Дело № 2-1038/2023
91RS0001-01-2023-001701-55
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2023 года г. Симферополь
Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Петровой Ю.В.
при секретаре – Ли В.Р.
прокуроре - ФИО4
представителе ответчика - ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Прокурора ФИО3 <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов собственников жилого дома к Муниципальному Унитарному Предприятию «ФИО3», третье лицо – директор МУП «ФИО3» ФИО2 о понуждении совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ Прокурор ФИО3 <адрес> в интересах собственников <адрес> в <адрес> обратился в суд с иском к МУП «ФИО3» о понуждении совершить определенные действия, а именно обязать МУП «ФИО3» произвести перерасчет платы за содержание и текущий ремонт многоквартирного <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> в общем размере 183 329 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой ФИО3 <адрес> была проведена проверка по обращению председателя МКД № по ул Ракетной в <адрес> ФИО6 по вопросу нарушения МУП «ФИО3» требований законодательства в жилищно- коммунальной сфере, а также ненадлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества жилого многоквартирного <адрес> в <адрес>.
Так, проверкой деятельности муниципального унитарного предприятия «ФИО3» в части исполнения обязанности по содержанию и ремонту многоквартирного дома установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между собственниками помещений в указанном выше многоквартирном доме и муниципальным унитарным предприятием «ФИО3» заключен договор управления многоквартирным домом. В рамках проверки прокуратурой района установлено, что в соответствии с годовым отчетом об исполнении управляющей организацией указанного выше договора управления многоквартирным домом за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнено работ по содержанию и текущему ремонту МКД на общую сумму 823 593,09 руб.
Также установлено, что акты выполненных работ, подписанные в соответствии с ч. 6 ст. 161.1 ЖК РФ председателем совета многоквартирного дома на общую сумму 204 610,51 руб. отсутствуют.
Вместе с этим, в ходе проверки установлено, что МУП «ФИО3» в нарушение вышеуказанных норм законодательства произвел списание денежных средств со счета названного многоквартирного дома по следующим актам выполненных работ: № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 519 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 178 571,90 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 238,10 руб.
Таким образом, МУП «ФИО3» неправомерно произвел действия, направленные на списание денежных средств, чем причинил ущерб собственникам помещений на общую сумму 183 329 руб.
На основании изложенного, истец просил суд иск удовлетворить и возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет платы за содержание и текущий ремонт многоквартирного <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> в общем размере 183 329 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен директор МУП «ФИО3» ФИО2.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просили суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО5 иск не признала, возражала против его удовлетворения, представила в суд письменные возражения.
Изучив доводы иска, заслушав прокурора и представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (пп. 4 п. 1.1пп. 4 п. 1.1).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, совет многоквартирного дома осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме.
В силу пункту 4 части 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, председатель совета многоквартирного дома осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 названного Кодекса.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416). Эти Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 416 к числу стандартов управления многоквартирными домами отнесено, в том числе, обеспечение участия представителей собственников помещений в многоквартирном доме в осуществлении контроля за качеством услуг и работ, в том числе при их приемке.
Пунктом 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 290, сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 761/пр утверждена форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, согласно которой, подписание данного акта предусмотрено уполномоченным собственником помещения в многоквартирном доме либо председателем совета многоквартирного дома.
Судом по делу установлено, что Прокуратурой ФИО3 <адрес> проведена проверка по обращению председателя МКД № по <адрес> в <адрес> ФИО6 по вопросу нарушения МУП «ФИО3» требований законодательства в жилищно- коммунальной сфере, а также ненадлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества жилого многоквартирного <адрес> в <адрес>.
Так, проверкой деятельности муниципального унитарного предприятия «ФИО3» в части исполнения обязанности по содержанию и ремонту многоквартирного дома установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между собственниками помещений в указанном выше многоквартирном доме и муниципальным унитарным предприятием «ФИО3» заключен договор управления многоквартирным домом.
В соответствии с п. 2.1 целью Договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также постоянной готовности коммуникаций, и другого оборудования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме к предоставлению коммунальных услуг.
Пунктом 2.2 Договора МУП «ФИО3», как управляющая организация по заданию Собственника в течение согласованного настоящим договором срока за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, обеспечить постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, предусмотренную п. 2.1 Договора.
В рамках проверки прокуратурой района установлено, что в соответствии с годовым отчетом об исполнении управляющей организацией указанного выше договора управления многоквартирным домом за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнено работ по содержанию и текущему ремонту МКД на общую сумму 823 593,09 руб.
Так же установлено, что акты выполненных работ, подписанные в соответствии с ч. 6 ст. 161.1 ЖК РФ председателем совета многоквартирного дома на общую сумму 204 610,51 руб. отсутствуют.
Вместе с этим, в ходе проверки установлено, что МУП «ФИО3» в нарушение вышеуказанных норм законодательства произвел списание денежных средств со счета названного многоквартирного дома по следующим актам выполненных работ: № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 519 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 178 571,90 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 238,10 руб.
Обращаясь с настоящим иском в суд, прокурор мотивировал его тем, что ответчик в нарушение вышеуказанных норм законодательства произвел списание денежных средств со счета названного многоквартирного дома по следующим актам выполненных работ: № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 519 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 178 571,90 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 238,10 руб.
Указанные обстоятельства были установлены путем опроса сотрудником прокуратуры ФИО3 <адрес> председателя МКД ФИО6 и изучения актов выполненных работ.
Так, в судебном заседании было установлено, что согласно акта № в <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ были произведены работы по замене канализационной трубы на сумму 2519 рублей 93 копейки. Акт выполненных работ председателем МКД подписан не был.
Однако, согласно Акта №, утвержденного Начальником ЖЭУ-1 ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> были выполнены работы по замене участка канализационной трубы. Эти обстоятельства были подтверждены показаниями свидетеля ФИО7, подписанный председателем МКД акт выполненных работ был представлен в судебное заседание. Выполнение указанных в акте работ стороны не оспаривали.
Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в подвале <адрес> были произведены работы по устранении течи, смены вентилей, замене участка трубы на сумму 2238 рублей 10 копеек.. Акт выполненных работ председателем МКД подписан не был.
Однако, факт выполненных работ подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8, который пояснил, что работы выполнялись сантехником ФИО9, который является одновременно и сотрудником МУП «ФИО3» и собственником квартиры в <адрес>.
В судебное заседание ответчиком был представлен акт выполненных работ №. Произведенные по акту работы и их результат, зафиксированный в акте № от ДД.ММ.ГГГГ, стороны не оспаривали.
Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 178 571 рублей 90 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МУП «ФИО3» были оказаны работы, предусмотренные договором управления МКД в виде:
регулировка и наладка систем отопления на сумму 2775,73 рубля;
первое рабочее испытание отдельных частей системы при диаметре трубопровода 50 мм на сумму 66 617,50 рублей;
окончательная проверка при сдаче системы при диаметре трубопровода 50 мм на сумму 29 607,78 рублей;
проверка на прогрев отопительных приборов с регулировкой на сумму 1850,40 рублей;
ликвидация воздушных пробок в стояке системы отопления на сумму 11 102, 92 рублей;
ремонт элеваторного узла с выходным прохо<адрес> мм на сумму 9252,40 рублей.
Председатель МКД ФИО10 оспаривал проведение ответчиком указанных в акте работ лишь тем обстоятельством, что только у него имеются ключи от чердачного помещения дома, все работы указанные в акте проводятся исключительно в чердачном помещении, ключи у него никто не просил, значит работы проведены не были, что по его мнению, свидетельствует о том, что работы, подлежащие оплате произведены не были, в связи с чем акт выполненных работ им подписан не был.
Однако, в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля, будучи предупрежденным об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, свидетель ФИО7 пояснила суду, что указанные в акте работы проводятся не единовременно, а на протяжении всего отопительного сезона, который начинается в октябре 2021 года и заканчивается в апреле 2022 года. Если работы не будут проведены, акт готовности дома не будет подписан теплоснабжающей организацией и дом не будет подключен к теплоснабжению. В течение всего отопительного сезона работники МУПа осуществляют разного рода работы, в том числе и продувку от воздушных пробок, препятствующих поступлению тепла в квартиры собственников. Ключи от чердачного помещения дома находятся не только у председателя МКД ФИО10, в МУПе также имеются ключи и доступ на чердак у работников МУПа имеется.
Так, из имеющихся в материалах дела актов готовности системы теплоснабжения потребителя к отопительному периоду 2020-2021 гг. МКД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ; копии Паспорта готовности к отопительному периоду на 2021-2022 г. от ДД.ММ.ГГГГ, акта проверки готовности к отопительному периоду на 2021 - 2022 г. от ДД.ММ.ГГГГ, акта готовности системы теплоснабжения потребителя к отопительному периоду на 2021-2022 г. от ДД.ММ.ГГГГ МКД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
копии Акта приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ и первичного Акта выполнения работ от февраля 2022 г. № в <адрес> МКД по <адрес>; копии Акта выполнения работ по текущему ремонту несущих конструктивных элементов от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ответчиком ежегодно, перед началом отопительного сезона соответствующего года, на его протяжении и по его окончании производятся работы по ревизии запорной арматуры, расположенной на трубопроводах системы центрального отопления, работы по гидравлическому испытанию системы центрального отопления, что предусмотрено Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Министерством топлива и энергетики № от 24.03.2003г.
Не проведение указанных работ препятствует подключению многоквартирного дома ресурсоснабжающей организацией к теплоснабжению.
Данных о том, что дом по <адрес> в <адрес> в период отопительного сезона 2021, 2022 годов не был подключён к снабжению теплом, материалы дела не содержат.
При этом, действительно, действующее законодательство предусматривает необходимость наличия в составе технической документации на многоквартирный дом документов (актов) о приемке результатов работ, смет, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (подп. "б" п. 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491); подписание такого акта входит в полномочия председателя совета дома в соответствии с п. 4 ч. 8 ст. 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации; форма акта утверждена приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 761/пр "Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме".
Вместе с тем, не подписание актов председателем совета многоквартирного дома не свидетельствует о том, что работы по управлению многоквартирным домом, в том числе услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома не были оказаны ответчиком.
Более того, лицом, наделенным полномочиями на подписание данных актов - председателем совета дома ФИО10 не приведены доводы или возражения по некачественному оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества.
Напротив, материалы опроса ФИО11 в прокуратуре ФИО3 <адрес>, отобранные помощником прокурора ФИО12 свидетельствуют о том, что ФИО10 акт № о замене канализационной трубы в <адрес> он не подписывал, поскольку акт ему не предоставлялся, Акт№ он не подписал, потому что, работы по наладке системы отопления, по его мнению, не проводились, а также потому, что акт на подпись ему никто не предоставил. Аналогично, акт № на подпись ему не предоставлялся.
Сам по себе факт обращения председателя МКД в различные органы, в том числе в Инспекцию по жилищному надзору Республики Крым и Прокуратуру ФИО3 <адрес> не свидетельствует о наличии факта неоказания услуг ответчиком либо неоказания их ненадлежащего качества, поскольку обращения в ходе их проверки своего подтверждения не нашли.
Указание истца на недостатки оказания услуг, выразившиеся в их непредставлении управляющей организацией, имеют общий характер, ссылка на неподписанные акты не может свидетельствовать об их фальсификации, поскольку ответчиком зафиксированы факты отказа от подписи акта.
Также материалы дела не содержат актов нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг при выполнении работ по техническому содержанию общего имущества многоквартирного дома.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств неисполнения работ и услуг, указанных в перечисленных актах выполненных работ и не подписанных председателем МКД, допущенных со стороны МУП «ФИО3» по исполнению обязанностей по договору управления многоквартирным домом.
Таким образом, в судебном заседании основания для удовлетворения исковых требований Прокурора ФИО3 <адрес> не установлены, в связи с чем в их удовлетворении следует отказать.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 320-321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
р е ш и л:
В удовлетворении иска Прокурора ФИО3 <адрес> – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через ФИО3 районный суд <адрес> Республики Крым.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья Ю.В.Петрова