Дело № 2а-1163/2019
№ 88а-957/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 18 декабря 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дорохова А.П.
судей Зайцевой О.А. и Зиганшина И.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО СМО «Восточно-страховой альянс» на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 20 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация «Восточно-страховой альянс» к государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Приморском крае Мирошниченко Дмитрию Александровичу, Государственной инспекции труда в Приморском крае о признании предписания от 11 ноября 2018 года об устранении нарушений трудового законодательства незаконным.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., объяснения представителя административного истца ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Общество с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация «Восточно-страховой альянс» (далее – ООО СМО «Восточно-страховой альянс») обратилось в Ленинский районный суд города Владивостока с вышеуказанным административным исковым заявлением и просило признать незаконным и подлежащим отмене предписание Государственной инспекции труда в Приморском крае (далее – ГИТ в ПК) от 11 ноября 2018 года № 25/12-0134-18-И/2, обязывающее Общество устранить в срок по 30 ноября 2018 года нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства, а именно: - на основании статьи 134 Трудового кодекса РФ утвердить порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; - на основании части 2 статьи 189, статьи 112 Трудового кодекса РФ добавить в Правила внутреннего трудового распорядка положения, регламентирующие время отдыха, в части нерабочих праздничных дней; - на основании пункта 1 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ завести технический журнал по эксплуатации зданий и сооружений. В обоснование своих требований Общество указало, что ГИТ в ПК сделан ошибочный вывод о том, что в ООО СМО «Восточно-страховой альянс» отсутствует разработанный порядок и механизм индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; на Общество незаконно возложена обязанность по включению в Правила внутреннего трудового распорядка положений, регламентирующих время отдыха, в части нерабочих праздничных дней. ГИТ в ПК вышла за пределы предоставленных им полномочий, возложив на Общество обязанность завести технический журнал по эксплуатации зданий и сооружений. Так, индексация заработной платы работникам в ООО СМО «Восточно-страховой альянс» обеспечивается посредством издания приказов об индексации и заключения соглашений к трудовым договорам с каждым работником. Перечень нерабочих праздничных дней, установленных и гарантируемых нормами Трудового кодекса РФ и нормативно-правовыми актами Правительства РФ о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году, не требует дополнительного закрепления в таком локальном акте, как Правила внутреннего трудового распорядка. В пункте 13 Распоряжения от 10 октября 2018 года № ПП/2018/000134/1 о проведении проверки, в перечне документов, предоставление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, технический журнал по эксплуатации производственных зданий и сооружений, а также документы, касающиеся учета технического осмотра зданий, не названы, а истребование документов, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, запрещено. Таким образом, оспариваемым предписанием на Общество незаконно возложены дополнительные обязанности.
Решением Ленинского районного суда города Владивостока от 20 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 августа 2019 года, административные исковые требования ООО СМО «Восточно-страховой альянс» удовлетворены в части, признан незаконным и отменен пункт 2 предписания государственного инспектора труда ГИТ в ПК Мирошниченко Д.А. от 11 ноября 2018 года № 25/12-0134-18-И/2 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной ООО СМО «Восточно-страховой альянс» в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения Ленинского районного суда города Владивостока от 20 мая 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 августа 2019 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными и отмене пунктов 1 и 3 предписания ГИТ в ПК от 11 ноября 2018 года №25/12-0134-18-И/2, и о принятии по делу в этой части нового судебного акта об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме. В обоснование своей позиции Общество указало на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, суды посчитали не существенными нарушения ГИТ в ПК требований пунктов 1, 1.1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В тоже время, государственный инспектор труда ГИТ в ПК Мирошниченко Д.А. вышел за предмет плановой проверки, неправомерно запросив локальный нормативный акт, регламентирующий индексацию заработной платы, а также журналы по эксплуатации зданий и сооружений, не поименованные в проверочных листах. Кроме этого, индексация заработной платы фактически работодателем осуществляется. В полномочия ГИТ в ПК не входит проверка соблюдения организацией требований по эксплуатации зданий и сооружений, это является полномочиями Минстроя РФ. Органы государственного контроля (надзора) не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля, от имени которых действуют эти лица, а также проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством РФ.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 ноября 2019 года кассационная жалоба ООО СМО «Восточно-страховой альянс» передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся административных ответчиков.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ООО СМО «Восточно-страховой альянс» ФИО6, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения №ПП/2018/-000134/1 от 10 октября 2018 года ГИТ в ПК в период с 7 ноября 2018 года по 12 ноября 2018 года проведена плановая выездная проверка в отношении ООО СМО «Восточно-страховой альянс», по результатам которой составлен акт проверки № 25/12-0134-18-И/1 от 12 ноября 2018 года.
11 ноября 2018 года ГИТ в ПК выдано ООО СМО «Восточно-страховой альянс» предписание № 25/12-0134-18-И/2, которым на Общество возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: на основании статьи 134 Трудового кодекса РФ утвердить порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; на основании части 2 статьи 189 и 112 Трудового кодекса РФ добавить в Правила внутреннего трудового распорядка положения регламентирующие время отдыха, в части нерабочих праздничных дней; на основании пункта 1 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ завести технический журнал по эксплуатации зданий и сооружений, в срок до 30 ноября 2018 года.
В силу абзаца второго статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Частями 3 и 4 статьи 189 Трудового кодекса РФ установлено, что трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка, которыми признается локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Удовлетворяя административные исковые требования в части, суд первой инстанции, с позицией которой согласился суд апелляционной инстанций, правомерно пришел к выводу, что перечень нерабочих праздничных дней установлен нормами Трудового кодекса РФ и не требует дополнительного закрепления в таком локальном акте как правил внутреннего трудового распорядка.
Отказывая в удовлетворении остальной части административных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что на ООО СМО «Восточно-страховой альянс» как на работодателе лежат обязанности по установлению порядка, обеспечивающего повышение уровня реального содержания заработной платы, что включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; по ведению технического журнала по эксплуатации производственных зданий и сооружений в целях обеспечения работникам безопасных условий труда.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ООО СМО «Восточно-страховой альянс» в судах первой и апелляционной инстанций, свидетельствуют о несогласии административного истца с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено. Несогласие с вынесенными судебными актами основанием для их отмены являться не может.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 20 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО СМО «Восточно-страховой альянс» – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи