УИД 75 RS0020-01-2023-000089-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 30 мая 2023 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Сенотрусовой Т.Ю.,
при секретаре Басуевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Забкоммунэнерго» к Агафоновой М.А. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее, ответчик Агафонова М.А. является собственником 3/4 доли жилого помещения по адресу: <адрес>. Истец оказывает ответчику услуги по предоставлению услуг теплоснабжения с 15 сентября 2021 года на основании договора № от 15.09.2021г. о передаче в безвозмездное пользование имущества являющегося муниципальной собственностью муниципального района «Тунгокоченский район» в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. С 06 февраля 2023 года Постановлением администрации МР «Тунгокоченский район» от 06.02.2023 № ООО «Забкоммунэнерго» определено единой теплоснабжающей организацией на территории сельского поселения «Верх-Усуглинское». Ответчик не оплачивает предоставленные услуги, в связи с чем, за период с 15.09.2021 по 31.12.2022 образовалась задолженность в размере 107 472,78 рублей. Договор теплоснабжения с Агафоновой М.А. не заключался, так как ответчик не пришла в ресурсоснабжающую организацию и не предоставила документы для заключения договора, однако отсутствие письменного договора не освобождает ответчика от обязанности возместить стоимость энергии, поскольку обязательство возникло у ответчика в силу факта потребления тепловой энергии (ст. 539, 544 ГК РФ) независимо от наличия или отсутствия соответствующего договора. Жилое помещение № является встроенным в многоквартирный <адрес>, который подключен к централизованной системе теплоснабжения. Администрацией сельского поселения «Верх-Усуглинское» постановлений (решений), разрешений выданных в установленном порядке о переустройстве и перепланировке систем отопления квартир МКД, не имеется. Граждане, демонтировавшие приборы отопления, подключённые к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку остаются потребителями тепловой энергии.
Просит суд взыскать с Агафоновой М.А. задолженность по оплате за коммунальные услуги в размере 107 472 рубля 78 копеек, судебные расходы в сумме 3 349 рублей.
Представитель истца ООО «Забкоммунэнерго» - С.В. Захарченко, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме, просил удовлетворить.
Ответчик Агафонова М.А. в судебном заседании исковые требования истца не признала в полном объеме, просила отказать, доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление поддержала, дополнительно пояснила, что начисление за услуги отопления истцом произведены необоснованно, так как данная услуга ей не оказывается, поскольку в 2011 году ею в администрацию сельского поселения «Верх-Усуглинское» было подано заявление о проведении переустройства системы отопления в жилом помещении - квартире, расположенной по адресу <адрес>. После получения разрешения, в квартире был установлен электрокотел, обрезана подача отопления, по квартире проведено автономное отопление, стояки, проходящие в каждой комнате, были заизолированы изолирующим материалом.
Представитель ответчика Филатова Н.М. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика Филатов А.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных исковых требований относительно предмета спора - администрация сельского поселения «Верх-Усуглинское» Тунгокоченского района Забайкальского края, о дате и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Свидетель Свидетель №2 в судебном заседании пояснила, что является собственником квартиры в <адрес>. По решению собственников дома она занимается снятием показаний электросчетчиков в квартирах и передаче показаний в «Читаэнергосбыт». Согласно показаний, передаваемых жильцами квартиры Агафоновой, показания электросчетчика составляют в среднем 50 Квт в месяц. Согласия жильцы дома на установку электрического котла в <адрес>, а также на проведение переустройства системы отопления не давали. Согласно технического паспорта на жилой дом, в доме установлено централизованное отопление, изменения в данный техпаспорт не вносились. После проведения работ по отключению от центрального отопления в 2011 году в <адрес>, в их доме нарушилась система циркуляции отопления, в некоторых квартирах стало холодно. Считает, что собственник <адрес> отапливает свою квартиру за счет всех жильцов, так как стояки системы отопления проходят по данной квартире и они не имеют изоляции.
Свидетель Ч.С.В. в судебном заседании пояснил, что проживает в <адрес>, расположенной над квартирой ответчика. После проведения ответчиком работ по отключению от центрального отопления, в его квартире стало холодно, полы холодные, он вызывал ресурсоснабжающие организации, администрацию района, писал в Роспотребнадзор. Считает, что собственники <адрес> большую часть года не включают электрокотел, так как видел как из системы отопления они слили воду.
Свидетель Б.И.А. в судебном заседании пояснил, что 18.11.2022 по просьбе Филатова А.А. он ремонтировал насос, необходимый для работы электрокотла. После ремонта электрокотел был запущен, он работал, в квартире было тепло.
Свидетель С.Ю. П. в судебном заседании пояснил, что с конца 2022 года до марта 2023 он по просьбе Филатовых, ходил в <адрес>, проверял работу котла, доливал воду в расширитель, проверял температуру. В квартире согласно термометру температура составляла 20-22 С.
Свидетель Л.А.К. в судебном заседании пояснил, что примерно в 2011 году Филатовы попросили его сделать демонтаж и монтаж системы отопления в их квартире. В то время он работал в РПО ЖКХ сварщиком, он спросил разрешения у его директора - Трухина, тот сообщил, что разрешение на перепланировку есть. Какой либо проект, техусловия, схему ему никто не предоставил, он вырезал систему отопления в квартире исходя из собственного опыта работы. В квартире остались стояки отопления, проходящие из соседних квартир, которые должны были быть заизолированы жильцами.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со статьей 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Как следует из пунктов 9, 18 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Так, теплоснабжающая организация не несёт ответственность за режим подачи тепловой энергии внутри жилого помещения многоквартирного дома.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что Агафонова М.А. является собственником 3/4 доли в квартире, расположенной по адресу <адрес>. Иных собственников квартиры не имеется (л.д. 56, 100-101).
Как установлено в ходе судебного заседания, указанная квартира расположена в многоквартирном двухэтажном жилом доме, на первом этаже, является двухкомнатной, угловой.
ООО «Забкоммунэнерго» является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей предоставление коммунальных услуг, а именно услуг отопления, водоснабжения, водоотведения, потребителям на территории сельского поселения «Верх-Усуглинское» Тунгокоченского района Забайкальского края, что следует из договоров о передаче в безвозмездное пользование имущества являющегося муниципальной собственностью МР «Тунгокоченский район». Согласно актов приема-передачи ООО «Забкоммунэнерго» передана, в том числе котельная ПМК.
Основными видами деятельности «Общества» являются в том числе, производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); сбор очистка и распределение воды (л.д.23-26).
Согласно справок администрации МР «Тунгокоченский район» объекты тепло, водоснабжения и водоотведения с. Верх-Усугли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района «Тунгокоченский район» переданы в безвозмездное пользование ООО «Забкоммунэнерго» с 15.09.2021 по настоящее время, в том числе котельная ПМК. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес> отапливается от котельной ПМК (л.д.___).
Согласно карточки расчетов, представленной ООО «Забкоммунэнерго» задолженность по оплате коммунальных услуг (отопление ПМК) за период с 15.09.2021 по 31.12.2022 по указанному адресу составила 107 472,78 рублей. Подробный расчет указанной суммы приведен истцом в тексте искового заявления (л.д.27-28).
Согласно материалам дела, договор с ООО «Забкоммунэнерго» у ответчика Агафоновой М.А. по предоставлению коммунальных услуг, не заключен.
Приказами Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 03.12.2021 № 586-НПА, от 07.12.2021 № 613-НПА, от 07.11.2022 № 717-НПА утверждены производственные программы и тарифы на тепловую энергию (мощность) поставляемую ООО «Забкоммунэнерго» потребителям с 15.09.2021 (л.д.57-58, 64, 70).
В отношении должника Агафоновой М.А. мировым судьёй судебного участка №31 Тунгокоченского судебного района 01.02.2023 был вынесен судебный приказ по заявлению ООО «Забкоммунэнерго» о взыскании задолженности за коммунальный услуги по отоплению, однако 08.02.2023 он был отменен, в связи с поступившими от ответчика возражениями относительно его исполнения (л.д.46).
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
Абзацем вторым пункта 42(1) указанных Правил установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Жилой дом, расположенный по адресу <адрес> не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, доказательств обратного суду не представлено.
Суд, проверив представленный истцом расчет задолженности, признает его правильным, составленным в соответствии с формулой расчета, установленной
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Доказательств, подтверждающих внесение оплаты за жилое помещение за спорный период ответчиком не представлено.
Судом установлено, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ООО «Забкоммунэнерго» предоставляет коммунальные услуги (отопление) по данному адресу, однако ответчиком коммунальные услуги не оплачиваются, в связи с чем, сформировалась задолженность.
Договор между ООО «Забкоммунэнерго» и ответчиком на предоставление коммунальных услуг не заключался, однако само по себе отсутствие письменного договора в силу положений пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации не освобождает собственника помещения, иного пользователя коммунального ресурса от внесения платы за пользование данным ресурсом.
Относительно доводов ответчика о необоснованном начислении платежей истцом за отопление, поскольку в ее квартире централизованное отопление отсутствует, квартира отапливается электрокотлом, в квартире проведено переустройство системы отопления, в установленном законом порядке, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из пояснений ответчика, его письменных возражений, в 2011 году ответчиком в орган местного самоуправления - администрацию сельского поселения «Верх-Усуглинское» было подано заявление о проведении переустройства системы отопления в жилом помещении - квартире, расположенной по адресу <адрес>. После получения разрешения, в квартире был установлен электрокотел, обрезана подача отопления, по квартире проведено автономное отопление, стояки, проходящие в каждой комнате, были заизолированы изолирующим материалом.
Как следует из акта технической проверки от 17.10.2022, представителем АО «Читаэнергосбыт», в присутствии потребителя Филатовой М.А., была проведена техническая проверка приборов учета по адресу <адрес>8. Согласно акта, проверка проводилась на предмет срыва пломб, повреждений эл.котла, на момент проверки вода с эл.котла слита, не работает, внешних нарушений не выявлено (л.д.41).
Согласно копии технического паспорта здания, расположенного по адресу <адрес> по состоянию на 31.08.1990, жилой дом имеет центральное отопление (л.д. 47-55).
На основании распоряжения администрации муниципального района «Тунгокоченский район» № 236 от 14.11.2022, 16.11.2022 в <адрес> было проведено комиссионное обследование, в связи с поступившим обращением жителей дома о незаконном демонтаже внутридомовых сетей многоквартирного дома и подключению электрокотла собственниками <адрес>. Согласно указанного акта, комиссией в составе представителей администрации муниципального района, ООО «Забкоммунэнерго», проживающих в квартире Филатовой Н.М., Филатова А.А. установлено следующее: жилое помещение состоит из двух комнат и помещений для бытовых нужд; температура воздуха в жилом помещении 130 С; радиаторы в количестве 3 штук холодные, температура +8, 9, 10; стояки изолированы. К инженерной системе теплоснабжения дома не подключены (технически не присоединены). Оплата за услугу теплоснабжения в квартире не производится, за общедомовую услугу теплоснабжения также не начисляется. Система отопления в квартире - электрокотел. Воды (теплоносителя) в системе нет (л.д.130-133).
Согласно материалов дела, 06.10.2022 представителями ООО «Забкоммунэнерго» по адресу <адрес>8 был составлен акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносители), согласно которого в квартире имеются стояки диаметром 20, от системы центрального отопления, квартира отапливается электрокотлом, стояки (разводки) от системы центрального отопления не заизолированы. Потребителю предписано до 14.10.2022 произвести теплоизоляцию разводящей общедомовой системы отопления, проходящей через квартиру. Подписей собственника, либо лиц, проживающих в данной квартире, акт не содержит (л.д.29).
Согласно п. 8 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.
Учитывая указанные нормы закона, акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносители) от 06.10.2022, составленный по адресу <адрес>8 представителями ООО «Забкоммунэнерго», судом не может быть признан относимым и допустимым доказательством, поскольку акт не содержит подписей и объяснений собственника квартиры, либо лиц, проживающих в ней.
Как следует из п. 53 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (в редакции, действующей в период проведения переустройства системы отопления) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам"), Потребителю запрещается:
а) использовать бытовые машины (приборы, оборудование) с паспортной мощностью, превышающей максимально допустимые нагрузки, определяемые в технических характеристиках внутридомовых инженерных систем, указанных в техническом паспорте жилого помещения, ведение которого осуществляется в соответствии с порядком государственного учета жилищных фондов;
б) производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя;
в) самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (в редакции, действовавшей на момент проведения переустройства), потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170.
Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 154).
Статьей 289 ГК РФ предусмотрено, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ, собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в пункте 2 статьи 287.6 настоящего Кодекса.
Из смысла и содержания указанных норм следует, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме является потребителем тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в жилое помещение, но и в общие помещения жилого дома (помещения подъездов, чердаков, подвалов, отопление общих стен и т.п.).
В связи с чем, отсутствие в квартире истца системы центрального отопления и установление электрокотла еще не свидетельствует о том, что этот собственник жилого помещения не является потребителем тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом через общую систему отопления.
Система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу, услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды, поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
Как следует из. п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции, действующей в период проведения переустройства), запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В силу статьи 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме и случаях, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, потребитель в многоквартирном доме отдельно вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Таким образом, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность отключения одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением от общедомовой системы отопления, поскольку законодательством не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Отключение от централизованной системы теплоснабжения с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг возможно в случае определения объема тепловой энергии, потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды (наличие индивидуального учета по теплоснабжению в каждой квартире дома и общего учета по дому).
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов не только проживающих в этом жилом помещении граждан, но и соседей, в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 10.07.2018 N 30-П, спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях (подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, СанПиН 2.1.2.2645-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункт 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом его использования.
Кроме того, по смыслу положений Федерального закона N 190 от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении", отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома, тогда как внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. и изменения порядка распределения расходов для потребителей возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Однако доказательств внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома и наличия согласия всех собственников помещений на данные изменения ответчиком не представлено.
Сам по себе демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиком не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется, в том числе, через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым, отапливая как индивидуально квартиру, так и весь объект теплоснабжения в целом.
Таким образом, освобождение ответчика от оплаты коммунальной услуги по отоплению не соответствует нормам действующего законодательства, повлечет необоснованное освобождение ответчика от исполнения обязанности по оплате указанной услуги за ее потребление.
Оценивая доводы ответчика о демонтаже радиаторов центрального отопления и в связи с этим о том, что услуга по теплоснабжению в жилое помещение ответчика фактически не оказывается, суд исходит из того, что факт демонтажа радиаторов не свидетельствует о прекращении теплоснабжения жилого помещения, учитывая технологические особенности поставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.).
Суд приходит к выводу, что спорное помещение не лишено теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливаются не только жилые и нежилые помещения, но и общее имущество многоквартирного жилого дома, а также учитывает, что расчет платы за услугу "отопление" без учета площади квартиры истца, нарушает права иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, являющихся потребителями данной коммунальной услуги, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за услугу по отоплению жилых помещений и на общедомовые нужды в большем размере.
Тот факт, что в квартире были демонтированы радиаторы центрального отопления, не означает, что теплоснабжение квартиры прекратилось.
Согласно позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27 ноября 2019 года, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30 июня 2015 года N 823-ст).
Согласно пунктам 3.17, 3.18 ГОСТ Р 56501-2015 "Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов", система отопления помещений представляет собой часть внутридомовой системы отопления, включающей отопительные приборы, стояки и подводки к этим приборам, а также устройства учета и автоматического регулирования теплоотдачи отопительных приборов, расположенные в объеме помещения.
В условиях пользования коммунальными ресурсами от единой инженерной инфраструктуры многоквартирного жилого дома и отсутствия технической возможности демонтажа трубопровода, проходящего через помещение ответчика без ущерба энергоснабжения иных потребителей, отсутствие в помещении радиаторов отопления, подключенных к центральной системе отопления, не исключает отопление помещений путем естественной теплоотдачи от элементов центральной системы теплоснабжения.
В случае, если многоквартирный дом в надлежащем порядке подключен к центральной системе теплоснабжения, то перевод отдельных помещений в нем на индивидуальное отопление (в рамках переустройства жилого помещения или в рамках реконструкции многоквартирного дома) допускается только в случаях, определенных схемой теплоснабжения.
Материалы дела таких данных не содержат.
Так, отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения, вопреки доводам ответчика, не является правовым основанием для освобождения от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
Помимо этого, законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды, что следует из положений статей 210, 289, 290 ГК РФ, а в соответствии с пунктом 40 указанных выше Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Кроме того, обращает на себя внимание несоблюдение в данном случае порядка проведения переоборудования в квартире.
В соответствии со статьей 36 (часть 1 и часть 3) ЖК РФ (в редакции, действующей в период проведения переустройства), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Частью 2 статьи 40 ЖК РФ (в редакции, действующей в период проведения переустройства) предусмотрено, что, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пунктов 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (в редакции, действующей в период проведения переустройства), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
.Трубопроводы отопления - стояки, являются вертикальными, межэтажными трубными соединениями, обеспечивающими поэтажное распределение теплоносителя и служат для обогрева помещений, в связи с чем, предназначены для обслуживания более одной квартиры, что позволяет их отнести к составу общего имущества многоквартирного дома.
Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой электрокотла, предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Сторонами не оспаривалось, что стояки системы отопления жилого дома в квартире ответчика не вырезаны, поскольку используются для отопления соседних квартир.
В соответствии со ст. ст. 25, 26 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действующей в период проведения переустройства), переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ч. ч. 5, 6 ст. 26 Жилищного кодекса РФ).
Вышеназванная форма решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266.
Как следует из материалов дела, 20.04.2011 Филатова (М.А. обратилась в администрацию сельского поселения «Верх-Усуглинское» с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>8. К заявлению были приложены: план системы, пояснительная записка (л.д.219-220, 221, 218, 218 об.).
Протоколом № 1 от 25.04.2011 г. межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда и упорядочению перевода жилых помещений в нежилые и наоборот, приняла решение о разрешении переустройства системы отопления жилого помещения (отключение от центральной системы отопления) - двухкомнатной квартиры по адресу <адрес>8 согласно плана переустройства (л.д.216).
В материалы дела администрацией сельского поселения «Верх-Усуглинское» также представлено решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по обращению Филатовой М.А. Данное решение не содержит информации об органе и должностном лице, выдавшем его, не имеется даты выдачи и реквизитах документа (л.д.217).
Согласно акту приемки выполненных работ по переустройству, комиссия в составе ведущего специалиста по земельным имущественным вопросам С.М.А., ведущего специалиста сельского поселения «Верх-Усуглинское» С.Е.А. произвела осмотр выполненного переустройства (отключение от центральной системы отопления). Переустройство выполнено согласно проекта. Данный акт утвержден главой сельского поселения «Верх-Усуглинское» Ю. Очировым (л.д.215).
Сведений о принятии выполненных работ ресурсоснабжающей организацией, действовавшей на территории <адрес> в 2011 году, в материалах дела не имеется.
Суд приходит к выводу, что представленные план системы отопления и пояснительная записка к проекту переустройства системы отопления двухкомнатной квартиры по адресу <адрес>8, содержат информацию о демонтаже системы отопления в <адрес>, однако не содержат какой либо информации о работах, которые необходимо произвести для изолирования системы отопления всего жилого дома (стояков, проходящих через квартиру), а также работ, необходимых для нормального функционирования системы теплоснабжения в остальных квартирах жилого дома.
Представленный план системы отопления составлен собственником квартиры, согласован руководителем ресурсоснабжающей организации, действовавшей на территории <адрес> в 2011 году. Пояснительная записка каких либо подписей уполномоченных лиц не содержит.
Кроме того, как следует из показаний свидетеля Л.А.К., в 2011 году им в квартире по адресу <адрес>8 был сделан демонтаж и монтаж системы отопления. Какой либо проект, технические условия, схема ему предоставлены не были, он вырезал систему отопления в квартире исходя из собственного опыта работы сварщика. В квартире остались стояки отопления, которые должны были быть заизолированы жильцами.
Доводы ответчика о том, что стояки системы отопления были заизолированы изоляционным материалам и не пропускают поступающее от них тепло, не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку в представленных документах сведений о способах изолирования, проведении данных работ, их функциональности и соответствии нормативным требованиям, суду представлено не было.
Учитывая выявленные нарушения в проведении получения согласования с органом местного самоуправления, отсутствием надлежаще оформленного проекта на перепланировку, отсутствием доказательств о проведении изоляции в соответствии с проектом стояков системы центрального отопления, выполнением работ по демонтажу системы отопления в отсутствие проекта не уполномоченным лицом, суд приходит к выводу, что ответчиком процедурапорядка проведения переустройства в квартире была проведена в нарушение вышеуказанных норм законодательства.
Как указал Конституционный суд РФ в своем Постановлении № 46-П от 20 декабря 2018 года «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан Л.В.И. и Т.Н.Я.», многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170; СанПиН 2.1.2.2645-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).
Суд приходит к выводу, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем.
В зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению (например, путем печного отопления и т.п.).
Тем не менее, подавляющее большинство многоквартирных домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления. В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения многоквартирного дома универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, как правило, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения (Постановление Конституционного суда РФ № 46-П от 20 декабря 2018 года).
В связи с этим, а также принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования.
Таким образом, проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть надлежащим образом согласованным, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
В соответствии с положениями статей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой электрокотла предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, то на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
При рассмотрении дела установлено, что доказательств получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на отключение квартиры от центральной системы отопления ответчиком также представлено не было.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на ответчика Агафонову М., как собственника и пользователя отдельного жилого помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, должна быть возложена обязанность оплатить коммунальную услугу по отоплению, поскольку судом установлено фактическое потребление поступающей в жилой дом тепловой энергии для обогрева жилого помещения, принадлежащего ответчику, при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы (стояков).
Наличие у ответчика собственной системы автономного отопления жилого помещения не исключает использование внутридомовой системы отопления.
Демонтаж приборов отопления в отсутствие разрешительных документов, фактическое использование для обогрева собственного помещения иных элементов внутридомовой системы отопления (стояков, изоляция которых не проведена в установленном порядке), теплоотдача которых достаточна для поддержания в помещении нормативной температуры воздуха, позволяют собственнику не применять автономную систему отопления, что подтверждается актами от 17.10.2022, 16.11.2022, согласно которых электрокотел в квартире ответчика не работал, температура в квартире составляла 13 С, батареи холодные.
В результате такой собственник ставится в более выгодное положение по сравнению с теми собственниками, которые исполняют свои обязательства надлежащим образом и не создают угрозы возникновения в системе отопления дома негативных последствий.
Необоснованными суд признает также доводы ответчика, о том, что истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Действующим законодательством не предусмотрено обязательное соблюдение претензионного (досудебного) порядка взыскания с граждан задолженности по коммунальным платежам.
Согласно п. 32 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Исполнитель имеет право в том числе, требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней); уведомлять потребителя о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг или задолженности по уплате неустоек (штрафов, пеней) посредством передачи смс-сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, посредством размещения на официальной странице исполнителя в сети Интернет либо посредством передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
Учитывая, что истцом, согласно материалов приказного производства, в адрес ответчика и ее представителя было направлено СМС-сообщение о наличии задолженности за коммунальные услуги, в дальнейшем подано заявление о выдаче судебного приказа, суд приходит к выводу, что обязанность истца по уведомлению ответчика о возникшей задолженности за услуги отопления была выполнена.
В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в сумме 3 349 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «Забкоммунэнерго» - удовлетворить.
Взыскать с Агафоновой М.А. (№) в пользу ООО «Забкоммунэнерго» (ОГРН 1217500005260, ИНН 7536188406) задолженность по оплате за оказанные коммунальные услуги (отопление) за период с 15 сентября 2021 года по 31 декабря 2022 года в размере 107 472 (сто семь тысяч четыреста семьдесят два) рубля 78 копеек, а так же судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 3 349 рублей, всего 110 821 (сто десять тысяч восемьсот двадцать один) рубль 78 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий Т.Ю. Сенотрусова
В полном объеме мотивированное решение составлено 06 июня 2023 года