Дело № 2-2132/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2018 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Кивилевой А.А.,
с участием представителя истца Врачевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукина В.А. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить земельный участок,
у с т а н о в и л :
Лукин В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее по тексту – Департамент), с требованиями о возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке, в соответствии с требования закона, без проведения торгов.
В обоснование заявленных исковых требований указывал, что является инвалидом, имеет намерение получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ получил отказ от ответчика, в связи с тем, что на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит.
Истец о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть в его отсутствие, его представитель доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, доводы письменного отзыва поддерживает (л.д.22-23).
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с положениями части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 22 ЗК РФ, земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение или временное пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества должен быть заключен в письменной форме и подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Не подлежат государственной регистрации договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно подп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Лукин В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы, инвалидность установлена без срока (л.д.5).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, Департаментом 10.04.2018г. вынесено решение об отказе (л.д.3-4).
Лукин В.А. с дочерью Лукиной А.В. проживает по адресу: <Адрес> без регистрации. Ранее Лукин В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <Адрес>, где проживал вместе с дочерью Лукиной А.В., которая в настоящее время зарегистрирована по данному адрес с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37).
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 11.12.2017г. установлен факт постоянного проживания Лукина В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории г.Перми Пермского края в период с ДД.ММ.ГГГГ. по день вынесения решения. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39-40)
Согласно сведений, представленных Управлением ФСГРКиК по Пермскому краю, ГУП ЦТИ Пермского края Лукин В.А., Лукина А.В. иных жилых помещений на праве собственности не имеют, нанимателями жилого помещения или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не являются. Доказательств, свидетельствующих об обратном ответчиком не представлено (ст. 56 ГПК РФ), в судебном заседании не исследовалось.
К данным правоотношениям при определении вопроса о нуждаемости применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), в частности ст. ст. 51, 52, 69.
Таким образом, по смыслу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, истец является нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежало 1/3 доля в жилом помещении, общей площадью 43,5 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес>, которое было отчуждено им ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.20).
Поскольку с момента отчуждения данного жилого помещения прошло более пяти лет, совершение сделки по отчуждению данного помещения не может расцениваться, как намеренное ухудшение жилищных условий.
При принятии решения суд учитывает, что порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован положениями ст. 39.14 ЗК РФ. При этом из анализа положений приведенной нормы, в частности п. 6 следует, что предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданам права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в рамках данной процедуры, осуществляется, если право на такое приобретение основано в соответствии с ЗК РФ.
Согласно п.п. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Истец, как инвалид, не обеспеченный жилой площадью, имеющий право состоять на жилищном учете, имеет право на приобретение земельного участка в силу положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Доводы возражений ответчика о том, что доказательств соблюдения порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцом не представлено, в связи с чем нормы ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» применены быть не могут, суд находит несостоятельными, поскольку отсутствие данных о постановке инвалида на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не является безусловным основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Таким образом, поскольку судом установлено, что Лукин В.А., является инвалидом, не обеспечен жилой площадью, имеет право быть принятым на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, следовательно, имеет право на приобретение земельного участка в силу положений Федерального закона N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с чем на Департамент земельных отношений администрации города Перми следует возложить обязанность по предоставлению Лукину В.А. земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность предоставить Лукину В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в аренду земельный участок в г.Перми для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий – подпись (Л.Ю. Дульцева)
<данные изъяты>