Решение по делу № 2-444/2021 от 11.08.2020

Производство№ 2-444/2021 (2-5800/2020;)

УИД 28RS0004-01-2020-007489-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2021 года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьиМайданкинойТ.Н.,

При секретаре судебного заседания Ганичевой Т.С.,

С участием представителя истца – Тараканова А.В., представителя ответчика Администрации г. Благовещенска – Волоха Р.А., представителя ответчика МКП «ГСТК» - Кузменковой О.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таракановой О. А. к администрации г. Благовещенска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска, МКП г. Благовещенска «Городской сервисно-торговый комплекс» о возложении обязанности совершить действия (бездействия), взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Тараканова О.А. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование требований которогоуказала, что на основании договора купли-продажи от 05.09.2014 года, ей принадлежит участок под ИЖС, площадью 838 кв.м., кадастровый номер ***, находящийся по адресу: ***. Участок расположен в пос. ***, в районе Л-*** и Л-***, с одной стороны участка находится ул. ***, она асфальтированная, вдоль нее в некоторых местах проходит водоотводная канава от края ее участка до железнодорожного переезда в районе поворота на ул. ***. Параллельно между второй линией домов проходит еще одна дорога, но абсолютно не обустроенная. С правой стороны ее участка стоит коттедж ***, слева расположен бесхозный участок, находящийся на балансе администрации г. Благовещенска. С момента приобретения участка она его засыпала для выведения его уровня до уровня дороги. В результате дождей вода в котловане под дом и на соседнем левом участке собиралась, однако никогда не заливала дорогу. В тоже время, на повороте, вода постоянно образовывала лужу, размывая дорогу. В результате работ по устранению образования лужи была прокопана канава, высвобожден слив трубы, теперь вода там не скапливается. Вывод канавы дальше в овраг не был осуществлен. При этом, большая часть воды перетекает дальше к жилым домам, и скапливается на других участках. В августе 2019 года, при ливневых дождях, очень сильно затопило соседний участок, ее земельный участок также был затоплен. В связи с чем, она обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о выплате помощи в связи с ЧС (затоплением ее участка), в выплате было отказано, по причине того, что помощь оказывается только в случае подтопления дома. В сентябре 2019 года она снова обратилась в администрацию г. Благовещенска с просьбой обустройства водоотводной канавы вдоль дороги, устранить причины подтопления, на что, был получен ответ, что вопрос будет рассмотрен по мере выделения денежных ассигнований на указанные цели. В 2020 году ситуация повторилась. Согласно ответа администрации г. Благовещенска, информация передана в МКП «ГСТК» для включения в план производства работ. Обследование на предмет причин подтопления администрацией г. Благовещенска проведено не было. В связи с бездействием администрации г. Благовещенска, затоплением и скоплением воды в котловане будущего дома она испытывает моральное неудовлетворение по причине невозможности своевременного строительства, а также, напрасно потраченных средств на отсыпку участка для недопущения затопления.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, просит: обязать МКП г. Благовещенска «ГСТК» и Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска организовать выезд специалистов на территорию участка *** с целью обследования, восстановления системы поверхностного водоотведения вдоль дороги от земельного участка с КН *** до сточной трубы, расположенной под дорожным полотном по пер. Подгорный-ул.Завокзальная, на предмет возможности углубления и отвода сточных вод с данной территории через указанную сточную трубу до оврага; в соответствии со ст. 151, 1079, 1099-1101 ГК РФ взыскать с ответчика денежную компенсацию причиненного морального вреда в размере 1000000 рублей.

Определением Благовещенского городского суда Амурской области от 11 сентября 2020 года, к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска, МКП г. Благовещенска "Городской сервисно-торговый комплекс".

Определением Благовещенского городского суда Амурской области от 22 октября 2020 года, к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО«Центр теплоэнергосбережений».

