Дело № 2-287/2024 (№ 2-4796/2023)
УИД 61RS0003-01-2023-005777-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2024 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Молошникова В.Ю.,
при секретаре Лаврентьевой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете пенсии
установил:
Емельянов В.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете пенсии.
В обосновании иска указывает, что с 01.10.2022 является получателем страховой пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Размер пенсии на дату назначения составил 10477,82 руб., в том числе фиксированная выплата – 7220,74 руб., страховая пенсия – 3257,08 руб. (27,579 (ИПК)*118,10 (стоимость ИПК)).
Размер пенсии с 01.01.2023 составил – 10980,78 руб., в том числе фиксированная выплата – 7567,32 руб., страховая пенсия – 3413,45 руб.
Истец не согласился с расчетом размера пенсии и обратился к ответчику с заявлением о предоставлении информации, так как расчет пенсии был произведен без учета заработной платы за период работы с 01.10.1974 по 21.09.1987 – подземным горнорабочим в Карагандинском производственном объединении по добыче угля «Карагандауголь», который был включен в трудовой стаж решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13.06.2023.
Размер заработной платы истца подтверждается архивной справкой № Е-1164ФЛ от 07.09.2022, выданной филиалом по личному составу угольной отрасли коммунального Государственного учреждения «Государственный архив Карагандинской области» Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области.
Из ответа ОСФР по Ростовской области на обращение истца следует, что расчет пенсии произведен без учета заработной платы за период работы с 01.10.1974 по 21.09.1987, поскольку не поступил ответ формуляр Р. Казахстан с информацией, подтверждающей заработную плату за запрашиваемые периоды. Также в ответе указано, что в случае применения справки о заработной плате, период за 60 месяцев с февраля 1981 года по январь 1986 года является наиболее выгодным, отношение заработка составит – 2,564 (ограничение 1,2).
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, истец просит суд обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области произвести перерасчет размера страховой пенсии Емельянова В.В. с 01.10.2022 с учетом сведений, содержащихся в архивной справке о заработной плате № Е-1164ФЛ от 07.09.2022, выданной филиалом по личному составу угольной отрасли коммунального Государственного учреждения «Государственный архив Карагандинской области» Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик уполномоченного представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом, представлены возражения на исковое заявление, в котором ответчик просит отказать в удовлетворении иска. Также поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7, ч. 3 ст. 37, ст. 39).
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Законом СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 01.01.2015 введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец с 01.10.2022 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
В страховой стаж ответчиком засчитаны периоды трудовой деятельности, отраженные в решении Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13.06.2023. Страховой стаж по состоянию на 31.12.2022 составил 41 год 5 месяцев 2 дня. Страховой стаж по состоянию на 31.12.2001 составил 21 год 4 месяца 15 дней. Величина ИПК на дату назначения пенсии составила 27,579.
Расчет размера пенсии истца произведен по наиболее выгодному варианту по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Размер пенсии на дату назначения составил 10477,82 руб., в том числе фиксированная выплата – 7220,74 руб., страховая пенсия – 3257,08 руб. (27,579 (ИПК)*118,10 (стоимость ИПК)). Размер пенсии с 01.01.2023 составил – 10980,78 руб., в том числе фиксированная выплата – 7567,32 руб., страховая пенсия – 3413,45 руб.
Истец не согласился с расчетом размера пенсии и 26.10.2023 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении информации, так как расчет пенсии был произведен без учета заработной платы за период работы с 01.10.1974 по 21.09.1987 подземным горнорабочим в Карагандинском производственном объединении по добыче угля «Карагандауголь», который был включен в трудовой стаж решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13.06.2023.
Из ответа ОСФР по Ростовской области от 08.11.2023 № 61-01/53605л на обращение истца следует, что расчет пенсии произведен без учета заработной платы за период работы на территории Р. Казахстан, поскольку не поступил ответ в форме «формуляра» из компетентного органа Р. Казахстан с информацией, подтверждающей заработную плату за запрашиваемые периоды. Также в ответе указано, что в случае применения справки о заработной плате, период за 60 месяцев с февраля 1981 года по январь 1986 года является наиболее выгодным, отношение заработка составит – 2,564 (ограничение 1,2).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Исходя из статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Согласно п. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 12 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 9 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Согласно подпункту 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом того, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии по приведенным вариантам следует учитывать, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пункте 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Размер страховых пенсий по старости урегулирован статьей 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, устанавливается по определенной в данной правовой норме формуле, в том числе, с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленного по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2021 года № 538н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Исходя из пункт 6 указанного Перечня, для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы (сведения): а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»; б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», необходимы документы, в том числе, об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 10 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях») (подпункт б) п. 7 Перечня).
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный статьей 102 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (Определения от 4 апреля 2017 г. № 696-О, от 28 ноября 2019 г. № 3181-О).
До вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть до 1 января 2002 г., правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество, отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного Фонда Российской Федерации от 27.11.2001 № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников» в случае невозможности определения причинителя вреда в утере первичных бухгалтерских документов органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Таким образом, данным письмом допускается возможность исчисления размеров пенсии не только исходя из первичных бухгалтерских документов, но и из документов, косвенно подтверждающих фактический заработок работника. При этом перечень указанных документов не носит ограниченный и исчерпывающий характер.
В соответствии с Указанием Минсоцзащиты Российской Федерации от 20 августа 1992 года № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии», определена форма справки о заработке. Вместе с тем если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
Из приведенных норм материального и процессуального права, а также руководящих разъяснений следует, что пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие. Действующим законодательством не предусмотрено применение для подтверждения среднемесячного заработка для установления пенсии использование каких-либо усредненных данных по заработной плате, поскольку получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована.
Таким образом, для перерасчета размера пенсии истцу необходимы документы, бесспорно и однозначно подтверждающие конкретный фактический его заработок в конкретный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка.
С 01.01.2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза. Участниками данного соглашения являются, в том числе, Российская Федерация и Республика Казахстан.
Согласно ст. 3 Соглашения, реализация права на назначение и выплату трудящимся (членам семьи) пенсии осуществляется на тех же условиях, что и для граждан государства трудоустройства.
В силу ст. 7 Соглашения, каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения.
Согласно ст. 8 Соглашения каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений настоящего Соглашения.
В силу ст.10 Соглашения, документы, необходимые для установления инвалидности, определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов.
В соответствии со ст. 12 Соглашения, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Таким образом, поскольку спорные периоды имели место до вступления в силу Соглашения от 20.12.2019, к возникшим правоотношениям подлежат применению нормы Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту 3 статьи 6 Соглашения исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации до отделений ПФР доведено письмо от 17.01.2017 № П4-25-26/360 «О реализации международных соглашений с бывшими республиками СССР в части подтверждения стажа и заработка».
В соответствии с данным письмом при новом установлении пенсии гражданам, которые приобрели пенсионные права на территории бывших республик СССР, во всех случаях осуществляется подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств - участников соглашений, основанных на принципе территориальности, путем направления запросов о подтверждении соответствующих сведений, содержащихся в представленных документах, с приложением их копий в компетентные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства. Документы, полученные в ответ на запрос территориального органа ПФР, направленный в адрес компетентного органа иностранного государства - участника соглашения (в т.ч. перенаправленный им в соответствующую организацию) рассматриваются как подтвержденные компетентным органом (организацией) и принимаются к производству.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 9 указанных Рекомендаций в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.
Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (пункт 11 Рекомендаций).
Таким образом, размер страховой пенсии в отношении пенсионных прав истца, приобретенных до 1 января 2002 г., может быть рассчитан с учетом заработной платы и трудового стажа, приобретенного на территории Казахстана, имевшего место до указанной даты.
При подаче заявления о назначении пенсии, Емельяновым В.В. была представлена, в том числе, архивная справка о заработной плате № Е-1164ФЛ от 07.09.2022, выданная филиалом по личному составу угольной отрасли коммунального Государственного учреждения «Государственный архив Карагандинской области» Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области, содержащая сведения о заработной плате истца в период работы с 01.10.1974 по 21.09.1987 – подземным горнорабочим в Карагандинском производственном объединении по добыче угля «Карагандауголь», в том числе имеются ссылки на первичные документы работодателя, указаны ФИО истца, его должность.
Оснований ставить под сомнение объективность содержащихся в архивной справке сведений у суда не имеется, данная справка выдана компетентным органом, подписана руководителем организации, заверена печатью.
При этом суд учитывает, что компетентным органом в Республике Казахстан, на который возложена реализация законодательства в области пенсионного обеспечения, определено АО «Единый накопительный пенсионный фонд», однако АО «Единый накопительный пенсионный фонд Республики Казахстан» не обладает и не может предоставить данные за период до образования Республики Казахстан, поскольку все данные о периодах работы в СССР, находятся в системе Государственных архивов Республики и являются их непосредственной компетенцией.
Таким образом, вопреки доводам ответчика получение информации через истребование сведений о заработной плате в АО «Единый накопительный пенсионный фонд Республики Казахстан» невозможно, что в свою очередь не может умалять пенсионные права истца.
Из ответа ОСФР по Ростовской области от 08.11.2023 № 61-01/53605л на обращение истца следует, что в случае применения спорной справки о заработной плате, период за 60 месяцев с февраля 1981 года по январь 1986 года является наиболее выгодным, отношение заработка составит – 2,564 (ограничение 1,2), что повлечет восстановление нарушенного права и свидетельствует об обоснованности требований истца.
В связи с тем, что представленная справка бесспорно и однозначно подтверждает фактический заработок Емельянова В.В. в период работы с 01.10.1974 по 21.09.1987 подземным горнорабочим в Карагандинском производственном объединении по добыче угля «Карагандауголь», учитывая основной принцип пенсионного обеспечения, предполагающий установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка, суд приходит к выводу о наличии основании для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии Емельянова Владимира Васильевича с 01.10.2022 с учетом сведений, содержащихся в архивной справке о заработной плате № Е-1164ФЛ от 07.09.2022, выданной филиалом по личному составу угольной отрасли коммунального Государственного учреждения «Государственный архив Карагандинской области» Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области.
На основании части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ начисленные суммы страховой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем, в котором он обратился за получением начисленной страховой пенсии. Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 №1575-О положения данной нормы, обеспечивая сохранение выплаты не полученной пенсионером своевременно пенсии за прошедшее время, но не более чем за три года, согласуется со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общий срок исковой давности, направлено на достижение правовой определенности, а закрепленное в данной статье правило о том, что в случае вины органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплата пенсионеру всех причитающихся ему сумм производится без ограничения каким-либо сроком, гарантирует восстановление нарушенных пенсионных прав граждан и надлежащую их реализацию.
Поскольку справка о заработной плате была представлена истцом при подаче заявления о назначении пенсии, то суд приходит к выводу о том, что перерасчет размера пенсии с учетом требований части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, необходимо произвести с даты назначения истцу пенсии, то есть с 01.10.2022.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Емельянова В.В. - удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН №) произвести перерасчет размера страховой пенсии Емельянова В.В. (СНИЛС №) с 01.10.2022 с учетом сведений, содержащихся в архивной справке о заработной плате № Е-1164ФЛ от 07.09.2022, выданной филиалом по личному составу угольной отрасли коммунального Государственного учреждения «Государственный архив Карагандинской области» Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.Ю. Молошников
Мотивированное решение суда изготовлено 25.01.2024.