Решение по делу № 2-323/2024 (2-3010/2023;) от 08.11.2023

К делу № 2-323/2024

УИД: 23RS0024-01-2023-003977-13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Крымск                                                                                07 февраля 2024 года

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего                    Савина М.Е.

с участием:

представителя истца ФИО16. -            Гречко Т.В.,

действующей по доверенности <адрес>9 от 25.10.2023г.,

представителя ответчика –

администрации МО Крымский район            Рябоконь В.И.,

действующего по доверенности от 09.01.2024 ,

представителя Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Крымский район        Плаксиной О.В.,

действующей по доверенности от 12.12.2023 ,

при секретаре                            Лысенко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Министерству труда и социального развития <адрес>, администрации муниципального образования <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением,

установил:

ФИО4 обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, администрации муниципального образования Крымский район о признании права на обеспечение жилым помещением.

В обоснование своих требований истец указал, что он, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ, когда истцу исполнилось 10 лет, умерла его мать – ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ его отец – ФИО10 отказался от родительских прав и дал согласие на усыновление малолетнего сына. Постановлением главы города Крымска и Крымского района от ДД.ММ.ГГГГ -п ФИО5 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО4 Решением Крымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО4 и он передан под опеку ФИО5 – бабушке. Таким образом, ФИО4 относится к категории лиц из числа детей-сирот, поскольку на момент исполнения ему 18 лет он остался без попечения родителей.

22 апреля 2021 года ФИО4 обратился в Министерство труда и социального развития Краснодарского края с заявлением о включении его в список лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ -жс истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку на момент подачи заявления ему уже исполнилось 23 года. Опекун истца – бабушка ФИО5 умерла, не осталось родственников, которые смогли бы зарегистрировать истца в своем жилом помещении, по этой причине ФИО4 не вносили в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. С 2009 года до ДД.ММ.ГГГГ истец проживал на территории МО <адрес> без регистрации, после его зарегистрировали в своем доме родители его супруги – ФИО3 по адресу: <адрес>.

31 августа 2023 года ФИО4 повторно обратился в Министерство труда и социального развития <адрес>.

Приказом Министерства от 10.10.2023 -жс истцу отказано поскольку на момент подачи заявления ему исполнилось 23 года и им не представлена копия решения суда о признании права на обеспечение жилым помещением.

С вышеуказанным Приказом истец ФИО4 не согласен, на основании справки администрации МО Крымский район от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Считает, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на предоставление мер социальной поддержки. Указывает, что органами опеки и его опекуном ненадлежащим образом выполнены обязанности по защите его прав в тот период, когда он был несовершеннолетним, в связи с чем, просит суд восстановить ему срок на подачу заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по уважительным причинам; признать за ФИО4 право на обеспечение жилым помещением; обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края включить ФИО4 в список детей-сирот и детей, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В судебное заседание истец ФИО4 не явился, уведомил через своего представителя о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 - Гречко Т.В. исковые требования поддержала, при этом суду пояснила, что истец служит в ОМВД по Крымскому району в должности старшего участкового уполномоченного полиции. Чтобы обратиться в Министерство труда и социального развития с заявлением, необходимо предоставить пакет документов, который он начал собирать еще в 2017 году. С 2015 до 02 февраля 2022 года у ФИО11 не было регистрации на территории муниципального образования Крымский район, в связи с чем, ему было отказано в принятии документов Министерством труда и социального развития Краснодарского края. С 08 мая 2001 года по 01 сентября 2008 года истец находился под опекой бабушки – ФИО5, которая должна была до достижения внуком совершеннолетия обратиться в администрацию с заявлением для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако опекун ФИО5 в силу своего престарелого возраста, а также отсутствия разъяснений со стороны органов опеки, не воспользовалась данным правом. В период времени с 01.09.2008 по 31.07.2013 года ФИО4 являлся курсантом Новороссийского Филиала Краснодарского университета МВД России, не был уведомлен органами исполнительной власти и руководством университета о возможности получить жилое помещение. С 31 июля 2013 года ФИО4 был принят на службу в Отдел МВД России по Крымскому району, ежедневно находится на службе, его рабочий день не нормирован, часто направляется в служебные командировки, в связи с чем ФИО4 не воспользовался своим правом на получение жилого помещения как ребенок-сирота.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования Крымский район Рябоконь В.И. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований ФИО4 отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретениями ими полной дееспособности - до достижения совершеннолетия. Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 подала заявление главе администрации г. Крымска и Крымского района о даче разрешения на установление опеки над несовершеннолетним ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В заявлении указала, что ребенок будет прописан в ее жилье по адресу: <адрес>, которое впоследствии останется в его пользовании. Однако в 2015 году опекун ФИО5 продала указанный жилой дом. В 2016 году опекун умерла, но истцу уже исполнилось 25 лет. С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО4 обратился в 30 лет – 22 апреля 2021 года. Считает, что у истец утратил право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления ему благоустроенного жилого помещения, поскольку предоставление такой меры носит заявительный характер, а срок им пропущен в отсутствие уважительных причин.

В судебном заседании представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Крымский район Плаксина О.В. сочла причины пропуска ФИО4 срока для подачи заявления необоснованными. С момента достижения им возраста 14 лет, то есть с 2015 года, он либо его опекун имели право подать заявление на включение его в список, его опекуну это разъяснялось. Бабушка предполагала предоставить свое жилье истцу, о чем указала в своем заявлении. По их мнению, он был обеспечен жильем.

Представитель ответчика – Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в их отсутствие. В письменном возражении указал, что впервые ФИО4 обратился в уполномоченный орган местного самоуправления в 30 лет - 22.04.2021 года с заявлением о включении его в список. Приказом министерства от 22 апреля 2021 года -жс ему было отказано, поскольку истцу более 23 лет и он не предоставил вступившее в законную силу решение суда о признании за ним права на обеспечение жилым помещением, сведения о месте жительства истца и об имеющемся недвижимом имуществе. Повторно с заявлением истец обратился 31.08.2023. Ему снова было отказано по причине достижения им возраста 23 лет и не представлено решение суда о признании за ними права на обеспечением жилым помещением. Действующим законодательством предусмотрен заявительный характер обеспечения жилыми помещениями. Если лицо до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Аналогичные положения содержатся и в Законе Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае".

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Краснодарского края на основании Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Краснодарского края, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В судебном заседании установлено, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой Управления по вопросам семьи и детства администрации МО Крымский район от 31.10.2023 .

ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать – ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ его отец – ФИО10 отказался от родительских прав и дал согласие на усыновление малолетнего сына.

Постановлением главы города Крымска и Крымского района от 09.06.2001 -п ФИО5 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО4 Решением Крымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО4 и он передан под опеку ФИО5 – бабушке.

Согласно заявления ФИО5 на имя главы администрации г. Крымска и Крымского района от 08.05.2001г. о разрешении на установлении опеки над ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5 указала: «Ребенок по достижении возраста будет прописан в нашем жилье, а также впоследствии оставим жилое помещение».

Из материалов дела следует, что ФИО5 принадлежал жилой дом по адресу: <адрес>, который она продала ФИО13 на основании договора купли-продажи от 02.02.2015г.

На момент установления опеки и в дальнейшем несовершеннолетний ФИО4 проживал в указанном выше жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла в <адрес> (справка о смерти от 29.07.2016г.).

Из копии наследственного дела следует, что завещанием от 09.10.2000г. ФИО5 завещала квартиру по адресу: <адрес>,сестре – ФИО6, которая в установленный законом срок обратилась к нотариусу Крымского нотариального округа Егер Н.А. с заявлением о принятии наследства.

В силу ч.1 ст.121 СК РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

В соответствии с ч.1 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном уполномоченным органом местного самоуправления.

Такой порядок утвержден постановлением администрации муниципального образования Крымский район от 22.09.2023 «Об утверждении порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений».

В соответствии с п.1.1 Порядка, он определяет организацию работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным выше, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случаях приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ч.1 ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года -КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края.

Таким образом, возникновение права на включение в список в соответствии с указанной выше нормой закона носит заявительный характер, при этом по общему правилу может быть реализовано до 23 лет.

Судом установлено, что 22 апреля 2021 года ФИО4 обратился в Министерство труда и социального развития Краснодарского края с заявлением о включении его в список лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Приказом Министерства от 22.06.2021 -жс истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку на момент подачи заявления ему уже исполнилось 23 года, не представлено вступившее в законную силу решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением, сведения о месте жительства на территории МО Крымский район, а также сведения о правах на недвижимое имущество.

31 августа 2023 года ФИО4 повторно обратился в Министерство труда и социального развития Краснодарского края.

Приказом Министерства от 10.10.2023 -жс истцу отказано поскольку на момент подачи заявления ему исполнилось 23 года и им не представлена копия решения суда о признании права на обеспечение жилым помещением.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 года № 397 лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в улучшении жилых помещениях или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 года или после 01.01.2013г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в списки.

    Таким образом, судом установлено, что впервые ФИО4 обратился в министерство труда и социального развития Краснодарского края с заявлением о включении его в список несвоевременно, в 30 лет, а именно, пропустив возраст с 18 до 23 лет.

    Доводы представителя истца Гречко Т.В. о том, что он не был поставлен на учет в связи с тем, что отсутствовали сведения о месте жительства истца на территории муниципального образования Крымский район и он не имел регистрации до 2 февраля 2022 года не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку истец был зарегистрирован месту жительства, в доме опекуна с 02.04.2005г. до продажи дома в 2015 году и снят с регистрационного учета 17.06.2015 года, после он был зарегистрирован по адресу: <адрес> – до 23 марта 2020 года. Таким образом, до достижения им возраста 23 лет истец имел право обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.

    В настоящее время истец ФИО4 зарегистрирован по адресу: <адрес>, в доме родителей супруги – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о заключении брака от 22.02.2022г.).

Судом с достоверностью установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО4 не является собственником жилых помещений, договор социального найма жилого помещения с ним также не заключался.

    Вместе с тем, супруга истца имеет в собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, на основании договора участия в долевом строительстве от 22.04.2019г.

    С 01.09.2008г. истец ФИО4 являлся курсантом Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России и находился на полном государственном обеспечении и проживал на территории филиала вплоть до 2013 года, до окончания ВУЗа.

    По окончании учебного заведения он также имел право обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

    Исходя из объяснений представителя истца Гречко Т.В. о необходимости обращения в органы местного самоуправления для включения в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в возрасте до 23 лет истцу известно не было ввиду бездействия органов опеки и попечительства, а также опекуна.

Эти доводы не нашли своего подтверждения достоверными доказательствами в судебном заседании. Кроме того, в качестве причин пропуска срока представитель истца ссылается, в том числе, на ненадлежащее выполнение органами опеки и попечительства обязанностей, предусмотренных абзацем четвертым пункта 3 статьи 8 Закона 159-ФЗ, согласно которому органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список. Однако данная норма была введена Федеральным законом от 29.07.2018 № 267-ФЗ и вступила в силу с 01.01.2019г., то есть после достижения ФИО4 18 лет.

Таким образом, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигший на момент обращения в суд возраста 32 лет, в настоящее время не относится к категории лиц, подпадающих под действие Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жильем после достижения им возраста 23 лет утрачено, на учете он не состоял, доказательств того, что ФИО4в установленный законом срок обращался в уполномоченные государственные органы с заявлением о предоставлении жилого помещения по указанным основаниям, не имеется. При установлении над ним опеки за ним было закреплено жилое помещение, в связи с чем органы социальной защиты и опекун не обращались в компетентные органы для постановки истца на учет для предоставления жилого помещения. В 2014 году ему исполнилось 23 года. Вплоть до 17.06.2015 года истец пользовался закрепленным за ним жилым помещением, затем он изменила место жительства. В настоящее время зарегистрирован в доме родителей супруги. Доказательств, подтверждающих обстоятельства, препятствующие ему реализовать право на жилое помещение, не представил. Сам по себе факт признания истца лицом, оставшимся без попечения родителей, не является безусловным основанием для предоставления ему жилого помещения без обращения в органы исполнительной власти в сроки, предусмотренные законом.

Следовательно, доводы представителя истца о том, что он имеет право получить жилое помещение и по достижении 23 лет в рамках Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", при конкретных обстоятельствах по делу, судом отклоняются. Обеспечение жильем является дополнительной социальной гарантией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия. В данном случае истец обратился с заявлением о включении в список по прошествии времени с момента достижения 23-летнего возраста.

Прохождение службы в органах МВД и постоянные служебные командировки не свидетельствуют об уважительности причин несвоевременного обращения с соответствующим заявлением, а напротив, род службы истца и наличие у него высшего юридического образования формируют позицию суда о том, что он имел возможность своевременно реализовать предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет.

Иных доказательств уважительности причин пропуска указанного срока, стороной истца не представлено, а потому, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления ФИО4 к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, администрации муниципального образования Крымский район о признании права на обеспечение жилым помещением, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Крымский районный суд.

Решение изготовлено в окончательной форме 13.02.2024г.

Судья: подпись.

2-323/2024 (2-3010/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Саргсян Руслан Арменович
Ответчики
Администрация МО Крымский район
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Другие
Управление по вопросам семьи и детства администрации МО Крымский район
Гречко Татьяна Владимировна
Суд
Крымский районный суд Краснодарского края
Судья
Савин Михаил Евгеньевич
Дело на странице суда
krimsk.krd.sudrf.ru
08.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2023Передача материалов судье
14.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2023Подготовка дела (собеседование)
12.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.01.2024Предварительное судебное заседание
07.02.2024Судебное заседание
13.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее