ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
11 июня 2019 г. по делу № 3а-22/2019
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда Республики Мордовия Бажанова А.О.,
при секретаре Ермаковой С.В.,
с участием в деле
административного истца – Малофеевой И.А.,
административного ответчика – Правительства Республики Мордовия,
административного ответчика – Аппарата Правительства Республики Мордовия,
административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее Управление Росреестра по Республике Мордовия),
заинтересованного лица - федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее ФГБУ «ФКП Росреестра»),
заинтересованного лица - Администрации городского округа Саранск,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 июня 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по административному иску Малофеевой Ирины Александровны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Малофеева И.А. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества - ремонтно-механической мастерской с кадастровым номером <№>, общей площадью 1 334,3 кв.м, расположенного по адресу: Республика <адрес>, равной его рыночной стоимости.
В обоснование иска указала, что является собственником указанного объекта недвижимости, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации от 14 ноября 2012 г. № <№>.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 1 июля 2012 г. и составляет 62 925 454 руб. 57 коп.
Малофеева И.А. считает кадастровую стоимость объекта недвижимости завышенной и подлежащей пересмотру, поскольку значительно превышает его рыночную стоимость, что ведёт к завышению размера налога на имущество физических лиц.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № <№> от 16 ноября 2018 г., составленному индивидуальным предпринимателем <данные изъяты> рыночная стоимость объекта недвижимости составляет по состоянию на 1 июля 2012 г. 10 629 000 рублей.
По данным основаниям Малофеева И.А. просила суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2012 г.
Представители административных ответчиков Правительства Республики Мордовия, Аппарата Правительства Республики Мордовия, Управления Росреестра по Республике Мордовия, представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», Администрации городского округа Саранск на рассмотрение административного дела не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, не просили отложить рассмотрение административного дела.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие ответчиков и заинтересованных лиц.
В судебном заседании административный истец Малофеева И.А. просила удовлетворить уточнённое административное исковое заявление по указанным в нём основаниям.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.
14 ноября 2012 г. в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации № <№> о принадлежности на праве собственности Малофеевой И.А. здания - ремонтно-механической мастерской с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 14).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость здания - ремонтно-механической мастерской с кадастровым номером <№> определена по состоянию на 1 июля 2012 г., сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 января 2013 г. (л.д. 13).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса (абзац 3 пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Такой закон в Республике Мордовия принят Государственным Собранием Республики Мордовия - это Закон Республики Мордовия от 12 ноября 2014 г. № 91-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Мордовия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», которым установлена указанная дата - 1 января 2015 г.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 476 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Мордовия» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Республики Мордовия, сформированный по состоянию на 1 июля 2012 г., а также максимальные, средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости по группам в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам (городскому округу Саранск) Республики Мордовия, определенные по состоянию на 1 июля 2012 г.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Исходя из этих законоположений, результаты определения кадастровой стоимости здания - ремонтно-механической мастерской с кадастровым номером <№> затрагивают права и обязанности административного истца Малофеевой И.А. как собственника здания, обязанного уплачивать налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости.
Следовательно, Малофеева И.А. вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости здания - ремонтно-механической мастерской с кадастровым номером <№> в суде.
Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из вышеназванных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд считает, что результаты определения кадастровой стоимости здания - ремонтно-механической мастерской с кадастровым номером <№> затрагивают права и обязанности административного истца Малофеевой И.А. как собственника объекта недвижимости.
В обоснование своих административных исковых требований Малофеева И.А. представила отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № <№> от 16 ноября 2018 г., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости составляет по состоянию на 1 июля 2012 г. 10 629 000 рублей.
Судом установлено, что оценку произвел оценщик <данные изъяты>, являющая членом ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», включенным в реестр оценщиков за номером 1600, имеющий диплом о профессиональной переподготовке ПП-I № <№>, заключивший договор добровольного страхования ответственности оценщика со страховой суммой 300 000 рублей (с 2 октября 2018 г. по 1 октября 2019 г.).
Согласно отчёту оценщика рыночная стоимость объекта недвижимости определена с учётом налога на добавленную стоимость, что не отвечает требованиям Федерального закона № 135-ФЗ и Федеральным стандартам оценки.
С учётом изложенного суд отклоняет отчёт оценщика как доказательство, т.к. он не может быть признан достоверным и допустимым.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы, проведенной экспертом ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России от 23 мая 2019 г. № 562/2-2, рыночная стоимость нежилого здания - ремонтно-механической мастерской с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1 334,3 кв.м по состоянию на 1 июля 2012 г. составляет 9 077 142 рубля без учёта НДС (т. 1, л.д. 194-202).
Рыночная стоимость нежилого здания установлена экспертом на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Эксперт предупреждён об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение эксперта, предусмотренной статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 193).
Заключение эксперта полное, ясное, сомнений в обоснованности у лиц, участвующих в деле, не вызвало и у суда не вызывает.
Административный истец, заинтересованное лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» выразили своё согласие с заключением судебной строительно-технической экспертизы.
Административные ответчики Правительство Республики Мордовия, Аппарат Республики Мордовия, Управление Росреестра по Республике Мордовия не выразили своего отношения к заключению судебной строительно-технической экспертизы, несмотря на предоставленную для этого возможность.
Заинтересованное лицо Администрация городского округа Саранск выразило своё несогласие с заключением эксперта, мотивировав его только лишь тем фактом, что пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости приведёт к снижению налога на имущество физического лица, перечисляемого в бюджет муниципального образования.
Административный истец, административные ответчики, заинтересованные лица не заявили ходатайства о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы.
С учётом изложенного суд не усматривает оснований для несогласия с заключением судебной экспертизы, и оно может быть принято в целях установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление экспертом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Соответственно, заявление об установлении кадастровой стоимости здания - ремонтно-механической мастерской с кадастровым номером <№> равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Как уже указывалось ранее, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 января 2013 (л.д. 13).
16 января 2019 г. Малофеева И.А. обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания - ремонтно-механической мастерской с кадастровым номером <№> по состоянию на 1 июля 2012 г. (л.д. 15-16), тем самым 5-летний срок обращения в суд с административными исковыми требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости здания - ремонтно-механической мастерской пропущен.
Малофеева И.А. ходатайствовала о восстановлении вышеуказанного срока, в качестве уважительной причины пропуска просила учесть, что очередная массовая кадастровая оценка объектов недвижимости не проведена, несмотря на истечение 5-летнего срока с момента предыдущей массовой кадастровой оценки.
Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в Республике Мордовия в срок, установленный статьей 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ, не проведена, то с учетом конкретных обстоятельств дела и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает возможным восстановить Малофеевой И.А. срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Исходя из этого и на основании части пятой статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, могут применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 1 января 2019 г.
При этом с учётом положений части десятой статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, могут применяться по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ.
Об этом должно быть указано в резолютивной части решения суда.
Кроме того, в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия – 16 января 2019 г., сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и частью 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ. Об этом судам даны соответствующие разъяснения в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
В пункте 7 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разъяснено, что после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости – здания ремонтно-механической мастерской определена по итогам массовой кадастровой оценки, результаты которой утверждены постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 476, в связи с чем надлежащими административными ответчиками являются Правительство Республики Мордовия, Аппарат Правительства Республики Мордовия и Управление Росреестра по Республике Мордовия.
С учётом изложенного административный иск Малофеевой И.А. к Правительству Республики Мордовия, Аппарату Правительства Республики Мордовия и Управлению Росреестра по Республике Мордовия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – здания ремонтно-механической мастерской подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административное исковое заявление Малофеевой И.А. к Правительству Республики Мордовия, Аппарату Правительства Республики Мордовия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания - ремонтно-механической мастерской с кадастровым номером <№>, общей площадью 1 334,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 9 077 142 (девять миллионов семьдесят семь тысяч сто сорок два) рубля по состоянию на 1 июля 2012 г.
Сведения о кадастровой стоимости здания - ремонтно-механической мастерской с кадастровым номером <№>, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Датой подачи заявления Малофеевой И.А. о пересмотре кадастровой стоимости здания - ремонтно-механической мастерской с кадастровым номером <№>, сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 16 января 2019 г.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов
Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2019 г.