Дело № 2а-11944/20
45RS0026-01-2020-014597-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2020 года г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Степановой О.Н.,
при секретаре Настюшкиной Н.В.,
рассмотрев в предварительном открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Тюмени № 1 к Кузнецову А.Е. о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Тюмени № 1 обратилась в суд с административным иском к Кузнецову А.Е. о взыскании задолженности по обязательным платежам.
Просит восстановить срок для обращения с данным административным исковым заявлением, взыскать в пользу ИФНС России по г. Тюмени № 1 с Кузнецова Антона Евгеньевича задолженность в размере 3671.33 рублей: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2016-2017 гг.: налог в размере 3644 руб., пеня в размере 27.33 руб.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в заявлении просил о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причине неявки суд не уведомил, ходатайств, возражений не заявил.
В соответствии с п. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Учитывая, что лицами, участвующими в деле, возражений относительно рассмотрения дела в упрощенном порядке не заявлено, о дате судебного заседания извещались надлежаще, их явка в судебное заседание по данной категории спора не является обязательной, суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление на основании п.7 ст. 150 КАС РФ в порядке главы 33 настоящего Кодекса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Материалами дела установлено, что Кузнецов Антон Евгеньевич состоит на учете ИФНС России по г.Тюмени №1 в качестве физического лица. Кузнецов А.Е. на основании сведений, представленных органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеет на праве собственности земельные объекты (участки): земельный участок, адрес: <адрес> Земельный участок, адрес: Тюменская <адрес> Данные сведения получены в рамках оперативного обмена информацией в электронном виде между УФНС России по Тюменской области и Управлением Росреестра по Тюменской области, утвержденного Регламентом от 23.08.2011 г. № 01-24/00023.
Кузнецову Антону Евгеньевичу было направлено по почте налоговое уведомление от 04.07.2017 №2003516, от 23.06.2018 № 11769164 на уплату земельного налога с физических лиц. В связи с неуплатой предъявленного налога в указанные сроки в соответствии со ст.69 НК РФ плательщику направлено заказным письмом требование от 19.02.2018 № 44019, от 24.12.2018 № 145169.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Определением мирового судьи судебного участка № 42 судебного района г. Кургана Курганской области от 17.01.2020г. ИФНС России по г. Тюмени №1 в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Кузнецова А.Е. задолженности по земельному налогу, пени за 2016- 2017г. по требованиям: от 19.02.2018 № 44019, от 24.12.2018 № 145169 отказано по причине пропуска шестимесячного срока для обращения в суд, мировому судье заявление о выдаче судебного приказа направлено 14.01.2020г.
Как следует из материалов дела, в суд с данным административным исковым заявлением ИФНС России по г. Тюмени №1 обратились только 30.11.2020, то есть также с нарушением шестимесячного срока.
Налоговым органом в материалы дела предоставлено письменное ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления.
Согласно положениям ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС Российской Федерации.
Доводы представителя истца об уважительности причин пропуска сроков исковой давности суд считает необоснованными, поскольку доказательств указанным доводам не представлено.
При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При изложенных обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для восстановления пропущенного налоговым органом срока предъявления требований о взыскании пени.
Соответственно, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по г. Тюмени № 1 к Кузнецову Антону Евгеньевичу задолженность в размере 3671, 33 рублей: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2016-2017 гг.: налог в размере 3644 руб., пеня в размере 27, 33 руб.- отказать.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения в Курганский областной суд через Курганский городской суд Курганской области.
Судья
Курганского городского суда О.Н.Степанова