УЛЬЯНОВСКРР™ ОБЛАСТНОЙ РЎРЈР”
РЎСѓРґСЊСЏ Шлейкин Рњ.Р. Дело в„– 33-5375/2019
Рђ Рџ Р• Р› Р› РЇ Р¦ Р Рћ Рќ Рќ Рћ Р• Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
г. Ульяновск 24 декабря 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего РњРёСЂСЏСЃРѕРІРѕР№ Рќ.Р“.,ВВ
судей Калашниковой Р•.Р’., Рыбалко Р’.Р.,
при секретаре Туктаровой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 17 сентября 2019 года, с учетом дополнительного решения того же суда от 1 октября 2019 года, по делу № 2-208/2019, которым, постановлено:
исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Сенгилеевского района Ульяновской области РІ интересах Владимировой Галины Петровны Рє обществу СЃ ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» Рѕ возложении обязанности предоставить жилое помещение, Р° также исковые требования Егоровой Елены Александровны, Романовой РСЂРёРЅС‹ Евгеньевны Рє обществу СЃ ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» Рѕ возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать общество СЃ ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» предоставить Владимировой Галине Петровне, Егоровой Елене Александровне, Романовой РСЂРёРЅРµ Евгеньевне благоустроенное жилое помещение общей площадью РЅРµ менее 35,6 РєРІ.Рј, отвечающее установленным санитарным Рё техническим требованиям Рё находящееся РІ черте муниципального образования «Сенгилеевское РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.
Указанное жилое помещение предоставить РІ общую долевую собственность Владимировой Галине Петровне РІ размере 2/5 доли, Егоровой Елене Александровне РІ размере 2/5 доли, Романовой РСЂРёРЅРµ Евгеньевне РІ размере 1/5 доли.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Калашниковой Е.В., выслушав объяснения представителей ответчика общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» Павлушкиной О.А., Боровиковой Е.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Владимировой Г.В. к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указал, что в связи с обращением Владимировой Г.В. прокуратурой Сенгилеевского района Ульяновской области проведена проверка о выполнении ООО «Сенгилеевский цементный завод» законодательства при расселении жителей из санитарно-защитной зоны.
В ходе проверки установлено, что администрацией общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный завод», утверждена программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией».
В соответствии с указанной программой утвержден график переселения жителей из санитарно-защитной зоны. В график включено 46 домов, в том числе многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***, в котором проживает Владимирова Г.В. Срок расселения жителей установлен 2012-2013 годы.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области для завода установлена расчетная санитарно-защитная зона в 300 м от границы территории промплощадки во всех направлениях.
Однако до настоящего времени ООО «Сенгилеевский цементный завод» не принято мер по переселению проживающей в санитарно-защитной зоне Владимировой Г.В., в связи с чем нарушаются права последней на благоприятную окружающую среду.
Просил возложить на ООО «Сенгилеевский цементный завод» обязанность предоставить Владимировой Г.В. альтернативное жилье с аналогичными или улучшенными условиями проживания.
Определением Сенгилеевского районного СЃСѓРґР° Ульяновской области РѕС‚ 12 сентября 2019 РіРѕРґР° СЃСѓРґРѕРј Рє участию РІ деле РІ качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета СЃРїРѕСЂР°, привлечены Егорова Р•.Рђ. Рё Романова Р.Р•., заявившие исковые требования аналогичные требованиям РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°.
РЎСѓРґРѕРј Рє участию РІ деле РІ качестве третьих лиц, РЅРµ заявляющих самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР°, привлечены: муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области (далее – администрация РњРћ «Сенгилеевский район»), Федеральная служба РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека (далее – Роспотребнадзор), Управление Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ Ульяновской области (далее – Управление Роспотребнадзора РїРѕ Ульяновской области), РћРћРћ «Центр гигиены Рё экологии», РћРћРћ В«Ркологические системы».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Сенгилеевский цементный завод» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отмечает, что ранее прокурором в интересах Владимировой Г.П. заявлялись аналогичные требования (дело № 2-243/2018), которые были оставлены судом без удовлетворения, в связи с их преждевременностью.
Полагает, что судом при разрешении спора необоснованно не были приняты во внимания положения части 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указывает, что для разрешения спора правовое значение имеет факт установления границ санитарно-защитной зоны предприятия. Не соглашается с выводом суда о том, что на ответчике лежит обязанность расселить жилые застройки, попадающие в трехсотметровую зону от границы территории промплощадки по всем направлениям. Отмечает, что санитарно-защитная зона для предприятия не установлена. Действующим законодательством обязанность по переселению жителей из расчетной санитарно-защитной зоны не предусмотрена.
Полагает, что суд при разрешении спора не дал надлежащей оценки представленной в материалы дела программе переселения из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией» (далее – программа переселения), согласно которой расселение жителей домов возможно только после подтверждения санитарно-защитной зоны мониторингом выбросов на работающем предприятии. В настоящее время Программа переселения продлена до 17 мая 2020 года, срок ее реализации не наступил.
Не соглашается с выводами суда о нарушении ответчиком прав граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, поскольку они не подтверждаются материалами дела. В соответствии с нормами действующего законодательства по заказу ответчика разработан проект санитарно защитной зоны предприятия, получивший положительное заключение негосударственной экспертизы. Проектом предусматривается установление санитарно-защитной зоны по границе промплощадки во всех направлениях – 0 м, поскольку уровни рисков для здоровья населения от воздействия выбросов предприятия ниже установленных пределов.
Указывает, что предприятие не введено в установленном порядке в эксплуатацию, ведутся пуско-наладочные работы, разрешение на строительство продлено администрацией МО «Сенгилеевский район» до 17 мая 2020 года.
Кроме того, при принятии решения судом не был решен вопрос о переходе к ответчику права собственности на принадлежащее истцу жилое помещение.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО «Сенгилеевский район», Роспотребнадзор, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В силу требований статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Согласно пункту 3 статьи 44, пункту 2 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности, такие зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 5 октября 2011 года администрацией МО «Сенгилеевский район» выдано ответчику ООО «Сенгилеевский цементный завод» разрешение на строительство завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год по адресу: ***.
Срок действия данного разрешения неоднократно продлевался и действует до 17 мая 2020 года.
Срок действия данного разрешения с учетом неоднократного продления определен до 17 мая 2020 года.
До настоящего времени предприятие в эксплуатацию не введено, ведутся пуско-наладочные работы.
При этом предприятие начало осуществлять выпуск продукции (пока не на предельных мощностях), производственный процесс ведется в несколько смен, укомплектован штат работников более 350 человек.
РР· экспертного заключения РѕС‚ 21 РёСЋРЅСЏ 2010 РіРѕРґР° в„– ***, утвержденного главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены Рё эпидемиологии» Роспотребнадзора, следует, что проектируемый цементный завод относится Рє предприятиям II класса опасности, санитарно-защитная Р·РѕРЅР° предварительно установлена РІ 300 Рј.
РџРѕ заказу ответчика РћРћРћ В«Ркологические системы» (Рі. Ульяновск) РІ 2018 РіРѕРґСѓ разработан Проект санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ РћРћРћ «Сенгилеевский цементный завод», РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ производственной площадки. Данный проект предусматривает установление санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ предприятия РїРѕ границе промплощадки РІРѕ всех направлениях – 0 Рј.
Ответчиком получено экспертное заключение ООО «Центр гигиены и эпидемиологии» (г. Чебоксары) от 8 апреля 2019 года № *** о соответствии вышеуказанного проекта санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
В 2009 году администрацией ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный завод», была утверждена программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией».
В рамках данной программы переселения между ООО «Сенгилеевский цементный завод» и администрацией МО «Сенгилеевский район» было заключено соглашение от 13 августа 2009 года, по условиям которого ООО «Сенгилеевский цементный завод» приняло на себя обязательства нести материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей и переносу объектов социального культурного назначения, подпадающих под размещение в проектируемой санитарно-защитной зоне.
Согласно Приложению к Программе переселения жилой д. *** включен в список домов, подлежащих переселению из санитарно-защитной зоны предприятия, со сроком переселения 2012-2013 годы.
РЎ целью переселения истицы Владимировой Р“.Рџ. РёР· расчетной санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ РћРћРћ «Сенгилеевский цементный завод» РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ обратился РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј. Егоровой Р•.Рђ. Рё Романовой Р.Р•. предъявлены тождественные РёСЃРєРё.
Принимая решение РѕР± удовлетворении исковых требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего РІ интересах Владимировой Р“.Рџ., Р° также РёСЃРєРѕРІ Егоровой Р•.Рђ. Рё Романовой Р.Р•., СЃСѓРґ первой инстанции ссылаясь РЅР° положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные Р·РѕРЅС‹ Рё санитарная классификация предприятий, сооружений Рё иных объектов», указал, что РћРћРћ «Сенгилеевский цементный завод» приняло РЅР° себя обязательство РїРѕ переселению граждан проживающих РІ расчетной (предварительной) санитарно-защитной Р·РѕРЅРµ, однако длительное время без уважительных РЅР° то причин это обязательство РЅРµ исполняет.
Р’ 2009 РіРѕРґСѓ РћРћРћ «Ф*** В«Р***В» разработало для строящегося завода обоснование размера санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹, СЃ предложенным размером санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ – 300 Рј. Данное обоснование получило положительное заключение Управления Роспотребнадзора РїРѕ Ульяновской области РїСЂРё условии переселения жителей, проживающих РІ расчетной (предварительной) санитарно-защитной Р·РѕРЅРµ.
Установление предварительной (расчетной) санитарно-защитной зоны является основанием для исполнения ответчиком обязательств, предусмотренных программой переселения.
Рксплуатируя продолжительный период опасный производственный объект РћРћРћ «Сенгилеевский цементный завод» каких-либо действий для окончательного установления санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹, РІ частности, РїРѕ натурному наблюдению Рё измерению для подтверждения расчетных параметров, РЅРµ проводило.
С вышеуказанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила).
Согласно пункту 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Роспотребнадзор (пункт 3 Правил).
К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны (пункт 14 Правил).
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 25 Правил).
В силу части 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.
Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.
До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.
РР· материалов дела следует, что ответчиком РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ совершаются действия, направленные РЅР° установление санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ предприятия (подготовлен проект санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹, проведена негосударственная экспертиза проекта).
Однако решение об установлении санитарно-защитной зоны предприятия до настоящего времени не принято.
РЎ учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит заслуживающими внимания РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы РћРћРћ «Сенгилеевский цементный завод» Рѕ преждевременности заявленных исковых требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Сенгилеевского района Ульяновской области РІ интересах Владимировой Р“.Рџ., Р° также РёСЃРєРѕРІ Егоровой Р•.Рђ. Рё Романовой Р.Р•.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права.
Применив вышеуказанные РЅРѕСЂРјС‹ права, исследовав Рё оценив собранные РїРѕ делу доказательства, судебная коллегия находит решение СЃСѓРґР° области РѕС‚ 17 сентября 2019 РіРѕРґР°, СЃ учетом дополнительного решения того Р¶Рµ СЃСѓРґР° РѕС‚ 1 октября 2019 РіРѕРґР°, подлежащими отмене СЃ принятием РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРіРѕ решения, которым РІ удовлетворении исковых требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Сенгилеевского района Ульяновской области РІ интересах Владимировой Р“.Рџ. Рё исковых требований Егоровой Р•.Рђ. Рё Романовой Р.Р•. Рє РћРћРћ «Сенгилеевский цементный завод» Рѕ возложении обязанности предоставить жилое помещение отказать.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 17 сентября 2019 года, с учетом дополнительного решения того же суда от 1 октября 2019 года, отменить.
Принять по делу новое решение.
Р’ удовлетворении исковых требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего РІ интересах Владимировой Галины Петровны Рё исковых требований Егоровой Елены Александровны, Романовой РСЂРёРЅС‹ Евгеньевны Рє обществу СЃ ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» Рѕ возложении обязанности предоставить жилое помещение отказать.
Председательствующий Судьи