Строка 2.077, г/п 0 руб.
Судья Дружинина Ю. В.
Докладчик Сафонов Р. С. Дело № 33-8834/2024 14 ноября 2024 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Бланару Е. М.,
судей Вальковой И. А., Сафонова Р. С.,
при секретаре Тюрлевой Е. Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-1425/2024 по исковому заявлению Круглецкого С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об обязании произвести перерасчёт размера пенсии с апелляционной жалобой Круглецкого С.А. на решение Котласского городского суда Архангельской области от 18 июля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Сафонова Р. С., судебная коллегия
установила:
Круглецкий С. А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об обязании произвести перерасчёт размера пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что с 16 декабря 2014 года является получателем страховой пенсии по старости. В период с 30 октября 2017 года по 9 ноября 2017 года работодателем обществом с ограниченной ответственностью «Харитоноволес» (далее – ООО «Харитоноволес») он был направлен в командировку в общество с ограниченной ответственностью «Карпогорылес», расположенное в Пинежском районе Архангельской области, относящимся к районам Крайнего Севера. Решением пенсионного органа от 27 апреля 2024 года ему отказано в удовлетворении заявления о перерасчёте размера страховой пенсии в связи с наличием стажа работы в районах Крайнего Севера. Полагал, что факт командировки в район Крайнего Севера даёт ему право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии. Просил суд обязать ответчика произвести перерасчёт размера его пенсии за работу в районах Крайнего Севера.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Круглецкий С. А. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика, представитель третьего лица ООО «Харитоноволес», надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Решением Котласского городского суда Архангельской области от 18 июля 2024 года в удовлетворении исковых требований Круглецкого С. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об обязании произвести перерасчёт размера пенсии отказано.
С решением суда не согласился истец, в поданной апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что временный характер нахождения в командировке в спорный период в районе Крайнего Севера является основанием для отказа в перерасчёте размера пенсии, а сама командировка не является работой.
Указывает, что фактически в период командировки он непосредственно выполнял свою работу, о чём свидетельствуют представленные им в материалы дела доказательства.
Полагает, что выполнение своих прямых должностных обязанностей по валке леса в период командировки в район Крайнего Севера даёт ему право на перерасчёт размера пенсии.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Некрасова Е. В. указывает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, представитель третьего лица, извещённые о времени и месте его проведения надлежащим образом, не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями частей третьей и четвёртой статьи 167, части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что истец Круглецкий С. А. является получателем страховой пенсии по старости с 16 декабря 2014 года.
При назначении пенсии истцу установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, более 20 лет.
Во время работы в ООО «Харитоноволес» в должности машиниста-оператора лесозаготовительной машины (харвестера) истец на основании приказа работодателя от ДД.ММ.ГГГГ № направлялся в служебную командировку в село Карпогоры Пинежского района Архангельской области в период с 30 октября 2017 года по 9 ноября 2017 года с целью обмена опытом.
23 апреля 2024 года истец обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о перерасчёте размера пенсии в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в перерасчёте размера страховой пенсии по старости в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием факта работы в районах Крайнего Севера.
Также из указанного решения следует, что индивидуальные сведения застрахованного лица Круглецкого С. А. за период с 2 ноября 2017 года по 5 ноября 2017 года признаны недостоверными и подлежат корректировке в части исключения кода территориальных условий труда «РКС».
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Круглецкого С. А., суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришёл к выводу об отсутствии у истца смешанного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях а, следовательно, права на перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учётом повышения, установленного для лиц, работавших как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Такие выводы признаются судебной коллегией правильными, основанными на исследованных доказательствах, которым дана верная правовая оценка, они полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального права судом не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.
На основании части 8 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 1 января 2024 года устанавливается в сумме, равной 8 134 рублям 88 копейкам.
Как указано в части 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В силу части 5 этой же статьи закона лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 той же статьи закона лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, лицам, имеющим смешанный стаж (периоды работы как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), при установлении по результатам перерасчёта достаточного стажа может быть установлен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицам, работавшим в районах Крайнего Севера.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
На основании части 8 статьи 18 Закона № 400-ФЗ в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Как указано в пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, которые подлежат применению по настоящему спору, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из положений вышеуказанного Федерального закона для установления смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к таким районам, необходимо, чтобы работа в таких районах носила постоянный, стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.
При отнесении территории к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с последующими изменениями), которым предусмотрено, что город Котлас и Котласский район Архангельской области относятся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Как следует из материалов дела, ООО «Харитоноволес», с которым Круглецкий С. А. состоял в трудовых отношениях в период с 3 октября 2011 года по 30 ноября 2017 года, в спорный период находилось в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, – в посёлке Харитоново Котласского района Архангельской области, а не в районе Крайнего Севера.
Нахождение истца в период с 30 октября 2017 года по 9 ноября 2017 года в командировке в селе Карпогоры Пинежского района Архангельской области было обусловлено заданием работодателя, носило временный характер.
То обстоятельство, что истец непродолжительное время выполнял должностные обязанности в районе Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о наличии у него смешанного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку в таком порядке исчисляется пенсионный стаж в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в перерасчёте повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, поскольку смешанный стаж работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, у истца отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы истца основаны на ином толковании норм материального права и основанием для отмены постановленного судом решения служить не могут.
То обстоятельство, что индивидуальные сведения о периоде работы с 2 ноября 2017 года по 5 ноября 2017 года были переданы работодателем в систему персонифицированного учёта с кодом «РКС», не имеет правового значения для рассмотрения спора, поскольку впоследствии пенсионным органом данные сведения были признаны недостоверными и подлежащими корректировке.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, нуждались в проверке и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. При этом в апелляционной жалобе не содержится новых данных, не учтённых судом при рассмотрении дела, выводов суда доводы жалобы не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, сводятся к иному толкованию норм права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ | ░. ░. ░░░░░░░ |
░░░░░ | ░. ░. ░░░░░░░░ |
░. ░. ░░░░░░░ |