дело № 5-25/2023
24RS0024-01-2023-000959-21
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
07 апреля 2023 года г. Канск
Судья Канского городского суда Красноярского края Солдатихин А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Канская межрайонная больница» (ИНН 2450031958, ОГРН 1152450000559), юридический адрес: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протокола об административном правонарушении, Территориальным органом Росздравнадзора по Красноярскому краю в ходе рассмотрения обращения заявителя Яковлевой И.А., поступившего из Канской межрайонной прокуратуры, на основании приказа руководителя Росздравнадзора, получено заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, а также проведена внеплановая документальная проверка деятельности КГБУЗ «Канская межрайонная больница», расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которых установлено, что КГБУЗ «Канская МБ» осуществляет медицинскую деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных п. 5 и подпунктами «а,б,г» п. 6 Постановления Правительства РФ № 852, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 ст. 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» как повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, выразившееся в несоблюдении клинических рекомендаций и порядков оказания медицинской помощи и недостаточности осуществления внутреннего контроля качества безопасности медицинской деятельности в учреждении, а именно:
По результатам экспертизы (заключение от 11.01.2023) экспертом выявлены нарушения в части соблюдения клинических рекомендаций и порядков оказания медицинской помощи Яковлевой И.А.:
- при диагнозе «патология шейки матки» не проводится расширенная кольпоскопия, для исключения измененных участков, ВПЧ тестирование на вирусы высокого канцерогенного риска, согласно клиническим рекомендациям «Цервикальная интраэпителиальная неоплазия, эрозия и эктропион шейки матки» 2021 год;
- не велась гравидограмма, согласно клиническим рекомендациям «Нормальная беременность 2020»;
- в третьем триместре не проводится кардиотокография плода и допплерометрия маточно-плацентарного кровотока с учетом гестационной артериальной гипертензии, один раз в 10 дней, согласно Клиническим рекомендациям «Преэклампсия. Эклампсия. Отеки, протеинурия и гипертензивные расстройства во время беременности, в родах и послеродовом периоде»;
- пациентка не направлена своевременно (после получения результатов гистологии от 20.09.2022) на консультацию онколога и проведение специализированного оказания медицинской помощи, согласно клиническим рекомендациям Минздрава России «Рак шейки матки 2021»;
- формальное проведение осмотра врачом акушером-гинекологом при постановке на учет по беременности в 2022 году, а также сбора анамнеза и забора биоматериала (мазков) на цитологическое исследование;
не качественное проведение эндовагинальной цервикометрии при сроке беременности в 21 и 33 недели - особенности строения шейки матки не обнаружены, а в 38 недель при визуальном осмотре определяется гипертрофия и изменения шейки матки;
- при выявлении соматической патологии и осложненного течения беременности (гестационный пиелонефрит, гестационный сахарный диабет, вирусный гепатит С, ВСД по гипертоническому типу) не пересматривается план ведения беременной.
В результате проверки выявлены нарушения в части соблюдения клинических рекомендаций и порядков оказания медицинской помощи (нарушение п.п. «а» п.6 Постановления Правительства РФ № 852):
- п. 4 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ, в части обеспечения доступности и качества медицинской помощи применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи;
- п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ, в части организации и оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
- п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ, в части оказания медицинской помощи на основе клинических рекомендаций;
- п. 2 ч.1 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ, в части обязанности медицинских организаций организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с порядками оказания медицинской помощи;
- п. 2.1 ч.1 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ, в части обеспечения оказания медицинскими работниками медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, а также создания условий, обеспечивающих соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи;
- п. 7, п. 19 раздела I Приказа Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», в части вынесения заключения о возможности вынашивания беременности до 12 недель, окончательного заключения до 20 недель беременности, в 36-37 недель формулирование полного клинического диагноза с определением места планового родоразрешения;
- пп. «и» и. 2.1. Приказа Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», в части проведения коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций.
В части недостаточного осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждении (нарушение п.п. «б» п.6 Постановления Правительства РФ № 852):
- ст. 90 Федерального закона № 323-ФЗ, в части осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- пп. 2 п. 17 раздела II Приказа Минздрава России от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» в части обеспечение оказания медицинской помощи в медицинской организации в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций.
В судебное заседание представитель Территориального органа Росздравнадзора по Красноярскому краю не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
В судебное заседание законный представитель КГБУЗ «Канская МДБ», Яковлева И.А., Канский межрайонный прокурор не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав защитника юридического лица, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи.
В соответствии с п. 2, п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ, медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе клинических рекомендаций.
В силу п. 2, п. 2.1 ч. 1 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ, медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи, а также обеспечивать оказание медицинскими работниками медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, а также создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи.
В соответствии пп. «а», пп. «б» п. 6 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»), лицензионными требованиями, предъявляемым лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также следующие требования:
- соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ;
- соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 90 Федерального закона № 323-ФЗ.
Согласно п. 7, п. 19 раздела I Приказа Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», при постановке беременной женщины на учет в соответствии с заключениями профильных врачей-специалистов врачом - акушером-гинекологом до 11 - 12 недель беременности делается заключение о возможности вынашивания беременности. Окончательное заключение о возможности вынашивания беременности с учетом состояния беременной женщины и плода делается врачи акушером-гинекологом до 20 недель беременности.
При сроке беременности 36 - 37 недель беременности формулируется полный клинический диагноз и определяется место планового родоразрешения.
В силу пп. «и» п. 2.1. Приказа Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций.
Согласно ст. 90 Федерального закона № 323-ФЗ, органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в территориальный орган Росздравнадзора из Канской межрайонной прокуратуры поступило обращение Яковлевой И.А. по факту неприятия мер по правильной постановке диагноза врачом-гинекологом структурного подразделения КГБУЗ «Канская МБ», что повлекло причинение вреда здоровью заявителя, что послужило основанием с целью анализа представленных документов и оценки качества оказанной заявителю медицинской помощи для привлечения эксперта Росздравнадзора и проведении внеплановой документарной проверки в отношении КГБУЗ «Канская МБ».
По результатам проведения экспертизы составлено заключение эксперта от 11.01.20223 года, согласно которого выявлены нарушения в части соблюдения клинических рекомендаций и порядков оказания медицинской помощи Яковлевой И.А., а именно: при диагнозе «патология шейки матки» не проводится расширенная кольпоскопия, для исключения измененных участков, ВПЧ тестирование на вирусы высокого канцерогенного риска, согласно клиническим рекомендациям «Цервикальная интраэпителиальная неоплазия, эрозия и эктропион шейки матки» 2021 год; не велась гравидограмма, согласно клиническим рекомендациям «Нормальная беременность 2020»; в третьем триместре не проводится кардиотокография плода и допплерометрия маточно-плацентарного кровотока с учетом гестационной артериальной гипертензии, один раз в 10 дней, согласно Клиническим рекомендациям «Преэклампсия. Эклампсия. Отеки, протеинурия и гипертензивные расстройства во время беременности, в родах и послеродовом периоде»; пациентка не направлена своевременно (после получения результатов гистологии от 20.09.2022) на консультацию онколога и проведение специализированного оказания медицинской помощи, согласно клиническим рекомендациям Минздрава России «Рак шейки матки 2021»; формальное проведение осмотра врачом акушером-гинекологом при постановке на учет по беременности в 2022 году, а также сбора анамнеза и забора биоматериала (мазков) на цитологическое исследование; не качественное проведение эндовагинальной цервикометрии при сроке беременности в 21 и 33 недели - особенности строения шейки матки не обнаружены, а в 38 недель при визуальном осмотре определяется гипертрофия и изменения шейки матки; при выявлении соматической патологии и осложненного течения беременности (гестационный пиелонефрит, гестационный сахарный диабет, вирусный гепатит С, ВСД по гипертоническому типу) не пересматривается план ведения беременной.
С 20.02.2023 года в течение 10-ти рабочих дней проведена внеплановая документарная проверка. По результатам проверки составлен акт документарной проверки № 5 от 16.03.2023 г. и приложение к акту проверки, согласно которому установлены нарушения: п. 4 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ, в части обеспечения доступности и качества медицинской помощи применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи; п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ, в части организации и оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ, в части оказания медицинской помощи на основе клинических рекомендаций; п. 2 ч.1 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ, в части обязанности медицинских организаций организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с порядками оказания медицинской помощи; п. 2.1 ч.1 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ, в части обеспечения оказания медицинскими работниками медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, а также создания условий, обеспечивающих соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи; п. 7, п. 19 раздела I Приказа Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», в части вынесения заключения о возможности вынашивания беременности до 12 недель, окончательного заключения до 20 недель беременности, в 36-37 недель формулирование полного клинического диагноза с определением места планового родоразрешения; пп. «и» и. 2.1. Приказа Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», в части проведения коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций; ст. 90 Федерального закона № 323-ФЗ, в части осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; пп. 2 п. 17 раздела II Приказа Минздрава России от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» в части обеспечение оказания медицинской помощи в медицинской организации в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций.
Данные обстоятельства подтверждены протоколом об административном правонарушении №мю от 21.03.2023г., копией жалобы Яковлевой И.А. вход. ДД.ММ.ГГГГ с приложением, копией акта служебного расследования по факту оказания медицинской Яковлевой И.А., копиями медицинской карты и медицинской документации в отношении Яковлевой И.А., копией приказа Территориального органа Росздравнадзора по Красноярскому краю от 22.12.2022 года о создании комиссии по рассмотрению обращения, копией экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, копией мотивированного представления о необходимости проведения внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, копией решения о проведении документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта документарной проверки № 5 от 16.03.2023г. и приложением к акту, предписанием от 16.03.2023г., выпиской из ЕГРЮЛ КГБУЗ «Канская МБ», выпиской из реестра лицензий и иными материалами дела, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Оценив доказательства по делу с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в их совокупности достаточности, судья квалифицирует действия КГБУЗ «Канская МБ» по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совокупность исследованных доказательств, позволяет определенно установить, что юридическим лицом КГБУЗ «Канская МБ» не были приняты все необходимые меры для соблюдения норм закона, за нарушение которых установлена административная ответственность, и не осуществлен надлежащий контроль за исполнением его работниками трудовых обязанностей.
Исходя из положений ст. 2.9 КоАП РФ, разъяснений, содержащихся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оценки фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также характера совершенного противоправного деяния, которое несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, выявленные нарушения лицензионных требований являются грубыми, оснований для признания его малозначительным и освобождения учреждения от административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, выразившееся в несоблюдении порядка оказания медицинской помощи, не соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, материальное положение юридического лица, цели наказания, в соответствии с которым наказание должно быть, в том числе исполнимым, и считает необходимым подвергнуть КГБУЗ «Канская МБ» наказанию в виде штрафа, поскольку иной вид наказания, не обеспечит достижение целей административного наказания, установленных ст. 3.1 КоАП РФ, в частности, предупреждению совершения новых правонарушений самим правонарушителем. При этом исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, в данном случае не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
Штраф внести на счет получателя: л/с 04191821840, БИК 010407105, номер казначейского счета 03100643000000011900, Отделение Красноярск Банка России// УФК по Красноярскому краю г. Красноярск, корр./с 40102810245370000011, КБК 116 01191 01 0020 140, код ОКТМО 04701000.
В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Квитанцию об оплате штрафа до истечения указанного срока следует предоставить в Канский городской суд.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток с момента его получения или вручения через Канский городской суд.
Судья А.С. Солдатихин