УИД 11RS0001-01-2022-014365-34 Дело № 2а- 10041/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,
при секретаре Смолевой Ю.В.,
с участием прокурора Бондарева Г.И.,
представителя административного истца ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Волова Д.А.., административного ответчика Мамонтова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 05 октября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об установлении административного надзора в отношении Мамонтова Николая Алексеевича,
установил:
ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Республике Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к Мамонтову Н.А. об установлении административного надзора сроком на 2 года 10 месяцев с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки в 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик, подлежащий освобождению, в период отбывания наказания был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ имеются основания для установления в отношении административного ответчика административного надзора и заявленных административных ограничений.
Представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Волов Д.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Мамонтов Н.А.., участвуя в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, с заявленными требованиями в части административных ограничений не согласился, просил об установлении количества явок в орган внутренних дел в меньшем размера, пояснил, что, несмотря на то, что намерен проживать по прежнему месту жительства, с регистрации снимался, чтобы снизить расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Давая заключение, прокурор указал на обоснованность заявленных требований и наличие правовых оснований для удовлетворения требований иска.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение преступления при рецидиве преступлений.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 3 названного Федерального закона, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Как указано в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ срок административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
Согласно требованиям названной статьи в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 названного Федерального закона поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, обязательным является установление судом ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Судом установлено, что осужденный Мамонтов Н.А. ранее судим. Приговором Воркутинского городского суда Республики Коми от 11.03.2014 осужден по части 1 статьи Уголовного кодекса РФ к 5 годам 9 месяцам лишения свободы. Освобожден 29.08.2019 по отбытии срока наказания, на основании части 2 статьи 116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21.02.2019 в отношении Мамонтова Н.А. устанавливался административный надзор.
22.09.2020 приговором Воркутинского городского суда Республики Коми Мамонтов Н.А. осужден по части 1 статьи 228 Уголовного кодекса РФ к 8 месяцам лишения свободы. Освобожден 21.05.2021 по отбытии наказания.
В настоящее время отбывает наказание по приговору Воркутинского городского суда Республики Коми от 22.03.2022, осужден по части 1 статьи 228, части 3 статьи 68 Уголовного кодекса РФ сроком на 9 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Дата начала срока 02.04.2022, конец срока 21.12.2022.
Согласно представленным доказательствам, в период отбывания наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми постановлением начальника исправительного учреждения от 14.07.2022 административный ответчик признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Как следует их представленной в материалы дела характеристики на осужденного, за период отбывания уголовного наказания административный ответчик администрацией характеризуется отрицательно. Прибыл в ФКУ ИК-1 19.04.2022. По прибытию трудоустроен не был из-за отсутствия специальностей, востребованных на производстве учреждения, желания трудиться не имеет. С заявлением о трудоустройстве не обращался. В работах согласно статье 106 Уголовно-исполнительного кодекса РФ участвует неохотно, требует постоянного контроля со стороны администрации учреждения.
За весь период отбывания наказания допустил 15 нарушений установленного порядка отбывания наказания, за которые к Мамонтову Н.А. были применены меры дисциплинарного взыскания. Взыскания не сняты и не погашены. Поощрений не имеет. На профилактическом учете не состоит. Мероприятия воспитательного характера посещает разово, правильные выводы для себя не делает. К разъяснению норм правового законодательства относится негативно. Проводимую индивидуально-воспитательную работу воспринимает резко, на проводимые беседы реагирует неправильно. В спортивных и культурно-массовых мероприятиях не участвует, желания проявить себя в данном направлении не желает. В общении с администрацией не всегда вежлив и тактичен, за что привлекался к административной ответственности. В среде осужденных уживчив, конфликтных ситуаций не допускал, отношения поддерживает с осужденными, характеризующимися отрицательно. Связь с родственниками поддерживает, социально-полезные связи не утратил. В ФКПОУ № 23 обучение не проходил, получить профессию и повысить свой профессиональный уровень не стремиться. Вину в совершении преступления по приговору суда признал полностью, в содеянном преступлении не раскаивается.
Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, руководствуясь Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ, принимая во внимание, что административный ответчик, подлежащий освобождению из мест лишения свободы, за период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, с учетом поведения осужденного в период отбывания наказания, данных о его личности, суд приходит к выводу, что имеются предусмотренные законом основания для установления в отношении административного ответчика административного надзора сроком 2 года 10 месяцев.
В соответствии со статьей 273 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения, перечисленные в Федеральном законе, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Согласно статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина РФ по месту пребывания и месту жительства - это фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания и месте жительства гражданина РФ и о его нахождении в данном месте пребывания и месте жительства, которая производится путем внесения сведений в базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации с проставлением в паспорте оттиска штампа о регистрации по месту жительства.
Как усматривается из материалов дела, представленной копии паспорта, Мамонтов И.А. регистрацию по месту жительства не имеет, такие данные в материалах дела отсутствуют.
Руководствуясь тем, что административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел, а также с учетом фактических обстоятельств – отсутствия сведений о месте жительства, пребывания подлежащего административному надзору лица, - запрещение выезда за установленные судом пределы территории, являются обязательными, суд с учетом личности административного ответчика, устанавливает ему обязательную явку 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет выезда за пределы территории муниципального образования, избранного Мамонтовым Н.А. в качестве места жительства, пребывания или фактического нахождения.
Учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 вышеназванного Постановления о том, что в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора, суд исходит из того, что место жительства поднадзорного лица после освобождения из мест лишения свободы последним определено. В судебном заседании муниципальное образование, на территории которого Мамонтов Н.А. намерен проживать, истцом указано. Со слов подлежащего административному надзору лица он намерен проживать по прежнему месту регистрации в г. Воркута в квартире своих родственников. В этой связи пределы границ конкретного муниципального образования, в котором административный ответчик будет проживать, - МО ГО «Воркута», подлежит установлению.
По убеждению суда, установленные административные ограничения отвечают поставленным в законе целям административного надзора с учетом юридически значимых при их установлении обстоятельств, направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушения, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорного лица в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
Принимая решение по делу, суд исходит из того, что административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляют собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 2 Закона).
С учетом данных о личности, характера совершенного преступления, фактических обстоятельств, установление поднадзорному лицу административных ограничений согласуется с нормой статьи 55 части 3 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно-защищаемым целям, ради которых вводится (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 597-О-О, от 24.09.2012 № 1741-О, от 22.11.2012 № 2064-О).
Срок административного надзора в отношении административного ответчика следует исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На основании изложенного и руководствуюсь ст.ст. 272, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об установлении административного надзора в отношении Мамонтова Николая Алексеевича удовлетворить.
Установить за освобождаемым из мест лишения свободы Мамонтовым Николаем Алексеевичем, ** ** ** года рождения, административный надзор сроком на 2 (два) года 10 (десять) месяцев с административными ограничениями в виде:
- обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение выезда за пределы территории муниципального образования МО ГО «...», избранного Мамонтовым Н.А. в качестве места жительства, пребывания или фактического нахождения.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Мамонтова Н.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесен протест в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Л.А. Печинина
<данные изъяты>