П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
город Миасс 22 сентября 2023 года
Миасский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Филимоновой Е.К., при секретаре Гришиной А.В., с участием государственного обвинителя Воронина С.А.,
подсудимой Захаровой Е.А.,
защитника адвоката Самойлова А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке принятия судебного решения уголовное дело в отношении
Захаровой Е.А., ...
обвиняемой в совершении преступлений, преступлений, предусмотренных ст.290 ч.5 п.«в», ст.290 ч.2 УК РФ,
у с т а н о в и л:
Захарова Е.А., сменившая 05.08.2019 фамилию на Сурначева, а затем сменившая 01.02.2023г. фамилию на Захарова в связи с заключением брака, являясь должностным лицом, получила лично взятку в виде денег в крупном размере за совершение действий, входящих в ее служебные полномочия, в пользу взяткодателя и представляемых им лиц при следующих обстоятельствах.
На основании приказа (распоряжения) о назначении гражданского служащего на другую должность руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 П.Б. №1-К от 09.01.2018г. Захарова Е.А. с указанного числа назначена на должность главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области.
В соответствии с должностной инструкцией главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, утвержденной руководителем Государственной инспекции труда в Челябинской области от 30.04.2010г., с которой Захарова Е.А. ознакомлена 09.01.2018г., она обязана: соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конвенцию МОТ от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда промышленности и торговле», федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение (п.10.1); исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (п.10.2); организовывать и обеспечивать осуществление надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (п.10.3); соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций (п.10.5); уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (п.10.15); осуществлять проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, привлечение виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.10.16); предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных лиц в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении от должности в установленном порядке (п.10.18); составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.10.19); по результатам проверок составлять акты проверок, протоколы об административных правонарушениях, выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, принимать другие меры по устранению нарушений трудового законодательства (п.10.28); контролировать своевременность выполнения выданных предписаний, привлекать к административной ответственности виновных лиц за несвоевременное выполнение предписаний, привлекать виновных лиц к административной ответственности за неуплату административного штрафа и невыполнение в срок предписания (п.10.29).
Кроме того, в соответствии с названной должностной инструкцией главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Захарова Е.А. вправе: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения проверки организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц (п.9.1); запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных (контрольных) функций (п.9.2); с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов (п.9.7).
В этой связи Захарова Е.А., занимая должность главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, является должностным лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти, наделенным в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от неё в служебной зависимости, правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии с абзацами 1, 8 и 9 ч.2 ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядкеобучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знания требований охраны труда.
В соответствии со ст.76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядкеобучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами; в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплатаза все время отстранения от работы как за простой.
В соответствии с ч.ч.1-3 ст.225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знания требований охраны труда в период работы.
Порядок обучения и проверки знаний утвержден Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций», которым утверждены форма Протокола заседания комиссии по проверке знания требований охраны труда работников и Удостоверения о проверке знания требований охраны труда.
В соответствии с п.1.5 указанного Постановления, обучению по охране труда и проверке знания требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель не реже одного раза в 3 года, при этом в соответствии с п.3.3 в отдельных случаях предусмотрена внеочередная проверка знания требований охраны труда.
В соответствии с п.2.3.2 указанного Постановления, обучение по охране труда может проводиться непосредственно самой организацией, либо образовательным учреждением профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда и соответствующей материальной базы.
В соответствии с п.3.4 указанного Постановления для проверки знания требований охраны труда работников в организациях приказом создается комиссия в составе не менее 3-х человек. В состав комиссии могут быть включены представители выборного профсоюзного органа, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, для чего в типовом протоколе заседания комиссии по проверке знания требований охраны труда работников предусмотрено участие должностного лица государственной инспекции труда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3.6, 4.2, 4.3 указанного Постановления, результат проверки знания требований охраны труда работников организации оформляется протоколами, ответственность за качество обучения по охране труда и выполнение утвержденных программ по охране труда несет обучающая организация и работодатель, контроль за своевременным проведением проверки знаний осуществляются органами федеральной инспекции труда.
Ответственность за нарушение требований трудового законодательства в части обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, предусмотрена ст.ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ, протоколы по которым уполномочены составлять должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и их территориальных органов.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции труда в Челябинской области, Инспекцией осуществляется функция государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В этой связи в полномочия Захаровой Е.А. на должности главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, в соответствии с требованиями п. 3.4 Постановления Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29, входила проверка знания требований охраны труда работниками, которая, в частности, реализовывалась путем участия в заседаниях комиссий по проверке знания указанных требований, проводимых в образовательных учреждениях, предоставляющих образовательные услуги по охране труда.
Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области 17.02.2015 зарегистрирована Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Учебный центр Перспектива – Миасс» (далее по тексту – АНО ДПО «Перспектива-Миасс», АНО ДПО «Перспектива», АНО ДПО), которой присвоен основной государственный регистрационный номер 1157400000196. В этот же день АНО ДПО поставлена на налоговый учет в Межрайонной инспекции ФНС №23 по Челябинской области, ей присвоен ИНН 7415089094, КПП 741501001. Директором АНОДПО «Учебный центр Перспектива – Миасс» с 07.10.2016 является ФИО2 Одним из видов деятельности АНО ДПО «Перспектива-Миасс» является предоставление образовательных услуг по охране труда и проверка знания требований охраны труда работников.
Так, в один из дней периода с 09.01.2018 года по 31.01.2018 у Захаровой Е.А., находившейся на территории города Миасса, осознававшей, что у организаций, предоставляющих образовательные услуги по охране труда, в том числе у АНОДПО «Перспектива», имеется необходимость привлечения должностных лиц государственной инспекции труда в состав комиссий для проверки знания требований охраны труда работников, из корыстной заинтересованности, обусловленной стремлением к получению для себя выгод имущественного характера, возник и сформировался единый преступный умысел, направленный на систематическое получение в течение продолжительного времени ею лично взятки в виде денег за совершение входящих в её служебные полномочия главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области действий в пользу АНО ДПО «Перспектива» от представляющего данное юридическое лицо ФИО2
Реализуя возникший преступный умысел, Захарова Е.А. в указанный период времени организовала в своем рабочем кабинете, расположенном в здании по адресу: Челябинская область, г.Миасс, ул.Лихачева, 23а, встречу с директором АНО ДПО «Перспектива» ФИО2., в ходе которой у ФИО2 возник преступный умысел на дачу взятки лично должностному лицу – Захаровой Е.А.
Так, в ходе указанной встречи, организованной Захаровой Е.А., она и ФИО2 в один из дней с 09.01.2018 года по 31.01.2018, находясь в рабочем кабинете Захаровой Е.А. по ул.Лихачева, 23а в г.Миассе, достигли преступной договоренности, согласно которой Захарова Е.А. брала на себя обязательства при реализации своих полномочий, обусловленных Порядком обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации и Минобразования Российской Федерации от 13.01.2003 №1/29, принимать участие в заседаниях комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, проводимых в АНО ДПО «Перспектива», и беспрепятственно, в том числе с лояльным отношением к знаниям проверяемых лиц, подписывать соответствующие протоколы проверки знания, а также подписывать указанные протоколы проверки знания требований охраны труда работников без фактического своего участия в заседании комиссии и, соответственно, без проверки знания обучающихся, тем самым создавая АНО ДПО «Перспектива» преимущественные условия среди других учебных центров, оказывающих образовательные услуги по обучению требованиям охраны труда, которые не могли обеспечить участие, в том числе номинальное, должностного лица Государственной инспекции труда в комиссии по проверке знаний, способствуя этим увеличению доходности АНО ДПО «Перспектива», то есть используя свое служебное положение Захарова Е.А. способствовала в интересах АНО ДПО «Перспектива» тому, чтобы обучение проходило только у них.
В свою очередь директор данного юридического лица ФИО2 за выполнение Захаровой Е.А. указанных действий, входящих в ее служебные полномочия, в пользу АНО ДПО «Перспектива» и, как следствие, в пользу самого ФИО2 брал на себя обязательство систематически передавать должностному лицу Захаровой Е.А. денежное вознаграждение путем передачи Захаровой Е.А. наличных денежных средств в указанном ею размере. Впоследствии в период с 01.11.2019г. по 13.12.2019г. между ЗахаровойЕ.А. и ФИО2 была достигнута договоренность о том, что последний за выполнение действий в пользу АНО ДПО «Перспектива» и, как следствие, в пользу самого ФИО2 будет передавать Захаровой Е.А. незаконное вознаграждение как путем передачи ей наличных денежных средств в указанном ею размере, так и путем перечисления денежных средств с расчетного счета учебного центра на личный банковский счет Захаровой Е.А. под видом оплаты ее труда за оказанные учебному центру образовательные услуги по чтению лекций в размере около 10 000 рублей за одну прочтенную лекцию, без фактического ее присутствия на данных лекциях.
Таким образом, у ФИО2 в один из дней с 09.01.2018г. по 31.01.2018г. из личной заинтересованности, обусловленной желанием увеличить доходность представляемого им юридического лица, тем самым продемонстрировать непосредственному руководству свою эффективность и результативность на должности директора учебного центра, возник единый преступный умысел, направленный на дачу взятки должностному лицу – Захаровой Е.А. лично в виде денег за совершение действий в пользу ФИО2 и представляемого им АНО ДПО «Перспектива», которые входят в служебные полномочия главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Захаровой Е.А.
В свою очередь у Захаровой Е.А., являющейся должностным лицом, в указанный выше период времени на территории г.Миасса из корыстных побуждений возник единый преступный умысел, направленный на получение взятки лично в виде денег от ФИО2. за совершение вышеуказанных действий в пользу последнего и представляемого им юридического лица – АНО ДПО «Перспектива», которые входят в ее служебные полномочия.
При этом, несмотря на то, что конкретный размер денежных средств, подлежащих незаконному получению должностным лицом Захаровой Е.А. в качестве взятки не оговаривался в указанный момент, с учетом действия взаимной договоренности, нацеленной на длительный период сотрудничества, а также с учетом регулярности проведения в учебном центре заседаний комиссии по проверке знания требований охраны труда работников, ФИО2 и ЗахаровойЕ.А. осознавалось совершение дачи и получения взятки соответственно в общем размере, превышающем 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей, то есть в крупном размере.
Выполняя взятые на себя обязательства перед ФИО2 Захарова Е.А., совершая действия в пользу последнего и представляемого им АНО ДПО «Перспектива», в различные дни с 09.01.2018г. по 24.10.2022г., находясь в своем рабочем кабинете по адресу: Челябинская область, г.Миасс, ул.Лихачева, 23а, в помещении, занимаемом указанным учебным центром по адресу: Челябинская область, г. Миасс, ул.Лихачева, 16, а также в иных не установленных местах на территории города Миасса, подписывала протоколы заседания комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, заседание которых, в том числе, прошло без фактического участия Захаровой Е.А. в какой бы то ни было форме. Так, Захарова Е.А. для АНО ДПО «Перспектива-Миасс» подписала протоколы заседания комиссии по проверке знания требований охраны труда работников в следующем количестве: за январь 2018 года 10 штук; за февраль 2018 года 16 штук; за март 2018 года 18 штук; за апрель 2018 года 20 штук; за май 2018 года 15 штук; за июнь 2018 года 18 штук; за июль 2018 года 4 штуки; за август 2018 года 11 штук; за октябрь 2018 года 54 штуки; за ноябрь 2018 года 19 штук; за декабрь 2018 года 24 штуки, а всего за 2018 год 209 штук; неустановленное количество, но не менее 2 штук за 2019 год; за январь 2020 года 31 штуку; за февраль 2020 года 22 штуки; за март 2020 года 38 штук; за апрель 2020 года 36 штук; за май 2020 года 21 штуку; за июнь 2020 года 24 штуки; за июль 2020 года 26 штук; за август 2020 года 12 штук; за сентябрь 2020 года 32 штуки; за октябрь 2020 года 27 штук; за ноябрь 2020 года 23 штуки; за декабрь 2020 года 31 штуку, а всего за 2020 год 323 штуки; за январь 2021 года 4 штуки; за февраль 2021 года 112 штук; за март 2021 года 153 штуки; за апрель 2021 года 59 штук; за май 2021 года 51 штуку; за июнь 2021 года 47 штук; за июль 2021 года 29 штук; за август 2021 года 24 штуки; за сентябрь 2021 года 59 штук; за октябрь 2021 года 40 штук; за ноябрь 2021 года 67 штук; за декабрь 2021 года 35 штук, а всего за 2021 год 680 штук; за январь 2022 года 25 штук; за февраль 2022 года 95 штук; за март 2022 года 96 штук; за апрель 2022 года 32 штуки; за май 2022 года 22 штуки; за июнь 2022 года 26 штук; за июль 2022 года 18 штук; за август 2022 года 18 штук, а всего за 2022 год 332 штуки.
В свою очередь ФИО2 реализуя свой преступный умысел, направленный на дачу взятки должностному лицу, а именно главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Захаровой Е.А., за совершение вышеуказанных действий, входящих в ее служебные полномочия, находясь в помещении, занимаемом АНО ДПО «Перспектива», по адресу: Челябинская область, г.Миасс, пр.Октября, 4, организовал с согласия Захаровой Е.А. перечисление с расчетного счета указанной образовательной организации № 40703810038040000025, открытого 13.02.2017 в филиале «Екатеринбургский» АО «Альфа-Банк» (г. Екатеринбург, ул. М.Горького, 17), денежных средств на ее личный банковский счет 13.12.2019 в сумме 10000,00 рублей, 19.12.2019 в сумме 10000,00 рублей, 28.01.2020 в сумме 10000,00рублей, 28.01.2020 в сумме 10 000,00 рублей, 28.02.2020 в сумме 1,00 рубль, 03.03.2020 в сумме 10 001,00 рубль, 12.03.2020 в сумме 20 002,00 рубля, 22.05.2020 в сумме 10 001,00 рубль, 26.06.2020 в сумме 10001,00 рубль, 03.07.2020 в сумме 10001,00рубль, 03.08.2020 в сумме 10 001,00 рубль, 24.09.2020 в сумме 10000,00 рублей, 13.10.2020 в сумме 10 001,00 рубль, 23.10.2020 в сумме 10 001,00 рубль, 20.11.2020 в сумме 10001,00 рубль, 23.12.2020 в сумме 20 000,00 рублей, 30.12.2020 в сумме 2,00рубля, 10.02.2021 в сумме 10 001,00 рубль, 26.02.2021 в сумме 9 992,00 рубля, 18.03.2021 в сумме 10 001,00 рубль, 31.03.2021 в сумме 30000,00 рублей, 08.04.2021 в сумме 2,00 рубля, 06.08.2021 в сумме 20 001,00 рубль, 30.08.2021 в сумме 20001,00рубль, 01.10.2021 в сумме 20 001,00 рубль, 27.10.2021 в сумме 20 002,00 рубля, 11.11.2021 в сумме 20 001,00 рубль, 19.01.2022 в сумме 20 001,00 рубль, под видом оплаты труда Захаровой Е.А. по оказанию учебному центру образовательных услуг по чтению лекций, без фактического ее присутствия на данных лекциях.
Помимо этого ФИО2 реализуя свой преступный умысел, направленный на дачу взятки должностному лицу, в период с 01.02.2018 до 31.10.2018, находясь у входа в квартиру, расположенную по адресу: АДРЕС не менее двух раз за указанный период передавал проживающей в названной квартире ФИО3., не осведомленной о преступных намерениях ФИО2. и Захаровой Е.А., упакованные в конверты денежные средства в сумме 15000,00 рублей и 20000,00 рублей, соответственно, предназначенные для последующей передачи Захаровой Е.А., которые последняя впоследствии, находясь по указанному адресу в указанный период, лично забирала. Так же ФИО2., продолжая реализацию своего преступного умысла, 07.07.2022, находясь в офисе АНОДПО«Перспектива», расположенном по адресу: Челябинская область, г.Миасс, ул.Лихачева, 16, передал подчиненной ему сотруднице учебного центра ФИО4. конверт с денежными средствами в сумме 10000,00 рублей, поручив ей передать данный конверт с денежными средствами Захаровой Е.А., когда последняя придет в указанный офис учебного центра для подписания протоколов заседания комиссии, что ФИО4 не осведомленная о преступных намерениях ФИО2 и Захаровой Е.А., выполнила. Помимо этого, ФИО2 при личной встрече с Захаровой Е.А., происходившей в рабочем кабинете последней по адресу: Челябинская область, г.Миасс, ул.Лихачева, 23а, лично передал последней 24.05.2022 наличные денежные средства в сумме 20000,00рублей и 24.10.2022 наличные денежные средства в сумме 20000,00 рублей.
Одновременно с этим главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Захарова Е.А., являясь должностным лицом, находясь на территории города Миасса Челябинской области, действуя с единым умыслом, из корыстных побуждений, осуществляя фактическое владение и распоряжение счетом 40817810772003097356, открытым 12.09.2017 на ее имя в отделении банка 8597/0521 (город Миасс, ул. Романенко, 50а), из корыстных побуждений, переданную ФИО2 путем перечисления денежных средств со счета на счет взятку в виде денег 13.12.2019 в сумме 10000,00 рублей, 19.12.2019 в сумме 10000,00 рублей, 28.01.2020 в сумме 10000,00рублей, 28.01.2020 в сумме 10 000,00 рублей, 28.02.2020 в сумме 1,00 рубль, 03.03.2020 в сумме 10 001,00 рубль, 12.03.2020 в сумме 20 002,00 рубля, 22.05.2020 в сумме 10 001,00 рубль, 26.06.2020 в сумме 10001,00 рубль, 03.07.2020 в сумме 10001,00рубль, 03.08.2020 в сумме 10 001,00 рубль, 24.09.2020 в сумме 10000,00 рублей, 13.10.2020 в сумме 10 001,00 рубль, 23.10.2020 в сумме 10 001,00 рубль, 20.11.2020 в сумме 10001,00 рубль, 23.12.2020 в сумме 20 000,00 рублей, 30.12.2020 в сумме 2,00рубля, 10.02.2021 в сумме 10 001,00 рубль, 26.02.2021 в сумме 9 992,00 рубля, 18.03.2021 в сумме 10 001,00 рубль, 31.03.2021 в сумме 30000,00 рублей, 08.04.2021 в сумме 2,00 рубля, 06.08.2021 в сумме 20 001,00 рубль, 30.08.2021 в сумме 20001,00рубль, 01.10.2021 в сумме 20 001,00 рубль, 27.10.2021 в сумме 20 002,00 рубля, 11.11.2021 в сумме 20 001,00 рубль, 19.01.2022 в сумме 20 001,00 рубль, под видом оплаты труда Захаровой Е.А. за оказание учебному центру образовательных услуг по чтению лекций, без фактического ее присутствия на данных лекциях, а также переданную ФИО2 путем передачи наличных денежных средств как лично, так и через ФИО3. и ФИО4 неосведомленных о преступных намерениях ФИО2 и Захаровой Е.А., взятку в виде денег дважды в период времени с 01.02.2018 по 31.10.2018 в сумме 15000,00 рублей и в сумме 20000,00 рублей, соответственно, по адресу: Челябинская АДРЕС 07.07.2022 в сумме 10000,00 рублей по адресу: Челябинская область, г.Миасс, ул.Лихачева, 16, 24.05.2022 в сумме 20000,00 рублей и 24.10.2022 в сумме 20000,00 рублей по адресу: Челябинская область, г.Миасс, ул.Лихачева, 23а, за совершение вышеуказанных действий, входящих в ее служебные полномочия, лично получила, распорядившись впоследствии полученными денежными средствами по своему усмотрению.
Таким образом, ФИО2. в период с 01.02.2018 по 24.10.2022 лично дал взятку должностному лицу, а именно главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Захаровой Е.А. на общую сумму 435016,00рублей, то есть в крупном размере, за совершение действий в пользу ФИО2 и представляемого им юридического лица, входящих служебные полномочия Захаровой Е.А.
В свою очередь Захарова Е.А. в период с 01.02.2018 по 24.10.2022, являясь должностным лицом, занимая должность главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, из корыстных побуждений получила лично взятку в виде денег на общую сумму 435016,00рублей, то есть в крупном размере, за совершение действий в пользу ФИО2. и представляемого им юридического лица, входящих в ее служебные полномочия.
Кроме того, Захарова Е.А., сменившая 05.08.2019 фамилию на Сурначева, а затем сменившая 01.02.2023г. фамилию на Захарова в связи с заключением брака, являясь должностным лицом, получила лично взятку в виде денег в значительном размере за совершение действий, входящих в ее служебные полномочия, в пользу взяткодателя и представляемых им лиц при следующих обстоятельствах.
На основании приказа (распоряжения) о назначении гражданского служащего на другую должность руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1. № 1-К от 09.01.2018 Захарова Е.А. с указанного числа назначена на должность главного государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ Челябинского округа №2 Государственной инспекции труда в Челябинской области.
В соответствии с должностной инструкцией главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, утвержденной руководителем Государственной инспекции труда в Челябинской области от 30.04.2010, с которой Захарова Е.А. ознакомлена 09.01.2018, она обязана: соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конвенцию МОТ от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда промышленности и торговле», федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение (п.10.1); исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (п.10.2); организовывать и обеспечивать осуществление надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (п.10.3); соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций (п.10.5); уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (п.10.15); осуществлять проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, привлечение виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.10.16); предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных лиц в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении от должности в установленном порядке (п.10.18); составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.10.19); по результатам проверок составлять акты проверок, протоколы об административных правонарушениях, выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, принимать другие меры по устранению нарушений трудового законодательства (п.10.28); контролировать своевременность выполнения выданных предписаний, привлекать к административной ответственности виновных лиц за несвоевременное выполнение предписаний, привлекать виновных лиц к административной ответственности за неуплату административного штрафа и невыполнение в срок предписания (п.10.29).
Кроме того, в соответствии с названной должностной инструкцией главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Захарова Е.А. вправе: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения проверки организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц (п.9.1); запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных (контрольных) функций (п.9.2); с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов (п.9.7).
В этой связи Захарова Е.А., занимая должность главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, является должностным лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти, наделенным в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от неё в служебной зависимости, правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии с абзацами 1, 8 и 9 части 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядкеобучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знания требований охраны труда.
В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядкеобучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами; в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплатаза все время отстранения от работы как за простой.
В соответствии с ч.ч. 1-3 статьи 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знания требований охраны труда в период работы.
Порядок обучения и проверки знаний утвержден Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций», которым утверждены форма Протокола заседания комиссии по проверке знания требований охраны труда работников и Удостоверения о проверке знания требований охраны труда.
В соответствии с п. 1.5 указанного Постановления, обучению по охране труда и проверке знания требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель не реже одного раза в 3 года, при этом в соответствии с п. 3.3 в отдельных случаях предусмотрена внеочередная проверка знания требований охраны труда.
В соответствии с п. 2.3.2 указанного Постановления, обучение по охране труда может проводиться непосредственно самой организацией, либо образовательным учреждением профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда и соответствующей материальной базы.
В соответствии с п. 3.4 указанного Постановления, для проверки знания требований охраны труда работников, в организациях приказом создается комиссия в составе не менее 3-х человек. В состав комиссии могут быть включены представители выборного профсоюзного органа, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, для чего в типовом протоколе заседания комиссии по проверке знания требований охраны труда работников предусмотрено участие должностного лица государственной инспекции труда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3.6, 4.2, 4.3 указанного Постановления, результат проверки знания требований охраны труда работников организации оформляется протоколами (далее по тексту – протокол проверки знания, протокол заседания комиссии), ответственность за качество обучения по охране труда и выполнение утвержденных программ по охране труда несет обучающая организация и работодатель, контроль за своевременным проведением проверки знаний осуществляются органами федеральной инспекции труда.
Ответственность за нарушение требований трудового законодательства в части обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, предусмотрена ст.ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ, протоколы по которым уполномочены составлять должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и их территориальных органов.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции труда в Челябинской области, Инспекцией осуществляется функция государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В этой связи в полномочия Захаровой Е.А. на должности главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, в соответствии с требованиями п. 3.4 Постановления Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29, входила проверка знания требований охраны труда работниками, которая, в частности, реализовывалась путем участия в заседаниях комиссий по проверке знания указанных требований, проводимых в образовательных учреждениях, предоставляющих образовательные услуги по охране труда.
Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области 03.11.2010 зарегистрирована Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Техсервис» (далее по тексту – АНОДПО «Техсервис», АНО ДПО, учебный центр, образовательное учреждение), которой присвоен основной государственный регистрационный номер 1107400003270. В этот же день АНОДПО поставлена на налоговый учет в Межрайонной инспекции ФНС №23 по Челябинской области, ей присвоен ИНН 7415070801, КПП 741501001. Директором АНОДПО «Учебный центр «Техсервис» с 04.05.2011 является ФИО5., а заместителем директора ФИО6 Одним из видов деятельности АНО ДПО «Техсервис» является предоставление образовательных услуг по охране труда и проверка знания требований охраны труда работников.
Так, в один из дней периода с 15.11.2019 по 30.01.2020 у Захаровой Е.А., находившейся на территории города Миасса Челябинской области, осознававшей, что у организаций, предоставляющих образовательные услуги по охране труда, в том числе у АНО ДПО «Техсервис», где она ведет педагогическую деятельность в виде прочтения лекций с 2018 года, имеется необходимость привлечения должностных лиц государственной инспекции труда в состав комиссий для проверки знания требований охраны труда работников, из корыстной заинтересованности, обусловленной получением для себя выгод имущественного характера, возник и сформировался единый преступный умысел, направленный на систематическое получение в течение продолжительного времени ею лично взятки в виде денег за совершение входящих в её служебные полномочия главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области действий в пользу АНО ДПО «Техсервис» от представляющей данное юридическое лицо заместителя директора ФИО6
Реализуя возникший преступный умысел, Захарова Е.А. в указанный период организовала на своем рабочем месте в территориальном подразделении государственной инспекции труда в Челябинской области, расположенном по адресу: Челябинская область, г.Миасс, ул. Лихачева, 23а, встречу с заместителем директора АНОДПО «Техсервис» ФИО6 в ходе которой у ФИО6. возник преступный умысел на дачу взятки лично должностному лицу – Захаровой Е.А.
Так, в ходе указанной встречи, организованной Захаровой Е.А., она и ФИО6 в один из дней с 15.11.2019 по 30.01.2020, находясь по месту дислокации в помещении Государственной инспекции труда в Челябинской области по адресу: Челябинская область, г.Миасс, ул. Лихачева, 23а, достигли преступной договоренности, согласно которой Захарова Е.А. брала на себя обязательства при реализации своих полномочий, обусловленных Порядком обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации и Минобразования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29, принимать участие в заседаниях комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, проводимых в АНО ДПО «Техсервис», и беспрепятственно, в том числе с лояльным отношением к знаниям проверяемых лиц, подписывать соответствующие протоколы проверки знания, а также подписывать указанные протоколы проверки знания требований охраны труда работников без фактического своего участия в заседании комиссии и, соответственно, без проверки знаний обучающихся, тем самым создавая АНО ДПО «Техсервис» преимущественные условия среди других учебных центров, оказывающих образовательные услуги по обучению требованиям охраны труда, которые не могли обеспечить участие, в том числе номинальное, должностного лица Государственной инспекции труда в комиссии по проверке знаний, способствуя этим увеличению доходности АНО ДПО «Техсервис», то есть используя свое служебное положение Захарова Е.А. способствовала в интересах АНОДПО «Техсервис» тому, чтобы обучение проходило только у них.
В свою очередь заместитель директора данного юридического лица ФИО6. за выполнение Захаровой Е.А. указанных действий, входящих в ее служебные полномочия, брала на себя обязательство систематически передавать должностному лицу Захаровой Е.А. денежное вознаграждение. При этом между Захаровой Е.А. и ФИО6 была достигнута договоренность о том, что последняя за выполнение действий в пользу АНОДПО «Техсервис» и, как следствие, в пользу самой ФИО6., будет передавать Захаровой Е.А. незаконное вознаграждение путем перечисления денежных средств с расчетного счета учебного центра на личный банковский счет Захаровой Е.А. под видом оплаты ее труда по оказанию учебному центру образовательных услуг по чтению лекций в размере около 10000 рублей за одну прочтенную лекцию, без фактического ее присутствия на данных лекциях.
Таким образом, у ФИО6. в один из дней с 15.11.2019 по 30.01.2020, из личной заинтересованности, обусловленной желанием увеличить доходность представляемого ею юридического лица, тем самым продемонстрировать непосредственному руководству свою эффективность и результативность на должности заместителя директора учебного центра, возник единый преступный умысел, направленный на дачу взятки должностному лицу – Захаровой Е.А. лично в виде денег за совершение действий в пользу ФИО6 и представляемого ею АНО ДПО «Техсервис», которые входят в служебные полномочия Захаровой Е.А.
В свою очередь у Захаровой Е.А., являющейся должностным лицом, в указанный выше период времени на территории г. Миасса Челябинской области из корыстных побуждений возник единый преступный умысел, направленный на получение взятки лично в виде денег от ФИО6. за совершение вышеуказанных действий в пользу последней и представляемого ею юридического лица – АНО ДПО «Техсервис», которые входят в ее служебные полномочия.
При этом, несмотря на то, что конкретный размер денежных средств, подлежащих незаконному получению должностным лицом Захаровой Е.А. в качестве взятки не оговаривался в указанный момент, с учетом действия взаимной договоренности, нацеленной на длительный период сотрудничества, а также с учетом регулярности проведения в учебном центре заседаний комиссии по проверке знания требований охраны труда работников, ФИО6. и ЗахаровойЕ.А. осознавалось совершение дачи и получения взятки соответственно в общем размере, превышающем 25000 (двадцать пять тысяч) рублей, то есть в значительном размере.
Выполняя взятые на себя обязательства перед ФИО6., Захарова Е.А., совершая действия в пользу последней и представляемого ею АНО ДПО «Техсервис», в различные дни с 30.01.2020 по 31.08.2022, находясь в своем рабочем кабинете по адресу: Челябинская область, г.Миасс, ул. Лихачева, 23а, в помещении, занимаемом указанным учебным центром по адресу: Челябинская область, г.Миасс, Тургоякское шоссе, 3/12, а также в иных не установленных следствием местах на территории города Миасса Челябинской области, подписывала протоколы заседания комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, заседание которых, в том числе, прошло без фактического участия Захаровой Е.А. в какой бы то ни было форме. Так, Захарова Е.А. для АНО ДПО «Техсервис» подписала протоколы заседания комиссии по проверке знания требований охраны труда работников в следующем количестве: за январь 2020 года 26 штук; за март 2020 года 46 штук; за май 2020 года 21 штук; за июль 2020 года 19 штук; за август 2020 года 36 штук; за сентябрь 2020 года 31 штук; за октябрь 2020 года 25 штук; за ноябрь 2020 года 20 штук; за декабрь 2020 года 29 штук,, а всего за 2020 год 253 штуки; за февраль 2021 года 33 штук; за март 2021 года 89 штук; за апрель 2021 года 35штук; за май 2021 года 2 штук; за июнь 2021 года 14 штук; за июль 2021 года 1 штук; за август 2021 года 28 штук; за сентябрь 2021 года 26 штук; за октябрь 2021 года 24 штук; за ноябрь 2021 года 45 штук; за декабрь 2021 года 31 штук, а всего за 2021 год 328 штук; за февраль 2022 года 87 штук; за март 2022 года 64 штук; за апрель 2022 года 69штук; за май 2022 года 2 штук; за июнь 2022 года 32 штук; за июль 2022 года 39 штук; за август 2022 года 25 штук, а всего за 2022 год 318 штук.
В свою очередь ФИО6., реализуя свой преступный умысел, направленный на дачу взятки должностному лицу, а именно главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Захаровой Е.А., за совершение вышеуказанных действий, входящих в ее служебные полномочия, находясь в помещении, занимаемом АНОДПО «Техсервис», по адресу: Челябинская область, г.Миасс, Тургоякское шоссе, 3/12, организовала с согласия Захаровой Е.А. перечисление с расчетного счета указанной образовательной организации №40703810890280000173, открытого 17.11.2010 в Миасском филиале АО «Челябинвестбанк» (г. Миасс, пр. Автозаводцев, 30), денежных средств на ее личный банковский счет 27.03.2020 в сумме 15 000,00 рублей, 17.07.2020 в сумме 10 000,00 рублей, 30.10.2020 в сумме 10 000,00 рублей, 10.02.2021 в сумме 10 000,00 рублей, 16.03.2021 в сумме 20 000,00 рублей, 19.03.2021 в сумме 10 000,00 рублей, 05.04.2021 в сумме 10 000,00 рублей, 21.05.2021 в сумме 10 000,00 рублей, 23.11.2021 в сумме 20 000,00 рублей и 10.03.2022 в сумме 10 000,00 рублей, под видом оплаты труда Захаровой Е.А. по оказанию учебному центру образовательных услуг по чтению лекций, без фактического ее присутствия на данных лекциях.
Одновременно с этим Захарова Е.А., являясь должностным лицом, находясь на территории города Миасса, действуя с единым умыслом, из корыстных побуждений, осуществляя фактическое владение и распоряжение счетом 40817810772003097356, открытым 12.09.2017 на ее имя в отделении банка 8597/0521 (город Миасс, ул. Романенко, 50а), действуя умышленно, из корыстных побуждений, переданную Забелиной А.В. описанным выше способом взятку в виде денег 27.03.2020 в сумме 15000,00 рублей, 17.07.2020 в сумме 10 000,00 рублей, 30.10.2020 в сумме 10 000,00 рублей, 10.02.2021 в сумме 10 000,00 рублей, 16.03.2021 в сумме 20 000,00 рублей, 19.03.2021 в сумме 10 000,00 рублей, 05.04.2021 в сумме 10 000,00 рублей, 21.05.2021 в сумме 10000,00рублей, 23.11.2021 в сумме 20 000,00 рублей и 10.03.2022 в сумме 10000,00 рублей, за совершение вышеуказанных действий, входящих в ее служебные полномочия, лично получила, распорядившись впоследствии полученными денежными средствами по своему усмотрению.
Таким образом, ФИО6 в период с 27.03.2020 по 10.03.2022 лично дала взятку должностному лицу, а именно главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Захаровой Е.А. на общую сумму 125000,00рублей, то есть в значительном размере, за совершение действий в пользу ФИО6. и представляемого ею юридического лица, входящих служебные полномочия Захаровой Е.А.
В свою очередь Захарова Е.А. в период с 27.03.2020 по 10.03.2022, являясь должностным лицом, занимая должность главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, из корыстных побуждений получила лично взятку в виде денег на общую сумму 125000,00рублей, то есть в значительном размере, за совершение действий в пользу ФИО6 и представляемого ею юридического лица, входящих в ее служебные полномочия.
В ходе предварительного следствия Захарова Е.А. в порядке ст.317.1-317.4 УПК РФ 08 декабря 2022 года заключила досудебное соглашение, обязалась: дать правдивые последовательные и признательные показания о своей причастности к инкриминируемому преступлению (получение взятки) по предъявленному обвинению; при даче правдивых и признательных показаний изобличить себя, а также иных должностных лиц в совершенных ими преступлениях, а именно: ФИО7 который, являясь главным инспектором охраны труда, используя свое служебное положение, разработал схему незаконного получения денежных средств от АНО «Перспектива Миасс» за подписание протоколов заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда и лично участвовал в получении денежных средств; ФИО8 который являясь учредителем сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области, в том числе АНО «Перспектива Миасс», разработал преступную схему дачи взятки должностным лицам государственной инспекции труда Челябинской области за подписание протоколов заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда; правдивость и достоверность своих показаний подтвердить при производстве очных ставок с вышеуказанными лицами, активно способствовать расследованию совершенного преступления при производстве любых следственных действий, необходимость в которых возникнет у следователя; не препятствовать ходу предварительного расследования (т.6 л.д.46-47).
12 мая 2023 года Захарова Е.А. заключила досудебное соглашение, обязалась: дать правдивые последовательные и признательные показания о своей причастности к инкриминируемому преступлению (получение взятки) по предъявленному обвинению; при даче правдивых и признательных показаний изобличить себя, а также иных должностных лиц в совершенных ими преступлениях, а именно: ФИО7 который, являясь главным инспектором охраны труда, используя свое служебное положение, разработал схему незаконного получения денежных средств от АНО «Перспектива Миасс» за подписание протоколов заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда и лично участвовал в получении денежных средств; ФИО8 который являясь учредителем сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области, в том числе АНО «Перспектива Миасс», разработал преступную схему дачи взятки должностным лицам государственной инспекции труда Челябинской области за подписание протоколов заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда; правдивость и достоверность своих показаний подтвердить при производстве очных ставок с вышеуказанными лицами, активно способствовать расследованию совершенного преступления при производстве любых следственных действий, необходимость в которых возникнет у следователя; не препятствовать ходу предварительного расследования; сообщить информацию о получении ею незаконного денежного вознаграждения от руководителя учебного центра ООО «Техсервис» по фиктивному договору возмездного оказания услуг (т.6 л.д.76-77).
27 июня 2023 года Захарова Е.А. заключила досудебное соглашение, обязалась: дать правдивые последовательные признательные показания о своей причастности к инкриминируемым преступлениям (получение взяток от учебных центров «Перспектива Миасс» и «Техсервис») по предъявленному обвинению (т.6 л.д. 145).
Ввиду выполнения в полном объеме взятых Захаровой Е.А. обязательств заместителем прокурора г.Миасса направлено в суд представление об особом порядке судебного разбирательства в отношении Захаровой Е.А.
Государственный обвинитель в судебном заседании подтвердил активное содействие Захаровой Е.А. следствию, которое выразилось в том, что: в ходе предварительного следствия Захарова Е.А. при проведении допросов, других следственных действий способствовала раскрытию и расследованию преступлений, дала подробные показания о совершенных преступлениях, времени, месте, способе и других обстоятельствах совершенных преступлений. Показания Захаровой Е.А. подтверждены другими доказательствами по делу, что позволяет утверждать об их правдивости. Сотрудничество с обвиняемой Захаровой Е.А. оказало существенное значение для расследования преступлений.
Подсудимая Захарова Е.А. подтвердила обстоятельства содействия следствию, изложенные государственным обвинителем.
В судебном заседании установлено, что досудебное соглашение Захаровой Е.А. заключено добровольно, при участии защитника, подсудимой соблюдены все условия и выполнены все обязательства, предусмотренные заключенным с ней соглашения о сотрудничестве, разъясненные ей характер и последствия приговора без проведения судебного разбирательства подсудимая Захарова Е.А. осознает.
Обвинение, с которым согласилась подсудимая Захарова Е.А., является обоснованным и подтверждается собранными по делу доказательствами.
Действия Захаровой Е.А. подлежат квалификации по факту получения взятки от ФИО2 - по п.«в» ч.5 ст.290 УК РФ, – получение взятки, то есть получение должностным лицом лично взятки в виде денег за совершение действий в пользу взяткодателя и представляемых им лиц, если указанные действия входят в служебные полномочия должностного лица, совершенные в крупном размере;
по факту получения взятки от ФИО6. - по ч.2 ст.290 УК РФ, – получение взятки, то есть получение должностным лицом лично взятки в виде денег, за совершение действий в пользу взяткодателя и представляемых им лиц, если указанные действия входят в служебные полномочия должностного лица, совершенные в значительном размере.
При назначении вида и размера наказания подсудимой Захаровой Е.А. суд учитывает, что ею совершено одно тяжкое преступление и одно особо тяжкое преступление против интересов государственной службы. Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимой, нет. Обстоятельствами, смягчающими наказание по каждому преступлению являются: совершение преступлений впервые, наличие несовершеннолетнего ребенка, признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствование расследованию преступлений, что выразилось в даче показаний по обстоятельствам дела, участии в других следственных действиях, направленных на сбор доказательств, участие в благотворительности и помощи участникам СВО, ходатайства о снисхождении почетных граждан города, депутатов, руководителей предприятий города, состояние здоровья подсудимой и ее близких родственников, отягощенное наличием заболеваний; по тяжкому преступлению так же явка с повинной и активное способствование раскрытию преступления.
Суд принимает во внимание, что Захарова Е.А. имеет постоянное место жительства, семью, характеризуется удовлетворительно, ее родители в силу возраста и состояния здоровья нуждаются в помощи, которую она им оказывает.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, личности подсудимой Захаровой Е.А., суд приходит к выводу, что ей следует назначить наказание в виде штрафа с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных функций в государственных органах власти, не находя оснований для применения ст.64 УК РФ, изменения категории преступлений на менее тяжкие, в соответствие с ч.6 ст.15 УК РФ.
Размер штрафа суд определяет исходя из тяжести совершенных преступлений, имущественного положения подсудимой и ее семьи.
В соответствие со ст.72 ч.5 УК РФ, п.4 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2015 №58 (ред. от 18.12.2018) "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" с учетом срока содержания Захаровой Е.А. под стражей и под домашним арестом наказание в виде штрафа следует смягчить.
Вещественные доказательства – СД-диски, хранящиеся в деле, следует оставить в деле, документы передать по принадлежности.
Деньги, полученные в результате совершения преступлений, в размере 435016 рублей и 125000 рублей, в соответствие со ст.104.1 ч.1 п. «а» УК РФ подлежат конфискации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.316, 317.7 УПК РФ, суд
п р и г о в о р и л:
Захарову Е.А. признать виновной в совершении преступлений, предусмотренных ст.290 ч.5 п.«в» УК РФ, ст.290 ч.2 УК РФ.
Назначить Захаровой Е.А. наказание:
по ст.290 ч.5 п.«в» УК РФ (по факту получения взятки от ФИО2 в виде штрафа в размере 3 000 000 (три миллиона) рублей с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных функций в государственных органах власти на срок пять лет;
по ст.290 ч.2 УК РФ (по факту получения взятки от ФИО6 в виде штрафа в размере 500000 (пятьсот тысяч) рублей с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных функций в государственных органах власти на срок два года.
В соответствии со ст.69 ч.3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначить Захаровой Екатерине Александровне наказание в виде штрафа в размере 3200 000 (три миллиона двести тысяч) рублей с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных функций в государственных органах власти на срок шесть лет.
В соответствие со ст.72 ч.5 УК РФ, учитывая срок содержания под стражей Захаровой Е.А. с 24 октября 2022 года по 21 декабря 2022 года и срок содержания под домашним арестом с 22 декабря 2022г. по 23 июня 2023 года смягчить основное наказание в виде штрафа до 2400 000 (два миллиона четыреста тысяч) рублей.
Рассрочить уплату штрафа, назначенного в качестве основного наказания, на один год путем уплаты ежемесячно денежной суммы в размере 200000 (двести тысяч) рублей.
Меру пресечения Захаровой Е.А. до вступления приговора в законную силу оставить в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Вещественные доказательства: СД-диски, выписки по счетам ПАО «Сбербанк России», хранящиеся в деле, оставить в деле. Протоколы заседания комиссий АНО ДПО «Учебный центр «Техсервис» за 2018-2022 г., хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств следственного отдела по г.Миассу, возвратить ДПО «Учебный центр «Техсервис», протоколы заседания комиссий АНО ДПО «Учебный центр «Техсервис» за 2018-2022 г., переданные директору АНОДПО «Техсервис» ФИО6 оставить там же, освободив от обязанности по хранению.
В соответствии со ст.104.1 УК РФ денежные средства в размере 560016 (пятьсот шестьдесят тысяч шестнадцать) рублей конфисковать в доход государства.
Арест на автомобиль Mitsubishi модель «ASX 1.8» с государственным регистрационным знаком НОМЕР, 2012 года выпуска, принадлежащий Захаровой Е.А. сохранить до исполнения наказания в виде штрафа и конфискации.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель: УФК по Челябинской области (Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области л/с 04691А59130), ИНН 7453226383, КПП 745301001, наименование банка: ОТДЕЛЕНИЕ Челябинск Банка России // УФК по Челябинской области г.Челябинск, кор.счет (ЕКС) 40102810645370000062, БИК 017501500, счет получателя средств (номер казначейского счета) 03100643000000016900, ОКТМО 75701000, КБК 41711603130010000140.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение 15 суток со дня его провозглашения, с соблюдением требований ст.317 УПК РФ. В случае подачи апелляционной жалобы осужденная вправе в тот же срок ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, о чем должно быть указано в его апелляционной жалобе.
Судья
Апелляционным определением Челябинского областного суда от 24 ноября 2023 года приговор Миасского городского суда Челябинской области от 22 сентября 2023 года в отношении Захаровой Е.А. изменить:
дополнить содержащиеся в его описательно-мотивировочной и резолютивной частях указания о конфискации денежных средств ссылкой на ст. 104.2 УК РФ.