КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Смирнова И.С. Дело № 33-5814
А-52
11 мая 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Баимовой И.А.,
судей Беляковой Н.В., Пашковского Д.И.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Кастюк ЛА к Министерству финансов Красноярского края о взыскании компенсации по жилищно-коммунальным льготам медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности
по апелляционной жалобе Кастюк Л.А.
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 22 января 2016 года, которым постановлено:
«Кастюк ЛА в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Красноярского края о взыскании компенсации по жилищно-коммунальным льготам медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, невыплаченным за период 2013-2015 годов, судебных расходов отказать в полном объеме.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кастюк Л.А. обратилась в суд с требованиями (с учетом уточнений) к Министерству финансов Красноярского края о взыскании компенсации по жилищно-коммунальным льготам медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, за период: 2013 год – 50890,82 рублей (уплачено 73889,60 рублей – возмещено субсидией 22998,78 рублей), 2014 год – 63319,58 рублей (уплачено 88028 рублей – возмещено субсидий 24708,42 рублей), с января 2015 года по август 2015 года – 32570,05 рублей (уплачено 46159 рублей – возмещено субсидией 13588,95 рублей), а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 3652,56 рублей.
Требования мотивированы тем, что с 19.06.1995 года и по настоящее время истец работает участковым терапевтом в КГБУЗ «Богучанская Центральная районная больница», расположенной в сельской местности. С 19.01.1993 года она является сособственником благоустроенной квартиры по адресу: <адрес>. В период своего проживания пользуется и оплачивает коммунальные услуги: отопление, вывоз бытовых отходов, электроэнергию.
Истец полагает, что как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 839 от 17.10.2011 года «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях» имеет право на льготы по оплате коммунальных услуг и электроэнергии в размере 100 % оплаты жилья, отопления, электроснабжения, а не в пределах социальной нормы, однако указанные льготы ей незаконно не предоставляются.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кастюк Л.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, заслушав Кастюк Л.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Во исполнение указанного положения был принят Закон Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» от 17.12.2004г. №13-2804, в соответствии с частью 1 статьи 6 которого педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, врачам, провизорам, средним медицинским и фармацевтическим работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, руководителям и специалистам краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства (за исключением общеотраслевых должностей служащих, перечень которых утвержден федеральным органом исполнительной власти), специалистам культуры краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, руководителям, психологам, социологам, социальным работникам краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, городских поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, предоставляются субсидии в следующих размерах:
а) 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края;
б) 100 процентов оплаты электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу частей 1 и 2 статьи 26 указанного Закона финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством Красноярского края. Средства на предоставление субсидий, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона, утверждаются законом края о краевом бюджете в форме субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов.
Часть 2 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. №5487-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 63 Основ был внесен ряд изменений.
Так, вышеприведенная часть 2 статьи 63 Основ признана утратившей силу. Одновременно статья 63 Основ была дополнена частями 4-6,согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников устанавливались в зависимости от того, в чьем ведении находятся организации здравоохранения (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления) - Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Правительством РФ принято Постановление от 17.10.2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", которым определены ежемесячные денежные выплаты с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г., а также указано на необходимость произвести единовременную выплату, образовавшуюся с 01.01.2005 г. по 31.12.2011 г. медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 01.01.2012 г.), в случае, если они имели право по состоянию на 31.12.2004 г. на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством финансов РФ был издан Приказ от 16.12.2011 г. N 1556ан/174н "Об осуществлении денежных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", в соответствии с которым право на получение данной меры социальной поддержки возникает лишь у медицинских работников, работающих в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения и проживающих в сельской местности (для единовременной выплаты - за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01.01.2005 г. по 31.12.2011 г.).
В дальнейшем статьей 99 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (вступившего в силу с 01.01.2012 г.) ранее действующие «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» и названная статья 35 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, признаны утратившими силу.
В соответствии с ныне действующими частями 1 и 2 статьи 72 Закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ, медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право по установлению дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ относительно правовой оценки применения субъектами РФ положений ч.2 ст.72 Закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, изложенной в Определении от 24.03.2015 г. №598-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Минеевой Т.В. на нарушение ее конституционных прав ч.5 ст.72 Закона Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области», следует, что федеральный законодатель в ч.2 ст.72 Закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ предусмотрел право Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам за счет соответствующих бюджетных ассигнований. В этой связи, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель субъекта РФ закрепил право таких работников на получение компенсации расходов по оплате жилого помещения - в пределах социальной нормы площади жилья, а расходов по оплате коммунальных услуг, в виде электроснабжения и отопления, - в пределах нормативов потребления. Такое правовое регулирование направлено на создание благоприятных условий для обеспечения социальной защищенности отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, и само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права этих граждан.
В целях реализации ч.2 ст.72 Закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 г. № 1607 (вступившем в силу с 01.01.2015 г.), на федеральном уровне, медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, установлены ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 200 рублей.
Ранее действующее Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 г. № 839 предусматривало такой же размер социальной поддержки для этой категории медицинских работников в 2012-2014 годах.
Пунктом 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции Закона от 21.10.2010 г.), реализующей установленные ч.2 ст.72 Закона №323-Ф3 полномочия органов государственной власти субъектов РФ по установлению за счет своих бюджетов дополнительных гарантий и мер социальной поддержки, указанным в данной норме медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности (кроме работников федеральных государственных учреждений), установлены субсидии в размерах: 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края; 100 процентов оплаты электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, вопрос о правомерности ограничения размера субсидии пределами социальной нормы площади жилья ранее уже являлся предметом рассмотрения Красноярского краевого суда, решением которого от 20.02.2006г. по гражданскому делу по заявлению прокурора Красноярского края о признании несоответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п.1 ст.6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» подпункт «а» п.1 ст.6 данного Закона края в части слов «в пределах социальной нормы, установленной законом края» и подпункт «б» п.1 ст.6 Закона края в части слов «в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления» признаны соответствующими федеральному законодательству.
Данное решение оставлено без изменения определением Верховного Суда РФ от 31.05.2006 г.№53-Г06-6.
Регулирование обеспечения на территории Красноярского края социальной гарантированности жилищных прав граждан, дальнейший переход на новую оплату жилья и коммунальных услуг, а также единообразное применение порядка предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 27.09.1996 г. № 11-339 (ред. от 26.03.1998 г.) «О социальной норме площади жилья на территории Красноярского края» (статья 1 Закона).
В соответствии со статьей 3 Закона края от 27.09.1996 г. № 11-339 размер социальной нормы площади жилья, приходящейся на одного человека, равен: в городах, поселках и сельской местности - 22 кв.м, общей площади жилого помещения; для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, - 25 кв.м, общей площади жилого помещения; для одиноко проживающих граждан - 33 кв.м, общей площади жилого помещения; для проживающих в общежитии - 9 кв.м, жилой площади.
Социальные нормы потребления электрической энергии поставляемой населению Красноярского края для населения составляет 75 кВт ч. на человека в месяц, но не менее 110 кВт ч. на абонента в месяц (Постановление Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 13.12.2005 г. № 273 «Об утверждении социальных норм потребления электрической энергии, поставляемой населению Красноярского края»).
Согласно ч.1 ст.26 Закона Красноярского края от 17.12.2004 №13-2804, финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством Красноярского края.
В соответствии с Законами Красноярского края о краевом бюджете на 2012 и 2013 годы, охватывающими плановые периоды до 2015 г. включительно, главным распорядителем средств выделяемых в соответствии с Законом Красноярского края от 17.12.2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», является Министерство социальной политики Красноярского края.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, с 19.06.1995 года Кастюк Л.А. работает в Муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения «Богучанская центральная районная больница» (изменило наименование на Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «<адрес> больница»), занимая должность врача-терапевта участкового.
Истец совместно со своей семьей- детьми: АА, СА постоянно проживет в сельской местности в принадлежащей на праве общей совместной собственности квартире, расположенной по адресу: <адрес>1.
Истцу, как проживающему в сельской местности медицинскому работнику, в соответствии со ст. 6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предоставлена льгота в виде 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края; 100 процентов оплаты электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, потребленные истцом услуги ЖКХ и электроэнергии за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. оплачены ею в размере 73889,60 рублей, за период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года – в размере 88028 рублей, за период с января 2015 года по август 2015 года – в размере 46159 рублей.
Согласно справкам Управления социальной защиты населения администрации Богучанского района, суммы полученных Кастюк Л.А. за этот период субсидий на жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию составили 61296,15 рублей.
Решением Богучанского районного суда Красноярского края от 27.02.2013 года солидарно с Кастюк Л.А., АА, СА в пользу ООО УК «Богучанжилкомхоз» взыскана задолженность по оплате коммунальных платежей за период с ноября месяца 2009 года по декабрь 2012 года включительно в размере 70463,97 рублей, пени в размере 10436,91 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2627,03 рублей, а всего 83527,94 рублей.
Полагая, что льготы по оплате жилья и коммунальных услуг истцу, как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности, предоставлены не в полном объеме, истец обратилась в суд.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации по жилищно-коммунальным льготам медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении данных требований.
При этом суд обоснованно исходил из того, что предоставление мер социальной поддержки (субсидий) по оплате жилья, отопления и электроснабжения медицинским работникам, проживающим в сельской местности (за исключением работающих в федеральных государственных учреждениях) осуществляется истцу в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления установленных законодательством, в частности в соответствии с вышеуказанным Законом Красноярского края от 17.12.2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», что не нарушает прав истца.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм и правовой позиции выраженной Конституционным Судом РФ судом был сделан правильный вывод, что органы исполнительной власти субъектов РФ вправе самостоятельно регулировать вопросы социальной поддержки медицинских работников, оказываемой за счет средств краевого бюджета, в том числе - определять условия предоставления мер социальной поддержки.
Установив, что размер субсидии по оплате жилья, отопления и электроснабжения медицинским работникам, проживающим в сельской местности, в спорном правоотношении за период с 01.01.2013 г. по 31.08.2015г. определен Законом Красноярского края от 17.12.2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» и выплачен истцу в соответствии с данным законом в полном объеме, судебная коллегия соглашается с правомерным выводом суда об отсутствии оснований для взыскания компенсации по жилищно-коммунальным льготам медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, за период 2013-2015 годы.
Обоснованно отказав в удовлетворении основного требования - о взыскании компенсации по жилищно-коммунальным льготам медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности за период 2013-2015 годов, суд правомерно отказал в удовлетворении производного от данного требования требования – о взыскании судебных расходов по оплате госпошлины.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права основаны на неверном толковании действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы Кастюк Л.А. о несоответствии изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела, судебная коллегия находит безосновательными, поскольку при рассмотрении дела по существу судом были правильно применены нормы материального права, верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, подробно проанализированы имеющиеся доказательства и им дана надлежащая правовая оценка, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 22 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кастюк Л.А. – без удовлетворения.
Председательствующий: Баимова И.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Пашковский Д.И.