Дело № 2-988/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 23 октября 2020 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ефимова А.А.,
при секретаре Рыковой М.Р.,
с участием прокурора Енисейской межрайонной прокуратуры Салтыковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Антоновой Дарьи Викторовны, к администрации г. Енисейска Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах Антоновой Д.В., обратился в суд с иском к администрации г. Енисейска о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокурорской проверки установлены нарушения жилищных прав Антоновой Д.В., которая является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ Отец в свидетельство о рождении вписан на основании заявления матери. Распоряжением администрации г. Енисейска от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО2 назначена опекуном над несовершеннолетней Антоновой Д.В. На основании заявления истца Краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, принято решение о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья. В настоящее время Антонова Д.В. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, данное жилое помещение за ней не закреплялось, своего жилья она не имеет. Учитывая, что Антонова Д.В. не обеспечена надлежащим образом жилым помещением как лицо из категории детей, оставшихся без попечения родителей, она имеет право в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, размером не ниже установленных норм предоставления. По изложенным основаниям прокурор просит обязать администрацию г. Енисейска предоставить Антоновой Д.В. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям г. Енисейска Красноярского края, жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м, с допусками, установленными ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка».
Прокурор Енисейской межрайонной прокуратуры Салтыкова Л.В. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Истец Антонова Д.В. о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, поддержала исковые требования. 8 октября 2020 г. в ходе подготовки дела к судебному разбирательству пояснила, что в настоящее время проживает в арендованной квартире по адресу: <адрес>. До настоящего времени она зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Однакоее регистрация в данном жилье носит формальный характер, она по знакомству зарегистрировалась в нем по месту жительства, однако никогда в него не вселялась, в нем не проживала и проживать не намерена, так как в нем проживали чужие люди, а в настоящее время в нем никто не проживает, так как это жилье фактически непригодно для жилья.Какого-либо своего жилья она не имеет.
Представитель ответчика администрации г. Енисейска Красноярского края ФИО3, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения требований истца, мотивируя тем, что согласно действующему законодательству не предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Третьи лица Отдел опеки и попечительства администрации г. Енисейска Красноярского края, Отдел опеки и попечительства администрации Енисейского района Красноярского края о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, представители в суд не явились. И.о. начальника Отдела опеки и попечительства администрации Енисейского района ФИО4 просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Третье лицо Министерство образования Красноярского края о времени и месте судебного заседания было извещено надлежащим образом. Представитель ФИО5 в суд не явилась, направила отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований, рассмотреть дело в ее отсутствие.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора Салтыковой Л.В., суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
До 1 января 2013 г. в соответствии с требованиями ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения предоставлялись по договорам социального найма.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 3 июля 2016 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членамисемьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание вранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе в случае их проживания на любом законном основании в жилом помещении общаяплощадь которого, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом законодатель предусмотрел, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом, сохраняется за лицами, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, изменения в соответствии с требованиями ст. 4 данного Федерального закона распространяются и на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу этого Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С 1 января 2013 г. в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление жилых помещений осуществляется только по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ст. 1 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15 «Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для их проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение на территории Красноярского края закреплены ст. 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка».
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с 3 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 1 ст. 17 приведенного Закона в редакции от 19 декабря2019 г. № 8-3544).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по их письменному заявлению, поданному вуполномоченный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее – орган местного самоуправления), по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению, поданному в письменной форме в орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 2 ст. 17 указанного Закона в редакции от 19 декабря 2019 г. № 8-3544).
В соответствии с п. 24 ст. 17 приведенного Закона в редакции от 19 декабря 2019 г. № 8-3544, жилые помещения, предоставляемые перечисленным категориям граждан по договорам найма специализированных жилых помещений должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям к пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, в одном многоквартирном доме не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
При предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, допускается превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем в два раза.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в определении от 15 января 2013 г. № 18-КГПР12-84, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма вышеуказанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения вышеперечисленных правовых норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Как установлено в судебном заседании, истец Антонова Дарья Викторовна, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать истца ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Распоряжением администрации Енисейского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО2 назначена опекуном над несовершеннолетней Антоновой Д.В.
На основании типового договора социального найма жилого помещения № 142 от 23 июня 2014 г. нанимателю ФИО2 и членам ее семьи предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. На основании дополнительного соглашения от 9 декабря 2015 г. к данному договору в качестве члена семьи нанимателя ФИО2 значится Антонова Д.В.
Постановлением администрации Енисейского района Красноярского края от 14 февраля 2020 г. № 116-п жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания.
С 24 октября 2013 г. по настоящее время Антонова Д.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.Как пояснила истецв ходе подготовки дела к судебному разбирательству, ее регистрация в данном жилье носит формальный характер, она по знакомству зарегистрировалась в нем по месту жительства, однако никогда в него не вселялась, в нем не проживала и проживать не намерена, так как в нем проживали чужие люди, а в настоящее время в нем никто не проживает, так как это жилье фактически непригодно для жилья.Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты. Напротив, из информации МКУ «Центр имущественных отношений Енисейского района» следует, что жилое помещение, расположенное по адресу:<адрес>, общей площадью 45 кв.м, передано по договору социального найма от 9 августа 2010 г. ФИО6, истец в данном договоре в качестве члена семьи нанимателя не значится. Согласно выписке из похозяйственной книги от 17 сентября 2020 г., в данной квартире на регистрационном учете по месту жительства указаны, помимо истца, ФИО6, ФИО7, ФИО8, тогда как решением Енисейского районного Совета депутатов Красноярского края от 28 ноября 2014 г. № 38-490р на территории Енисейского района установлена норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения вразмере 13 кв.м.
В настоящее время Антонова Д.В. проживает в арендованной квартире по адресу: <адрес>.
На основании заявлений опекуна истца от 9 марта 2016 г. и от 26 января 2017 г. решением Краевой комиссии по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, Антонова Д.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся впредоставлении жилых помещений, с предоставлением ей жилого помещения в г. Енисейске Красноярского края. Очередность истца в указанном списке по состоянию на 29 сентября 2020 г. № 3781.
Договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда администрацией г. Енисейска, администрацией Енисейского района (за исключением указанного выше договора социального найма № 142 от 23 июня 2014 г.) с Антоновой Д.В., ФИО1 (матерью истца), не заключался, что подтверждается представленными сведениями.
Каких-либо объектов недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве за Антоновой Д.В., ФИО1 (матерью истца) не зарегистрировано, что подтверждается уведомлениямиоб отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также сведениями ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю.
Оценивая в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, принимая во внимание, что Антонова Д.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вышеприведенные нормы закона, в соответствии с которыми обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, учитывая, что администрацией г. Енисейска данная обязанность до настоящего времени не исполнена, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Антоновой Д.В. жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, в котором оно будет предоставляться, не обремененного правами третьих лиц, не находящегося под арестом, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м, с допусками, установленными п. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка».
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Антоновой Дарьи Викторовны, удовлетворить.
Обязать администрацию г. Енисейска Красноярского края предоставить Антоновой Дарье Викторовне жилое помещение на территории г. Енисейска Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м, с допусками, установленными пунктом 24 статьи 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.
Судья А.А. Ефимов
Мотивированное решение составлено 26 октября 2020 г.
Судья А.А. Ефимов