Судья Маликова Е.С. 7-279/2020
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь |
27 мая 2020 года |
Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Постникова В.Н. – Огневского Н.В. на решение судьи Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 29.01.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Постникова В.Н.,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Новоалександровскому району Ставропольского края Сердюковой Л.В. от 17.12.2019 Постников В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей (далее – постановление от 17.12.2019).
Решением судьи Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 29.01.2020 постановление от 17.12.2019 оставлено без изменения, жалоба представителя Постникова В.Н. – Усынина С.О. – без удовлетворения (далее – решение судьи от 29.01.2020).
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, представитель Постникова В.Н. – Огневский Н.В. считает постановление от 17.12.2019 и решение судьи от 29.01.2020 незаконными и необоснованными, вынесенными с существенными нарушениями административного законодательства. Указывает, что должностным лицом административного органа допущены процессуальные нарушении при проведении проверки и составлении административного материала в отношении Постникова В.Н. В дополнительной жалобе заявитель ссылается на нарушения сотрудниками почты Правил оказания услуг почтовой связи, повлекшие неполучение Постниковым В.Н. адресованной им должностным лицом корреспонденции, а именно уведомлений о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Просит отменить постановление от 17.12.2019 и решение судьи от 29.01.2020, принять по делу новый судебный акт, которым производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Постникова В.Н. состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав представителя Постникова В.Н. – Огневского Н.В., поддержавшего доводы жалобы, просившего отменить постановление от 17.12.2019 и решение судьи от 29.01.2020, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Постникова В.Н. состава административного правонарушения, выслушав мнение специалиста-эксперта Отдела правового обеспечения Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
Петренко Е.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, просившей оставить решение судьи от 29.01.2020 без изменения, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Так, в силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Действие - это активное поведение лица, направленное на достижение определенной цели. Бездействие - невыполнение своих обязанностей или неприменение своих прав, которые лицо обязано применять по роду своей деятельности. Противоправность деяния выражается в нарушении требований действующего законодательства, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административную ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ влечет самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Объект рассматриваемого административного правонарушения - общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.
Предметом рассматриваемого состава административного правонарушения являются земли и составляющие их земельные участки, то есть части поверхности земли, включая покрывающий их почвенный слой. Границы таких земельных участков обязательно должны быть определены и закреплены в установленном законом порядке путем проведения необходимой процедуры государственной регистрации.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными на установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке, при отсутствии на то воли собственника этого земельного участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Такими могут быть действия в виде:
1) самовольного занятия земельного участка, выражающегося в размещении на нем каких-либо сооружений, строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны;
2) использования земельного участка путем его засевания сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений, разведения в плодородном слое бактериально обогащенных культур и т.п., при отсутствии предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, то есть при отсутствии документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.
Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется умышленным совершением противоправных действий, предусмотренных диспозицией данной нормы, причем в форме прямого умысла (ч. 1 ст.2.2 КоАП РФ).
Субъекты рассматриваемого состава административного правонарушения – граждане, должностные лица, юридические лица.
Рассматриваемые составы носят формальный характер, поскольку административная ответственность наступает с момента совершения названных виновных действий, независимо от возникновения или отсутствия негативных последствий, так как сами по себе действия, составляющие объективную сторону составов, влекут нарушение установленного порядка владения, пользования и распоряжения самовольно занятым земельным участком либо существующего на него права собственности.
Из материалов дела видно, что в ходе проведения плановой проверки соблюдения требований земельного законодательства, проведённой государственным инспектором по Новоалександровскому району по использованию и охране земель 08.11.2019, в отношении Постникова В.П., при использовании земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу Ставропольский край. Новоалександровский район. х. Красночервонный, ул. Червонная, д. 35, КН <…555>, площадью 1681 кв.м., выявлено нарушение норм действующего земельного законодательства. Согласно акту проверки от 08.11.2019 проведённой на земельном участке расположенном по адресу: х. Красночервонный,
ул. Червонная, д. 35, КН <…555>, данный земельный участок имеет уточнённую площадь 1681 кв.м., имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, на данном земельном участке расположены объекты недвижимости в ЕГРН имеется запись только на один объект недвижимости - жилой дом, (также на участке расположен объект незавершенный строительством — неизвестного назначения, и ангар для хранения и переработки с/х продукции). Данный земельный участок и постройки на нём принадлежат Постникову В.П., так же установлено что, Постниковым В.Н. используется земельный участок (правообладателем которого является Белевцев И.А.) из земель населённых пунктов, который прилегает с северной стороны к проверяемому участку на данном участке расположено: стоянка с/х техники. Прилегающий участок не огорожени используется Постниковым В.П. без согласия правообладателей данного участка. По результатам проведённой проверки 08.11.2019 в действиях Постникова В.Н. при использовании земельного участка из земель населённых пунктов, расположенного по адресу: х. Красночервонный,
ул. Червонная, д. 35, выявлено нарушение ст. 25 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в самовольном занятии
Постниковым В.Н. и использовании прилегающего с северной стороны земельного участка, принадлежащего Белевцеву И.А.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 06.12.2019 государственным инспектором Новоалександровского района Ставропольского края по использованию и охране земель Косич А.С. (далее – инспектор Косич А.С.) протокола об административном правонарушении в отношении Постникова В.Н. о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ (далее – протокол от 06.12.2019) (л.д. 73-74).
17.12.2019, рассмотрев протокол от 06.12.2019 и материалы настоящего дела об административном правонарушении № 52/53/2019, главный государственный инспектор по использованию и охране земель по Новоалександровскому району Ставропольского края Сердюкова Л.В. вынесла постановление о привлечении Постникова В.Н. к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ (л.д. 88-93).
Оставляя постановление от 17.12.2019 без изменения, судья районного суда согласился с выводами должностного лица административного органа, указав, что вышеуказанные обстоятельства и вина Постникова В.Н. в совершении административного правонарушения подтверждаются материалами дела.
Нахожу состоявшиеся по делу обжалуемые акты незаконными, необоснованными и подлежащими отмене по нижеследующим основаниям.
Положения статей 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
Из содержания ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении является одним из важнейших доказательств по делу об административном правонарушении, поскольку в нем указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом, протокол об административном правонарушении - это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. Отраженное в протоколе место совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
В случае неявки лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нём делается соответствующая запись (ч. 5
ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
В силу ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке и выясняются причины их неявки.
Между тем названные требования закона должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении не были приняты во внимание.
Так, в материалах дела имеется уведомление инспектора Косич А.С. от 28.11.2019 исх. № 26-11/00848/19, направленное Постникову В.Н. по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, ул. Московская, д. 14, о необходимости явки в административный орган 08.11.2019 в 10 часов
00 минут для проведения проверки соблюдения земельного законодательства. В графе «Подпись представителя» данного уведомления проставлена подпись без какой-либо расшифровки (л.д. 54-55). Сведения о направлении уведомления в адрес Постникова В.Н. по почте материалы дела не содержат.
Акт проверки соблюдения земельного законодательства № 1688-ЗН от 08.11.2019 составлен в отсутствие Постникова В.Н. либо его представителя (л.д. 56-58).
Сведения о направлении в адрес Постникова В.Н. по почте данного акта, а также предписания № 1688-ЗН/1 об устранении нарушения требований земельного законодательства, составленного 08.11.2019 (л.д. 60-61), материалы дела также не содержат.
Постников В.Н. при составлении протокола об административном правонарушении не присутствовал (л.д. 73-74).
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих факт надлежащего уведомления Постникова В.Н. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в деле не имеется.
В деле имеются уведомления инспектора Косич А.С. от 11.11.2019, 25.11.2019 и 27.11.2019, в которых содержится информация о необходимости прибыть в административный орган для рассмотрения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении, в том числе по ст. 7.1 КоАП РФ (л.д. 62, 65, 67), однако данные уведомления не содержат сведений кому именно они направлены и по каким адресам.
Копия чека от 18.11.2019 об отправке письма содержит информацию о направлении Постникова В.Н. заказного письма по адресу: Ставропольский край, Новоалександровский район, ул. Московская, д. 14 (л.д. 63).
Вместе с тем, из дела усматривается, что с 08.06.2019 Постников В.Н. зарегистрирован по адресу: <…>, что подтверждается копией его паспорта (л.д. 108-109).
Таким образом, вышеназванные уведомления должностного лица административного органа не могут быть признаны допустимыми доказательствами надлежащего уведомления Постникова В.Н. о выполнении указанных процессуальных действий.
Имеющиеся в деле копии отчётов об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором № 35600038051621 и № 35600036060076
(л.д. 64, 66) таковыми не могут быть признаны, поскольку, как следует из письма начальника Красногвардейского почтамта Губаревой Т.Е., приложенного к дополнительной жалобе на решение судьи, сотрудниками ОПС были нарушены почтовые правила оказания услуг, в связи с чем подтвердить вручение указанной корреспонденции адресату не представляется возможным.
Сведения об извещении Постникова В.Н. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении либо направлении в его адрес копия определения от 09.12.2019 (л.д. 75) материалы дела также не содержат.
В ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьёй районного суда указанным обстоятельствам должная оценка не дана.
В рассматриваемом случае имеет место несоблюдение требований
ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, что является существенным процессуальным нарушением, имеющим фундаментальный, принципиальный характер, повлиявшим на исход дела, и влечёт отмену состоявшихся по делу постановления и решения.
В настоящее время утрачена возможность устранить допущенные нарушения путём возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено указанное постановление.
При таких обстоятельствах постановление от 17.12.2019 № 52/53/2019 и решение судьи от 29.01.2020 подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено указанное постановление.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 17.12.2019 № 52/53/2019 ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 29.01.2020 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 7.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 3 ░. 1 ░░. 30.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░