Дело № 2а-880/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2020 года г.Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Костылевой Е.С.,
при секретаре Колебакиной Е.А.,
с участием представителя административного истца Хахилева В.А.,
представителя административных ответчиков УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России и ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» – Авдеенко Е.Е.,
представителя административного ответчика ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России – Мальцевой Н.В.,
представителя административного ответчика ФКУ «Исправительная колония № 28 УФСИН России по АО» Тарасовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зиновьева В. В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 28 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о признании незаконными действий по необеспечению надлежащего содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации,
у с т а н о в и л:
Зиновьев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее – УФСИН России по Архангельской области), Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 28 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ «Исправительная колония № 28 УФСИН России по АО»), Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ «Исправительная колония № 29 УФСИН России по АО»), Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО») о признании незаконными действий ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО», ФКУ «Исправительная колония № 28 УФСИН России по АО», ФКУ «Исправительная колония № 29 УФСИН России по АО», выразившихся в необеспечении надлежащих условий содержания истца в период отбывания наказания в указанных колониях, взыскании с УФСИН России по Архангельской области компенсации за нарушение условий содержания в размере 3 000 000 руб.
В обоснование требований указал, что в 2007 году был осуждён к наказанию в виде лишения свободы, которое отбывал с апреля 2008 года в ФКУ «Исправительная колония № 28 УФСИН России по АО». В период отбывания наказания вода из кранов шла с перебоями, плохого качества, часто отключалась, теплой воды не было. Туалеты на улице (прямого падения, не чистятся), доступ к туалету ограничен, раковин не хватает. Центральное отопление работало недостаточно, зимой приходилось спать в одежде. Питание подавалось в немытой посуде, еда низкого качества, рацион не разнообразный, количество пищи недостаточное. Содержался вместе с осуждёнными, больными «ВИЧ-инфекцией», туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями, надлежащая медицинская помощь не оказывалась. Освещение недостаточное, окна загорожены двухъярусными кроватями. Лечить болезни руководство колонии отказывалось, лекарств не было. Стирать свои вещи вынужден был самостоятельно, кипятильник при этом не выдавался, мыло, средства гигиены выдавали раз в месяц в недостаточном количестве. Личные вещи хранились в комнате недостаточной площади. Душ мог принимать 1 раз в неделю, при этом времени было недостаточно. В здании общежития имеются грызуны (крысы). Одежда и обувь не выдавались. В конце февраля 2010 года был переведён в ФКУ «Исправительная колония № 29 УФСИН России по АО».
В указанном исправительном учреждении вода также из кранов шла с перебоями, плохого качества, часто отключалась, теплой воды не было. Туалеты на улице (прямого падения, не чистятся), доступ к туалету ограничен, раковин не хватает. Центральное отопление работало недостаточно, зимой приходилось спать в одежде. Питание подавалось в немытой посуде, еда низкого качества, рацион не разнообразный, количество пищи недостаточное. Содержался вместе с осуждёнными, больными «ВИЧ-инфекцией», туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями, надлежащая медицинская помощь не оказывалась. Освещение недостаточное, окна загорожены двухъярусными кроватями. Лечить болезни руководство колонии отказывалось, лекарств не было. Стирать свои вещи вынужден был самостоятельно, кипятильник при этом не выдавался, мыло, средства гигиены выдавали раз в месяц в недостаточном количестве. Личные вещи хранились в комнате недостаточной площади. Душ мог принимать 1 раз в неделю, при этом времени было недостаточно. В здании общежития имеются грызуны (крысы). Одежда и обувь не выдавались.
В июне 2015 года был переведён в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО», в период отбывания наказания в отряде находилось более 80 человек, на одного осуждённого приходилось 1,7 кв.м., вода из кранов шла с перебоями, плохого качества, часто отключалась, теплой воды не было. В отряде было недостаточное количество унитазов и умывальников, вода из крана шла только в ночное время, все остальное время воду осуждённые набирали из грязных бочек. Из здания комнат свиданий выходила канализационная труба, отходы из которой сливались прямо в речку, проходящую по территории колонии. Центральное отопление работало недостаточно, в коридоре низкая температура, зимой приходилось спать в одежде. Питание подавалось в немытой посуде, еда низкого качества, рацион не разнообразный, количество пищи недостаточное. В 2018 году в колонии стали производить пальмовое масло, отходы от производства сливались прямо под здание, из-за чего вокруг стоял стойкий неприятный запах. Содержался вместе с осуждёнными, больными «ВИЧ-инфекцией», туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями, надлежащая медицинская помощь не оказывалась.
Освещение недостаточное, окна загорожены двухъярусными кроватями. Вводился карантин по гепатиту «А» из-за плохой воды. Стирать свои вещи вынужден был самостоятельно, кипятильник при этом не выдавался, мыло, средства гигиены выдавали раз в месяц в недостаточном количестве. Личные вещи хранились в комнате площадью 6 кв.м. Душ мог принимать 2 раза в неделю, но при этом душевых леек, кранов и времени было недостаточно. В здании общежития имеются грызуны (крысы), администрация учреждения пытается их травить в присутствии осужденных. Одежда и обувь не выдавались. 14 июня 2019 года был освобождён из-под стражи.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России), федеральное казённое учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России).
