Решение по делу № 2-1833/2024 от 18.03.2024

УИД 26RS0-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 июня 2024 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Строгановой В.В.,

при секретаре судебного заседания Сидоренко А.А.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Демина Р.Г., представителя ответчика Комитета образования администрации Министерства образования <адрес>ФИО4, представителя третьего лица Комитета финансов и бюджета администрации <адрес>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению СОШ <адрес> о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес> (далее – МБОУ СОШ , в котором просит: обязать Комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить поступившую от МБОУ СОШ <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке оконных замков безопасности в администрацию <адрес>; обязать Комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня поступления средств дополнительного финансирования выделить МБОУ СОШ <адрес> денежные средства на установку оконных замков безопасности. Обязать МБОУ СОШ <адрес> в течение 3 месяцев после выделения средств установить замки безопасности для окон МБОУ СОШ <адрес>.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в части профилактики детского травматизма в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории <адрес>.

В ходе проведенной проверки установлено, что в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении СОШ <адрес> указанные требования законодательства исполняются ненадлежащим образом.

В результате проведенной прокуратурой района проверки деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории <адрес> выявлены нарушения вышеуказанных требований безопасности. Так, в ходе проведенной проверки установлены нарушения п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в МБОУ СОШ <адрес>, выраженные в отсутствии замков безопасности в окнах образовательного учреждения, что в свою очередь создает реальную угрозу причинения вреда здоровью обучающихся.

Изложенные обстоятельства являются основанием для предъявления искового заявления прокурором района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

Определением суда отраженным в протоколе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет образования администрации <адрес>, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены - Администрация <адрес>, Министерство образования <адрес>, Министерство финансов <адрес>, Комитет финансов и бюджета администрации <адрес>.

Представитель истца – помощник прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Ставропольского края Демин Р.Г. в судебном заседании в полном объеме поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУ СОШ <адрес> надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, не явился, заявлений и ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие, а также об отложении судебного разбирательства в суд не поступало.

Представитель ответчика Комитета образования администрации Министерства образования <адрес>ФИО4 в судебном заседании с уточненным исковым заявлением не согласился, просил суд отказать в его удовлетворении.

Представитель третьего лица Комитета финансов и бюджета администрации <адрес>ФИО2 в судебном заседании с уточненным исковым заявлением не согласилась, просила суд отказать в его удовлетворении, а также поддержала доводы ранее поданного возражения на исковое заявление, в котором указано, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств в текущем финансовом году возможно только после сокращения бюджетных ассигнований на других статьях расходов бюджета, что может повлечь неисполнение действующих расходных обязательств муниципального образования. Администрация <адрес> при составлении проекта бюджета <адрес> на очередной финансовый год и плановый период основывается на прогнозе доходов бюджета, а также ввиду ограниченности финансовых ресурсов, исходит из необходимости выполнения расходных обязательств по вопросам местного значения с учетом определяемых в ходе бюджетного процесса приоритетов. Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете <адрес> на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» бюджет <адрес> на 2024 год утвержден с дефицитом в сумме 606 735, 20 рублей. Учитывая самостоятельность органов местного самоуправления в организации бюджетного процесса в муниципальном образовании, органы государственной власти не вправе обязать или иным образом побудить муниципальное образование установить и исполнять какие – либо расходные обязательства. Требования прокурора об обязании выполнить определенные действия, реализация которых повлечет выделение денежных средств на определенные цели, фактически направлены на перераспределение бюджетных средств, что противоречит вышеназванным нормам права, поскольку нарушаются принципы самостоятельности и сбалансированности местного бюджета. Удовлетворение требований прокурора повлечет неисполнение иных принятых органами местного самоуправления <адрес> бюджетных обязательств, поскольку часть бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете <адрес> на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов на иные цели, необходимо будет перераспределить на расходы, указанные прокурором. Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38. 1 БК РФ). В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. А также в связи с тем, что здание МБОУ СОШ не является вновь строящимся, реконструируемым зданием общеобразовательной организации, Свод правил 251. 1325800. 2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» к МБОУ СОШ не применим.

Представители третьих лиц Администрации <адрес>, Министерства образования <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, не явились, заявлений и ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие, а также об отложении судебного разбирательства в суд не поступало.

Представитель третьего лица Министерства финансов <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, не явились, заявлений и ходатайств об отложении судебного разбирательства в суд не поступало. В ранее поданных пояснениях по делу просили суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя и пояснили, что полномочия органов местного самоуправления распространяются на муниципальные общеобразовательные организации. Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. В случае если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. Таким образом, законом обязанность по материально-техническому обеспечению образовательного процесса возложена непосредственно на образовательное учреждение.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы данного гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте положений ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Вместе с тем, указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение: обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

<адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в части профилактики детского травматизма в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В судебном заседании установлено, что МБОУ СОШ <адрес> не оснащено замками безопасности оконных блоков, что подтверждается письмом Комитета образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В части 7 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Положениями пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

На основании п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", настоящий закон принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», введенного в действие Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ , оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

В пункте 5.1.8 ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», введенного в действие Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ , закреплено, что для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.

Положения ГОСТ 23166-99 действовали до ДД.ММ.ГГГГ, взамен которого на основании Приказа Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ "ГОСТ 23166-2024. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные и балконные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 23166-2024).

Исковое заявление составлено ДД.ММ.ГГГГ и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, на момент рассмотрения настоящего спора судом применяются положения ГОСТ 23166-99.

Судом установлено и не оспорено сторонами, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлены нарушения п. 5.1.8 "ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении СОШ <адрес>, выраженные в отсутствии замков безопасности в окнах образовательного учреждения, что в свою очередь создает реальную угрозу причинения вреда здоровью обучающихся.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «Об образовании» к полномочиям <адрес> относится обеспечение государственных гарантий реализации прав па получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций бюджетам муниципальных округов и городских округов <адрес>, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с устанавливаемыми им нормативами.

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет средств бюджета <адрес> в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Методика распределения субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных округов и городских округов <адрес> из бюджета <адрес> на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, а также обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, определена <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз.

В силу ч. 1 ст. 154 БК РФ исполнительные органы государственной власти обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Таким образом, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти <адрес> и осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> посредством предоставления субвенций местным бюджетам.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора <адрес> обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Комитету образования администрации <адрес>, МБОУ СОШ <адрес> о возложении обязанности направить заявку на дополнительное финансирование, выделении денежных средств, возложении обязанности установить замки безопасности для окон – удовлетворить.

Обязать Комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить поступившую от МБОУ СОШ <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке оконных замков безопасности в администрацию <адрес>.

Обязать Комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня поступления средств дополнительного финансирования выделить МБОУ СОШ <адрес> денежные средства на установку оконных замков безопасности.

Обязать МБОУ СОШ <адрес> в течение 3 месяцев после выделения средств установить замки безопасности для окон МБОУ СОШ <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> края в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись В. В. Строганова

УИД 26RS0-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 июня 2024 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Строгановой В.В.,

при секретаре судебного заседания Сидоренко А.А.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Демина Р.Г., представителя ответчика Комитета образования администрации Министерства образования <адрес>ФИО4, представителя третьего лица Комитета финансов и бюджета администрации <адрес>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению СОШ <адрес> о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес> (далее – МБОУ СОШ , в котором просит: обязать Комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить поступившую от МБОУ СОШ <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке оконных замков безопасности в администрацию <адрес>; обязать Комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня поступления средств дополнительного финансирования выделить МБОУ СОШ <адрес> денежные средства на установку оконных замков безопасности. Обязать МБОУ СОШ <адрес> в течение 3 месяцев после выделения средств установить замки безопасности для окон МБОУ СОШ <адрес>.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в части профилактики детского травматизма в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории <адрес>.

В ходе проведенной проверки установлено, что в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении СОШ <адрес> указанные требования законодательства исполняются ненадлежащим образом.

В результате проведенной прокуратурой района проверки деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории <адрес> выявлены нарушения вышеуказанных требований безопасности. Так, в ходе проведенной проверки установлены нарушения п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в МБОУ СОШ <адрес>, выраженные в отсутствии замков безопасности в окнах образовательного учреждения, что в свою очередь создает реальную угрозу причинения вреда здоровью обучающихся.

Изложенные обстоятельства являются основанием для предъявления искового заявления прокурором района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

Определением суда отраженным в протоколе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет образования администрации <адрес>, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены - Администрация <адрес>, Министерство образования <адрес>, Министерство финансов <адрес>, Комитет финансов и бюджета администрации <адрес>.

Представитель истца – помощник прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Ставропольского края Демин Р.Г. в судебном заседании в полном объеме поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУ СОШ <адрес> надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, не явился, заявлений и ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие, а также об отложении судебного разбирательства в суд не поступало.

Представитель ответчика Комитета образования администрации Министерства образования <адрес>ФИО4 в судебном заседании с уточненным исковым заявлением не согласился, просил суд отказать в его удовлетворении.

Представитель третьего лица Комитета финансов и бюджета администрации <адрес>ФИО2 в судебном заседании с уточненным исковым заявлением не согласилась, просила суд отказать в его удовлетворении, а также поддержала доводы ранее поданного возражения на исковое заявление, в котором указано, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств в текущем финансовом году возможно только после сокращения бюджетных ассигнований на других статьях расходов бюджета, что может повлечь неисполнение действующих расходных обязательств муниципального образования. Администрация <адрес> при составлении проекта бюджета <адрес> на очередной финансовый год и плановый период основывается на прогнозе доходов бюджета, а также ввиду ограниченности финансовых ресурсов, исходит из необходимости выполнения расходных обязательств по вопросам местного значения с учетом определяемых в ходе бюджетного процесса приоритетов. Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете <адрес> на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» бюджет <адрес> на 2024 год утвержден с дефицитом в сумме 606 735, 20 рублей. Учитывая самостоятельность органов местного самоуправления в организации бюджетного процесса в муниципальном образовании, органы государственной власти не вправе обязать или иным образом побудить муниципальное образование установить и исполнять какие – либо расходные обязательства. Требования прокурора об обязании выполнить определенные действия, реализация которых повлечет выделение денежных средств на определенные цели, фактически направлены на перераспределение бюджетных средств, что противоречит вышеназванным нормам права, поскольку нарушаются принципы самостоятельности и сбалансированности местного бюджета. Удовлетворение требований прокурора повлечет неисполнение иных принятых органами местного самоуправления <адрес> бюджетных обязательств, поскольку часть бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете <адрес> на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов на иные цели, необходимо будет перераспределить на расходы, указанные прокурором. Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38. 1 БК РФ). В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. А также в связи с тем, что здание МБОУ СОШ не является вновь строящимся, реконструируемым зданием общеобразовательной организации, Свод правил 251. 1325800. 2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» к МБОУ СОШ не применим.

Представители третьих лиц Администрации <адрес>, Министерства образования <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, не явились, заявлений и ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие, а также об отложении судебного разбирательства в суд не поступало.

Представитель третьего лица Министерства финансов <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, не явились, заявлений и ходатайств об отложении судебного разбирательства в суд не поступало. В ранее поданных пояснениях по делу просили суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя и пояснили, что полномочия органов местного самоуправления распространяются на муниципальные общеобразовательные организации. Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. В случае если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. Таким образом, законом обязанность по материально-техническому обеспечению образовательного процесса возложена непосредственно на образовательное учреждение.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы данного гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте положений ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Вместе с тем, указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение: обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

<адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в части профилактики детского травматизма в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В судебном заседании установлено, что МБОУ СОШ <адрес> не оснащено замками безопасности оконных блоков, что подтверждается письмом Комитета образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В части 7 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Положениями пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

На основании п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", настоящий закон принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», введенного в действие Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ , оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

В пункте 5.1.8 ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», введенного в действие Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ , закреплено, что для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.

Положения ГОСТ 23166-99 действовали до ДД.ММ.ГГГГ, взамен которого на основании Приказа Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ "ГОСТ 23166-2024. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные и балконные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 23166-2024).

Исковое заявление составлено ДД.ММ.ГГГГ и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, на момент рассмотрения настоящего спора судом применяются положения ГОСТ 23166-99.

Судом установлено и не оспорено сторонами, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлены нарушения п. 5.1.8 "ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении СОШ <адрес>, выраженные в отсутствии замков безопасности в окнах образовательного учреждения, что в свою очередь создает реальную угрозу причинения вреда здоровью обучающихся.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «Об образовании» к полномочиям <адрес> относится обеспечение государственных гарантий реализации прав па получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций бюджетам муниципальных округов и городских округов <адрес>, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с устанавливаемыми им нормативами.

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет средств бюджета <адрес> в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Методика распределения субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных округов и городских округов <адрес> из бюджета <адрес> на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, а также обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, определена <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз.

В силу ч. 1 ст. 154 БК РФ исполнительные органы государственной власти обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Таким образом, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти <адрес> и осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> посредством предоставления субвенций местным бюджетам.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора <адрес> обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Комитету образования администрации <адрес>, МБОУ СОШ <адрес> о возложении обязанности направить заявку на дополнительное финансирование, выделении денежных средств, возложении обязанности установить замки безопасности для окон – удовлетворить.

Обязать Комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить поступившую от МБОУ СОШ <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке оконных замков безопасности в администрацию <адрес>.

Обязать Комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня поступления средств дополнительного финансирования выделить МБОУ СОШ <адрес> денежные средства на установку оконных замков безопасности.

Обязать МБОУ СОШ <адрес> в течение 3 месяцев после выделения средств установить замки безопасности для окон МБОУ СОШ <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> края в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись В. В. Строганова

2-1833/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Октябрьского района г. Ставрополя в интересах РФ и неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ СОШ №32 г. Ставрополя
Комитет образования администрации г. Ставрополя
Другие
Министерство образования Ставропольского края
Комитет финансов и бюджета администрации г. Ставрополя
Администрация г. Ставрополя
Министерство финансов Ставропольского края
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Строганова Виктория Владимировна
Дело на странице суда
oktyabrsky.stv.sudrf.ru
18.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2024Передача материалов судье
21.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2024Подготовка дела (собеседование)
04.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
10.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее