Судья И.Г. Власенко