Дело № 2-2559/2022
УИД 26RS0003-01-2022-003184-19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 13 декабря 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Шурловой Л.А.,
судей Шетогубовой О.П., Медведевой Д.С.,
с участием секретаря Половинченко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе министерства строительства и архитектуры Ставропольского края на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 22 сентября 2022 года по гражданскому делу по иску К.С.В. к министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, третье лицо администрация города-курорта Кисловодска, о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, возложении обязанности предоставить субсидию,
заслушав доклад судьи Шетогубовой О.П.,
УСТАНОВИЛА:
К.С.В. обратился в суд с вышеназванным иском к министерству строительства и архитектуры Ставропольского края (далее также Министерство), в котором просил:
- признать незаконным отказ министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ в перечислении субсидии (субвенции) на приобретение жилья в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995
№ 5-ФЗ «О ветеранах» для погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в банке по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Банком ВТБ (ПАО) и К.С.В. для приобретения в собственность объекта недвижимости - квартиры с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>,
<адрес>;
- обязать министерство строительства и архитектуры Ставропольского края в соответствии с порядком предоставления субсидий па обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 17.12.2008 № 200-п, включить К.С.В. в список граждан, которым планируется предоставить субсидию па обеспечение жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2022 году, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу;
- обязать министерство строительства и архитектуры Ставропольского края предоставить К.С.В. субсидию (субвенцию) на приобретение жилья в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», порядком предоставления субсидий па обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 17.12.2008 № 200-п, для погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в банке по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Банком ВТБ (публичное акционерное общество) и К.С.В. для приобретения в собственность объекта недвижимости - квартиры с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>,
<адрес>, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», администрацией г. Кисловодска истец включен в список граждан, нуждающихся в жилье, в котором состоит под №, как ветеран боевых действий.
В соответствии с приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка граждан, которым планируется предоставить субсидии на обеспечение жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на данные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в 2021 году» он был включен в список граждан, которым планировалось предоставить субсидию па обеспечение жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2021 году. До октября 2021 года социальные выплаты на покупку жилья ему не предоставлялись и жилищные условия не улучшались.
ДД.ММ.ГГГГ он приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, за счет кредитных денежных средств, для чего был взят ипотечный кредит на сумму 2 250 000 рублей на срок 206 месяцев с даты предоставления кредита под 9,1 % годовых.
Согласно п. 5.4 вышеуказанного договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств, объект недвижимости находится в залоге у кредитора - Банк ВТБ.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, в котором просил в соответствии с п. 8 порядка предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 17.12.2008 № 200-п, перечислить субсидию банку в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту и представил документы, подтверждающие приобретение квартиры с использованием кредитных средств, который до настоящего времени не погашен. Ответом Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края с исходящим № от ДД.ММ.ГГГГ, ему было отказано, с мотивировкой о том, что в договоре купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ, министерство в качестве третьей стороны не выступало. По мнению министерства, в случае приобретения гражданином жилого помещения за счет кредитных средств банков допускается перечисление субсидии банку в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту, при условии, что министерство является одной из сторон договора купли-продажи недвижимости. Также министерством ему было сообщено о том, что в связи с приобретением им жилья (улучшением жилищных условий) в список граждан, которым планируется предоставить субсидию па обеспечение жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2022 году он не включен.
Считает данный отказ незаконным, нарушающим его право на получение субсидии. Жилищную субсидию он намеревался использовать для погашения ипотечного кредита. Это допускается правилами, регулирующими возникшие правоотношения. Не включение его министерством в список граждан, которым планируется предоставить субсидию на обеспечение жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2022 году, является незаконным, так как в соответствии с пунктом п. 6.1 порядка предоставления субсидий, граждане, принявшие решение об отказе в получении субсидии в текущем финансовом году, а также граждане, не представившие письменного согласия на ее получение, сохраняют свое право на получение субсидии в последующие годы. Решение об отказе в получении субсидии в 2021 году он не принимал.
Считает, что не утратил права на получение жилищной субсидии и направления таких средств в Банк ВТБ на погашение его основной ссудной задолженности по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, полученному на приобретение квартиры в целях улучшения жилищных условий. Иного жилья, кроме названной квартиры он не имеет.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 22.09.2022 исковые требования К.С.В. удовлетворены частично.
Судом постановлено:
Признать незаконным отказ министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ в перечислении субсидии (субвенции) на приобретение жилья в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995
№ 5-ФЗ «О ветеранах» для погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в банке по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Банком ВТБ (публичное акционерное общество) и К.С.В. для приобретения в собственность объекта недвижимости - квартиры с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>.
Обязать министерство строительства и архитектуры Ставропольского края в соответствии с порядком предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 17.12.2008 № 200-п, включить К.С.В. в список граждан, которым планируется предоставить субсидию на обеспечение жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2022 году.
Обязать министерство строительства и архитектуры Ставропольского края предоставить К.С.В. субсидию (субвенцию) на приобретение жилья в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», порядком предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 17.12.2008
№ 200-п, для погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в банке по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Банком ВТБ (публичное акционерное общество) и К.С.В. для приобретения в собственность объекта недвижимости - квартиры с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>.
Исковые требования К.С.В. к министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении К.С.В. субсидии (субвенции) на приобретение жилья в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу - оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, от имени которого действует представитель Р.Е.А., указывая о своем несогласии с вынесенным по делу решении, повторяя позицию, изложенную в суде первой инстанции, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных
К.С.В. требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не дана надлежащая оценка доводам Министерства о нарушении условий Порядка
№ 200-п, которые делают невозможным предоставление социальной выплаты. Договор, заключенный истцом с банком должен быть трехсторонним: продавец, покупатель (лицо, которому представлена субсидия) и министерство (плательщик). Истцом трехсторонний договор при покупке жилья не заключался, в связи с чем основания для предоставления ему субсидии со стороны министерства отсутствует. Довод суда о том, что отсутствие у истца нуждаемости в обеспечении жильем не может являться основанием для не включения его в список получателей субсидии, противоречит действующему законодательству. Возлагая на ответчика обязанность предоставить К.С.В. субсидию для погашения задолженности по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, судом не определен размер субсидии. Отказ Министерства от ДД.ММ.ГГГГ в перечислении субсидии, который был рассмотрен в рамках рассмотрения обращения гражданина, не является правовым актом и не может быть признан незаконным. Отказ суда в удовлетворении ходатайства Министерства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Минстроя РФ, является незаконным.
В возражениях на апелляционную жалобу истец К.С.В. указывает о необоснованности доводов апелляционной жалобы, которую просит оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.
В судебном заседании представитель министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Р.Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Истец К.С.В., его представитель М.А.Б. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы. Просили решение суда оставить без изменения.
Представитель администрации города-курорта Кисловодска в судебном заседании участия не принимал.
Учитывая надлежащее извещение сторон, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Исследовав материалы дела в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, возражений, выслушав представителя ответчика, истца и его представителя, судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку решение в части отказа в удовлетворении требований К.С.В. о предоставлении субсидии на приобретение жилья в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу не обжалуется, в данной части решение не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действия из числа лиц, указанных в подпункте 1, 4 пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которая осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 названного Федерального закона.
В силу ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», полномочия по обеспечению указанных лиц жильем переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Ставропольского края от 02.06.2010 № 39-кз «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» меры социальной поддержки по обеспечению жильем, предоставляются в форме субсидии или единовременной денежной выплаты.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.12.2008 № 200-п утвержден Порядок предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Порядок).
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что в случае приобретения гражданами жилого помещения за счет кредитных (заемных) средств банков, иных организаций и (или) физических лиц, допускается перечисление субсидии банкам, иным организациям и (или) физическим лицам в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в банке, или займа, оформленного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полученного у организации и (или) физического лица.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ К.С.В. включен в список граждан, нуждающихся в жилье под №, которым планируется предоставить субсидии на обеспечение жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющим право на данные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
До октября 2021 года социальные выплаты на покупку жилья К.С.В. не предоставлялись, его жилищные условия не улучшались.
ДД.ММ.ГГГГ К.С.В. приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, за счет кредитных денежных средств, для чего был взят ипотечный кредит на сумму 2 250 000 рублей на срок 206 месяцев с даты предоставления кредита под 9,1 % годовых, что подтверждается договором купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ, а также выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 5.4 указанного договора купли-продажи, объекта недвижимости с использованием кредитных средств, объект недвижимости находится в залоге у кредитора - Банка ВТБ.
ДД.ММ.ГГГГ К.С.В. обратился с заявлением в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, в котором просил в соответствии с п. 8 порядка предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 17.12.2008 № 200-п, перечислить субсидию банку в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту и представил документы, подтверждающие приобретение квартиры с использованием кредитных средств, который до настоящего времени не погашен.
Согласно ответу министерства строительства и архитектуры Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, К.С.В. отказано в предоставлении субсидии, поскольку в договоре купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство в качестве третьей стороны не выступало. Также в ответе указано, что в случае приобретения гражданином жилого помещения за счет кредитных средств банков допускается перечисление субсидии банку в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту, при условии, что министерство является одной из сторон договора купли-продажи недвижимости. В связи с приобретением им жилья (улучшением жилищных условий) в список граждан, которым планируется предоставить субсидию на обеспечение жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2022 году он не включен.
Считая данный отказ незаконным, К.С.В. обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания отказа ответчика о предоставлении истцу субсидии и обязании ответчика предоставить субсидию, суд правильно исходил из того, что в силу п. 8 Порядка предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.12.2008 № 200-п) в случае приобретения гражданами жилого помещения за счет кредитных (заемных) средств банков, иных организаций и (или) физических лиц, допускается перечисление субсидии банкам, иным организациям и (или) физическим лицам в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в банке, или займа, оформленного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полученного у организации и (или) физического лица.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, поскольку указанные выводы суда основаны на подлежащих применению нормах материального права и установленных обстоятельствах дела.
Ссылка апеллянта на нарушение истцом условий Порядка № 200-п, в связи с не заключением трехстороннего договора, судебной коллегией отклоняется, поскольку указанным Порядком не предусмотрен отказ в предоставлении субсидии по указанному основанию.
Истец в установленном порядке был включен в список граждан, нуждающихся в жилье, которым планируется предоставить субсидию, реализовал свое право на покупку жилья и отказ Министерства в перечислении положенной истцу субсидии нарушает его права как получателя субсидии на обеспечение жильем ветерана, к которым он относится.
Довод апелляционной жалобы о том, что у истца отсутствует нуждаемость в обеспечении жильем, в связи с чем основания для включения его в список получателей субсидии отсутствуют, судебной коллегией отклоняется в виду следующего.
Как было указано выше, после постановки на учет в качестве получателя субсидии до октября 2021 года социальные выплаты на покупку жилья К.С.В. не предоставлялись, его жилищные условия не улучшались. Обратившись в Министерство и предоставив необходимые документы, К.С.В. просил перечислить положенную ему субсидию на погашение ипотеки, с помощью которой он приобрел квартиру. При этом, ни суду, ни судебной коллегии ответчиком не представлено доказательств, что К.С.В. просил перечислить ответчика денежные средства в большем размере, чем размер субсидии, определенный Порядком.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не определен размер субсидии, обязанность по предоставлению которой возложена на Министерство, является несостоятельным, поскольку размер указанной субсидии предусмотрен
п.п. 6, 7 Порядка предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Довод апеллянта о том, что Министерством не принималось отказа в перечислении субсидии, а обращение К.С.В. было рассмотрено в рамках рассмотрения обращения граждан, судебной коллегией отклоняется.
Принимая во внимание, что истец обратился в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, в котором просил в соответствии с п. 8 Порядка перечислить положенную ему субсидию банку в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту и представил документы, подтверждающие приобретение квартиры с использованием кредитных средств, который до настоящего времени не погашен, Министерство при приеме заявления истца с приложенными документами должен был проверить правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений, зарегистрировать заявление и вынести соответствующее решение.
На основании изложенного, ответ Министерства, оформленный письмом
№ от ДД.ММ.ГГГГ, является отказом в перечислении субсидии, поскольку указывает на отсутствие правовых оснований для предоставления К.С.В. субсидии на обеспечение жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющим право на данные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Вместе с тем, лишение истца права на получение субсидии после заключения договора купли-продажи с помощью кредитных средств, в счет которых истец просил перечислить положенную ему субсидию, не будет отвечать целям государственной политики в области обеспечения жильем истца, как ветерана боевых действий, не имеющего жилья и достаточных собственных средств для его приобретения.
Обжалуя решение, ответчик ссылается на необоснованный отказ суда в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица - Минстроя России, указанные доводы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку удовлетворение ходатайств является правом, а не обязанностью суда. Само по себе отклонение судом первой инстанции заявленного ходатайства не свидетельствует о нарушении процессуальных прав ответчика и незаконности оспариваемого судебного решения.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, поскольку сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.
Суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями
ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 22 сентября 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 13 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: