Гр.дело №(2-883/2023)/ 2-24/2024
УИД - 05RS0№-76
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
22 января 2024 года <адрес>
Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи Омаровой З.К.,
с участием представителя истца - помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора ФИО8,
ответчика генерального директора ООО «СГН» ФИО3,
представителя третьего лица без самостоятельных требований на стороне истца Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес>, Кизилюртовскому и <адрес>м ГУ МЧС – ФИО9,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя Кизилюртовского межрайонного прокурора Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к ООО «СГН» об обязании устранить нарушений закона, выявленных при осуществлении деятельности многотопливной автозаправочной станции «SGN»,
У С Т А Н О В И Л:
Первый заместитель Кизилюртовского межрайонного прокурора обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «СГН» о признании незаконной деятельность МАС «SGN» и обязании устранить выявленные при проверке нарушения закона.
В обоснование своих требований истец указал, что Кизилюртовской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов: государственного инспектора по пожарному надзору старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес>, Кизилюртовскому и <адрес>м ГУ МЧС по РД ФИО5, главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> (Роспотребнадзора) ФИО6, государственного инспектора отдела общепромышленного и горного надзора по <адрес>-Алания Кавказского управления Ростехнадзора ФИО7, проведена проверка исполнения требований санитарно- эпидемиологического законодательства, законодательства о промышленной, пожарной безопасности и лицензировании автозаправочных станций.
Проведенной ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 10 минут проверкой на многотопливной автозаправочной станции («SON»), расположенной по адресу: <адрес>, по ФАД «Кавказ», <адрес> (далее - МАЗС), с кадастровым номером земельного участка 05:06:000030:0013 и кадастровым номером здания автозаправочной станции и станции технического обслуживания автомобилей 05:06:000007:2968, принадлежащей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и переданной им в пользование для ведения деятельности по реализации автомобильного топлива и обслуживания автотранспорта по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № Обществу с ограниченной ответственностью «СГН» (далее — договор), в лице генерального директора ФИО3, 13.01.2000 г.р. установлены многочисленные нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 123-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - ПНР РФ №), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52-ФЗ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ № 116-ФЗ) и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов в сферах пожарной и промышленной безопасности, санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Причинами допущения вышеуказанных нарушений федерального законодательства в сферах пожарной и промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства являются поверхностное отношение должностных лиц Общества с ограниченной ответственностью «СГН» к обеспечению правил пожарной и промышленной безопасности, санитарных правил на эксплуатируемом опасном производственном объекте и низкий уровень производственного контроля.
Подобное положение является недопустимым, не отвечает целям и задачам национальной безопасности.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности установленные стандартами, нормами и правилами.
Нарушения, допущенные генеральным директором Общества с ограниченной ответственностью «СГН» ФИО3 при эксплуатации МАЗС, непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение; время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии; процесс вынужденной эвакуации людей, во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений, с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью, аварийных случаев на опасных производственных объектах, а также санитарно-эпидемиологического благополучия работников МАЗС.
Указывает, что дальнейшая эксплуатация МАЗС с нарушениями норм и правил пожарной и промышленной безопасности, санитарных норм и правил может повлечь за собой человеческие жертвы ввиду того, что жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его, подвергаются опасности.
В ходе судебного разбирательства помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора ФИО8 исковые требования поддержал и просил удовлетворить их по указанным в иске основаниям.
Ответчик генеральный директор ООО «СГН» ФИО3, признал исковые требования, объяснив, что указанные в иске нарушения действительно имелись, однако в настоящее время на АЗС «SGN» выявленные нарушения частично устранены. Резервуар для хранения СУГ вообще убрали с АЗС. Устранены нарушения с визуальными указателями, проведены разметки. Установлены все необходимые системы, заключены контракты. Однако для полного устранения всех выявленных нарушений необходимо дополнительное время. Полагает, что в срок один месяц нарушения будут полностью устранены.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес>, Кизилюртовскому и <адрес>м ГУ МЧС – ФИО9, считал, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований на стороне истца Роспотребнадзора РД в <адрес> и Кавказского управления Ростехнадзора по <адрес>, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, для участия в судебном заседание не явились, каких-либо заявлений об отложении дела не поступило.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии неявившихся участников судебного заседания.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований.
Проведенной ДД.ММ.ГГГГ 12 часов 10 минут проверкой на многотопливной автозаправочной станции «SGN», расположенной по адресу: <адрес>, по ФАД «Кавказ», <адрес>, с кадастровым номером земельного участка 05:06:000030:0013 и кадастровым номером здания автозаправочной станции и станции технического обслуживания автомобилей 05:06:000007:2968, принадлежащей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и переданной им в пользование для ведения деятельности по реализации автомобильного топлива и обслуживания автотранспорта по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № Обществу с ограниченной ответственностью «СГН», в лице генерального директора ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлены многочисленные нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов в сферах пожарной и промышленной безопасности, санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 69-ФЗ под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушения требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу требований ст. 37 ФЗ № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно ст. 38 ФЗ № 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Статьей 34 ФЗ № 69-ФЗ установлены права граждан в области пожарной безопасности, а именно право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара.
В силу п. 2.1.2. договора Общество с ограниченной ответственностью «СГН» обязалось содержать арендуемый объект в полной исправности и надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, определенном действующим законодательством.
В соответствии с п. 3 ППР РФ № лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам.
Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
В нарушение п. 3 ППР РФ № работники МАЗС допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В нарушение п. 54 ППР РФ № на МАЗС не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения.
Согласно п. 13 ППР РФ № при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты.
При отсутствии в технической документации сведений о периодичности проверки проверка проводится не реже 1 раза в год.
По результатам проверки составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения. Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений огнезащитного покрытия строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты.
В случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности.
В нарушение п. 13 ППР РФ № не осуществлена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с п. 384 ППР РФ № расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра при этом для каждого транспортного средства обеспечивается возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог наносится отличительная разметка или предусматриваются иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения).
В нарушение п. 384 ППР РФ № на покрытие дорог МАЗС не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели для обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории МАЗС.
В соответствии с п. 389 ППР РФ № автозаправочные станции оснащаются первичными средствами пожаротушения.
Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2 х 1,5 метра. Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках.
Площадка для автоцистерны, а также заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, дополнительно оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации).
Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания должно предусматриваться на заправочных островках в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков.
В нарушение п. 389 ППР РФ № заправочные островки не оснащены не менее чем двумя огнетушителями.
В соответствии с п. 6.21. СП 156.13130.2014 планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.
На въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения.
В нарушение п. 6.21. СП 156.13130.2014 планировка территории МАЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории МАЗС, так и за ее пределы.
В соответствии с п. 410 ППР РФ № производственные и (или) складские здания предприятий (организаций), не оборудованные внутренним противопожарным водопроводом или автоматическими установками пожаротушения (за исключением зданий, оборудовать которые установками пожаротушения и внутренним противопожарным водопроводом не требуется), помещения и площадки предприятий (организаций) по первичной переработке сельскохозяйственных культур, помещения различного назначения, в которых проводятся огневые работы, а также территории предприятий (организаций), не имеющих источников наружного противопожарного водоснабжения, или наружные технологические установки предприятий (организаций), удаленные на расстояние более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения, должны оборудоваться пожарными щитами.
Тип пожарных щитов определяется в зависимости от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности. Нормы оснащения зданий, сооружений, строений и территорий пожарными щитами приводятся согласно приложению №.
В нарушение п. 410 ППР РФ № на МАЗС пожарный щит не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем.
В соответствии с п. 412 ППР РФ № покрывала для изоляции очага возгорания должны обеспечивать тушение пожаров классов А, В, Е и иметь размер не менее одного метра шириной и одного метра длиной.
В помещениях, где применяются и (или) хранятся легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости, размеры полотен должны быть не менее 2 х 1,5 метра.
Покрывала для изоляции очага возгорания хранятся в водонепроницаемых закрывающихся футлярах (чехлах, упаковках), позволяющих быстро применить эти средства в случае пожара.
В нарушение п. 412 ППР РФ № не имеется покрывало для изоляции очага возгорания.
В соответствии с п. 7.2. СП 156.13130.2014 минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2.
Согласно п. 2 таблицы 2 СП 156.13130.2014 минимальное расстояние между соответствующими зданиями, сооружениями и оборудованием до топливораздаточных колонок составляет 9 метров.
В нарушение п. 7.2., п. 2 таблицы 2 СП 156.13130.2014 расстояние от проемов здания операторной МАЗС до топливораздаточных колонок составляет 5 м.
В соответствии с п. 6.18. СП 156.13130.2014 в случае, если выход из зданий АЗС расположен на расстоянии менее 15 м от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону.
В нарушение п. 6.18. СП 156.13130.2014 не предусмотрены дополнительные эвакуационные выходы из помещений операторской МАЗС.
Согласно п. 6.37. СП 156.13130.2014 наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС.
Общая вместимость противопожарных водоемов (резервуаров) для КриоАЗС, выполненной как самостоятельный участок многотопливной АЗС, резервуары хранения СПГ и транспортные емкости (сосуды) АЦ СПГ которых отвечают требованиям пункта 6.6 настоящего свода правил, а также АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС, должны определяться расчетом, но составлять не менее 100 м3.
Расход воды на наружное пожаротушение указанных АЗС определяется расчетом как суммарный расход воды, включающий в себя максимальное из значений расхода воды на пожаротушение зданий и общий расход воды на охлаждение надземных (наземных) резервуаров (сосудов), в том числе АЦ.
Расход воды на пожаротушение зданий АЗС определяется в соответствии с другими нормативными документами по пожарной безопасности (для зданий сервисного обслуживания водителей и пассажиров, а также зданий для персонала АЗС как для общественных зданий, для зданий сервисного обслуживания транспортных средств как для производственных зданий).
Общий расход воды на охлаждение надземных резервуаров (сосудов) следует принимать не менее 15 литров в секунду.
В нарушение ст. 99 ФЗ № 123-ФЗ, п. 6.37. СП 156.13130.2014 МАЗС не оборудована не менее чем двумя пожарными гидрантами или противопожарными водоемами, общая вместимость которых должна составлять не менее 100 м3.
В соответствии с п. 6.34. СП 156.13130.2014 АЗС должны быть оснащены телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи.
Вместе с тем, в нарушение п. 6.34. СП 156.13130.2014 МАЗС не оснащена системой громкоговорящей связи.
В соответствии с п. 8.23. СП 156.13130.2014 при срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков многотопливных АЗС должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс избыточного давления природного газа, в том числе паров СПГ, из оборудования с СПГ, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии.
В нарушение п. 8.23. СП 156.13130.2014 на МАЗС не предусмотрена автоматическая система противоаварийной защиты при срабатывании которой, должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии.
В соответствии с п. 8.35. СП 156.13130.2014 резервуары для хранения СУГ и СПГ, мерные емкости СПГ должны быть оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ и 95% геометрического объема резервуара СПГ и мерной емкости СПГ).
В нарушение п. 8.35. СП 156.13130.2014 резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения.
В соответствии с п. 7.18. СП 156.13130.2014 резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%- ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара. Если технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается при 95%-ном заполнении резервуара вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения резервуара.
В нарушение п. 7.18. СП 156.13130.2014 резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую), а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара.
В соответствии с п. 8.40. СП 156.13130.2014 технологические колодцы с оборудованием СУГ и СПГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров СУГ, приямки с оборудованием с КПГ и/или СПГ, площадки для АЦ СУГ и АЦ СПГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ, а также сооружения, в которых обращаются КПГ, СПГ и СУГ, имеющие вертикальные ограждающие конструкции с отношением площади отверстий к полной площади преграды более 50%, должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы должны обеспечивать при достижении концентрацией горючего газа величины, превышающей 20% от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации с подачей сигнала в операторную АЗС.
При достижении в местах установки сигнализаторов довзрывоопасных концентраций горючего газа, соответствующей 50% от НКПР, должно быть обеспечено автоматическое прекращение операций наполнения резервуаров (сосудов) хранения топлива и отключение топливораздаточных устройств.
Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на расстоянии от 50 до 100 мм:
- от дна технологических колодцев и шахт с оборудованием с СУГ и СПГ;
- от уровня заправочной площадки (у раздаточной колонки СУГ);
- от уровня площадки для АЦ СУГ и АЦ СПГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара);
- от поверхности площадки (пола) сооружения, в котором обращается СУГ или СПГ;
- от перекрытия (навеса) сооружения (приямка), в котором обращаются КПГ и/или СПГ.
В нарушение п. 8.40. СП 156.13130.2014 технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для автомобильных средств транспортирования СУГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ, а также сооружения, в которых обращаются СУГ, имеющие вертикальные ограждающие конструкции с отношением площади отверстий к полной площади преграды более 50%, не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, которые при достижении концентрацией горючего, газа величины, превышающей 20% от НКПР должны обеспечивать сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации с подачей сигнала в операторную МАЗС.
В соответствии с п. 3 ст. 24 ФЗ № 123-ФЗ категории наружных установок по пожарной опасности должны указываться в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции, а обозначение категорий должно быть указано на установке.
В нарушение п. 3 ст. 24 ФЗ № 123-ФЗ не имеется документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности, а также отсутствует обозначение категорий на установках.
В соответствии с п. 374 ППР РФ № руководитель организации обеспечивает в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования на автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.).
В нарушение п. 374 ППР РФ № не имеется технико-эксплуатационная документация на технические средства и трубопроводные коммуникации МАЗС, в которых обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.), подтверждающих соответствующими записями в них проведение работ по очистке и предремонтной подготовке вышеуказанного оборудования МАЗС.
В соответствии ст. 20 ФЗ № 123-ФЗ классификация электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности применяется для определения области его безопасного применения и соответствующей этой области маркировки электрооборудования, а также для определения требований пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования.
В нарушение ст. 20 ФЗ № 123-ФЗ на МАЗС не имеется документация на электрооборудование МАЗС, указывающая ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности, также отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования.
В соответствии с п. 8.3. СП 156.13130.2014 минимальные расстояния от КриоАЗС и АГЗС, выполненных как самостоятельный участок многотопливной АЗС, многотопливной АЗС и АГНКС до объектов, к ним не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 5.
Согласно пункта 6 таблицы 5 СП 156.13130.2014 минимальное расстояние от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АЗС с наличием сжиженного углеводородного газа (далее — СУГ) до автомобильных дорог общей сети (край проезжей части) I, II и III категории составляет 25 метров.
В нарушение п. 8.3., п. 6 таб. 5 СП 156.13130.2014 расстояние от автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории до МАЗС составляет 20 м.
В соответствии ст. 64 ФЗ № 123-ФЗ декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:
- оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
- оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В нарушение ст. 64 ФЗ № 123-ФЗ не имеется декларация пожарной безопасности.
В соответствие с п. 8.50. СП 156.13130.2014 для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке, а также резервуаров хранения СПГ, транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ и АЦ СПГ, которые не отвечают требованиям пункта 6.6 настоящего свода правил, следует предусматривать устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара.
В нарушение п. 8.50. СП 156.13130.2014 для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке, транспортных емкостей (сосудов) автомобильного средства транспортирования СУГ, не предусмотрено устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара.
В соответствии с п. 8.51. СП 156.13130.2014 стационарные системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу высокого давления с дистанционным пуском из помещения операторной. Размещение и конструктивное исполнение системы водяного орошения должно обеспечивать ее устойчивость к тепловому излучению пожара.
В нарушение п. 8.51. СП 156.13130.2014 стационарные системы водяного орошения не подключены к противопожарному водопроводу высокого давления с дистанционным пуском из помещения операторной, размещение и конструктивное исполнение системы водяного орошения не обеспечивает ее устойчивость к тепловому излучению пожара.
В соответствии с п. 8.30. СП 156.13130.2014 резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. На АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м3, а единичная - 10 м3.
Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, независимо от места размещения, допускается увеличивать не более чем в 2 раза при обеспечении подачи воды на наружное пожаротушение и орошение с требуемым настоящим сводом правил расходом в течение времени полного выгорания СУГ из наибольшего резервуара (в том числе АЦ), применяемого на этой АЗС.
В нарушение п. 8.30. СП 156.13130.2014 территории наМАЗС на расстоянии 4 м от основного резервуара для хранения СУГ емкостью 8,5 м3 размещен не предусмотренный проектной документацией и технологической схемой на МАЗС резервуар для хранения СУГ без технической документации (в ходе проверки документация не представлена) емкостью более 20 м3 (около 40 м3).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарнозащитных зон» (далее - Правил) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарнозащитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарнозащитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Согласно п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие новой редакции санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарнозащитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов») в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно п. 12.4.4. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» автозаправочные станции для заправки транспортных средств жидким и газовым моторным топливом с наличием 4-х и более топливо-раздаточных колонок относятся к IV санитарному классу.
В нарушение п. 2 Правил, п. 2.1, п. 12.4.4. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не проведены мероприятия по установлению установления санитарно-защитной зоны и по ее соблюдению.
В соответствии с п. 45 Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (далее - Порядок проведения медицинских осмотров), по итогам проведения периодических осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения проведения периодических осмотров обобщает их результаты и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, и представителями работодателя составляет заключительный акт.
В заключительном акте указывается:
- наименование медицинской организации, проводившей переодический осмотр, адрес ее местонахождения и код по ОГРН; дата составления акта; наименование работодателя;
- общая численность работников, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
- численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- численность работников, занятых на работах, при выполнении которых обязательно проведение периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
- численность работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
- численность работников, прошедших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
- процент охвата работников периодическим медицинским осмотром; список лиц, прошедших периодический медицинский осмотр, с указанием пола, даты рождения, структурного подразделения (при наличии), заключения медицинской комиссии;
- численность работников, не завершивших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин;
- список работников, не завершивших периодический медицинский осмотр; численность работников, не прошедших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин;
- список работников, не прошедших периодический медицинский осмотр; численность работников, не имеющих медицинские противопоказания к работе;
- численность работников, имеющих медицинские противопоказания к работе;
- численность работников, нуждающихся в проведении дополнительного обследования;
- численность работников, нуждающихся в обследовании в центре профпатологии;
- численность работников, нуждающихся в амбулаторном обследовании и лечении;
- численность работников, нуждающихся в стационарном обследовании и лечении;
- численность работников, нуждающихся в санаторно-курортном лечении;
- численность работников, нуждающихся в диспансерном наблюдении;
- список лиц с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания с указанием пола, даты рождения; структурного подразделения (при наличии), профессии (должности), вредных и (или) опасных производственных факторов и работ;
- перечень впервые установленных хронических соматических заболеваний с указанием класса заболеваний по действующей Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ);
- перечень впервые установленных профессиональных заболеваний с указанием класса заболеваний по МКБ;
- перечень впервые установленных инфекционных заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда;
- результаты выполнения рекомендаций предыдущего заключительного акта;
- рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий, включая профилактические и другие мероприятия.
В нарушение п. 45 Порядка проведения медицинских осмотров, не имеется заключительный акт по результатам медосмотра работников МАЗС.
В соответствии с п. 22 Порядка проведения медицинских осмотров список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя.
В нарушение п. 22 Порядка проведения медицинских осмотров, не имеется список работников, подлежащих периодическим медосмотрам.
В соответствии со ст. 32 ФЗ № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Согласно п. 1.5. СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследовании и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В нарушение ст. 32 ФЗ № 52-ФЗ, п.1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 на МАЗС не имеются: программа производственного контроля, договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля.
В соответствии с пунктами 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» дюста (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит па других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Но, в нарушение пунктов 3, 4 Постановления № не заключен договор на вывоз твердых коммунальных отходов, на объекте не имеется площадка под мусоросборный контейнер.
В соответствии с пунктами 1,3,4 ст. 34 ФЗ № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
Согласно пунктов 2, 3 приложения № Порядка проведения медицинских обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее - предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе. Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.
В нарушение пунктами 1, 3, 4 ст. 34 ФЗ № 52-ФЗ, пунктов 2, 3 приложения № Порядка проведения медицинских осмотров персоналом МАЗС не пройдены предварительные медицинские осмотры и профессионально-гигиенический минимум с последующей аттестацией, как следствие, не осуществляются периодические осмотры работников.
Согласно пунктам 61, 62 Приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» (далее - Приказ Ростехнадзора №) не допускается эксплуатация технических устройств при неисправных и неотрегулированных предохранительных сбросных клапанов (далее - ПСК). Проверка параметров настройки клапанов, их регулировка должны проводиться на стенде или на месте их установки с помощью специального приспособления. Периодичность проверки: для ПСК резервуаров - не реже одного раза в 6 месяцев; для остальных сбросных клапанов - при проведении текущего ремонта, но не реже одного раза в 12 месяцев. Клапаны после испытания пломбируются, результаты проверки отражаются в эксплуатационном журнале.
В нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, пунктов 61, 62 Приказа Ростехнадзора № не проводится проверка ПСК резервуара для хранения СУ Г.
В соответствии с пунктами 93, 94 Приказа Ростехнадзора № при выходе из строя сигнализатора загазованности его необходимо заменить резервным. В период замены контроль концентрации газа в производственных помещениях должен осуществляться переносными газоанализаторами через каждые 30 минут в течение рабочей смены. Сигнализаторы загазованности должны находиться в работе круглосуточно, а сигнализация от них должна быть выведена в помещение с постоянным присутствием работников (операторную).
В нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, пунктов 93, 94 Приказа Ростехнадзора № МАЗС не оснащена приборами и устройствами автоматики безопасности (отсутствуют датчики довзрывных концентраций паров СУГ).
В соответствии с п. 169 Приказа Ростехнадзора № рукава должны подвергаться гидравлическому испытанию на прочность давлением, равным 1,25 рабочего давления, не реже одного раза в 3 месяца. Результаты испытания заносятся в эксплуатационный журнал.
В нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 169 Приказа Ростехнадзора № сливо-наливные рукава не отвечают установленным требованиям (не представлены результаты гидравлических испытаний сливо-наливных рукавов СУГ, на рукавах отсутствуют обозначения с датой проведенного испытания и датой последующего испытания).
В соответствии с п. 85, 86 Приказа Ростехнадзора № контроль за исправностью средств измерений и своевременностью проведения метрологического контроля и надзора организует технический руководитель АГЗС (руководитель АГЗС). Размещаемые на щитах управления КИП должны иметь надписи с указанием определяемых параметров. Размещаемые на щитах управления КИП должны иметь надписи с указанием определяемых параметров. Эксплуатация КИП, не имеющих поверительного клейма (наклейки, оттиска) или с просроченным поверительным клеймом, за исключением КИП, конструктивно не имеющих возможности для размещения поверительного клейма (наклейки, оттиска), отработавших установленный срок эксплуатации, поврежденных и нуждающихся в ремонте и внеочередной поверке, а также с истекшим сроком поверки не допускается.
В нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 86 Приказа Ростехнадзора № средства измерений (манометры) эксплуатируются с истекшим сроком государственной поверки; на циферблате или корпусе показывающих манометров отсутствует обозначенное значение, соответствующее рабочему давлению.
В соответствии с п. 76 Приказа Ростехнадзора № при эксплуатации резервуаров должно осуществляться их ежесменное техническое обслуживание в объеме: осмотра резервуаров и арматуры в целях выявления и устранения неисправностей и утечек газа; проверки уровня газа в резервуарах.
В нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 76 Приказа Ростехнадзора № не проводится текущий осмотр резервуаров, арматуры и КИП с записью в эксплуатационном журнале.
В соответствии с п. 268 Приказа Ростехнадзора № не допускается эксплуатация технологического оборудования, сосудов, работающих под давлением, газопроводов при неисправных и неотрегулированных предохранительных сбросных клапанах.
В нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 268 Приказа Ростехнадзора № не имеются результаты проверок предохранительных сбросных клапанов.
В соответствии п. 1 ст. 10 ФЗ № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в том числе, обязана:
- планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно- спасательные формирования из числа работников.
В нарушение п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 ФЗ № 116-ФЗ не имеется договор на обслуживание профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием для обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, не имеется приказ о создании резерва финансовых и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварии и их последствий.
Также, в нарушение п. 2 ст. 10 ФЗ № 116-ФЗ отсутствует приказ резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий и их последствий.
В соответствии с п. 92 Приказа Ростехнадзора № контроль герметичности приборов, импульсных трубопроводов и арматуры проводится одновременно с проверкой герметичности технических устройств, но не реже одного раза в месяц.
В нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 92 Приказа Ростехнадзора № не проводится контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств.
В соответствии со ст. 11 ФЗ № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В нарушение ст. 11 ФЗ № 116-ФЗ не имеется Положение о производственном контроле.
Таким образом, вышеуказанные нарушения федерального законодательства в сферах пожарной и промышленной безопасности, санитарно- эпидемиологического законодательства создают угрозу жизни и здоровью как работников ООО «СГН», так и вблизи расположенных объектов, имуществу других лиц, соответственно нарушают предусмотренные ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» права граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества.
Подобное положение является недопустимым, не отвечает целям и задачам национальной безопасности.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Нарушения, допущенные генеральным директором Общества с ограниченной ответственностью «СГН» ФИО3 при эксплуатации МАЗС, непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение; время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии; процесс вынужденной эвакуации людей, во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений, с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью, аварийных случаев на опасных производственных объектах, а также санитарно-эпидемиологического благополучия работников МАЗС.
Вышеуказанные нарушения требований пожарной и промышленной безопасности подтверждаются и объяснением генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «СГН» ФИО3
Ответчик не отрицал, что указанные нарушения, действительно были установлены во время проверки. Достоверных и надлежащих доказательств устранения нарушений суду не представлено.
Судом установлено, что дальнейшая эксплуатация АЗС с указанными нарушениями норм федеральных законов может повлечь за собой человеческие жертвы, поскольку жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его (водители транспортных средств, сотрудники контролирующих органов и т.д.), лиц находящихся вблизи АЗС, подвергаются опасности.
В этой связи, нарушаются права граждан на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду, установленные ст.ст.7, 20, 41 Конституции Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Учитывая вышеприведенные нормы и обстоятельства, суд считает требования, изложенные в заявлении прокурора, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Кизилюртовского межрайонного прокурора Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченное ответственностью «СГН», удовлетворить.
Признать незаконной деятельность многотопливной автозаправочной станции «SGN», расположенной по адресу: <адрес>, по ФАД «Кавказ», <адрес>, с кадастровым номером земельного участка 05:06:000030:0013 и кадастровым номером здания автозаправочной станции и станции технического обслуживания автомобилей 05:06:000007:2968, принадлежащей ФИО2 и переданной им в пользование для ведения деятельности по реализации автомобильного топлива и обслуживания автотранспорта по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № Обществу с ограниченной ответственностью «СГН», в лице генерального директора ФИО3, по реализации моторного топлива и сжиженного углеводородного газа, до устранения следующих нарушений требований пожарной безопасности:
- обеспечить допуск работников многотопливной автозаправочной станции к производству работ только после прохождения ими обучения в специализированной организации по мерам пожарной безопасности;
- обеспечить утверждение регламента технического обслуживания систем противопожарной защиты и проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств, с соблюдением проектного решения и (или) специальных технических условий, а также регламента технического обслуживания указанных систем, утвержденный руководителем организации;
- обеспечить отражение информации о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты;
- обеспечить проведение проверки состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ, с составлением акта (протокола) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения;
- обеспечить устранение повреждений огнезащитного покрытия строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты согласно составленного акта (протокола) проверки состояния огнезащитного покрытия;
- обеспечить оснащение на всех заправочных островках МАЗС в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков, на каждом не менее чем двух огнетушителей;
- обеспечить нанесение на покрытие дорог МАЗС отличительных разметок или иных визуальных указателей для обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории МАЗС;
- обеспечить осуществление перепланировки территории МАЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования, исключающую возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории МАЗС, так и за ее пределы;
- обеспечить полное укомплектование пожарного щита МАЗС немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем, а также оснастить помещения МАЗС, где применяются и (или) хранятся легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости, покрывалами для изоляции очага возгорания в водонепроницаемых закрывающихся футлярах (чехлах, упаковках), позволяющих быстро применить эти средства в случае пожара с размером полотна не менее 2 х 1,5 метра;
- обеспечить минимальное расстояние не менее 9 м от проемов здания операторной многотопливиой автозаправочной станции до топливораздаточных колонок;
- обеспечить оборудование дополнительных эвакуационных выходов из помещений операторской МАЗС в соответствии с п. 6.18. СП 156.13130.2014;
- на расстоянии не более 200 м от многотопливной автозаправочной станции обеспечить оборудование двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, общая вместимость которых составляет не менее 100 м3;
- оборудовать многотопливную автозаправочную станцию системой громкоговорящей связи;
- обеспечить оснащение многотопливной автозаправочной станции автоматической системой противоаварийной защиты при срабатывании которой, предусматривается автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии;
- обеспечить оснащение резервуаров для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (под указанной системой понимается комплекс оборудования, предназначенного для автоматической сигнализации персоналу АЗС о необходимости прекращения операции наполнения резервуара топливом до достижения номинального уровня его наполнения и автоматического прекращения сливно-наливной операции в случае достижения предельного уровня наполнения, указанных в документации на технологическую систему АЗС);
- обеспечить оснащение резервуаров для хранения жидкого моторного топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую), а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (под указанной системой понимается комплекс оборудования, предназначенного для автоматической сигнализации персоналу АЗС о необходимости прекращения операции наполнения резервуара топливом до достижения номинального уровня его наполнения и автоматического прекращения сливно-наливной операции в случае достижения предельного уровня наполнения, указанных в документации на технологическую систему АЗС);
обеспечить оборудование технологических колодцев с оборудованием СУГ, площадок для автомобильных средств транспортирования СУГ, заправочных островов, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ, а также сооружений, в которых обращаются СУГ, имеющие вертикальные ограждающие конструкции с отношением площади отверстий к полной площади преграды более 50%, сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, которые при достижении концентрацией горючего, газа величины, превышающей 20% от НКПР должны обеспечивать сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации с подачей сигнала в операторную МАЗС;
обеспечить оформление документаций, определяющих категории всех наружных установок МАЗС по пожарной опасности, а также наличие обозначений категорий на всех установках МАЗС;
обеспечить оформление технико-эксплуатационной документации на технические средства и трубопроводные коммуникации МАЗС, в которых обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.), подтверждающих соответствующими записями в них проведение работ по очистке и предремонтной подготовке вышеуказанного оборудования МАЗС;
обеспечить оформление документации, определяющей категории всех наружных установок МАЗС по пожарной опасности;
обеспечить нанесение обозначений категорий по пожарной опасности на всех установках МАЗС;
обеспечить вывод из эксплуатации зданий, сооружений и оборудования технологических систем МАЗС с наличием сжиженного углеводородного газа, расположенных на расстоянии не менее 25 метров от до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории (ФАД «Кавказ); обеспечить их демонтаж и установку на расстоянии не менее 25 метров от до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории (ФАД «Кавказ), а также, в связи с вышеизложенным, внести изменения в проектную документацию МАЗС;
обеспечить оснащение стационарными системами водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности оборудования охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке, транспортных емкостей (сосудов) автомобильного средства транспортирования СУГ;
обеспечить подключение стационарных систем водяного орошения к противопожарному водопроводу высокого давления с дистанционным пуском из помещения операторной, обеспечить размещение и конструктивное исполнение системы водяного орошения с учетом устойчивости к тепловому излучению пожара;
обеспечить демонтаж не предусмотренного проектной документацией и технологической схемой МАЗС резервуара для хранения СУГ без технической документации (документация в ходе проверки не представлена) емкостью более 20 м3 (емкостью около 40 м3), установленного наземно на расстоянии 4 м от эксплуатируемого резервуара для хранения СУГ емкостью 8,5 м3 (по проектной документации числящегося как резервуар для хранения СУГ емкостью 10 м3), а также обеспечить вывоз указанного резервуара для хранения СУГ емкостью более 20 м3 (емкостью около 40 м3) с территории МАЗС на расстояние обеспечивающем пожарную безопасность МАЗС;
обеспечить утверждение и наличие на МАЗС декларации пожарной безопасности;
обеспечить разработку и утверждение проекта организации санитарнозащитной зоны с последующей санитарно-эпидемиологической экспертизой, а также проведение мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны;
обеспечить по результатам установления санитарно-защитной зоны проведение перепланировки территории МАЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования, исключающей нахождение и эксплуатацию указанных объектов на территории МАЗС с нарушениями санитарно-защитной зоны;
обеспечить прохождение работниками АЗС медицинских осмотров и их соответствующее документальное оформление;
обеспечить наличие и реализацию программы производственного контроля в соответствии с ст. 32 ФЗ № 52-ФЗ, п.1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01;
обеспечить заключение договора на вывоз твердых бытовых отходов с территории АЗС;
обеспечить оборудование площадки под мусоросборный контейнер;
обеспечить оснащение технологического оборудования приборами и устройствами автоматики безопасности, в том числе датчиками довзрывных концентраций паров СУГ;
обеспечить проведение и оформление результатов гидравлических испытаний сливо-наливных рукавов СУГ, с обозначением на рукавах даты проведенного испытания и датой последующего испытания;
- обеспечить проведение метрологической поверки манометров с оформлением соответствующих записей об их проведении в паспортах- формулярах;
обеспечить проведение мероприятий по контролю герметичности приборов, арматуры, технических устройств с отражением результатов в эксплуатационных журналах и паспортах-формулярах;
обеспечить проведение текущих осмотров резервуаров, арматуры и КИП с записью в эксплуатационном журнале;
обеспечить заключение договора на обслуживание профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием для обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья З.К. Омарова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.