Решение по делу № 2а-10041/2022 от 14.09.2022

УИД 11RS0001-01-2022-014365-34 Дело № 2а- 10041/2022

    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Смолевой Ю.В.,

с участием прокурора Бондарева Г.И.,

представителя административного истца ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Волова Д.А.., административного ответчика Мамонтова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 05 октября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об установлении административного надзора в отношении Мамонтова Николая Алексеевича,        

установил:

ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Республике Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к Мамонтову Н.А. об установлении административного надзора сроком на 2 года 10 месяцев с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки в 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик, подлежащий освобождению, в период отбывания наказания был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ имеются основания для установления в отношении административного ответчика административного надзора и заявленных административных ограничений.

Представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Волов Д.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Мамонтов Н.А.., участвуя в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, с заявленными требованиями в части административных ограничений не согласился, просил об установлении количества явок в орган внутренних дел в меньшем размера, пояснил, что, несмотря на то, что намерен проживать по прежнему месту жительства, с регистрации снимался, чтобы снизить расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Давая заключение, прокурор указал на обоснованность заявленных требований и наличие правовых оснований для удовлетворения требований иска.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом.

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение преступления при рецидиве преступлений.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 3 названного Федерального закона, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Как указано в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ срок административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.

Согласно требованиям названной статьи в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 названного Федерального закона поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, обязательным является установление судом ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.

Судом установлено, что осужденный Мамонтов Н.А. ранее судим. Приговором Воркутинского городского суда Республики Коми от 11.03.2014 осужден по части 1 статьи Уголовного кодекса РФ к 5 годам 9 месяцам лишения свободы. Освобожден 29.08.2019 по отбытии срока наказания, на основании части 2 статьи 116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21.02.2019 в отношении Мамонтова Н.А. устанавливался административный надзор.

22.09.2020 приговором Воркутинского городского суда Республики Коми Мамонтов Н.А. осужден по части 1 статьи 228 Уголовного кодекса РФ к 8 месяцам лишения свободы. Освобожден 21.05.2021 по отбытии наказания.

В настоящее время отбывает наказание по приговору Воркутинского городского суда Республики Коми от 22.03.2022, осужден по части 1 статьи 228, части 3 статьи 68 Уголовного кодекса РФ сроком на 9 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Дата начала срока 02.04.2022, конец срока 21.12.2022.

Согласно представленным доказательствам, в период отбывания наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми постановлением начальника исправительного учреждения от 14.07.2022 административный ответчик признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Как следует их представленной в материалы дела характеристики на осужденного, за период отбывания уголовного наказания административный ответчик администрацией характеризуется отрицательно. Прибыл в ФКУ ИК-1 19.04.2022. По прибытию трудоустроен не был из-за отсутствия специальностей, востребованных на производстве учреждения, желания трудиться не имеет. С заявлением о трудоустройстве не обращался. В работах согласно статье 106 Уголовно-исполнительного кодекса РФ участвует неохотно, требует постоянного контроля со стороны администрации учреждения.

За весь период отбывания наказания допустил 15 нарушений установленного порядка отбывания наказания, за которые к Мамонтову Н.А. были применены меры дисциплинарного взыскания. Взыскания не сняты и не погашены. Поощрений не имеет. На профилактическом учете не состоит. Мероприятия воспитательного характера посещает разово, правильные выводы для себя не делает. К разъяснению норм правового законодательства относится негативно. Проводимую индивидуально-воспитательную работу воспринимает резко, на проводимые беседы реагирует неправильно. В спортивных и культурно-массовых мероприятиях не участвует, желания проявить себя в данном направлении не желает. В общении с администрацией не всегда вежлив и тактичен, за что привлекался к административной ответственности. В среде осужденных уживчив, конфликтных ситуаций не допускал, отношения поддерживает с осужденными, характеризующимися отрицательно. Связь с родственниками поддерживает, социально-полезные связи не утратил. В ФКПОУ № 23 обучение не проходил, получить профессию и повысить свой профессиональный уровень не стремиться. Вину в совершении преступления по приговору суда признал полностью, в содеянном преступлении не раскаивается.

Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, руководствуясь Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ, принимая во внимание, что административный ответчик, подлежащий освобождению из мест лишения свободы, за период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, с учетом поведения осужденного в период отбывания наказания, данных о его личности, суд приходит к выводу, что имеются предусмотренные законом основания для установления в отношении административного ответчика административного надзора сроком 2 года 10 месяцев.

В соответствии со статьей 273 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения, перечисленные в Федеральном законе, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.

Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

Согласно статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина РФ по месту пребывания и месту жительства - это фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания и месте жительства гражданина РФ и о его нахождении в данном месте пребывания и месте жительства, которая производится путем внесения сведений в базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации с проставлением в паспорте оттиска штампа о регистрации по месту жительства.

Как усматривается из материалов дела, представленной копии паспорта, Мамонтов И.А. регистрацию по месту жительства не имеет, такие данные в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь тем, что административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел, а также с учетом фактических обстоятельств – отсутствия сведений о месте жительства, пребывания подлежащего административному надзору лица, - запрещение выезда за установленные судом пределы территории, являются обязательными, суд с учетом личности административного ответчика, устанавливает ему обязательную явку 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет выезда за пределы территории муниципального образования, избранного Мамонтовым Н.А. в качестве места жительства, пребывания или фактического нахождения.

Учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 вышеназванного Постановления о том, что в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора, суд исходит из того, что место жительства поднадзорного лица после освобождения из мест лишения свободы последним определено. В судебном заседании муниципальное образование, на территории которого Мамонтов Н.А. намерен проживать, истцом указано. Со слов подлежащего административному надзору лица он намерен проживать по прежнему месту регистрации в г. Воркута в квартире своих родственников. В этой связи пределы границ конкретного муниципального образования, в котором административный ответчик будет проживать, - МО ГО «Воркута», подлежит установлению.

По убеждению суда, установленные административные ограничения отвечают поставленным в законе целям административного надзора с учетом юридически значимых при их установлении обстоятельств, направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушения, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорного лица в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.

Принимая решение по делу, суд исходит из того, что административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляют собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 2 Закона).

С учетом данных о личности, характера совершенного преступления, фактических обстоятельств, установление поднадзорному лицу административных ограничений согласуется с нормой статьи 55 части 3 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно-защищаемым целям, ради которых вводится (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 597-О-О, от 24.09.2012 № 1741-О, от 22.11.2012 № 2064-О).

Срок административного надзора в отношении административного ответчика следует исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

На основании изложенного и руководствуюсь ст.ст. 272, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об установлении административного надзора в отношении Мамонтова Николая Алексеевича удовлетворить.

Установить за освобождаемым из мест лишения свободы Мамонтовым Николаем Алексеевичем, ** ** ** года рождения, административный надзор сроком на 2 (два) года 10 (десять) месяцев с административными ограничениями в виде:

- обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запрещение выезда за пределы территории муниципального образования МО ГО «...», избранного Мамонтовым Н.А. в качестве места жительства, пребывания или фактического нахождения.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки Мамонтова Н.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесен протест в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий Л.А. Печинина

<данные изъяты>

2а-10041/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Сыктывкарская прокуратура по надзору за соблюдением законодательства в исправительных учреждениях
ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК
Ответчики
Мамонтов Николай Алексеевич
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Печинина Людмила Анатольевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
14.09.2022Регистрация административного искового заявления
15.09.2022Передача материалов судье
16.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
16.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2022Судебное заседание
05.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее