Дело № 2-233/2021 г.
Уид - 05RS0013-01-2020-005851-32
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
24 марта 2021 г. г. Дербент
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи Ашурова К. В.,
при секретаре судебного заседания Агаевой З. М.,
с участием представителя истца по доверенности № 22-ВА-08-1181/20 от 16.06.2020 г. Демирбекова А. М.,
ответчика Казиханова М. М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан, расположенное по адресу: <адрес>, к ФИО10, проживающего по адресу: <адрес> о досрочном расторжении договора аренды и взыскании задолженности по арендной плате,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по лесному хозяйству РД обратился в Дербентский районный суд Республики Дагестан с указанным иском, в обоснование которого указал, что между Комитетом по лесному хозяйству и Казихановым Мурадом Магомедовичем заключен договор аренды лесного участка от 3 октября 2017г. №0209, согласно которому ответчику передан в аренду лесной участок площадью 10 га, расположенный на территории Белиджинского участкового лесничества ГКУ РД «Дербентское лесничество», в квартале № 42, выдел 6,17 (условный номер по государственному лесному реестру №).
Согласно п.4 Договора арендатору передается лесной участок для осуществления рекреационной деятельности. Согласно п.6 Договора, арендная плата составляет 481840 (четыреста восемьдесят одна тысяча восемьсот сорок) рублей в год. Задолженность за использование предоставленного в аренду лесного участка по состоянию на 31.08.2020 год составила 328382 рубля.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости.
В адрес Казиханова Мурада Магомедовича была направлена претензия за №22-22-06-1381/19 от 18.09.2019г. с требованием погасить задолженность по арендной плате в сумме 266694,42 рублей в бюджетную систему, и подписания соглашения о добровольном расторжении договора аренды лесного участка. Однако на момент подачи настоящего искового заявления ответ на претензию Комитетом не получен, обязательство по оплате арендной платы не исполнено. На основании изложенного, истец просит взыскать с Казиханова Мурада Магомедовича задолженность по арендной плате по договору аренды участка №0209 от 3 октября 2017г в сумме 328382 рубля.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Демирбеков А. М. пояснил, что между Комитетом по лесному хозяйству и Казихановым Мурадом Магомедовичем был заключен договор аренды лесного участка от 3 октября 2017г. № 0209, согласно которому ответчику передан в аренду лесной участок площадью 10 га, расположенный на территории Белиджинского участкового лесничества ГКУ РД «Дербентское лесничество», в квартале № 42, выдел 6,17 (условный номер по государственному лесному реестру №). По данным Комитета лесного хозяйства Республики Дагестан по состоянию на 31.08.2020 г. за ответчиком образовалась задолженность по арендной плате в размере 328382 рубля, из которых основная сумма 173768 рублей, и пеня 154614 рублей.
Вместе с тем Демирбеков А. М. пояснил, что ответчиком 19.06.2019 г. в Комитет лесного хозяйства было подано заявление о расторжении договора аренды. На основании данного заявления ДД.ММ.ГГГГ руководитель Комитета лесного хозяйства РД поручил ему организовать прием-сдачу арендованного ответчиком лесного участка. В тот же исполнение данного поручения им было адресовано участковому леснику ФИО8, и ими комиссионно был принят от ответчика арендованный лесной участок, о чем был составлен акт и доведено до сведения руководства об исполнении. Указанный акт у них не сохранился, поскольку ответственный работник, у которого хранилась папка с актами и другой документацией, умер от КОВИДА-19 в 2020 году, после чего кабинет, где тот сидел, и ряд других кабинетов службой санэпиднадзора были дезинфицированы, в результате чего документы испортились.
Демирбеков А. М. также пояснил, что за Казихановым М. М. на момент его обращения с заявлением о расторжении договора аренды 19.06.2019 г. задолженности по арендной плате не было. Предъявленная в иске сумма арендной платы ему начислялась после фактической передачи ответчиком арендованного участка арендодателю. Это произошло по той причине, что в 2019 году в отношении тогдашнего руководства Комитета лесного хозяйства Республики Дагестан было возбуждено уголовное дело и правоохранительными органами была изъята вся документация, в связи с чем, оформить решение о расторжении договора аренды с ответчиком некому было. По этой причине решение о расторжении договора аренды лесного участка с ответчиком было оформлено 25 сентября 2019 года, в связи с чем, ответчику с июня по сентябрь 2019 года автоматически начислялась задолженность по арендной плате. Он подтверждает, что арендованный участок ответчиком был передан арендодателю в установленном порядке и в надлежащем состоянии в конце июня 2019 года.
С учетом изложенного, решение вопроса об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда. Ответчик Казиханов М. М. иск не признал и суду пояснил, что он 19 июня 2019 года обратился в Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан с письменным заявлением о расторжении договора аренды лесного участка. К моменту обращения с заявлением он рекультивировал арендный участок и полностью оплатил арендную плату, и задолженности за ним не было. Через несколько дней после его обращения комиссия с участием участкового лесника и директора Дербентского лесничества приняли у него арендный участок, при этом каких-либо претензий к нему не было предъявлено.
Суд, выслушав мнение сторон, допросив свидетеля и исследовав материалы дела и представленные сторонами письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
В силу части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В силу статей 611, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 17 Договора по требованию одной из сторон настоящий Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI настоящего Договора.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ). Пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменён или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
Согласно статье 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями, существенно ухудшает имущество, более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату, не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что 03 октября 2017 года между Комитетом и Казихановым М. М. заключен договор аренды лесного участка № 0209.
Как видно из данного договора, ответчику передан в аренду лесной участок площадью 10 га, расположенный на территории Белиджинского участкового лесничества ГКУ РД «Дербентское лесничество», в квартале № 42, выдел 6,17 (условный номер по государственному лесному реестру №), сроком до 12.07.2030 года.
Согласно п.4 Договора арендатору передается лесной участок для осуществления рекреационной деятельности. Согласно п.6 Договора, арендная плата составляет 481840 (четыреста восемьдесят одна тысяча восемьсот сорок) рублей в год. Задолженность за использование предоставленного в аренду лесного участка по состоянию на 3108.2020 год составила 328382 рубля.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости.
В адрес Казиханова Мурада Магомедовича была направлена претензия за №22-22-06-1381/19 от 18.09.2019г. с требованием погасить задолженность по арендной плате в сумме 266694,42 рублей в бюджетную систему, и подписания соглашения о добровольном расторжении договора аренды лесного участка. Однако на момент подачи настоящего искового заявления ответ на претензию Комитетом не получен, обязательство по оплате арендной платы не исполнено. Однако, согласно имеющимся в материалах дела платежным поручениям, приложенных представителем ответчика к заявлению, арендная плата ответчиком производилась.
Судом установлено, что ответчик Казиханов М. М. 19.06.2019 г. обратился с письменным заявлением в Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан о расторжении договора аренды лесного участка.
Письмом от 24.06.2019 г. за исходящим № 22-06-06-984/19 за подписью врио председателя Комитета по лесному хозяйству РД ФИО6 руководителю ГКУ «Дербентское лесничество» Демирбекову А. М. поручено по соглашению сторон принять меры по возврату лесного участка. В тот же день Демирбекловым А. М. данное поручение для исполнения адресовано участковому леснику ФИО8, который исполнил поручение руководства и, примерно 25.06.2019 г., в установленном порядке осуществил прием-сдачу арендного участка от Казиханова М. М.
Изложенные обстоятельства подтвердили в судебном заседании Демирбеков А. М., Казиханов М. М. и ФИО8
Кроме того, показаниями Демирбекова А. М., Казиханова М. М., квитанций об оплате арендных платежей, представленных суду ответчиком Казихановым М. М., и акта сверки, представленного суду представителем истца Демирбековым А. М., установлено, что по состоянию на 21.06.2019 г. задолженность по арендной плате за ответчиком Казихановым М. М. не числится.
Сумма предъявленного истцом иска в размере основной суммы 173768 рублей и пени в размере 154614 рублей образовалась в результате того, что после фактической передачи ответчиком арендного участка арендодателю истцом продолжалось начисление задолженности по арендной плате, что нельзя признать обоснованным и законным.
А в том, что решение о расторжении договора аренды оформлено истцом не в день фактической передачи арендного участка арендатором арендодателю в установленном порядке – 25.06.2019 г., а спустя три месяца – 25.09.2019 г. по причинам, изложенным представителем истца, вины ответчика нет, и он за это не может нести ответственность.
Хотя истец исковое заявление озаглавил «о досрочном расторжении договора аренды и взыскании арендной платы», однако требования выдвинул только о взыскании арендной платы, следовательно, предмет спора в части расторжения договора аренды отсутствует.
Совокупность вышеизложенных доказательств, исследованных в судебном заседании, дает суду основание прийти к выводу, что начисление задолженности по арендной плате за ответчиком и пени в пределах исковой суммы после приема-передачи в установленном порядке арендного лесного участка является необоснованным и незаконным, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан к Казиханову Мураду Магомедову о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 328382 (триста двадцать восемь тысяч триста восемьдесят два) рубля, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий К. В. Ашуров
Вводная и резолютивная части решения набрано в совещательной комнате 24.03.2021 г.
Мотивированный текст решения изготовлен 29.03.2021 г.