Определением Благовещенского городского суда Амурской области от 21 декабря 2020 года, МКП г. Благовещенска «ГСТК» и Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска исключены из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечены к участию в деле, в качестве соответчиков.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляла, обеспечила явку в суд своего представителя. В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил: рассмотреть дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований, с учетом их уточнения, привел доводы, аналогичные изложенным в иске, просил требования, с учетом их уточнения, удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации г. Благовещенска в судебном заседании, с заявленными требованиями не согласилась, просила в требованиях отказать, представила письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что из представленных истцом в материалы дела фотографий следует, что водоотводная канава на спорной территории имеется. 24.07.2020 года специалистом управления архитектуры и градостроительства администрации г. Благовещенска проведен осмотр земельного участка с КН ***. Из фотоматериалов следует, что на данном земельном участке имеется котлован со сваями, жилой дом на который 23.03.2017 года выдано разрешение на строительство, отсутствует. При этом, котлован заполнен водой, вокруг него произведена отсыпка грунта. Кроме того, 28.07.2020 года специалистами УЖКХ администрации г. Благовещенска проведено обследование части автомобильной дороги в районе земельного участка с КН ***, в результате которого установлено, что водоотводная канава вдоль дороги на вышеуказанном участке находится в удовлетворительном состоянии, требует покоса травы. С южной стороны от земельного участка с КН ***, водоотводная канава пересыпана песком. Полагает, что истцом не представлены доказательства причин затопления принадлежащего ей земельного участка, а также отсутствуют доказательства наличия причинно-следственной связи между затоплением земельного участка истца и ненадлежащим содержанием канавы. Между тем, по результатам проверки установлено, что предусмотренные п. 9.2 Правил благоустройства, обязанности, истцом не исполняются водоотводная канава находится в ненадлежащем состоянии – она частично засыпана. В связи с чем, считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований об установлении причин скопления воды и устранению причин подтопления участков путем проведения канав водоотведения до вывода в овраг, не имеется. Также, полагает, что не подлежат удовлетворению требования о компенсации морального вреда. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель ответчика - МКП «ГСТК» в судебном заседании, возражала против заявленных исковых требований, просила в требованиях отказать, представила письменные возражения на исковое заявление, из которых следует, что в июне 2020 года, силами МКП «ГСТК», были выполнены работы по нарезке, прочистке, углублению водоотводных канав в п. ***, в том числе, и по ул. ***. Согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, подтопление участка истца происходит из-за скопления воды на соседнем участке. Согласно Правил благоустройства, обследование смотровых и дождеприемных колодцев системы ливневой канализации, элементов системы поверхностного водоотведения, их очистка, обеспечение пропускной способности и безопасности эксплуатации осуществляются правообладателями участков системы водоотведения или правообладателями земельных участков, придомовых и приобъектных территорий, дорог, проездов, в границах которых и на прилегающей территории к которым расположена система водоотведения. Таким образом, в отсутствие центральной ливневой канализации, правообладатель земельного участка, должен был самостоятельно организовать систему водоотведения, путем устройства канавы или прокладки трубы. Вместе с тем, истцом не учтено, что в июне 2020 года, по данным синоптиков на территории г. Благовещенска выпало три месячные нормы дождевых вод, в связи с чем, постановлением администрации г. Благовещенска от 08.06.2020 года № 1809 с 21-00 08.06.2020 года установлен режим «ЧС». Позже, в связи с зарегистрированным случаем, 17.08.2020-18.08.2020 года опасным метеорологическим явлением (очень сильный дождь), на территории города, постановлением администрации г. Благовещенска № 2696 с 06.00 18.08.2020 года установлен режим чрезвычайной ситуации на территории г. Благовещенска. Поскольку в городе был установлен режим ЧС, в связи с выпадением обильных осадков, которые и привели к подтоплению, МКП «ГСТК» полагает, что вина администрации г. Благовещенска отсутствует. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель ответчика - Управления ЖКХ гор. Благовещенска, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на исковое заявление имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления ЖКХ гор. Благовещенска. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Из письменных возражений представителя Управления ЖКХ гор. Благовещенска следует, что по общим правилам, водоотведение сточных вод может осуществляться поверхностно либо через централизованную ливневую канализацию. На заявленном участке отсутствует централизованная ливневая канализация. Водоотведение организовано с помощью водоотводной канавы. На территории г. Благовещенска МКП «ГСТК» осуществляет содержание и ремонт улично-дорожной сети в соответствии с заключенным договором № 03-08/01 от 09.01.2020 года на предоставление субсидии казенным предприятиям г. Благовещенска на возмещение затрат, связанных с выполнением заказа по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Благовещенска. В состав работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети в границах городского округа в соответствии с заключенным договором субсидии входят мероприятия по откачке ливневых/сточных вод; нарезке, прочистке и углублении водоотводных канав/кюветов; устройство систем водоотведения (железобетонных лотков, труб) и т.д., что подтверждается расчетом размера субсидии на возмещение затрат. Таким образом, МКП «ГСТК» оказывает услуги и выполняет работы для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также несет ответственность за обеспечение надлежащего водоотведения на территории г. Благовещенска. Таким образом обязанность администрации г. Благовещенска по организации поверхностного водоотведения с территорий частных домовладений и других участков, имеющих правообладателей, отсутствует. Для решения проблемы с подтоплением городских территорий, с учетом увеличения застройки и климатических изменений, в текущем году с ООО «Центр теплоэнергосбережений» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по разработке документации по развитию системы сбора и отведения поверхностных сточных вод на территории г. Благовещенска. В настоящее время исполнителем определены зоны подтопления, разрабатывается электронная модель водоотведения. Срок исполнения контракта – декабрь 2020 года. По итогам разработки документации, подрядной организацией будут представлены предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения. После чего, администрация г. Благовещенска приступит к реализации проектных решений. Возложение обязанностей на орган местного управления возможной только в случае наличия факта бездействия, однако администрация г. Благовещенска не уклоняется от обязанностей по обеспечению населения в границах городского округа качественными дорогами, надлежащим водоотведением, работы ведутся в плановом режиме в соответствии с имеющимися лимитами.

Представитель третьего лица – ООО «Центр теплоэнергосбережений», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «Центр теплоэнергосбережений». На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Из письменного отзыва представителя ООО «Центр теплоэнергосбережений» следует, что между ООО «ЦТЭС» и администрацией г. Благовещенска был заключен муниципальный контракт № 148 от 08.06.2020 года на разработку документации по развитию системы сбора и отведения поверхностных сточных вод на территории г. Благовещенска. В настоящий момент исполнителем ведутся работы по контракту в соответствии с условиями контракта. Срок выполнения работ – 6 месяцев. Придорожные кюветы не относятся к централизованной системе водоотведения. Проблема затопления территорий, не обеспеченных централизованным водоотведением, особенно в районах индивидуальной застройки, относится к компетенции территориальных мелиоративных или дорожных служб.

Выслушав пояснения представителя истца, возражения представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», на основании Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 05.09.2013 года № 782 постановлением администрации г. Благовещенска от 25.12.2018 года № 4271 утверждена схема водоснабжения и водоотведения г. Благовещенска до 2030 года.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ О» водоснабжении и водоотведении».

Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статье 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Таким образом, из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод. Кроме того, администрация г. Благовещенска, как орган местного самоуправления, обязан своевременно предпринимать меры по восстановлению ливневых стоков для отведения вод на территории муниципального образования, с целью соблюдения прав жителей города.

Согласно п.п. 2.2 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска, утвержденного Постановлением администрации города Благовещенска от 16 апреля 2013 года № 1856 к полномочиям управления ЖКХ администрации г. Благовещенска относится организация на территории города Благовещенска водоотведения.

Судом установлено, и следует из материалов дела, что, на основании договора купли-продажи земельного участка от 01.09.2014 года, Тараканова О.А. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение индивидуального жилого дома, общая площадь 838 кв.м., расположенного по адресу: ***.

Обращаясь с иском,Тараканова О.А.указала, что в период ливневых дождей происходит затопление ее земельного участка, ввиду того, что вода из имеющейся канавы не сливается в трубу.

Не соглашаясь с обоснованностью иска, стороной ответчика были представлены сведения о том, что Администрацией города принимаются меры к надлежащему функционированию систем ливневой канализации.

Между тем, истец была вынуждена систематически обращаться в органы местного самоуправления, по вопросу выполнения мероприятий по восстановлению ливневой канализации. Однако, ситуация, связанная с затоплением земельного участка истца фактически не изменилась на протяжении длительного времени, ежегодно происходит подтопление ее земельного участка. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались, и подтверждены материалами дела.

Из ответа № Т-3055 от 04.10.2019 года администрации г. Благовещенска следует, что вопрос обустройства водоотводной канавы вдоль дороги по ул. *** п. *** г. Благовещенска будет рассмотрен по мере выделения финансовых ассигнований на указанные цели. Кроме того, согласно Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы № 58/70 от 18.07.2019 года, обследование смотровых и дождеприемных колодцев системы ливневой канализации, элементов системы поверхностного водоотведения, их очистка, обеспечение пропускной способности и безопасности эксплуатации осуществляется правообладателями участков системы водоотведения или правообладателями земельных участков, придомовых и приобъектных территорий, дорог, проездов в границах которых и на прилегающей территории к которым расположена система водоотведения.

Из ответа № Т-1664 от 06.07.2020 года администрации г. Благовещенска следует, что информация о необходимости обустройства, очистки и углубления водоотводных канав по ул. *** п. *** направлена в МКП «ГСТК» для включения в план производства работ. Данные мероприятия будут выполнены по ере выделения финансовых ассигнований на указанные цели.

В ходе рассмотрения дела представителем администрации г. Благовещенска, обстоятельства систематических обращений истца с заявлениями по вопросу необходимости восстановления ливневой канализации, как и существования проблемы с водоотведением сточных вод в месте строительства индивидуального жилого дома истца (земельный участок с КН ***, пер. *** пос. *** г. Благовещенска Амурской области), а также обстоятельства неоднократного проведения мероприятий в период 2019-2020 года, направленный на обеспечение отвода ливневых вод, не оспаривался.

Из акта от 24 июля 2020 года составленного начальником отдела разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию управления архитектуры и градостроительства, следует, что в результате осмотра земельного участка с КН ***, установлено, что на земельном участке с КН ***, индивидуальный жилой дом отсутствует.Из фотоматериалов следует, что на данном земельном участке имеется котлован со сваями, жилой дом, на который, 23.03.2017 года выдано разрешение на строительство, отсутствует. При этом, котлован заполнен водой, вокруг него произведена отсыпка грунта

Кроме того, как следует из пояснений представителя администрации г. Благовещенска в судебном заседании, 28.07.2020 года специалистами УЖКХ администрации г. Благовещенска проведено обследование части автомобильной дороги в районе земельного участка с КН ***, в результате которого установлено, что водоотводная канава вдоль дороги на вышеуказанном участке находится в удовлетворительном состоянии, требует покоса травы. С южной стороны от земельного участка с КН ***, водоотводная канава пересыпана песком.

Судом также установлено, что 08.06.2020 года между ООО «ЦТЭС» и УЖКХ администрации г. Благовещенска был заключен муниципальный контракт № 148, на разработку документации по развитию системы сбора и отведения поверхностных сточных вод на территории г. Благовещенска.

На территории г. Благовещенска МКП «ГСТК» осуществляет содержание и ремонт улично-дорожной сети в соответствии с заключенным договором № 03-08/01 от 09.01.2020 года на предоставление субсидии казенным предприятиям г. Благовещенска на возмещение затрат, связанных с выполнением заказа по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Благовещенска.

Согласно п. 2.2. раздела 2. Положения об управлении ЖКХ г. Благовещенска, утвержденного постановлением мэра г. Благовещенска от 19.09.2006 года № 3061 (в редакции постановления администрации г. Благовещенска от 16.04.2013 года № 1856) развитие жилищно-коммунального хозяйства города Благовещенска предполагает обеспечение стабильного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса. В рамках реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска осуществляет следующие полномочия: в том числе, организация на территории города Благовещенска электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения (приложение к постановлению администрации г. Благовещенска от 16.04.2013 года № 1856).

П. 2.31. раздела 2. Положения об управлении ЖКХ г. Благовещенска, утвержденного постановлением мэра г. Благовещенска от 19.09.2006 года № 3061 (в редакции постановления администрации г. Благовещенска от 16.04.2013 года № 1856) включает в полномочия управления ЖКХ г. Благовещенска организацию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в части реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения.

В целях организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения между управлением ЖКХ г. Благовещенска и МКП «ГСТК» заключен договор субсидии.

В состав работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети в границах городского округа в соответствии с заключенным договором субсидии входят мероприятия по откачке ливневых/сточных вод; нарезке, прочистке и углублении водоотводных канав/кюветов; устройство систем водоотведения (железобетонных лотков, труб) и т.д., что подтверждается расчетом размера субсидии на возмещение затрат.

Таким образом, МКП «ГСТК» оказывает услуги и выполняет работы для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также несет ответственность за обеспечение надлежащего водоотведения на территории г. Благовещенска.

В июне 2020 года, силами МКП «ГСТК», были выполнены работы по нарезке, прочистке, углублению водоотводных канав в п. ***, в том числе, и по ул. ***, что подтверждается отчетом о фактически выполненных работах за период с 01 июня по 15 июня 2019 года.

Глава вторая «Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска» утвержденных Решением Благовещенской городской Думы от 18.07.2019 N 58/70 возлагает на правообладателей земельных участков осуществление мероприятия по созданию и развитию объектов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или на ином вещном праве. Содержание и ремонт объектов капитального строительства, некапитальных объектов, объектов и элементов благоустройства. Обязанность обеспечить своевременное и качественное содержание территории, а также принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются настоящими Правилами (п.п. 2.1 – 2.4).

Пунктом 9.2. Правил предусмотрено, что в случае отсутствия на земельных участках, придомовых и приобъектных территориях, строительных площадках, территории индивидуального домовладения централизованной системы ливневой канализации правообладатели указанных объектов обязаны обеспечить устройство системы поверхностного водоотведения, не допуская подтопления прилегающей территории, соседних землепользователей, территорий общего пользования, дорог, тротуаров, проездов.

Целью принятия вышеприведенных Правил благоустройства, наряду с иными, является обеспечение комфортного и безопасного проживания граждан, а главой 22 Правил предусмотрены меры ответственности за нарушение требований Правил, соблюдение которых должно быть обеспечено органом местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращался к определению полномочий и финансовых обязательств муниципальных образований в связи с анализом поименованных в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», включая его статью 16, вопросов местного значения.

По смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 29 марта 2011 года N 2-П, от 13 октября 2015 года N 26-П, от 26 апреля 2016 года N 13-П и Определении от 28 марта 2017 года N 720-О, положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяемые посредством термина «организация» вопросов в сфере электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества, служат необходимой предпосылкой для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае, установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства нарушений прав истца, в результате подтопления ее территории, подлежат устранению при содействии органа местного самоуправления – Администрации города Благовещенска, на которую в силу вышеприведенных требований Закона (в том числе ст. 16 ФЗ N 131-ФЗ, в части организации водоотведения в границах городского округа) возлагается обязанность решения вопросов местного значения, с целью соблюдения прав граждан, поскольку из обстоятельств дела видно, что эта обязанность в должной мере не осуществляется, что позволяет землепользователям на территории городского поселения осуществлять свои права, без соблюдения действующих правовых актов и с нарушением прав иных лиц, а также, УЖКХ администрации г. Благовещенска, в связи с чем, Администрацию города Благовещенска Амурской области и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска необходимо обязать восстановить функционирование систем ливневого поверхностного водоотведения в районе земельного участка с кадастровым номером ***, пер. *** пос. *** г. Благовещенска Амурской области.

Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства заключения договора субсидии на 2021 год между управлением ЖКХ г. Благовещенска и МКП «ГСТК», а также то обстоятельство, что производство работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети города Благовещенскаосуществляется МКП «ГСТК» в соответствии с заказом, на основании предоставленных субсидий, требования истца к МКП «ГСТК»удовлетворению не подлежат, поскольку в ходе рассмотрения дела судом не было установлено нарушений прав истца со стороны МКП «ГСТК».

Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующим выводам.

В силу абзаца первого статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно пункту 2 статьи 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна ит.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающие имущественные права гражданина.Пунктом 3 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Таким образом, моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.

Нарушения личных неимущественных прав истца судом не установлено, вследствие чего во взыскании компенсации морального вреда истцу следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Администрацию города Благовещенска Амурской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска восстановить функционирование систем ливневого поверхностного водоотведения в районе земельного участка с кадастровым номером ***, пер. *** пос. *** г. Благовещенска Амурской области.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Майданкина Т.Н.

Решение в окончательной форме составлено 22 января 2021 года.

2-444/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тараканова Ольга Александровна
Ответчики
Администрация г. Благовещенска
МКП г. Благовещенска "Городской сервисно-торговый комплекс"
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска
Другие
Тараканов Анатолий Викторович
ООО "Центр теплоэнергосбережений"
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Майданкина Т.Н.
Дело на странице суда
blag-gs.amr.sudrf.ru
11.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2020Передача материалов судье
13.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2020Судебное заседание
07.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Судебное заседание
16.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
21.01.2021Судебное заседание
21.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее