Решение по делу № 2-53/2022 (2-1920/2021;) от 07.10.2021

УИД 19RS0002-01-2021-003106-77

Дело № 2-53/2022 (2-1920/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2022 года                        г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Коноплёвой Ю.Н.

при секретаре Полынской Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора к Нурдынову В.Ю. о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском к Нурдынову В.Ю. о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду. Просило взыскать с Нурдынова В.Ю. в доход бюджета плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в сумме 9530 руб. 87 коп.

Исковые требования мотивированы тем, что Нурдынов В.Ю. в 2018 году осуществлял хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, выразившееся в выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ; размещение отходов производства и потребления. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду». Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 « О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (применяются при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду с 01.01.2016. Ответчиком в Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия была предоставлена Декларация «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» за 2018 год. Сумма исчисленной платы составила 18017 руб. 69 коп., в том числе: 17387 руб. 65 коп. - плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 630 руб. 04 коп.- плата за размещение отходов производства и потребления. При проведении проверки данной Декларации установлено неверное не верное исчисление платы в части за размещение отходов производства и потребления. В адрес ответчика было направлено требование *** от 06.02.2020 о предоставлении дополнительной информации в части предоставления документов подтверждающих передачу указанных отходов (золошлаковая смесь) на утилизацию, которые ответчиком не представлены. В связи с неполной оплатой требования истец просил взыскать с ответчика плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 9530 руб. 87 коп.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представитель истца просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года № 370» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полной и своевременной ее внесению.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.

В соответствии с пунктом 4 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, одним из которых является Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Приказ Росприроднадзора от 27.08.2019 № 496).

В соответствии с приказом от 29.02.2016 года № 109 «Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования наделены следующими бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет (пункт 5.3 приказа); взыскание задолженности по платежам в федеральный бюджет (пункт 5.4 приказа).

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей - среды» установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

С 1 января 2016 года в соответствии ст.16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) установлен порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (п.1 ст. 16.4).

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (п.2 ст. 16.4)

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (п.3 ст.16.4).

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ 30.07.2004 № 400 расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду предоставляется в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В соответствии в пунктом 4 Положения Федеральная службы по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Правила исчисления и взимания за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (применяются при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду с 1 января 2016г.).

Согласно выписке из ЕГРИП Нурдынов В.Ю. являлся индивидуальным предпринимателем с 19 марта 2009 года по 30 сентября 2020 года.

В рамках действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающего порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, ответчиком в Управление Росприродонадзора по Республике Хакасия предоставлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, сумма оплаты составила 18017 руб. (17387 руб. 65 коп. – плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 630 руб. 04 коп. – плата за размещение отходов производства и потребления).

Согласно справке ИП Нурдынова в течение 2018 года расход угля составил 162 тонны, произведено извести – 108 тонн, среднесписочная численность работников составила 6 человек, передано сторонним лицам шлакоблоков в количестве 14,37 тонн для использования.

В связи с установлением при проверке декларации неверного расчета платы за размещение отходов производства и потребления истцом ответчику направлено требование *** от 06.02.2020 года о предоставлении уточненной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, либо документов, подтверждающих реализацию, передачу в целях реализации вида отхода «злакошлаковая смесь от сжигания углей неопасная, возражений.

Управлением Росприродонадзора по Республике Хакасия 09.04.2020 в адрес Нурдынова В.Ю. направлено требование *** от 24.03.2020 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду.

На требование Енисейского межрегионального управления росприроднадзора от 09.04.2020 *** Нурдынов направил сообщение, из которого следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 не была произведена вовремя в связи с отсутствием длительное время бухгалтера; предоставление обоснованных пояснений на требование от 06.02.2020 *** не были представлены из-за смены бухгалтера; в части оплаты за размещение золошлаковой смеси: «золошлаковая смесь от сжигания углей неопасная» в количестве 18м3 (14,37т) передана частному лицу (Коваленко В.А.) для дальнейшего использования в качестве строительного материала.

Из протокола биотестирования отходов производства и потребления *** от 06.03.2020 следует, что экспериментальная оценка класса опасности представленной пробы золошлаковой смеси от сжигания углей практически неопасной, проведена в соответствии с Критериями отнесения отходов в 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду». Результаты биотестирования водной вытяжки из золошлаковой смеси от сжигания углей практически неопасной, с использованием двух стандартных методов, на основе определении я смертности тест-объектов простейших (парамеций) и низших ракообразных (цериодафний), показали, что образец в исходном разведении не остро токсичен для использования в анализе тест-объектов. Отход соответствует пятому классу опасности отходов для окружающей среды.

Из заявления Коваленко В.А. от 26.10.2018 года следует, что он просит разрешение на вывоз с территории производства по обжигу извести золошлаковую смесь в количестве 18 кубометров для строительства гаража.

Согласно ст. 16.1 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду является лицо, при хозяйственной деятельности которого образовались отходы, и если эти отходы размещены ; (хранение или захоронение). При этом если до размещения отходов они были переданы (проданы, куплены и.т.п.) другому лицу и фактического размещения в связи с этим не произошло. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду у производителя отходов не отменяется, и не переходит к лицу, который стал собственником отходов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказании услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим законом; размещение отходов признается хранение и захоронение отходов; хранение отходов является складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронением отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Согласно п. 1,4 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

Согласно ч. 1,2 ст. 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Из анализа приведенных выше норм следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), при этом обязанность по ее внесению лежит на лицах, в результате хозяйственной деятельности которых образовались эти отходы.

Согласно декларации представленной ответчиком злакошлаковая смесь является отходами 4 класса опасности.

Согласно Положению пп. 5 п. 4 с. 1 ФЗ «лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 999-ФЗ одним из видов лицензируемой деятельности является: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности.

Из указанного положения следует, что переработка (утилизация) проданных отходов должна также быть подтверждена наличием у частного лица лицензии на право: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности.

В материалах дела отсутствуют сведения о наличии у Коваленко В.А. такой лицензии.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 ставка платы в 2017 году составляет 663,2 (руб./тонна)

Представленный истцом расчет суд признает верным, контррасчет истцом не представлен.

Согласно квитанции от 14.05.2020 Нурдынов Ю.А. оплатил в УФК по РХ в Енисейское межрегиональное отделение Росприродонадзора 634 рубля, назначение платежа: плата за размещение отходов производства за 2018.

Платежным поручением № 332924 от 15.05.2020 Нурдынов Ю.А. в ПАО «Сбербанк России» оплатил 634 руб., назначение платежа: плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2018 год.

Платежным поручением *** от 15.05.2020 Нурдынов Ю.А. в ПАО «Сбербанк России» оплатил 17387 руб., назначение платежа: плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2018 год.

Согласно п. 47 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» требование о доначислении и довнесении платы за негативное воздействие на окружающую (среду должно быть исполнено в течении 10 календарных дней со дня его получения.

Данное требование Нурдынов В.Ю. получил 20 апреля 2020 года.

В материалах дела отсутствуют сведения об оплате задолженности в размере 9530 руб. 87 коп.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении.

Согласно подп. 1.1. п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

При определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета, необходимо учитывать размер государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого предъявлен иск.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска: до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

С учетом того, что истец при подаче заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации взыскать с ответчика Нурдынова В.Ю. государственную пошлину в сумме 400 руб. в доход местного бюджета

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Нурдынова В.Ю. в доход соответствующего бюджета плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 9 530 рублей 87 копеек, из них:

- 00 руб. 65 коп. – плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (КБК 04811201010016000120) ОКТМО 95608413;

- 9 530 руб. 22 коп. – плата за размещение отходов производства и потребления (КБК 0481120104106000120) ОКТМО 95608413.

Взыскать с Нурдынова В.Ю. в доход местного бюджета 400 руб. государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                        Ю.Н. Коноплёва

Мотивированное решение составлено 27 января 2022 года.

2-53/2022 (2-1920/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Енисейской межрегиональное управление Росприроднадзора
Ответчики
Нурдынов Владимир Юрьевич
Суд
Черногорский городской суд Республики Хакасия
Судья
Ю.Н.Коноплёва
Дело на сайте суда
chernogorsky.hak.sudrf.ru
07.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2021Передача материалов судье
12.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2021Переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства
08.12.2021Вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства
13.01.2022Подготовка дела (собеседование)
13.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2022Судебное заседание
27.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее