Решение по делу № 33-1413/2021 от 08.04.2021

Судья Цепляев О.В. №33-1413/2021

(УИД 10RS0011-01-2020-011992-20

№2-165/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 мая 2021 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.

судей Маловой Н.Б. и Душнюк Н.В.

при ведении протокола помощником судьи Р.Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Петрозаводского городского округа на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 февраля 2021 года по иску К.И.В. к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству финансов Республики Карелия о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

К.И.В. обратился с указанным иском по тем основаниям, что является инвалидом I группы, состоит на учете в администрации Петрозаводского городского округа в качестве нуждающегося в жилом помещении с ХХ.ХХ.ХХ, включен в список лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний и имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью. Однако до настоящего времени жильем не обеспечен, вынужден проживать у родственников. С учетом уточненных требований К.И.В. просил возложить на Министерство финансов Республики Карелия обязанность выделить субвенцию на обеспечение истца благоустроенным жилым помещением во внеочередном порядке, обязать администрацию Петрозаводского городского округа (далее – Администрация) предоставить ему на условиях социального найма жилое помещение не ниже установленных норм предоставления во внеочередном порядке, с учетом права на дополнительную площадь не выше второго этажа, либо как инвалиду-колясочнику, либо как лицу, страдающему тяжелой формой хронических заболеваний.

Определением суда прекращено производство по делу иску К.И.В. к Министерству финансов Республики Карелия о возложении обязанности выделить субвенцию на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке в связи с отказом истца от иска в этой части.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд возложил на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность предоставить К.И.В. вне очереди отдельное жилое благоустроенное помещение, площадью в пределах нормы предоставления, установленной на территории (.....). В иске к Министерству финансов Республики Карелия отказано.

С решением суда не согласна Администрация, в апелляционной жалобе представитель ответчика, действующая по доверенности Г.А.Ф., просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что право на внеочередное предоставление жилого помещения возникло у истца на основании статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации». Полномочия в рамках указанного закона по оказанию мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем инвалидов отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации. Обеспечение жильем граждан-инвалидов, по мнению ответчика, является обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Обращает внимание, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от 06 ноября 2019 года по делу №А26-7644/2019 в пользу администрации Петрозаводского городского округа были взысканы с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия за счет казны Республики Карелия убытки, возникшие в результате предоставления жилых помещений гражданам-инвалидам. При этом данным решением было установлено бездействие органов исполнительной власти Республики Карелия, выразившееся в неисполнении своих обязанностей по предоставлению помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, не предоставлении межбюджетных трансфертов республиканского бюджета в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений инвалидам. Полагает, что обеспечение прав К.И.В. на предоставление жилого помещения должно осуществляться не администрацией Петрозаводского городского округа, а органами субъекта Российской Федерации в лице Министерства социальной защиты Республики Карелия.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, своих представителей не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда по существу правильным.

В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Жилищным кодексом Российской Федерации.

Положениями статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1); инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые (далее – ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

В силу пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года №987н.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года №991н утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что К.И.В., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, зарегистрирован и проживает в муниципальной двухкомнатной квартире, общей площадью (...) по адресу: (.....), иного жилого помещения по договору социального найма или в собственности не имеет. В указанной квартире также зарегистрированы по месту жительства сестры истца - К.М.В. и К.К.В., брат - А.А.В., племянники - А.С.А. и Ч.М.Е.

Истец с ХХ.ХХ.ХХ является инвалидом первой группы бессрочно по общему заболеванию, ранее являлся инвалидом второй группы. Он имеет тяжелое хроническое психическое заболеванием (...) Заболевание (...) (...), которым страдает истец, входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года №987н.

Решением городской жилищной комиссии К.И.В. с ХХ.ХХ.ХХ включен в список лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний и имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью.

Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от ХХ.ХХ.ХХ К.И.В. признан малоимущим, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

До настоящего времени жилое помещение К.И.В. в целях улучшения жилищных условий не предоставлено.

Разрешая спор, суд первой инстанции, принимая во внимание приведенные законоположения, установив юридически значимые обстоятельства, в том числе, что К.И.В. в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признан нуждающимися в улучшении жилищных условий, страдает рядом тяжелых хронических заболеваний, в том числе тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень, утвержденный Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года №987н, обоснованно пришел к выводу о наличии у К.И.В. права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Исковые требования К.И.В. к Администрации обоснованно удовлетворены.

При этом судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы Администрации, что обеспечение жильем граждан-инвалидов является обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку подлежит финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, об отсутствии у администрации Петрозаводского городского округа соответствующего финансирования, а также закрепленной обязанности по предоставлению жилья категории граждан, к которой относится истец, наличию лишь обязанности по осуществлению учета граждан.

Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 14, пункта 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в части 1 статьи 14 и пункте 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету договоров социального найма и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Таким образом, доводы ответчика в апелляционной жалобе основаны на неверном толковании норм материального права. Полномочиями по внеочередному предоставлению жилых помещений гражданам, признанным нуждающимися в жилом помещении, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями, включенными в Перечень, утвержденный Минздравом России, наделен орган местного самоуправления, в данном случае – администрация Петрозаводского городского округа.

Отсутствие у Администрации свободных жилых помещений, финансирования не может являться основанием для отказа К.И.В. в реализации прав на обеспечение жилым помещением.

Иные доводы апелляционной жалобы, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Относительно требований истца о предоставлении ему жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь, судебная коллегия учитывает, что в настоящее время редакция части 3 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в отличие от редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, не закрепляет права инвалидов на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Часть 6 статьи 17 данного закона допускает возможность предоставления инвалидам по договору социального найма жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (не более чем в два раза), если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 2 статьи 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно решению XXV сессии XXV созыва Петрозаводского городского Совета N XXV/XXV-256 от 27 декабря 2005 года "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в (.....)" в городе (...) установлена норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено с превышением указанной нормы, но не более чем в два раза, если оно составляет одну комнату или однокомнатную квартиру.

Таким образом, поскольку суд первой инстанции принял решение о предоставлении истцу отдельного благоустроенного жилого помещения, требования части 6 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» соблюдены.

При этом вопросы о пригодности предоставляемого жилого помещения для инвалида-колясочника подлежат разрешению на стадии исполнения судебного решения.

Вместе с тем, с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении", чтобы судебное решение по настоящему делу не вызывало затруднений при исполнении, судебная коллегия полагает указать в резолютивной части судебного решения о предоставлении К.И.В. отдельного благоустроенного жилого помещения на состав семьи из одного человека по норме предоставления, благоустроенного жилого помещения в пределах нормы предоставления, установленной в (.....).

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 февраля 2021 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Изложить абзац второй резолютивной части решения суда в следующей редакции:

Обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить К.И.В. вне очереди по договору социального найма на состав семьи из одного человека отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарных и техническим требованиям, по норме предоставления, установленной на территории (.....).

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-1413/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Качанов Иван Вячеславович
Ответчики
Управление социальной защиты администрации Петрозаводского городского округа
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Министерство финансов Республики Карелия
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Фаткуллина Лилия Закуановна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
08.04.2021Передача дела судье
19.05.2021Судебное заседание
23.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2021Передано в экспедицию
19.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее