Судья Рочева Е.А.
№ 33-1265/2024
10RS0011-01-2023-010706-46
2-7318/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 мая 2024 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Мишеневой М.А.,
судей Гудковой Г.В., Маловой Н.Б.,
при секретаре Волынцевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 ноября 2023 г. по иску прокурора города Петрозаводска, действующего в интересах Российской Федерации, к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о признании имущества выморочным, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Петрозаводска в интересах Российской Федерации в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд с иском по тем основаниям, что Соколову А.А., умершему ХХ.ХХ.ХХ, принадлежало гладкоствольное оружие модель (...). Оружие у владельца было изъято и находится на хранении в ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения» МВД по Республике Карелия. Наследственное дело к имуществу умершего не заводилось, наследники
не установлены. На основании чего, прокурор просил: признать охотничье огнестрельное оружие модели «(...), принадлежавшее умершему Соколову А.А., выморочным имуществом, переходящим в порядке наследования в собственность Российской Федерации; обязать МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия принять данное оружие и передать его
в Управление Росгвардии по Республике Карелия; разрешить Управлению Росгвардии по Республики Карелия уничтожить оружие.
Решением суда иск удовлетворен. Гладкоствольное оружие модели «(...) года выпуска, принадлежавшее умершему ХХ.ХХ.ХХ Соколову А.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, признано выморочным имуществом и обращено в собственность Российской Федерации. На МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия возложена обязанность принять указанное оружие в собственность Российской Федерации и передать данное оружие Управлению Росгвардии по Республике Карелия для уничтожения.
С данным решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что судом не установлен весь объем наследственного имущества и круг наследников, которые могли осуществить действия
по фактическому принятию наследства. Ссылается на то, что оружие относится к ограниченно оборотоспособным вещам, контроль за их оборотом и изъятием осуществляют войска национальной гвардии, возможность передачи оружия Росимуществу не предусмотрена. Полагает, что в случае признания оружия выморочным имуществом, обязанность по определению его судьбы лежит на Управлении Росгвардии по Республике Карелия.
Представитель третьего лица Управления Росгвардии по Республике Карелия Уваров Н.В., действующий на основании доверенности,
в судебном заседании апелляционной инстанции по доводам жалобы возражал.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции
не явились, извещены о времени и месте слушания дела.
Заслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии сост. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что Соколов А.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, имел право на временное хранение и ношение оружия, являлся владельцем гладкоствольного оружия, модель (...).
ХХ.ХХ.ХХ Соколов А.А. умер (запись акта о смерти от ХХ.ХХ.ХХ
№ № Отдела записи актов гражданского состояния Кондопожского района Управления записи актов гражданского состояния Республики Карелия).
ХХ.ХХ.ХХ в связи со смертью владельца гладкоствольное оружие, модель «(...) было изъято
и ХХ.ХХ.ХХ помещено для временного хранения на склад ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Карелия» на основании рапорта младшего лейтенанта полиции УУП ОУУп и ПДН ОМВД России по Кондопожскому району Иванова Е.А.
Согласно информации, представленной нотариусом Кондопожского нотариального округа Республики Карелия Филатовой Н.Н. от ХХ.ХХ.ХХ, после смерти Соколова А.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, умершего ХХ.ХХ.ХХ, было заведено наследственное дело № № за ХХ.ХХ.ХХ год,
в связи с претензией кредитора наследодателя – АО «Россельхозбанк». С заявлениями о принятии наследства после смерти Соколова А.А. к нотариусу никто не обращался, фактического принятия наследства кем-либо из наследников, а также иного, кроме спорного наследственного имущества (оружия) не установлено.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 1151, 1152, 1157 Гражданского кодекса РФ, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ
от 05.06.2008 № 432, Типовым положением о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 №3 74, установив, что после смерти Соколова А.А. его наследники в течение шестимесячного срока после смерти наследодателя не приняли наследство, и не заявили о своих правах на наследство, сведений о возможных наследниках не имеется, пришел
к выводу о том, что гладкоствольное оружие модели (...), является выморочным имуществом
и подлежит обращению в собственность Российской Федерации, реализующей данные правомочия через Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице своих территориальных подразделений - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия.
Руководствуясь положениями Федерального закона 13.12.1996
№ 150- ФЗ «Об оружии», Федерального закона от 03.07.2016 №226-ФЗ
«О войсках национальной гвардии Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорное ружье должно быть передано Управлению Росгвардии по Республике Карелия для совершения последним находящихся в его компетенции действий для организации уничтожения оружия.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст.1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника
(ст. 1158), имущество умершего считается выморочным.
Согласно п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или собственность муниципальных образований определяется законом.
Согласно п. 1 и 4 ст.1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения выморочного имущества (ст. 1151) принятие наследства
не требуется.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия,
а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 1157 Гражданского кодекса РФ
при наследовании выморочного имущества отказ от наследства
не допускается.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике
по делам о наследовании», выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество,
в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
В соответствии с п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ, законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
К таким объектам в частности относится и оружие, владение которым предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ
«Об оружии» (далее - ФЗ «Об оружии»), Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии ст.ст. 6, 13, 28 ФЗ «Об оружии», огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, ограниченным в гражданском обороте, то есть может находиться во владении, пользовании и распоряжении лица только на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Частью 4 ст. 20 ФЗ «Об оружии» определено, что дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия.
В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел.
В соответствии с абз. 6 п. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится в случае смерти собственника гражданского оружия.
Согласно ст. 27 ФЗ «Об оружии» оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством (ч. 4).
Изъятые или сданные оружие и (или) патроны к нему, находящиеся на хранении в войсках национальной гвардии Российской Федерации либо органах внутренних дел, должны быть отчуждены их собственником в соответствии с гражданским законодательством, либо получены собственником в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в течение одного года со дня приема их на хранение. В случае смерти собственника оружия и (или) патронов к нему указанный срок исчисляется со дня принятия (приобретения) наследства в соответствии с гражданским законодательством. Выморочные оружие и (или) патроны к нему переходят в собственность Российской Федерации (ч. 5).
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не определен круг наследников по закону после смерти Соколова А.А.,
не установлен объем наследственной массы, не выяснены обстоятельства возможного фактического принятия наследниками имущества после смерти наследодателя, были подвергнуты проверке в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. В целях их проверки, а также для установления обстоятельств, связанных с определением круга наследников и наследственной массы, по запросу суда апелляционной инстанции были представлены следующие сведения.
МВД по Республики Карелия сообщило, что за Соколовым А.А. транспортных средств не зарегистрировано.
Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Карелия сообщила, что сведений о зарегистрированной за Соколовым А.А. самоходной техники не имеется.
Согласно сведениям филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Республике Карелия, Соколов А.А. в собственности объектов недвижимого имущества не имел.
Последним местом регистрации Соколова А.А. являлся адрес: (.....).
В соответствии со сведениями Администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ в вышеуказанном жилом помещении зарегистрированы: Соколова И.Н., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, с ХХ.ХХ.ХХ; Соколов А.В., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, с ХХ.ХХ.ХХ; Пашкова Г.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, с ХХ.ХХ.ХХ. Указанные лица зарегистрированы по данному адресу по настоящее время. Соколов А.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, был снят с регистрации ХХ.ХХ.ХХ.
Указанные сведения с учетом абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, разъяснений, изложенных в пп. 42-44 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство
в суде апелляционной инстанции», приобщены судебной коллегией
к материалам дела.
Согласно п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ
от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»
под совершением наследником действий, свидетельствующих
о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления
о защите своих наследственных прав, обращение с требованием
о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 Гражданского кодекса РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
Вышеперечисленных фактов в ходе судебного разбирательства установлено не было.
Факт регистрации лиц по одному адресу не свидетельствует
о принятии наследства после смерти лица, принимая во внимание также тот факт, что квартира, в которой был зарегистрирован умерший,
не находилась в его собственности.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что собственник ограниченно оборотоспособной вещи - спорного гладкоствольного ружья - умер, наследники не оформили наследственное имущество
в установленном порядке путем получения свидетельства, имущество - гладкоствольное оружие модели «(...), оставшееся после смерти Соколова А.А., является выморочным.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с возложением на ответчика обязанности по принятию изъятого оружия, судебная коллегия находит несостоятельными в силу следующего.
Как следует из разъяснений, содержащихся п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», на основании п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 года № 147-ФЗ
«О введении в действие части третьей Гражданского кодекса РФ» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом; от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 1 Положения о распоряжении имуществом, обращенным
в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 №1238, определен порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).
На основании п. 3 Положения для распоряжения в порядке, установленном названным Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом,
его территориальным органам имущество, обращенное в собственность государства, за исключением перечисленного в указанном пункте имущества, в том числе имущества, в отношении которого введены ограничения оборотоспособности, передаваемого уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подп. «б»).
Как установлено Положением о Федеральном агентстве
по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008
№ 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия
в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции
по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения
об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии
с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг, функции по обособленному учету имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которое переданы после их завершения государственным заказчикам - координаторам, государственным заказчикам либо исполнителям таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (п. 1).
В соответствии с п. 5.35 Положения, Росимущество принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.2 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, утвержденное приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.06.2023 №131 (приложение №11), территориальный орган самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, принимает имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, в том числе по решению суда в связи с непредставлением в соответствии
с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательств его приобретения на законные доходы либо конфискованное в качестве полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
С учетом вышеуказанных норм, вопреки доводам апелляционной жалобы, функции по принятию и управлению федеральным имуществом,
в том числе выморочным, возложены на Территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом в настоящем случае - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что изъятое и конфискованное оружие и патроны подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры РФ, по результатам которой оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение, отклоняются судебной коллегией.
В силу ч. 6 ст. 25 ФЗ «Об оружии», обращенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
в государственную собственность, в том числе конфискованные
в соответствии с законодательством Российской Федерации
об административных правонарушениях, оружие и (или) патроны к нему,
а также оружие и (или) патроны к нему, не востребованные в течение одного года со дня устранения (прекращения) обстоятельств, препятствующих владению оружием, уничтожаются войсками национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с пп. 12, 16, 27 ч.1 ст. 9 Федерального закона
от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового
и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
Порядок изъятия и уничтожения оружия и патронов к нему регламентирован Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (далее - Правила).
Согласно п.79 Правил оружие и патроны изымаются органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 82 Правил установлено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются
на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче
на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные
к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (п. 83).
Из вышеизложенного следует, что войска национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия, установив, что оружие, являющееся предметом спора, не имеет культурную ценность,
не относится к оружию, в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, согласно п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона
от 30.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии РФ» наделены полномочиями на уничтожение изъятого, добровольно сданного оружия.
Как следует из мотивированного мнения специалиста отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Петрозаводску, Прионежскому, Пряжинскому, Кондопожскому и Олонецкому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Республике Карелия, представленному в суд апелляционной инстанции, оружие модели (...) года выпуска, ранее принадлежавшее Соколову А.А., является огнестрельным гладкоствольным двуствольным оружием, указанная модель оружия серийно производилась с 2008 года, основное предназначение - охотничий промысел. Согласно осмотру оружие имеет многочисленные потертости металлических поверхностей на стволе, прикладе и цевье от эксплуатации, имеются следы коррозии, механические повреждения, в связи с чем можно сделать вывод о непригодности ружья для использования. Признаков, указывающих на отношение данного оружия к образцам, имеющим культурную ценность, не усматривается, исходя из даты производства, количества произведенных экземпляров - не является редким.
Данные сведения с учетом положений абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, разъяснений, изложенных в пп. 42-44 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство
в суде апелляционной инстанции», также приобщены судебной коллегией к материалам дела.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора о разрешении Управлению Госгвардии
по Республике Карелия уничтожить спорное гражданское оружие у суда первой инстанции не имелось.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии
с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая
не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия
от 24 ноября 2023 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления
в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи