Дело № 2а-7109/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2017 года г.Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р.,
при секретаре Мингалиной Р.З.,
с участием: представителя административного истца- Хасанова А.Б., представившего ордер № 812 от 15 декабря 2017 года и удостоверение № 1408,
представителя административного ответчика- судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ Салимуллина А.Р. и заинтересованного лица- Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ- Галиной Г.А., действующей по доверенности от 15 марта 2017 года,
представителя заинтересованного лица КПК «Гражданский кредит»- Смирнова А.П., действующего по доверенности от 11 марта 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кагирова Н.А. к судебному приставу-исполнителю Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ Салимуллину А.Р. о признании незаконными действий по возбуждению исполнительного производства,
установил:
Кагирова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит суд: признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ по возбуждению исполнительного производства №-ИП; обязать старшего судебного пристава Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ отменить возбуждение исполнительного производства; обязать судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ принять процессуальное решение в соответствии со ст.31 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В обоснование заявленных требований указано, что из данных базы исполнительных производств УФССП России по г.Москве Кагировой Н.А. стало известно, что в отношении него судебным приставом-исполнителем Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ 22 апреля 2016 года возбуждено исполнительное производство №-ИП. Истец считает действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства незаконными, поскольку оно возбуждено на основании решения суда, вступившего в законную силу 31 января 2011 года, срок предъявления исполнительного документа по которому истек 31 января 2014 года. Также из информационной базы на сайте УФССП России по РБ в сети «Интернет» Кагирова Н.А. стало известно, что в отношении нее 22 апреля 2016 года возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа от 21 февраля 2011 года № ВС №, выданного Октябрьским районным судом г.Уфы РБ. Ранее исполнительное производство возбуждалось 29 июня 2015 года и было окончено 25 октября 2015 года по основаниям п.3 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве». При ознакомлении с исполнительным производством установлено, что отметки о нахождении его на исполнении в период с 29 июня 2015 по 25 октября 2015 года отсутствуют, равно как и отметки о более раннем нахождении указанного документа на исполнении. Соответственно предъявление исполнительного документа также произведено с пропуском срока. Кроме того, у истца отсутствовала возможность участия в исполнительном производстве, а также обжалования незаконных действий по возбуждению исполнительного производства как при первичном его возбуждении, так и при повторном, в связи с сокрытием от истца факта возбуждения исполнительного производства и принятия мер принудительного исполнения. Истец в период с 1998 по 2010 год была постоянно зарегистрирована и проживала в г.Уфа РБ, с 3 июня 2010 года – в г.Купино Новосибирской области, периодически выезжая по семейным обстоятельствам в Московскую область. С указанного времени она в г.Уфа не находилась, почтовую корреспонденцию не получала, о наличии возбужденного исполнительного производства сведений не имела. Данные о направлении ей постановления о возбуждении исполнительного производства, иных процессуальных документов, извещений по месту ее постоянной регистрации в исполнительном производстве №-ИП отсутствуют. Меры о передачи исполнительного производства по месту ее регистрации и проживания не предпринимались.
В последующем Кагирова Н.А. уточнила заявленные требования, просила признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ по возбуждению исполнительного производства №-ИП от 29 июня 2015 года и №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, отменить исполнительное производство №-ИП от 29 июня 2015 года и №-ИП от 22 апреля 2016 года.
Представитель административного истца исковые требования поддержал, просил удовлетворить по приведенным в иске доводам и основаниям. Суду пояснил, что исполнительные производства возбуждены по истечении срока предъявления документа к исполнению; Кагирова Н.А. на тот момент в г.Уфа не проживала, с 18 июня 2013 года зарегистрирована в Новосибирской области, поэтому основания для возбуждения исполнительного производства Октябрьским районным отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ отсутствовали.
Представитель административного ответчика- судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ ФИО7 и заинтересованного лица- Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ исковые требования не признали. Суду пояснили, что исполнительный лист выдан 21 февраля 2011 года, 3 марта 2011 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, которое окончено 20 марта 2015 года (4 года). Затем исполнительное производство возбуждено 29 июня 2015 года, окончено 25 октября 2015 года (4 месяца). 22 апреля 2016 года возбуждено исполнительное производство, которое в настоящее время находится на исполнении.
Представитель заинтересованного лица КПК «Гражданский кредит» возражал против удовлетворения исковых требований.Административный истец Кагирова Н.А., административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ Салимуллин А.Р., представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ, будучи надлежаще извещенными о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
В силу ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, установлены ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах».
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч.3 той же статьи, исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.33 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ от 29 июня 2015 года на основании исполнительного листа № ВС № от 21 февраля 2011 года, выданного Октябрьским районным судом г.Уфы РБ в отношении Кагирова Н.А. возбуждено исполнительное производство №-ИП в пользу взыскателя КПК «Гражданский кредит».
Постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ от 25 октября 2015 года исполнительное производство окончено, исполнительный документ возвращен взыскателю, в связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества.
На основании того же исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ от 22 апреля 2016 года возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Постановлением от 14 марта 2017 года исполнительный документ направлен по месту работы должника- в ООО «Метриум», а постановлением от 29 ноября 2017 года- в ЗАО «<адрес>».
30 ноября 2017 года Кагирова Н.А. заполнена информационная карта, в которой указано место ее постоянной регистрации: <адрес>, и проживания: <адрес>
Из копии паспорта Кагирова Н.А. следует, что она зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 18 июня 2013 года.
Таким образом, на момент выдачи исполнительного документа Кагирова Н.А. проживала по прежнему адресу: РБ, <адрес>, в связи с чем у судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ имелись основания для возбуждения исполнительного производства.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
В силу п.1 ч.1 ст. 22 того же закона, срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: предъявлением исполнительного документа к исполнению.
Решение Октябрьского районного суда г.Уфы РБ от 30 декабря 2010 года о взыскании с Кагировой Н.А. в пользу КПК «Гражданский кредит» задолженности вступило в законную силу 31 января 2011 года, исполнительный лист ВС № № выдан 21 февраля 2011 года.
Соответственно, срок предъявления к исполнению начинает течь с 31 января 2011 года.
Первоначально исполнительное производство по данному документу возбуждено 3 марта 2011 года (№); окончено 20 марта 2015 года.
Затем исполнительное производство возбуждено 29 июня 2015 года (№-ИП); окончено 25 октября 2015 года.
Текущее исполнительное производство №-ИП возбуждено 22 апреля 2016 года.
Таким образом, из предусмотренного законом трехлетнего срока для предъявления исполнительного документа о взыскании задолженности к исполнению истекло 10 месяцев 9 дней (1 месяц и 3 дня + 3 месяца и 9 дней + 5 месяцев и 28 дней), то есть исполнительное производство возбуждено в пределах срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия судебного пристав-исполнителя являются законными, предпринятыми в пределах требования, на обеспечение исполнения которого была направлена деятельность судебного пристава-исполнителя.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований о признании действий судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов г.Уфы Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ ФИО7 незаконными.
Руководствуясь ст.ст. 174, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Кагирова Н.А. к судебному приставу-исполнителю Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ ФИО7 о признании незаконными действий по возбуждению исполнительного производства- отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение составлено в окончательной форме 19 декабря 2017 года.
Председательствующий Р.Р. Нурисламова