Решение по делу № 2а-2543/2021 от 20.07.2021

25RS0007-01-2021

-005476-21

2а-2543/2021 год.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2021 год г. Артем

Артемовский городской суд в составе :

судьи И.В. Макаровой

при секретаре Н.З. Дикусаровой

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Гогина В.А. к администрации Артемовского городского округа об оспаривании решения,

у с т а н о в и л :

Гогин В.А. обратился в Артемовский городской суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения Администрации Артемовского городского округа от "30" апреля 2021 года <номер> об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта «коммунально–складского здания» на земельном участке с кадастровым номером <номер>, обязании ответчика выдать разрешение на строительство указанного объекта на основании Заявления от "03" марта 2021 года, с учетом дополнительно представленных 27.04.2021 г. документов.

От Гогинина В.А. поступили уточнения заявленных требований, в которых указано, что в качестве способа восстановления нарушенного права просит обязать Администрацию Артемовского городского в течение 7 (семи) рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Гогина В.А., принять по нему решение, соответствующее статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и уведомить о нём посредством его вручения (направления) заявителю.

В судебное заседание административный истец не явился, просит рассмотреть заявление с уточненными требованиями в его отсутствие.

Представитель административного ответчика в суд не явился, уведомлен надлежащим образом, в ходатайстве об отложении судебного заседания судом отказано, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие не явившихся сторон.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, изучив возражение административного ответчика, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Гогин В.А. по договору аренды <номер> от 15.11.2016, с учетом соглашения о передаче прав и обязанностей от 27.03.2019, является арендатором земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером <номер>, площадью 4 468 кв.м., из земель населенных пунктов, находящихся по адресу: <адрес> разрешенное использование: коммунально-складские и производственные предприятия 5 класса вредности различного профиля.

03 марта 2021 Гогин В.А. обратился в Администрацию Артемовского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

Решением, изложенным в письме <номер> от 30.04.2021, Администрация Артемовского городского округа отказала Гогину В.А. в выдаче разрешения на строительство на основании части 13 статьи 51 ГрК РФ, указав, что на земельном участке начато строительство объекта капитального строительства самовольно, без разрешительных документов, объект имеет признаки самовольной постройки.

Не согласившись с данным отказом, Гогин В.А. обратилось в Администрацию Артемовского городского округа с жалобой на неправомерный отказ в выдаче разрешения на строительство.

Решением, изложенным в письме <номер> от 31.05.2021, жалоба Гогина В.А. оставлена без удовлетворения, по тем же самым основаниям.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

В силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, перечислены в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

Деятельность органов исполнительной власти основана на принципе законности, следовательно, при принятии решения о выдаче разрешения на строительство, либо об отказе в его выдаче уполномоченный орган должен действовать строго в соответствии с установленной нормативными правовыми актами процедурой, в пределах своих полномочий. Выдача разрешения на строительство включена в перечень типовых услуг, оказываемых, в частности органами местного самоуправления.

Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Таким образом, при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство необходимо установить: соответствие проектной документации, во-первых, правилам землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты. Последние, в свою очередь, определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков применительно к каждой территориальной зоне (часть 1 статьи 36, пункт 3 части 2 статьи 30, статья 37 ГрК РФ); во-вторых, проекту планировки территории и проекту межевания территории, которые разрабатываются в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ). Наконец, устанавливается допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

К заявлению о выдаче разрешения на строительство застройщик прикладывает документы, перечисленные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, результаты инженерных изысканий и материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства, проект организации строительства объекта капитального строительства, положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса).

Согласно пункту 7.1. статьи 51 Градостроительного кодекса РФ документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - 5, 7, 9 и 10 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

В соответствии с пунктом 7.2. статьи 51 Градостроительного кодекса РФ документы, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений.

Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

Материалами дела подтверждается предоставление заявителем документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а также Постановлением администрации Артемовского городского округа от 26.12.2019 <номер>-па (ред. от 29.10.2020) "Об утверждении Административного регламента предоставления администрацией Артемовского городского округа муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство"

Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно:

- отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ; несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка;

- в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

- несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Начало строительства объекта капитального строительства в указанный перечень в качестве оснований для отказа не включено.

Согласно статьям 48, 51 Градостроительного кодекса РФ публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в законе.

Суду не представлено доказательств несоответствия начатого строительством объекта недвижимости требованиям градостроительных и строительных норм и правил.

Как следует из материалов дела, Гогину В.А. отказано в выдаче разрешения на строительство ввиду того, что им до получения разрешения на строительство было начато строительство коммунально–складского здания. Однако такой отказ не соответствует статье 51 Градостроительного кодекса РФ.

Из системного анализа норм указанной статьи следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, и возможности возведения на заявленном участке объекта капитального строительства по представленному проекту.

При этом следует принять во внимание, что заявителем при обращении в администрацию с заявлением о выдаче разрешения строительство объекта была предоставлена предусмотренная законом градостроительная и проектная документация, и каких-либо ссылок на их несоответствие в отказе в выдаче разрешения на строительство не содержится.

Частью 2 статьи 62, частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенное государственным или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В данном случае, со стороны административного ответчика не было представлено доказательств, подтверждающих законность и обоснованность решения, принятого по результатам рассмотрения заявления Гогина В.А. от 27 апреля 2021 года о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.

Настоящие выводы соответствуют позиции, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 14 февраля 2019 № 44-КГ 18-31, Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 18-КА19-46.

При отмеченных обстоятельствах отказ Администрации Артемовского городского округа в выдаче разрешения на строительство, выраженный в уведомлении <номер> от 30.04.2021 г. не представляется законным и обоснованным.

Требуемый заявителем способ устранения допущенных в отношении него нарушений прав и законных интересов, в виде возложении обязанности на Администрацию Артемовского городского в течение 7 (семи) рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Гогина В.А., принять по нему решение, соответствующее статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и уведомления о принятом решении посредством его вручения (направления) заявителю, соответствует допущенным нарушениям и отвечает требованиям ст.277 КАС РФ.

Учитывая требования пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы местного самоуправления и принимать конкретное решение по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, приходит к выводу о том, что для устранения допущенного нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца необходимо возложить на Администрацию Артемовского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление Гогина В.А. о выдаче разрешения на строительство объекта «коммунально–складского здания» на земельном участке с кадастровым номером <номер> от "27" апреля 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Артемовский городской суд Приморского края, суд

решил:

Административное исковое заявление Гогина В.А. удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Артемовского городского округа об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта «коммунально–складского здания» на земельном участке с кадастровым номером <номер>, оформленное письмами <номер> от 30.04.2021 и <номер> от 31.05.2021.

Возложить на Администрацию Артемовского городского округа обязанность в течение 7 (семи) рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Гогина В.А. о выдаче разрешения на строительство объекта «коммунально–складского здания» на земельном участке с кадастровым номером <номер> и принять по нему решение, соответствующее статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. О принятом решении уведомить Гогина В.А. посредством его вручения (направления) заявителю.

Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца в Приморский краевой суд через Артемовский городской суд.

    Мотивированное решение изготовлено 28.10.2021 год.

Судья И.В. Макарова

2а-2543/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Гогин Виктор Александрович
Ответчики
Администрация Артемовского городского округа
Суд
Артемовский городской суд Приморского края
Судья
Макарова Инна Владимировна
Дело на странице суда
artemovsky.prm.sudrf.ru
20.07.2021Регистрация административного искового заявления
20.07.2021Передача материалов судье
22.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2021Подготовка дела (собеседование)
30.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2021Судебное заседание
28.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее