Дело № 2-38/2023
77RS0021-02-2022-010115-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2023 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,
с участием истца пом.военного прокурора Красноярского гарнизона Константинова Р.Д.,
представителей ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России Рушелюка С.И., Воронина А.А., Борозинец Д.А., действующих на основании доверенностей,
представителя третьего лица 966 отдела Государственного технического надзора Сурцукова О.Н., действующего на основании доверенности,
при секретаре Салажан Е.Ф.,
рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению военного прокурора Красноярского гарнизона в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ по ЦВО, Жилищно-коммунальной службе № 18 о признании незаконным бездействие и возложении обязанности по совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Красноярского гарнизона в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц с учётом уточнений обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ по ЦВО, Жилищно-коммунальной службе № 18 о признании незаконным бездействие и возложении обязанности по совершению определенных действий.
Исковые требования мотивированы тем, что военной прокуратурой Красноярского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, жилищно-коммунального законодательства, в части обеспечения надлежащего функционирования объектов теплоснабжения. В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 12 апреля 2017 г. № 1141 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и актом приема-передачи объектов недвижимого имущества в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России № 3/1141/ТХ, Учреждение приняло в оперативное управление недвижимое имущество, в том числе обязательства по использованию данного имущества, в том числе котельной № 33 (<адрес> а также сетей теплоснабжения протяженностью 5058,8 м. и сетей горячего водоснабжения (ГВС) протяженностью <данные изъяты> м. в соответствии с их назначением, бережным отношением к имуществу и поддержанию его в исправном состоянии, бремя расходов по содержанию имущества. Котельная отапливает 1 многоэтажный жилой дом, 1 жилой дом и 22 объекта казарменно-жилищного фонда войсковой части 54630 (<адрес>), то есть является социально значимым объектом. В ходе проведенной военной прокуратурой проверки установлено, что эксплуатация котельной, тепловых сетей и сетей ГВС осуществляется в нарушение норм жилищного законодательства, в части обеспечения надлежащего функционирования объектов теплоснабжения, в связи, с чем ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России выдано представление об устранении нарушений. Вместе с тем, требования прокурора в полном объёме не исполнены, до настоящего времени требуемые ремонтные работы в указанных котельных не проведены. Непринятие Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России мер к устранению выявленных при сезонных осмотрах и проверках котельных (сетей теплоснабжения) недостатков нарушает требования вышеуказанного законодательства, может способствовать возникновению аварийных и чрезвычайных ситуаций, влекущих нарушение прав граждан-потребителей, а также воинской части и организаций на пользование теплоснабжением, ГВС, создать угрозу их жизни, здоровью, имуществу, причинить значительный материальный ущерб, существенно отразится на боеготовности снабжаемой коммунальными ресурсами воинской части. Таким образом, бездействием указанных организаций нарушаются законные интересы и права неопределенного круга лиц потребителей тепловой энергии, в том числе права граждан на жилище и его безопасность, право на получение коммунальных услуг надлежащего качества, право на сохранность имущества и другие права и законные интересы; ставится под угрозу безаварийное теплоснабжение военного городка в отопительный период.
В связи с чем, просит признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, выразившемся в непринятии мер к устранению выявленных при проверках и сезонных осмотрах котельной № по адресу: <адрес>) нарушений.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации устранить выявленные нарушения при проверках и сезонных осмотрах котельной № по адресу: <адрес>), а именно:
- обеспечить проведение проверки знаний не реже 1 раза в три года для персонала организаций, эксплуатирующих тепловые энергоустановки;
- обеспечить проведение проверки знаний не реже 1 раза в год для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, испытаниях;
- обеспечить проведение проверки знаний не реже 1 раза в год для лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок;
- обеспечить проведение проверки знаний правил в комиссии органов государственного энергетического надзора у ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, заместителей ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок;
- обеспечить получение удостоверения проверки знаний установленного образца персоналом, успешно прошедшим проверку знаний;
- внести все изменения, выявленные и произведенные во время ремонта, в технические паспорта тепловых энергоустановок, схемы, чертежи;
- обеспечить ведение паспортов на контрольно-измерительные приборы тепловых энергоустановок;
- организовать проведение осмотров средств защиты, применяемых при обслуживании тепловых энергоустановок; испытания средств защиты, применяемых при обслуживании тепловых энергоустановок; осмотры приспособлений, применяемых при обслуживании тепловых энергоустановок; осмотры инструмента, применяемого при обслуживании тепловых энергоустановок; испытания инструмента, применяемого при обслуживании тепловых энергоустановок;
- обеспечить наблюдение за состоянием металлических дымовых труб три их эксплуатации со следующей периодичностью: инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации - один раз в 3 года в период летнего отключения котлов; наблюдение за осадкой фундаментов нивелированием реперов - после сдачи в эксплуатацию до стабилизации осадок (1 мм в год и менее) - один раз в год; после стабилизации осадок - один раз в 5 лет; проверка вертикальности трубы геодезическими методами (с помощью теодолита) - один раз в 5 лет, а в случае заметного наклона трубы, обнаруженного визуально, внеочередной инструментальной проверкой вертикальности трубы;
- обеспечить наблюдение за осадками фундаментов зданий, сооружений и оборудования котельных в первый год эксплуатации - 3 раза, во второй год эксплуатации - 2 раза, после двух лет эксплуатации до стабилизации осадки - 1 раз в год, после стабилизации осадки (1 мм в год и менее) - не реже 1 раза в 5 лет;
- обеспечить наблюдение за осадками фундаментов, деформациями строительных конструкций, с фиксацией результатов в паспортах зданий и сооружений, по программам в сроки, предусмотренные инструкцией, но не реже 1 раза в 3 года;
- установить не менее двух насосов (допускается один ручной) для подпитки системы отопления с расширительным сосудом в котельной;
- организовать осуществление в суточной ведомости или журнале режимов работы оборудования записей параметров работы котлов и котельного оборудования: водоуказательных приборов, сигнализаторов предельных уровней воды, предохранительных клапанов, питательных устройств;
- нанести на план тепловой сети канализации, кабеля;
- обеспечить систематический контроль за внутренней коррозией трубопроводов водяных тепловых сетей;
- утвердить план ликвидации технологических нарушений в тепловых сетях, согласованный с местными органами власти;
- провести проверку знаний по электробезопасности всех электрогазосварщиков;
- обеспечить персонал инструментом, удовлетворяющим требованиям государственный стандартов и действующих правил применения и испытания средств защиты;
- разработать паспорт на заземляющее устройство дымовой трубы котельной;
- установить вытяжные вентиляции над местами выгреба золы и шлака для котлов ст. №№ 1,2,3,4,5;
- произвести изоляцию золоулавливающих аппаратов и газоходов для предотвращения конденсации водяных паров;
- произвести капитальный и текущий ремонты зданий и сооружений согласно ежегодным календарным планам, утвержденным руководителем организации;
- произвести замену плит и столбов ограждения, установку отсутствующих участков ограждения;
- выполнить штукатурные работы и побелку стен здания;
- осуществить подливку и затирку трещин фундамента;
- произвести ремонт и замену оконных блоков и рам, дверей, полов;
- произвести установку комплекта заводской вентиляции с вытяжными устройствами над каждым из пяти котлов;
- произвести теплоизоляцию газоходных котлов №№ 3,2,1 системы теплоснабжения;
- заменить насос №1 системы ГВС в целях обеспечения необходимого давления воды;
- произвести замену аккумуляторного бака емкостью 90 м3;
- произвести замену изношенных участков внутренних трубопроводов, затворов, задвижек, кранов оборудования водоподготовки;
- произвести замену изношенных изоляции, оболочек электрооборудования, силовых электрокабелей;
- провести поверку приборов учета холодного водоснабжения и учета тепловой энергии сторонней специализированной организацией;
- выполнить выравнивание опор тепловой сети на участке трубопровода № 1 (отопление);
- провести капитальный ремонт котлов №№ 4 и 5 горячего водоснабжения;
- заменить резервный насос ГВС;
- провести капитальный ремонт (полную замену) сетей теплоснабжения протяженностью 4712 м. и сетей горячего водоснабжения протяженностью 3520,8 м. (замена труб, запорной арматуры, утеплителя).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечен к участию в деле в качестве третьего лица 966 отдел государственного технического надзора (территориального).
Истец пом.военного прокурора Красноярского гарнизона Константинов Р.Д., в судебном заседании с учётом уточнений исковые требования поддержал по вышеизложенным обстоятельствам, кроме того, просил исключить заявленные ответчиком пункты в связи с их исполнением, кроме пунктов: о производстве замены изношенных изоляции, оболочек электрооборудования, силовых электрокабелей и о проведении капитального ремонта котла № 5 горячего водоснабжения, поскольку данные пункты не исполнены.
Представители ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России Рушелюка С.И., Воронина А.А., Борозинец Д.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признали частично, так как требования частично выполнены. Считают необоснованными требования проведения замены изношенных изоляции, оболочек электрооборудования, силовых электрокабелье поскольку имеются протоколы лабораторных испытаний.
Представитель третьего лица 966 отдела Государственного технического надзора Сурцуков О.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал исковые требования обоснованными, суду пояснил, что выявленные нарушения в котельной ответчики устранили частично. Если имеются у ответчика протоколы лабораторных испытаний силовых электрокабелей, то требование о замене изношенных изоляции, оболочек электрооборудования, силовых электрокабелей - выполнены.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ по ЦВО, Жилищно-коммунальной службе № 18 г.Красноярск (Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ по ЦВО, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации Петренко В.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства обороны РФ, представила возражения, указав, что с заявленными исковыми требованиями не согласны в полном объеме и полагают их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Учитывая, что котельная с инвентарным № передана в оперативное управление ФГБУ «Центральное жилищно - коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, связи с чем, последнее, согласно целям его создания и выполнения им возложенных на него обязанностей и в силу ст. ст. 210 и 216 Гражданского кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, несет ответственность за содержание вышеуказанной котельной, в том числе за надлежащую организацию исполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту котельной, в связи с чем, надлежащим ответчиком по исковым требования военного прокурора Красноярского гарнизона является названное Учреждение. Просит обратить внимание суда, что планирование работ по капитальному ремонту объектов коммунального назначения военных городков организовывается также ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России совместно с командиром воинской части (Потребителем), с учетом обстоятельств дела - командиром войсковой части 54630 в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 860 «Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации» и от 3 июня 2014 года № 333 «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации». Собственно финансирование проведения капитального ремонта объектов коммунального хозяйства военного городка реализуется путем выделения целевых субсидий ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 марта 2017 года № 177 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации». ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России согласно Уставу является юридическим лицом, самостоятельно отвечающим за действия, входящие в его компетенцию; оно самостоятельно выступает в защиту своих интересов, может быть истцом и ответчиком в судах по делам, связанным с деятельностью Учреждения (пункт 5 Устава). Именно ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации было создано с основной целью деятельности, это содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, именно ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 860 определено, что эксплуатация, обслуживание, обеспечение коммунальными услугами военного городка, ведение статистического учета материально-технической базы военного городка, подтверждение предоставленных услуг (выполненных работ), а также в иных целях в отношении военного городка коммунально-эксплуатационное обеспечение которого осуществляет ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Ремонт производится с учетом разработанной сметно-технической документации на текущий ремонт. После проведения общего сезонного осмотра на основании надлежаще оформленных актов общего осмотра объектов, дефектных актов с ведомостью работ соответствующим жилищно-коммунальным управлением составляются локальные сметные расчеты (сметы) и формируются заявки на включение объектов в план текущего ремонта. При осмотре проверяется готовность здания или сооружения к эксплуатации в сезонный период, устанавливаются объемы работ по подготовке к эксплуатации в сезонный период и уточняются объемы ремонтных работ, включенных в план текущего ремонта в год проведения осмотра, а также выявляются объемы работ по капитальному ремонту. Сезонный общий осмотр зданий и объектов производится перед наступлением сезона для проверки готовности их к эксплуатации в сезонный период и в целях уточнения объемов ремонтных работ, включенных в план текущего ремонта следующего года. Заявки с дефектными актами (утвержденными командиром воинской части) и сметами жилищно-коммунального управления в установленные сроки направляются в филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России для обобщения и направления в Управление эксплуатации. Управление эксплуатации рассматривает поступившие заявки, формирует в план капитального ремонта, в том числе измененный, за все воинские части, расположенные на территории военного округа, и представляет его на утверждение командующему войсками военного округа. Утвержденный командующим войсками военного округа план капитального ремонта направляется в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации. В план капитального ремонта включаются работы, в первую очередь направленные на сбережение материально-технической базы от преждевременного износа и разрушения, такие, как предотвращение пожаров, подготовка к отопительному периоду (ремонт кровель, водосточных труб, цоколей зданий, отмосток, печей, окон, наружных дверей, остекление, приведение в порядок санитарных узлов, систем водоснабжения и канализации, отопления и вентиляции, силовых установок, электросетей), а также работы, отсрочка которых приведет к ущербу, снижению эксплуатационных показателей и неисправностям конструкций материально-технической базы. План капитального ремонта по военным округам, воинским частям составляется в действующих сметных ценах исходя из технического состояния материально-технической базы, обеспеченности материальными ресурсами выделенных ассигнований на текущий ремонт. План капитального ремонта за все Вооруженные Силы Российской Федерации формирует Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации с последующим утверждением заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на данные работы в текущем году. Изменения в план капитального ремонта за все Вооруженные Силы Российской Федерации вносятся в случае изменения места дислокации воинских частей, устранения последствий стихийных природных явлений, аварийных ситуаций. Изменения в план капитального ремонта вносятся по состоянию на 1 июля и 1 октября текущего года в пределах ранее выделенных лимитов бюджетных обязательств. Внесение изменений в план капитального ремонта осуществляется на основании поступившего в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации обращения от командующего войсками военного округа. Указанные выше требования также содержатся в приказе командующего войсками Центрального военного округа от 27 апреля 2021 года № 229 «Об утверждении Инструкции по порядку подготовки документов для формирования титульного списка на капитальный ремонт объектов капитального строительства военных городков». Кроме того, финансирование проведения текущего и капитального ремонта объектов коммунального хозяйства военного городка реализуется путем выделения целевых субсидий ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2020 года № 25 (а также ранее принятым приказом от 22 марта 2017 года № 177) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации». Указанный приказ устанавливает порядок финансирования мероприятий по проведению, в том числе капитального ремонта объектов коммунального хозяйства военных городков, к которым отнесены и спорные объекты, - путем выделения целевых субсидий соответствующей бюджетной организации, а именно: ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (подп. 2 п. 3 Правил). Указанные целевые субсидии ежегодно с 2018 года предоставляются ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Также с учётом внесения изменений в Устав от 30 июля 2018 года № 2025 были внесены дополненные полномочия, а именно: ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обеспечивает содержание (эксплуатацию), проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование (пункт 21) и (пункт 25) был дополнен после слов «деятельность по эксплуатации» - в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков. Именно данное Учреждение вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации. ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации может размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В связи с чем, просит исключить Министерство обороны Российской Федерации из числа ответчиков по данному делу. В удовлетворении, заявленных военным прокурором Красноярского гарнизона, требований к Министерству обороны Российской Федерации отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ФГКУ «СибТУИО» Минобороны России, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГКУ «СибТУИО» Минобороны России. Представитель ФГКУ «СибТУИО» Минобороны России представил пояснения, указав, что на основании приказа директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 12.04.2017 г. № 1141 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации», котельная инв.№ (местонахождение: <адрес> право оперативного управления ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России прекращено, указанный объект закреплен на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме-передаче объектов нефинансовых активов ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России передало, а ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (ЖЭ(К)О №15 (г.Красноярск) филиал по ЦВО приняло котельную инв.№ (местонахождение<адрес>). Министерство обороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы, которые входят в структуру Министерства. Приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России). Согласно вышеуказанному приказу основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является содержание (эксплуатация) объектов военной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России находится в непосредственном подчинении руководителя ДЭС и ОКУ. Таким образом, в состав эксплуатации входит техническое обслуживание, эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений, текущий ремонт, а также выявление потребности и объёмов работ по текущему и капитальному ремонту. Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 30.12.2017 г. № 860 утверждено Руководство по коммунальному - эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации. В случае, если вопросы ремонта относятся к текущему ремонту, на основании названного приказа текущий ремонт производится с учетом разработанной сметно- технической документации на текущий ремонт. На основании п. 60 приказа план текущего ремонта за все Вооруженные Силы формирует Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей с последующим утверждением заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на данные работы в текущем году. В случае, если вопросы ремонта относятся к капитальному ремонту, на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации № 860 от 30 декабря 2017г. и Регламента «О порядке проведения технического обслуживания и ремонта собственными силами зданий и сооружений казарменного и иных фондов Минобороны России структурными подразделениями ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России» от 17.11.2017г. № 189 обязанности по проведению весенних (осенних) осмотров, с составлением акта общего осмотра и дефектных актов, возложены на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, командиров воинских частей и начальников организаций Министерства обороны Российской Федерации (п. 49 приказа № 860 от 30.12.2017г.). В ходе весеннего осмотра проверяется готовность объекта к эксплуатации в весенне-осенний период, устанавливаются объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточняются объемы ремонтных работ по зданиям и сооружениям, включенным в заявочный план ремонта на текущий год, а также выявляются объемы работ по капитальному ремонту для решения вопроса и включении осматриваемых зданий и сооружений в заявочный план капитального ремонта на следующий год. Полномочия по подготовке градостроительной документации и территориальному планированию, реконструкции и капитальному ремонту возложены на Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации. Одной из задач, возложенных на Департамент строительства является организация деятельности по строительству и капитальному ремонту объектов. Полномочия по включению объекта в заявочный план капитального ремонта возложено на ДЭСиОКУ и организации центрального военного округа. Таким образом, в Министерстве обороны Российской Федерации существует определенная процедура проведения текущего и капитального ремонта и соответствующие уполномоченные органы, в компетенцию которых входит организация мероприятий по проведению капитального ремонта. В этой связи, для организации мероприятий по проведению текущего и (или) капитального ремонта уполномоченные органы должны принять меры и организовать мероприятия в соответствии с полномочиями, определенными вышеназванными приказами.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Как указано в ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», одними из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Как следует из материалов дела, в рамках проведения военной прокуратурой Красноярского гарнизона прокурорской проверки в части обеспечения надлежащего функционирования котельной № (<адрес>), было установлено, что в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 12 апреля 2017 г. № 1141 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» ФИО1, Учреждение приняло в оперативное управление недвижимое имущество, в том числе котельной № (<адрес>, стр.27, в/г 1), а также наружных сетей теплоснабжения № (<адрес> протяженностью 9736 м. Котельная отапливает 1 многоэтажный жилой дом, 1 жилой дом и 22 объекта казарменно-жилищного фонда войсковой части 54630 (<адрес>) (л.д.126-129).
В ходе проведенной военной прокуратурой проверки выявлены нарушения обязательных требований в области исполнения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок вышеуказанной котельной, перечень от 07.07.2021 г. (л.д.53-67):
п.1 не проводится очередная проверка знаний не реже 1 раза в три года персонала организаций, эксплуатирующих тепловые энергоустановки (пункт 2.3.15 Правил);
п.2 не проводится очередная проверка знаний не реже 1 раза в год для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, испытаниях (пункт 2.3.15 Правил);
п.3 не проводится очередная проверка знаний не реже 1 раза в год для персонала, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок (пункт 2.3.15 Правил);
п.4 не проводится проверка знаний правил в комиссии органов государственного энергетического надзора у ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, заместителей ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок (пункт 2.3.20 Правил);
п.5 отсутствуют удостоверения проверки знаний установленного образца у персонала, успешно прошедшего проверку знаний (пункт 2.3.23, приложение 3 Правил);
п.6 не проводится техническое освидетельствование тепловых энергоустановок с целью оценки их технического состояния, установления сроков и условий их эксплуатации, выявления потерь топливно-энергетических ресурсов, составления тепловых балансов (пункты 2.6.2, 2.6.3 Правил);
п.7 не соблюдаются сроки планово-предупредительного ремонта тепловых энергоустановок, установленные в соответствии с требованиями заводов-изготовителей или разработанных проектной организацией (пункт 2.7.1 Правил);
п.8 отсутствуют годовые, сезонные, месячные планы (графики) ремонтов, утвержденные руководителем организации (пункт 2.7.3 Правил);
п.9 не проводится во время проведения ремонта основного оборудования техническое обслуживание средств управления тепловыми энергоустановками, ремонт средств управления тепловыми энергоустановками (пункт 2.7.5 Правил);
п.10 отсутствуют распорядительные документы по организации ремонтного производства, разработке ремонтной документации, планированию и подготовке к ремонту, выводу в ремонт и производству ремонта, приемке и оценке качества ремонта тепловых энергоустановок (пункт 2.7.10 Правил);
п.11 отсутствует разработанная документация по приемке из ремонта тепловых энергоустановок, оценке качества ремонта тепловых энергоустановок (пункт 2.7.10 Правил);
п.12 отсутствует распорядительный документ о назначении рабочей комиссии для приемки из капитального ремонта тепловых энергоустановок (пункт 2.7.11 Правил);
п.13 не внесены все изменения (если необходимо), выявленные и произведенные во время ремонта, в технические паспорта тепловых энергоустановок, схемы, чертежи (пункт 2.7.14 Правил);
п.14 не проводится консервация тепловых энергоустановок в целях предотвращения коррозии металла при: выводе в резерв на определенный срок, выводе в резерв на неопределенный срок, выводе в текущий ремонт, выводе в капитальный ремонт, аварийной остановке, остановках в продолжительный резерв, выводе в ремонт (реконструкцию) на срок не менее шести месяцев (пункт 2.7.15 Правил);
п.15 не осуществляется ведение паспортов на контрольно-измерительные приборы тепловых энергоустановок (пункт 2.9.11 Правил);
п.16 отсутствуют маркировка всех зажимов, надписи о назначении приборов на всех датчиках, надписи о назначении вторичных приборов (пункт 2.9.16 Правил);
п.17 не проводятся: осмотры средств защиты, применяемых при обслуживании тепловых энергоустановок; испытания средств защиты, применяемых при обслуживании тепловых энергоустановок; осмотры приспособлений, применяемых при обслуживании тепловых энергоустановок; испытания приспособлений, применяемых при обслуживании тепловых энергоустановок; осмотры инструмента, применяемого при обслуживании тепловых энергоустановок; испытания инструмента, применяемого при обслуживании тепловых энергоустановок (пункт 2.10.2 Правил);
п.18 не установлены указатели на поверхности земли, обозначающие скрытые под землей водопроводы, канализацию, кабели (пункт 3.2.2 Правил);
п.19 не осуществляются осмотры каждого здания и сооружения организации по графику - для котельных установленной мощностью менее 10 Гкал/ч - не реже 1 раза в 6 месяцев при сроке эксплуатации более 10 лет (пункт 3.3.3 Правил);
п.20 отсутствуют по результатам работы смотровой комиссии во время весеннего (осеннего) осмотра акты, утвержденные руководителем предприятия, распорядительные документы по результатам осмотра о принятии необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение (пункт 3.3.8 Правил);
п.21 не проводится специализированной организацией техническое освидетельствование строительных конструкций производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок один раз в 5 лет (пункт 3.3.9 Правил);
п.22 не проводятся наблюдения за состоянием металлических дымовых труб при их эксплуатации со следующей периодичностью: инструментально визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации - один раз в 3 года в период летнего отключения котлов; наблюдение за осадкой фундаментов нивелированием реперов - после сдачи в эксплуатацию до стабилизации осадок (1 мм в год и менее) - один раз в год; после стабилизации осадок - один раз в 5 лет; проверка вертикальности трубы геодезическими методами (с помощью теодолита) - один раз в 5 лет, а в случае заметного наклона трубы, обнаруженного визуально, внеочередная инструментальная проверка вертикальности трубы (пункт 3.3.14 Правил);
п.23 не проводятся наблюдения за осадками фундаментов зданий, сооружений и оборудования котельных в первый год эксплуатации - 3 раза, во второй год эксплуатации -2 раза, после двух лет эксплуатации до стабилизации осадки - 1 раз в год, после стабилизации осадки (1 мм в год и менее) - не реже 1 раза в 5 лет (пункт 3.3.17 Правил);
п.24 не проводятся по программам в сроки, предусмотренные инструкцией, но не реже 1 раза в 3 года, с фиксацией результатов в паспортах зданий и сооружений, наблюдения за осадками фундаментов, деформациями строительных конструкций (пункт 3.3.18 Правил);
п.25 не осуществляется контроль за состоянием температурных швов, сварных, клепаных и болтовых соединений металлоконструкций, стыков и закладных деталей сборных железобетонных конструкций, арматуры и бетона железобетонных конструкций (при появлении коррозии или деформации) (пункт 3.3.19 Правил);
п.26 не проводятся наблюдения с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений при обнаружении в строительных конструкциях трещин, изломов и других внешних признаков повреждений (пункт 3.3.20 Правил);
п.27 не вносятся в журнал технического состояния зданий и сооружений сведения об обнаруженных дефектах с установлением сроков устранения выявленных дефектов (пункт 3.3.20 Правил);
п.28 не осуществляется систематический контроль за состоянием защиты от коррозии металлических конструкций зданий и сооружений тепловых энергоустановок (пункт 3.3.23 Правил);
п.29 отсутствует таблички, устанавливаемые на видных местах на каждом участке перекрытий с указанием на основе проектных данных предельно допустимых нагрузок (пункт 3.3.24 Правил);
п.30 отсутствуют графики планово-предупредительного ремонта зданий и сооружений котельной (пункт 3.3.29 Правил);
п.31 отсутствует ежегодные календарные планы капитального ремонта зданий и сооружений котельной, утвержденные руководителем организации, ежегодные календарные планы текущего ремонта зданий и сооружений котельной, утвержденные руководителем организации (пункт 3.3.29 Правил);
п.32 не проводятся ежегодные планово-предупредительного ремонты зданий и сооружений котельной (пункт 3.3.29 Правил);
п.33 не обеспечена подпитка системы теплопотребления котельной без расширительного сосуда не менее двумя насосами с электрическим приводом (пункт 5.1.8 Правил);
п.34 не обеспечивается автоматика поддержания давления в системе теплопотребления котельной без расширительного сосуда подпиточными насосами с электрическим приводом (пункт 5.1.8 Правил);
п.35 отсутствует не менее двух насосов (допускается один ручной) для подпитки системы отопления с расширительным сосудом в котельной (пункт 5.1.9 Правил);
п.36 отсутствует врезка подпитки водогрейных котлов, работающих на систему отопления с принудительной циркуляцией, в трубопровод на всасывании сетевых насосов системы отопления, а при естественной циркуляции - в обратный трубопровод системы отопления на расстоянии не менее 3 м от запорного устройства котла (пункт 5.1.13 Правил);
п.37 не проводится по инструкции завода-изготовителя периодический контроль давления теплоносителя для предотвращения кавитации во всасывающем патрубке насоса не ниже допустимого (пункт 5.1.15. Правил);
п.38 не проводится вибродиагностический контроль вращающихся агрегатов котельных перед выводом в ремонт, после капитального ремонта, в процессе эксплуатации (мониторинг) (пункт 5.1.18 Правил);
п.39 не проводится проверка вибросостояния в установившемся режиме тягодутьевых машин, насосов, электродвигателей (пункт 5.1.19 Правил);
п.40 не установлены сетки, защищающие всасывающие отверстия или заборные короба дутьевых вентиляторов (пункт 5.1.20 Правил);
п.41 не проводится не реже одного раза в смену опробирование персоналом резервных питательных насосов (пункт 5.1.21 Правил);
п.42 не проводятся после капитального ремонта, а также ремонтов, связанных с вырезкой и переваркой участков трубопровода, заменой арматуры и тепловой изоляции, перед включением оборудования в работу проверки: исправности неподвижных и подвижных опор и пружинных креплений, размера затяжки пружин подвесок и опор в холодном состоянии, исправности индикаторов тепловых перемещений, возможности свободного перемещения трубопроводов при их прогреве, состояния дренажей и воздушников, предохранительных устройств, легкости хода подвижных частей арматуры, соответствия сигнализации крайних положений запорной арматуры ("открыто" - "закрыто") на щитах управления ее фактическому положению, исправности тепловой изоляции (пункт 5.2.5 Правил);
п.43 не обеспечено организацией наличие на арматуре нумерации согласно технологической схеме трубопроводов (пункт 5.2.9 Правил);
п.44 не обеспечено организацией наличие съемной тепловой изоляции на фланцевых соединениях, арматуре, участках трубопроводов, подвергающихся периодическому контролю (пункт 5.2.13 Правил);
п.45 не обеспечено наличие на щитах управления котлов режимных карт по их эксплуатации, утвержденных техническим руководителем организации (пункт 5.3.4 Правил);
п.46 не соблюдается режим работы котла по режимной карте, составленной на основе испытаний оборудования и инструкции по монтажу и эксплуатации завода-изготовителя (пункт 5.3.6 Правил);
п.47 не соблюдается периодичность проведения режимно-наладочных испытаний не реже одного раза в 5 лет для котлов на твердом топливе (пункт 5.3.7 Правил);
п.48 отсутствуют указания ответственного лица о растопке котла по утвержденной программе, составленной в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, с соответствующей записью об этом в оперативном журнале, об остановке котла по утвержденной программе, составленной в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, с соответствующей записью об этом в оперативном журнале (пункт 5.3.8 Правил);
п.49 отсутствует утвержденная программа растопки и остановки котла в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя (пункт 5.3.8 Правил);
п.50 отсутствует наличие на предохранительных клапанах котлов табличек с указанием давления срабатывания клапана (пункт 5.3.25 Правил);
п.51 не обеспечено наличие в инструкции по эксплуатации трубопроводов, требования об отключении аварийного участка при обнаружении свищей и трещин в питательных трубопроводах, а также в их арматуре (пункт 5.3.28 Правил);
п.52 не проводятся работы по установке заглушек после запорных устройств при ремонте котла, длительной остановке, при остановке отопительной котельной на летнее время (пункт 5.3.35 Правил);
п.53 не указан в инструкции по консервации, утвержденной техническим руководителем организации, способ консервации теплотехнического оборудования, выбранный специализированной наладочной организацией, исходя из местных условий (пункт 5.3.37 Правил);
п.54 не проводится по окончании отопительного сезона или при остановке консервация водогрейных котлов, теплосетей (пункт 5.3.37 Правил);
п.55 не обеспечена предварительная промывка тепловых сетей и внутренних систем теплопотребления при пуске водогрейных котлов в эксплуатацию, перед началом отопительного сезона (пункт 5.3.37 Правил);
п.56 не проводятся на вспомогательном оборудовании котельной проверки исправности перед включением в работу предохранительных клапанов, арматуры, контрольно-измерительных приборов (пункт 5.3.38Правил);
п.57 не выполнены условия проведения гидравлических испытаний температура воды не ниже 5 и не выше 40 градусов С (в случаях, когда это необходимо по условиям характеристик металла, верхний предел температуры воды может быть увеличен до 80 градусов С в соответствии с рекомендацией специализированной научно-исследовательской организации) (пункты 5.3.45 - 5.3.48 Правил);
п.58 не проводится контроль при эксплуатации трубопроводов и арматуры: величины тепловых перемещений трубопроводов и их соответствие расчетным значениям по показаниям индикаторов, наличия защемления и повышенной вибрации трубопроводов (пункт 5.3.49 Правил);
п.59 не проводятся периодические регламентные работы в соответствии с требованиями завода-изготовителя на устройствах контроля, авторегулирования и защиты (пункт 5.3.52 Правил);
п.60 отсутствуют в суточной ведомости или журнале режимов работы оборудования записи параметров работы котлов и котельного оборудования: водоуказательных приборов, сигнализаторов предельных уровней воды, предохранительных клапанов, питательных устройств (пункт 5.3.64 Правил);
п.61 не обеспечено проведение не реже одного раза в смену с записью в оперативном журнале проверок водоуказательных приборов продувкой, сверок показаний сниженных указателей уровня воды с водоуказательными приборами прямого действия (пункт 5.3.65 Правил);
п.62 не проводятся проверки исправности действия предохранительных " клапанов их кратковременным "подрывом" при каждом пуске котла в работу, периодически 1 раз в смену (пункт 5.3.66 Правил);
п.63 не обеспечена проверка неразрушающими методами контроля сварных соединений трубопроводов с фиксацией результатов освидетельствования в паспортах (пункт 6.1.11 Правил);
п.64 не обеспечено наличие в контрольных точках тепловых сетей местных показывающих контрольно-измерительных приборов для измерения температуры и давления в трубопроводах (пункт 6.1.29 Правил);
п.65 не обеспечено хранение плана тепловой сети (масштабный), эксплуатационной (расчетной) схемы, профилей теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления (пункт 6.2.5 Правил);
п.66 не обеспечено нанесение на план тепловой сети канализации, кабелей (пункт 6.2.5 Правил);
п.67 не организовано нанесение систематических отметок на плане тепловой сети: мест и результатов плановых шурфовок, мест аварийных повреждений, затоплений трассы, переложенных участков (пункт 6.2.5 Правил);
п.68 не проводится, в соответствии с фактическим состоянием тепловых сетей, ежегодная корректировка их плана, схемы, профилей теплотрасс (пункт 6.2.5 Правил);
п.69 не обеспечено доведение информации об изменениях в схемах, чертежах, перечнях и соответствующих этому изменениях в инструкциях до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых обязательно знание этих документов (пункт 6.2.5 Правил);
п.70 не обеспечено проведение испытаний на прочность и плотность трубопроводов тепловых сетей с фиксацией результатов в паспортах теплосетей после завершения модернизации, реконструкции, текущего ремонта с заменой участков, капитального ремонта с заменой участков (пункт 6.2.9 Правил);
п.71 не обеспечено проведение испытаний на прочность и плотность трубопроводов, прокладываемых в непроходных каналах или бесканально, с фиксацией результатов в паспорте теплосети в процессе производства работ до установки сальниковых (сильфонных) компенсаторов, секционирующих задвижек, закрывания каналов и засыпки трубопроводов (пункт 6.2.9 Правил);
п.72 не выполняются при испытаниях тепловых сетей на прочность и плотность установленные требования: измерение давления при выполнении испытаний следует производить по двум аттестованным пружинным манометрам (один - контрольный) класса не ниже 1,5 с диаметром корпуса не менее 160 мм; испытательное давление должно быть обеспечено в верхней точке (отметке) трубопроводов; температура воды должна быть не ниже 5 градусов С и не выше 40 градусов С; при заполнении водой из трубопроводов должен быть полностью удален воздух; испытательное давление должно быть выдержано не менее 10 минут и затем снижено до рабочего; при рабочем давлении должен быть проведен тщательный осмотр трубопроводов по всей их длине (пункты 6.2.15, 2.8.1 Правил);
п.73 не проводится очистка трубопроводов тепловых сетей после капитального или текущего ремонта с заменой участков трубопроводов до пуска их в эксплуатацию (пункт 6.2.17 Правил);
п.74 отсутствует акт о проведении промывки (продувки) трубопроводов (пункт 6.2.17 Правил);
п.75 отсутствует набор оснастки, необходимой для обходов тепловой сети и осмотров подземных камер персоналом организации (пункт 6.2.27 Правил);
п.76 не осуществляется контроль гидравлического и температурного режимов при плановых обходах с проверкой давления и температуры в узловых точках сети по манометрам и термометрам тепловых сетей, теплопотребляющих установок (пункт 6.2.28 Правил);
п.77 не обеспечено проведение испытаний тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь 1 раз в 5 лет (пункт 6.2.32 Правил);
п.78 отсутствуют записи в паспорте тепловой сети о результатах всех видов испытаний (кроме ежегодных на прочность и герметичность по окончании отопительного сезона), ремонтах, реконструкциях, технических освидетельствованиях (пункт 6.2.33 Правил);
п.79 отсутствует ежегодный план, утвержденный ответственным лицом за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и (или) тепловых сетей (техническим руководителем), проведения шурфовок на тепловых сетях (пункт 6.2.34 Правил);
п.80 не обеспечено проведение при шурфовом контроле осмотра изоляции трубопровода и строительных конструкций с применением при необходимости инструментальных измерений с составлением акта по результатам их проведения (пункты 6.2.34 - 6.2.37 Правил);
п.81 не обеспечено, с целью защиты трубопроводов тепловых сетей от электрохимической коррозии, проведение осмотров трубопроводов и электрических измерений на потенциал блуждающих токов (пункты 6.2.38 - 6.2.41 Правил);
п.82 не проводится на установках электрохимической защиты трубопроводов тепловых сетей профилактическое обслуживание, плановопредупредительные ремонты установок электрохимической защиты, в соответствии с графиком, утвержденным техническим руководителем организации (пункты 6.2.41 - 6.2.46 Правил);
п.83 не осуществляется систематический контроль за внутренней коррозией трубопроводов водяных тепловых сетей (пункт 6.2.47 Правил);
п.84 отсутствует инструкция, утверждаемая техническим руководителем, с разработанным оперативным планом действий при аварии на любой из тепломагистралей или насосной станции, применительно к местным условиям и коммуникациям сети (пункт 6.2.64 Правил);
п.85 отсутствует план ликвидации технологических нарушений в тепловых сетях, согласованный с местными органами власти (пункт 6.2.64 Правил);
п.86 отсутствует перечень необходимых арматуры и материалов, утвержденный ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей организации, определяющий запас арматуры и материалов для каждого эксплуатационного района теплосети в зависимости от протяженности трубопроводов и количества установленной арматуры в соответствии с нормами аварийного запаса (пункт 6.2.66 Правил);
п.87 отсутствует масштабный план тепловой сети, оперативная схема, профили теплотрасс по каждой магистрали (пункт 4.12.7 Правил 229);
п.88 отсутствуют пьезометрические графики тепловых сетей (пункт 4.12 Правил 229);
п.89 не присвоены на эксплуатационных (расчетных) схемах тепловых сетей эксплуатационные номера присоединенных к сетям абонентским системам (пункт 4.12.9 Правил 229);
п.90 не присвоены на оперативных схемах тепловых сетей (в том числе, секционирующей и запорной арматуре) эксплуатационные номера всем присоединенным к сети абонентских систем (пункт 4.12.9 Правил 229);
п.91 не обозначена арматура, установленная на подающем трубопроводе нечетным номером, а соответствующая ей арматура на обратном трубопроводе - следующим за ним четным номером (пункт 4.12.9 Правил 229);
п.92 не проводятся систематические осмотры и электрические измерения по выявлению коррозионной агрессивности грунтов и опасного воздействия блуждающих токов для определения опасности наружной коррозии трубопроводов подземных тепловых сетей (пункт 4.12.34 Правил 229);
п.93 не проводится периодическая проверка работоспособности устройств технологической защиты (пункт 4.12.35 Правил 229);
п.94 при аварийном отключении сетевых и подкачивающих насосов не обеспечивается давление сетевой воды в тепловых сетях и системах теплопотребления в пределах допустимых значений (пункт 4.12.40 Правил 229);
п.95 в котельных не проводится ежегодный осмотр основного и вспомогательного оборудования с составлением актов, утверждаемых техническим руководителем: барабанов и коллекторов котлов, фильтров (пункт 12.12 Правил);
п.96 не проводится проверка водогрейных котлов и водогрейного оборудования с такой периодичностью, чтобы удельная загрязненность отложениями на наиболее теплонапряженных участках поверхностей нагрева котла к моменту его остановки на чистку не превышала для водогрейных котлов 1000 г/м2 (пункт 12.14 Правил);
п.97 не определен способ проведения очистки оборудования (пункт 12.14 Правил);
п.98 не обеспечена вырезка контрольных образцов труб до и после очистки для оценки эффективности проведенной химической очистки оборудования (пункт 12.14 Правил);
п.99 не обеспечено работодателем наличие ограждения опасных зон табличками «Острожно! Опасная зона» в элементах временных ограждений;
п.100 не имеются на рабочем месте руководителя работ утвержденный список помещений с наличием вредных веществ;
п.101 не обеспечено работодателем наличие диэлектрических ковриков в помещениях с повышенной опасностью и изолирующие подставки в сырых помещениях перед пусковыми устройствами электродвигателей;
п.102 не имеется в организации график аттестации специалистов по вопросам безопасности, утверждённый руководителем;
п.103 не имеются в организации протоколы аттестационной комиссии, подтверждающие прохождение аттестации в области безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок;
п.104 не аттестованы представители аттестационной комиссии организации в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора: руководитель, члены.
Согласно акту общего весеннего осмотра системы теплоснабжения котельной № (<адрес>) б/н от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения (л.д.168):
- имеются проваливания столбов, разрушение плит, частичное отсутствие ограждения;
- частичное отслоение штукатурки;
- незначительные трещины;
- сгнившие оконные блоки и рамы, проседание и перекос всех дверей;
- частичное прогорание и износ отдельных кипятильных труб Ду-89мм. и Ду-219мм., провисание верхнего перекрытия, частичное прогорание чугунных колосниковых решеток;
- прогорание и износ отдельных кипятильных труб Ду-89мм. и Ду-219мм. Провисание верхнего перекрытия. Частичное прогорание чугунных колосниковых решеток;
- прогорание кипятильных труб Ду-159мм. - 2 шт. по 3 м. Прогорание колосниковой решетки;
- прогорание кипятильной трубы Ду-159мм. - 1 шт. по 3м. Прогорание колосниковой решетки;
- отсутствие теплоизоляции (замечание Ростехнадзора от 2015г.-2019г.);
- не обеспечивает необходимое давление воды в резерве;
- дымосос правого вращения ДН-9 зав. № 040712: сильная вибрация при работе. Нарушение балансировки рабочего колеса. Изогнут вал электродвигателя;
- аккумуляторный бак емкостью 90 м3: деформация несущими ж/б блоками, появление на поверхности бака многочисленных трещин, в настоящее время не используется;
- внутренние трубопроводы и арматура: общая ветхость, изношенность;
- электрооборудование, силовые электрокабели: высыхание, растрескивание изоляции, отсутствие оболочек;
- прибор учёта холодного водоснабжения: прибор 1997 г. выпуска, установлен в 2018 г. Не проходил поверку;
- термометры в машинном зале, насосном зале, и в УТ-10 – 12 шт.: выход из строя;
- автоматика регулирования управления дутьевыми вентиляторами котлов № 3, № 2, № 1, системы отопления: не настроена, не обеспечивает правильность показаний температуры, не обеспечивает своевременность включения и отключения вентиляторов:
- распределительный щиток освещения и оборудования котельной: подгоревшие контакты, износ автоматов, не обеспечивает работоспособность оборудования;
- предварительный изгиб вала электродвигателя;
- электродвигатель (для насоса № 3 системы ТС): двигатель не используется по причине неисправности насоса, к которому он подсоединен;
- заземляющее устройство котельной и отдельно для дымовых труб: не соответствует имеющимся стандартам;
- требуется установка заводского утеплителя на участках трубопровода №1,2,4,6,8, 9, 10 (отопление), 3,5,9 (ГВС), общей протяженностью 2 327,4 м;
- требуется выравнивание опор тепловой сети на участке трубопровода № 1 (отопление);
- многочисленные накладки, большая коррозия, общая ветхость трубопроводов, требующие замены труб и запорно-регулирующей арматуры на участках трубопровода №4-10.
По результатам осмотра котельной № (<адрес>) б/н от ДД.ММ.ГГГГ комиссией сделан вывод о том, что техническое состояние котельной неудовлетворительное. В срочном порядке требуется капитальный ремонт котла № 4 системы ГВС (Демонтаж обмуровки, верхнего перекрытия, демонтаж экранного блока котла. Изготовление нового экранного блока котла. Монтаж экранного блока котла. Монтаж обмуровки, верхнего перекрытия. Частичная замена чугунных колосников. Капитальный ремонт котла № 5 системы ГВС (Демонтаж обмуровки, верхнего перекрытия, демонтаж экранного блока котла. Изготовление нового экранного блока котла. Монтаж экранного блока котла. Монтаж обмуровки, верхнего перекрытия. Частичная замена чугунных колосников. Текущий ремонт котлов № 2, 3 системы ТС (Замена кипятильных труб. Замена колосниковых решеток. Замена насоса №3 (марки ОАВМКР-С 80-160) системы ТС на аналогичный насос российского производства, замена резервного насоса ГВС на более мощный, установка заводской системы вытяжной вентиляции с вытяжкой над каждым из 5 котлов, настройка системы автоматики управления дутьевыми вентиляторами котлов № 1, 2, 3 с привлечением специалиста КИПиА, замена предохранительного щита освещения и работы оборудования, замена дымососа № 2 (правого вращения) в сборе с электродвигателем, замена входных и межкомнатных дверей в сборе с дверными коробками, замена всех окон в сборе с оконными коробками, частичная установка бетонного ограждения вокруг котельной и ограждения из колючей проволоки, установка заземляющих устройств отдельно для котельной и отдельно для каждой дымовой трубы заводского изготовления.
Также комиссией сделан вывод о техническом состоянии тепловых сетей и сетей ГВС о том, что участки № 1, 2, 3 требуют полной или частичной замены и установки заводского утеплителя; участки № 4, 5, 6, 8, 9, 10 требуют полной замены труб по причине большого срока эксплуатации, сильной изношенности, требует установки нового утепления; на участке №5 так как сети ГВС и ХВС идут спутником, следовательно при замене сети ГВС необходимо проработать вопрос о совместном монтаже сети ХВС и совместном утеплении двух сетей. На участке ТС к инв. № 46 требуется оборудование и установка новой запорно-регулирующей арматуры; участок ТС и ГВС № 7 требует полной замены труб и запорно-регулирующей арматуры. Техническое состояние котельной неудовлетворительное, здание и оборудование сильно изношены, требуется проведение капитального и текущего ремонтов, замена оборудования.
Военной прокуратурой Красноярского гарнизона ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России внесены представления об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, связанные с эксплуатацией котельной № (<адрес>) (л.д.1-4, 20-24).
Согласно ответам филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, о частичном исполнении требований прокурора, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами (л.д.5-6, 25-27).
Согласно информации филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ЦВО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15) адресованной военному прокурору Красноярского гарнизона, в план ремонта собственными силами объектов теплового хозяйства на 2020 и 2021 года от ДД.ММ.ГГГГ, ремонт котельной № п.Козулька не предусмотрен в связи с недостаточным финансированием. Работы по замене дымососа, котлов и насосной группы горячего водоснабжения, тепловой изоляции тепловой сети относятся к работам капитального характера. Котельная включалась в Перечень объектов теплового хозяйства, требующая капитального ремонта в 2021 году, однако филиал решений о включении объектов в титульный список строительства и реконструкции не принимает. Организацией деятельности по строительству находится в зоне ответственности Департамента строительства Минобороны России.
В дополнениях от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ЦВО от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам сезонных осмотров котельная № <адрес> ежегодно включается в заявочный план капитального ремонта филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ЦВО, но в титульный план КР не входит. Ремонт собственными силами будет произведен в 2022 г. согласно утвержденному плану. Котельная № пгт.Козулька с ДД.ММ.ГГГГ будет остановлена для проведения планового ремонта в рамках подготовки к отопительному сезону 2021-2022 гг.. (л.д.28-29).
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО представил сведения о частичном устранении выявленных недостатков в Котельной № пгт.Козулька, о чем представил в судебное заседание график проверки знаний технической эксплуатации тепловых энергоустановок в 2022 году котельной №; протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол испытания №ти защитных средств от ДД.ММ.ГГГГ; протоколы проверки знаний от ДД.ММ.ГГГГ; паспорт на заземляющее устройство дымовых труб котельной № по адресу: <адрес> акт осеннего осмотра системы теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ; ведомость дефектов с подсчетом работ по капитальному и текущему ремонту в военном городке № по адресу: <адрес>, в/ч 54630 состоящей из котельной № от ДД.ММ.ГГГГ; журнал осмотров зданий и сооружений от ДД.ММ.ГГГГ; журнал учета и содержания средств защиты котельной № в/г № п.Козулька; сменный журнал котельной установки котельной №, в/г №, <адрес>; копии удостоверений о допуске к работам; акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ котельной № (принята в эксплуатацию).
В ходе судебного разбирательства помощник военного прокурора просил исключить заявленные ответчиком пункты в связи с их исполнением, кроме пунктов: о производстве замены изношенных изоляции, оболочек электрооборудования, силовых электрокабелей; о проведении капитального ремонта котла № горячего водоснабжения, поскольку данные пункты не исполнены.
Однако, в материалах дела имеется протокол № измерения сопротивления изоляции электропроводок, электроаппаратов и вторичных цепей от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> в/г №, согласно заключению значение сопротивления изоляции соответствуют требованиям ПТЭЭП.
Согласно заключению протокола № измерения сопротивления заземляющего устройства от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> значения сопротивления заземляющего устройства соответствуют требованиям ПТЭЭП. Согласно заключению протокола № измерения сопротивления петли «фаза-нуль» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, значения сопротивления петли «фаза-нуль» соответствуют требованиям ПТЭЭП. Таким образом, доказательств изношенности изоляции, оболочек электрооборудования, силовых электрокабелей в судебное заседание истцом не представлено, представителем ответчика же представлены протоколы испытаний, которые соответствуют техническим требованиям, в связи с чем, в части удовлетворения данного требования необходимо отказать.
При таких обстоятельствах, выявленные нарушения ответчиками в полном объёме до настоящего времени не устранены, ремонтные работы в отношении указанного здания не проведены, объект находится в эксплуатации в неудовлетворительном техническом состоянии, и нуждается в проведении текущего и капитального ремонта.
Согласно Уставу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и непосредственно подчинено Департаменту эксплуатационного содержания и коммунального обеспечения воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации (п. 3 Устава).
Согласно п. 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, основной целью деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.
Для достижения целей учреждение осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства, что отражено в п. 14 Устава.
Довод представителя ответчика Минобороны РФ о том, что Минобороны РФ является ненадлежащим ответчиком, судом отклоняется, как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии п. п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ № 1082 от 16.08.2004 г., МО РФ осуществляет в пределах своей компетенции, правомочия собственника имущества Вооруженных Сил РФ, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах РФ (п. п. 68 п. 7 Положения).
Подпунктом 44 пункта 10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил РФ, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
Учитывая указанные нормы, а также положения ст. 210 ГК РФ, Министерство обороны Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости. Передача в оперативное управление объектов не исключает обязанности собственника по его содержанию.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования военного прокурора Красноярского гарнизона о признании незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер к устранению выявленных при проверках и сезонных осмотрах котельной № по адресу: <адрес> нарушений, подлежат удовлетворению.
Таким образом, в условиях функционирования спорного объекта (котельной №) при ненадлежащем исполнении обязанностей ответчиками, вытекающих из бремени содержания в отношении данного объекта нарушаются нормы действующего законодательства, данное обстоятельство создает опасность для неопределенного круга лиц, может привести к аварийной ситуации с серьезными последствиями для жизни и здоровья людей, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, объектам культурного наследия, с учётом частичного устранения выявленных нарушений, суд полагает заявленные исковые требования военного прокурора Красноярского гарнизона подлежат частичному удовлетворению.
Поскольку Министерство обороны РФ в силу п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий, суд полагает о необходимости возложения обязанности на Министерство обороны Российской Федерации устранить выявленные нарушения при проверках и сезонных осмотрах котельной № по адресу: <адрес>), а именно: произвести капитальный и текущий ремонты зданий и сооружений согласно ежегодным календарным планам, утвержденным руководителем организации; произвести замену плит и столбов ограждения, установку отсутствующих участков ограждения; произвести ремонт и замену оконных блоков и рам, дверей, полов; произвести установку комплекта заводской вентиляции с вытяжными устройствами над каждым из пяти котлов; провести капитальный ремонт (полную замену) сетей теплоснабжения протяженностью 4712 м. и сетей горячего водоснабжения протяженностью 3520,8 м. (замена труб, запорной арматуры, утеплителя); обеспечить наблюдение за осадками фундаментов зданий, сооружений и оборудования котельных в первый год эксплуатации - 3 раза, во второй год эксплуатации - 2 раза, после двух лет эксплуатации до стабилизации осадки - 1 раз в год, после стабилизации осадки (1 мм в год и менее) - не реже 1 раза в 5 лет; обеспечить систематический контроль за внутренней коррозией трубопроводов водяных тепловых сетей; установить вытяжные вентиляции над местами выгреба золы и шлака для котлов ст. №№ 1,2,3,4,5; обеспечить наблюдение за осадками фундаментов, деформациями строительных конструкций, с фиксацией результатов в паспортах зданий и сооружений, по программам в сроки, предусмотренные инструкцией, но не реже 1 раза в 3 года;
и обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации устранить выявленные нарушения при проверках и сезонных осмотрах котельной № 33 по адресу: <адрес>), а именно: обеспечить ведение паспортов на контрольно-измерительные приборы тепловых энергоустановок; организовать осуществление в суточной ведомости или журнале режимов работы оборудования записей параметров работы котлов и котельного оборудования: водоуказательных приборов, сигнализаторов предельных уровней воды, предохранительных клапанов, питательных устройств; произвести изоляцию золоулавливающих аппаратов и газоходов для предотвращения конденсации водяных паров; осуществить подливку и затирку трещин фундамента; провести капитальный ремонт котла №5 горячего водоснабжения.
В остальной части удовлетворения исковых требований отказать в связи с их исполнением.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Красноярского гарнизона в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ по ЦВО, Жилищно-коммунальной службе № 18 о признании незаконным бездействие и возложении обязанности по совершению определенных действий, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, выразившемся в непринятии мер к устранению выявленных при проверках и сезонных осмотрах котельной № по адресу: <адрес>) нарушений.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации устранить выявленные нарушения при проверках и сезонных осмотрах котельной № по адресу: <адрес>), а именно:
- произвести капитальный и текущий ремонты зданий и сооружений согласно ежегодным календарным планам, утвержденным руководителем организации;
- произвести замену плит и столбов ограждения, установку отсутствующих участков ограждения;
- произвести ремонт и замену оконных блоков и рам, дверей, полов;
- произвести установку комплекта заводской вентиляции с вытяжными устройствами над каждым из пяти котлов;
- провести капитальный ремонт (полную замену) сетей теплоснабжения протяженностью 4712 м. и сетей горячего водоснабжения протяженностью 3520,8 м. (замена труб, запорной арматуры, утеплителя);
обеспечить наблюдение за осадками фундаментов зданий, сооружений и оборудования котельных в первый год эксплуатации - 3 раза, во второй год эксплуатации - 2 раза, после двух лет эксплуатации до стабилизации осадки - 1 раз в год, после стабилизации осадки (1 мм в год и менее) - не реже 1 раза в 5 лет;
- обеспечить систематический контроль за внутренней коррозией трубопроводов водяных тепловых сетей;
- установить вытяжные вентиляции над местами выгреба золы и шлака для котлов ст. №№ 1,2,3,4,5;
- обеспечить наблюдение за осадками фундаментов, деформациями строительных конструкций, с фиксацией результатов в паспортах зданий и сооружений, по программам в сроки, предусмотренные инструкцией, но не реже 1 раза в 3 года.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации устранить выявленные нарушения при проверках и сезонных осмотрах котельной № 33 по адресу: <адрес>), а именно:
- обеспечить ведение паспортов на контрольно-измерительные приборы тепловых энергоустановок;
- организовать осуществление в суточной ведомости или журнале режимов работы оборудования записей параметров работы котлов и котельного оборудования: водоуказательных приборов, сигнализаторов предельных уровней воды, предохранительных клапанов, питательных устройств;
- произвести изоляцию золоулавливающих аппаратов и газоходов для предотвращения конденсации водяных паров;
- осуществить подливку и затирку трещин фундамента;
- провести капитальный ремонт котла №5 горячего водоснабжения.
В остальной части удовлетворения исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.В.Чижикова
Мотивированное решение составлено 06.02.2023 г.