г. Луга 04 февраля 2021 года
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-405/2021
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова В.В.,
при секретаре Куроптевой В.А.,
с участием прокурора Фисун А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, муниципальному образовательному учреждению «Загорская начальная школа – детский сад» об обязании провести обследование и мониторинг здания,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор обратился в Лужский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и муниципальному образовательному учреждению «Загорская начальная школа – детский сад» (далее МОУ «Загорская начальная школа – детский сад») об обязании администрации Лужского муниципального района обеспечить финансирование мероприятий по проведению обследования и мониторинга технического состояния здания МОУ «Загорская начальная школа – детский сад», расположенного по адресу: Ленинградская область, Лужский район, пос. Приозерный, ул. Центральная, д.9а, силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, в срок до 01.07.2021г., обязании МОУ «Загорская начальная школа – детский сад» провести вышеуказанные мероприятия в срок до 31.12.2021г.
Указав при этом в обоснование, что Лужской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних на охрану их жизни и здоровья.
В ходе проверки установлено, что МОУ «Загорская начальная школа – детский сад» является образовательным учреждением среднего образования, где обучаются и воспитываются несовершеннолетние, эксплуатирует здание, расположенное по адресу: Ленинградская область, Лужский район, пос. Приозерный, ул. Центральная, д.9а, 1976 года ввода в эксплуатацию. При этом в нарушение требований федерального законодательства техническое обследование здания в установленном законом порядке не производилось.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на п.п. 2,15 ч.3, п.3 ч.4, п.2 ч.6, ч.7 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», ст.ст. 1,4,9 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», п.2 ст.120, ст.210 ГК РФ, ч.ч.5,6,7,8,9 ст.55.24, ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ, Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденное Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 г. № 312 (ВСН 58-88 (р), ст. 7 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.п. 4.1,4.3,4.4,5.1.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.12.2012 г. № 1984-ст, ч.1 п.3 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.38 Конституции РФ, ч.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка», ободренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Фисун А.С. поддерживает исковые требования по указанным основаниям.
Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области явку представителя в судебное заседание не обеспечила, возражений по заявленным требованиям не представила.
МОУ «Загорская начальная школа – детский сад» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, просит слушать дело в его отсутствие, представило письменный отзыв на иск, в котором возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, указывает, что прокурором не представлена документация на здание, в которой было бы указано, что для обследования и мониторинга здания необходима специализированная организация. Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, т.е. школой. Также в Лужском муниципальном районе создано муниципальное казенное учреждение «Лужский центр бухгалтерского учета и контроля», в котором существует подразделение хозяйственно эксплуатационной группы, ответственной за обследование зданий образовательных учреждений.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, находит требования Лужского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п.1).
В соответствии со ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ч.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает: к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2 ч.3).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч.7).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с 55.24 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с ГрК РФ не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов (ч.5).
В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (ч.6).
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (ч.7).
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч.8).
Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (ч.9).
Ст. 55.25 ГрК РФ устанавливает: в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо (ч.1).
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации (ч.4).
Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений (ч.5).
Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 г. № 312 (ВСН 58-88 (р)), установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов.
Периодичность проведения плановых осмотров элементов и помещений зданий и объектов приведена в рекомендуемом приложении №5 (п.3.5).
Общие осмотры жилых зданий должны осуществляться комиссиями в составе представителей жилищно-эксплуатационных организаций и домовых комитетов (представителей правлений жилищно-строительных кооперативов). Общие осмотры объектов коммунального и социально-культурного назначения должны производиться комиссией в составе главного инженера (инженера по эксплуатации) учреждения или предприятия, ведающего эксплуатацией здания, техника-смотрителя (коменданта). В необходимых случаях в комиссии могут включаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций (п.3.6).
В соответствии со ст.36 Федерального закона РФ от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (ч.1).
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденный Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 г. N 985, устанавливает: обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов (п.4.1).
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет (п.4.3).
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) (п.5.1.1).
По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее (пункт 5.1.19).
Т.о., согласно указанным нормам права, обследование и мониторинг технического состояния здания образовательного учреждения должны проводиться не реже 1 раза в 10 лет, силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пунктом 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений переданы органам местного самоуправления муниципальных районов.
В силу изложенного, обязанность по финансированию содержания здания образовательного учреждения, а также его надлежащему оборудованию возложена на органы местного самоуправления муниципального района.
В ходе рассмотрения дела установлено:
МОУ «Загорская начальная школа – детский сад» является самостоятельным юридическим лицом, целью деятельности которого является образовательная деятельность по реализации образовательных услуг населению.
Учредителем и собственником имущества данного учреждения является муниципальное образование Лужский муниципальный район Ленинградской области.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в МОУ «Загорская начальная школа – детский сад» технического обследования здания 1976 года постройки, ни разу не проводилось, что подтверждается ответом администрации Лужского муниципального района от 25.11.2020 г. на запрос прокурора (л.д. 11-14).
Несвоевременное обследование технического состояния здания МОУ «Загорская начальная школа – детский сад» с использованием современных средств технической диагностики может привести к аварийному состоянию (разрушение конструкций и т.п.), что, в свою очередь, может повлечь нарушение работы социально значимого объекта и нарушение прав неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным, суд находит требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц, согласно ст.45 ГПК РФ, об обязании ответчиков обеспечить финансирование и организацию мероприятий по проведению обследования и мониторинга технического состояния здания МОУ «Загорская начальная школа – детский сад», расположенного по адресу: Ленинградская область, Лужский район, пос. Приозерный, ул. Центральная, д.9а, силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ, суд находит необходимым установить срок для исполнения решения суда в части обеспечения финансирования мероприятий по проведению обследования и мониторинга технического состояния здания - до 01 июля 2021 года, в части проведения обследования и мониторинга технического состояния здания – до 31 декабря 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лужского городского прокурора - удовлетворить.
Обязать администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области обеспечить финансирование мероприятий по проведению обследования и мониторинга технического состояния здания МОУ «Загорская начальная школа – детский сад», расположенного по адресу: Ленинградская область, Лужский район, пос. Приозерный, ул. Центральная, д.9а, силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, в срок до 01.07.2021г.
Обязать МОУ «Загорская начальная школа – детский сад» провести обследование и мониторинг технического состояния здания, расположенного по адресу: Ленинградская область, Лужский район, пос. Приозерный, ул. Центральная, д.9а, силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, в срок до 31.12.2021г.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
решение суда изготовлено в окончательной форме 11.02.2021 г.
47RS0012-01-2020-002694-67