Дело №2а-2920/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
29 ноября 2021 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Григорьевой У.С.,
при секретаре – Бойко О.А.,
с участием представителя административного истца Пастухова Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю к Павленко ФИО8 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени,
установил:
Истец Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю (далее по тексту УФНС России по г. Севастополю) обратился в суд с иском к Павленко В.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени в общем размере 14 630,64 руб. Требования мотивированы тем, что Павленко В.В. (ФИО8) с 13.12.2014 по 23.11.2020 состояла на учете Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по г. Севастополю (далее - Межрайонная ИФНС России № 1 по г. Севастополю). С 23.11.2020 Павленко В.В. состоит на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по г. Севастополю (далее - УФНС России по г. Севастополю). В период с 13.12.2014 по 26.12.2017 (дата прекращения деятельности ИП) Павленко В.В. состояла на учете в Межрайонной ИФНС России №1 по г. Севастополю в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) являлся плательщиком страховых взносов, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, пп. 1 п. 1, пп.1 п. 3.4 ст. 23, ст. 430, п. 5 ст. 430 НК РФ, размер страховых взносов, подлежащих к уплате с ответчика Павленко В.В. за расчетный период 2017 год.
28.03.2018 Павленко В.В. представила в налоговый орган декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, согласно которой сумма налога, исчисленного к уплате составила 1 756 144, 00 рублей.
Таким образом, размер подлежащих уплате Павленко В.В. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000,00 рублей за 2017 год, составил 14 246,92.
В установленные сроки страховые взносы на обязательное пенсионное страхование ответчиком не уплачены. В связи с тем, что ответчик Павленко В.В. задолженность по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в установленный срок не уплатил, налоговым органом начислены пени на суммы недоимки, которая образовалась у плательщика в результате неисполнения им обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год за период с 11.07.2018 по 28.10.2018 в размере 383,72 рублей. В связи с неоплатой страховых взносов должнику направлено требование от 29.10.2018 ФИО8 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов. На дату подачи настоящего иска обязательства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 14 246,92 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 11.07.2018 по 28.10.2018 в размере 383,72 руб. Павленко В.В. не исполнены, то истец обратился с данным иском в суд.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просил его удовлетворить.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, письменных возражений не направил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Явка ответчика не была признана судом обязательной, а потому, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.57 Конституции Российской Федерации, ст.3, подп.1 п. 1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст.70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).
Судом установлено, что Павленко В.В. (ФИО8) с 13.12.2014 по 23.11.2020 состояла на учете Межрайонная ИФНС России № 1 по г. Севастополю.
С 23.11.2020 Павленко В.В. состоит на учете в УФНС России по г. Севастополю).
В период с 13.12.2014 по 26.12.2017 (дата прекращения деятельности ИП) Павленко В.В. состояла на учете в Межрайонной ИФНС России №1 по г. Севастополю в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, пп. 1 п. 1, пп.1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, страховые взносы.
Павленко В.В. 28.03.2018 представила в налоговый орган декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, согласно которой сумма налога, исчисленного к уплате составила 1 756 144, 00 рублей.
Согласно ст. 430 НК РФ в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб. плательщик в фиксированном размере плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пп.2 п. 1 ст. 419 НК РФ Павленко В.В. в период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя являлась плательщиком страховых взносов, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Павленко В.В. 26.12.2017 снята с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, размер страховых взносов, подлежащих к уплате с ответчика Павленко В.В. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000,00 рублей за 2017 год, составил 14 246,92.
В установленные сроки страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование ответчиком не уплачены.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (страховых взносов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В связи с тем, что ответчик Павленко В.В. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в установленный срок не уплатила, налоговым органом начислены пени на суммы недоимки, которая образовалась у плательщика в результате неисполнения им обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год за период с 11.07.2018 по 28.10.2018 в размере 383,72 руб.
В связи с неоплатой страховых взносов должнику направлено требование от 29.10.2018 №14124 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.
В установленный срок до 19.11.2018 требование от 29.10.2018 №14124 не исполнено.
На дату подачи настоящего иска обязательства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 14 246,92 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 11.07.2018 по 28.10.2018 в размере 383,72 руб. Павленко В.В. не исполнены, бюджет несет потери.
Налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, как пропущенный по уважительной причине.
В соответствии с ч. 2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст.48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 ст. 48 НК РФ).
Таким образом, ст.48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст.286 КАС РФ).
Суд приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании задолженности не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст.286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что при отсутствии спора о праве на взыскание налогов налоговый орган вправе обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с физического лица налога, сбора, пеней, штрафов, а в районный суд лишь после отмены судебного приказа.
Вместе с тем, при наличии спора о праве налоговый орган вправе обратиться с административным иском непосредственно в районный суд.
Как следует из материалов дела ИФНС к мировому судье соответствующего судебного участка с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Федоренко Л.И. задолженности по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не обращались.
В силу п. 1 ст. 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации относительно течения сроков исковой давности, изложенной в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», которая подлежит применению по аналогии в спорном правоотношении, в силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, если такое заявление было принято к производству. Положение пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, а также других предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требований.
Следовательно, в данном административном деле имеет значение дата обращения в суд 27.09.2021 года, которая свидетельствует о пропуске срока исковой давности.
Суд считает, что у налогового органа имелось достаточно времени с 19.11.2018 года (истечение срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций) для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что УФНС является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок с момента вынесения определения мирового судьи, материалы дела не содержат.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 года №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено, поэтому следует отказать в восстановлении срока, поскольку при проявлении достаточной меры заботливости истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено, а не укомплектованности численности правового отдел, таковым не является.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч. 8 ст. 286 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю к Павленко ФИО8 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 10 декабря 2021 года.
Председательствующий У.С. Григорьева