Административный истец Зиновьев В.В. о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. в суд не явился, направив своего представителя Хахилева В.А., который в судебном заседании иск поддержал по изложенным в нём доводам.
Представитель административных ответчиков ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО», ФСИН России, УФСИН России по Архангельской области Авдеенко Е.Е. в судебном заседании с требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск, где указано, что в колонии были созданы надлежащие условия содержания.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России Мальцева Н.В. в судебном заседании с административным иском также не согласилась, поддержав доводы, изложенные в возражениях на иск, где указано, что истцу оказывалась надлежащая медицинская помощь.
Представитель административного ответчика ФКУ «Исправительная колония № 28 УФСИН России по АО» Тарасова Л.М. в судебном заседании с требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск, где указано, что в колонии были созданы надлежащие условия содержания. Просила применить последствия пропуска срока для обращения в суд.
Административный ответчик ФКУ «Исправительная колония № 29 УФСИН России по АО» о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, в представленном возражении с иском не согласился, указав, что были созданы надлежащие условия содержания.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч.1 ст.227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учётом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статья 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с п.13 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 в силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишённых свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).
Согласно п.14 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затруднённый доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В соответствии с ч.6 ст.12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) осуждённые имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчёте на одного осуждённого к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
В соответствии с ч.2 ст.99 УИК РФ осуждённым предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учётом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Как следует из п.20 главы V Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205, распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях и т.д. Предусматривается непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени.
Согласно п.21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», утверждённых приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, распорядок дня включает в себя время подъёма, туалета, физической зарядки, приёма пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учёбе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осуждённых и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осуждённых с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осуждённых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч.3 ст.99 УИК РФ).
Согласно Приложению № 1 к Приказу ФСИН РФ от 27 июля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», приказу Минюста РФ № 130 ДСП от 02.06.2003 года «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 17-02 Минюста России)» спальные помещения должны быть обеспечены рукомойниками из расчёта 1 рукомойник на 10 осуждённых, число напольных чаш (унитазов) должно составлять не менее 1 единицы на 15 осуждённых.
В минимальную норму материально-бытового обеспечения осуждённых к лишению свободы, утверждённую Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов ФСБ, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД Российской Федерации на мирное время», входит хозяйственное мыло (200 г в месяц), туалетное мыло (50 г в месяц), зубная паста/зубной порошок (30 г в месяц), зубная щетка (1 шт. на 6 месяцев), одноразовая бритва (6 шт. в месяц), туалетная бумага (25 м в месяц).
Этим же постановлением определено, что осуждённому положено одеяло байковое (1 шт.), матрац ватный или с синтетическим наполнителем (1 шт.), подушка ватная или с синтетическим наполнителем (1 шт.), простыня (2 шт.), наволочка подушечная верхняя (1 шт.).
Во исполнение норм ч.3 ст.99 УИК РФ до издания приказа Минюста России от 03 декабря 2013 года № 216 нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, определялись на основании приказа Минюста России от 09 июня 2005 года № 85 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах».
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 декабря 2013 года № 216 утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах.
Положениями ч.5 ст.80 УИК РФ установлено, что осуждённые, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осуждённых.
Согласно ч.2 ст.101 УИК РФ в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осуждённых организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осуждённых, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
По настоящему делу установлено, что Зиновьев В.В. осуждён приговором Архангельского областного суда от 21 декабря 2007 года по ст.105 ч.2 п. «ж» УК РФ к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (т.1 л.д.57).
16 апреля 2008 года Зиновьев В.В. прибыл в ФКУ «Исправительная колония № 28 УФСИН России по АО», где находился по 27 февраля 2010 года, когда был этапирован в ФКУ «Исправительная колония № 29 УФСИН России по АО», где находился до 21 июня 2015 года (т.1 л.д.24, 56, 57, 58-59, 159, 170, т.2 л.д.11).
21 июня 2015 года Зиновьев В.В. прибыл в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО», где находился по 14 июня 2019 года, когда был освобождён от отбывания наказания по отбытию срока наказания (т.1 л.д.24, 56, 57, 58-59).
С 2015 года лимит наполнения указанного исправительного учреждения строгого режима установлен в количестве 1 206 осужденных (т.2 л.д.75).
По прибытии в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» Зиновьеву В.В. было предоставлено индивидуальное спальное место, он был обеспечен предметами вещевого довольствия и постельными принадлежностями (т.1 л.д.56, 150).
Кроме того, административному истцу в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» 21 июня 2015 года выдано: одеяло (1 шт.), матрац (1 шт.), подушка (1 шт.), наволочка (1 шт.), простыня (3 шт.), полотенце (2 шт.), телогрейка (1 шт.), куртка (1 шт.), брюки (1 шт.), 2 ноября 2015 года - куртка (1 шт.), брюки (1 шт.), рубаха нательная (1 шт.), кальсоны (1 пара), ботинки (1 пара), 5 октября 2016 года - шапка-ушанка (1 шт.), 8 октября 2018 года – простыня (2 шт.), наволочка (1 шт.), полотенце (1 шт.), телогрейка (1 шт.), куртка (1 шт.), брюки (1 шт.), ботинки (1 пара) – т.1 л.д.66-67.
При этом в период с 21 июня 2015 года Зиновьев В.В. был распределён в отряд № 9, где и отбывал наказание (т.1 л.д.56).
В спальных помещениях отрядов ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» устанавливалось по 4-8 светильника со светодиодными лампами общей мощностью 36 Вт каждая в зависимости от площади помещения (т.1 л.д.147).
В 2013-2014 годах для увеличения в помещениях отрядов напора воды была установлена водонапорная башня «Рожновского» (т.3 л.д.78).
Отряды исправительного учреждения оборудованы умывальниками, унитазами (т.1 л.д.141).
В период с 19 июля 2018 года по 15 августа 2018 года была нарушена норма жилой площади на одного осуждённого в отряде № 9, где отбывал наказание Зиновьев В.В. (на 2-м этаже из 74 максимально возможных мест размещалось 82 осуждённых, на 3-м этаже – из 72 максимально возможных расположено 86 (на 1 осужденного приходилось 1,73 кв.м., из расчёта: 72 + 74) х 2 кв.м. / 168), в период с 15 августа 2018 года по 28 февраля 2019 года также в указанном отряде нарушена норма жилой площади – на 2-м этаже из 74 максимально возможных мест размещалось 82 осуждённых, на 1 осуждённого приходилось 1,8 кв.м. (т.1 л.д.198-201).
При лимите наполнения ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» в 1 206 осуждённых при прибытии туда административного истца 21 июня 2015 года в учреждении содержалось 940 осуждённых (т.1 л.д.57).
27 августа 2018 года Зиновьев В.В. обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на ненадлежащие условия отбывания наказания, жалоба ожидает рассмотрения (т.1 л.д.26, 39, 193-196, 197).
В период отбывания наказания Зиновьева В.В. в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» в спальных помещениях отрядов имелись баки для питьевой кипяченой воды, кружка, таз, емкости с питьевой водой ополаскивались ежедневно и дезинфицировались (т.1 л.д.139).
В период с 2015 года по 2018 год ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» заключались государственные контракты с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» на проведение лабораторных и инструментальных исследований для микробиологических исследований водопроводной воды, пищевой продукции, исследования смывов на БГКП, материалов на стерильность, исследования микробиологического материала, водопроводной воды по санитарно-химическим показателям. Качество холодной воды соответствовало нормам СанПина 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (т.1 л.д.134-138, 143).
Горячее водоснабжение в зданиях общежитий ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» отсутствовало из-за отсутствия инженерно-технических сетей и достаточной мощности теплогенерирующих установок котельной для производства и подачи горячей воды в здания общежитий жилой зоны с момента их строительства. При этом объекты коммунально-бытового обеспечения (столовая, банно-прачечный комплекс) обеспечивались централизованно горячим водоснабжением (т.1 л.д.144).
Все здания ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» были подготовлены к отопительному сезону в период с 2014 по 2020 годы, температурный режим поддерживался не ниже 20 градусов (т.1 л.д.61, 62-64, 145, 146, т.2 л.д.148-153).
В период отбывания Зиновьевым В.В. наказания в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Архангельской области регулярно проводились проверки соблюдения законов в данном исправительном учреждении, по результатам выявленных нарушений в адрес начальника колонии вносились представления об устранении выявленных нарушений (т.1 л.д.198-201).
Так, в ходе проверки 25 августа 2016 года (представление от 31 августа 2016 года) установлено, что в отряде № 9 недостаточно умывальников и унитазов (на 3 этаже – на 96 осужденных 5 (вместо 10) умывальников и 4 (вместо 7) унитаза, один не функционирует, на 2 этаже – на 94 осужденных 5 (вместо 10) умывальников и 4 (вместо 7) унитаза), в коридоре протечки. В ходе следующей проверки 30 декабря 2016 года нарушений в отряде № 9 не установлено.
В ходе проверки в феврале 2017 года вынесено представление от 28 февраля 2017 года об устранении нарушений: помывка осуждённых производится 1 раз вместо 2.
На момент проверки прокурором учреждения 30 марта 2017 года нарушений не установлено.
В ходе проверки 24 мая 2017 года (представление от 26 мая 2017 года) установлено, что в отряде № 9 недостаточно унитазов и раковин (на 75 осужденных на 3-м этаже 7(вместо 8) умывальников и 4 (вместо 5) унитаза).
В ходе проверки 27 сентября 2017 года такого нарушения не установлено.
В ходе проверки в июне 2018 года прокурором вновь выявлены нарушения– необходимое количество умывальников не соблюдено (1 умывальник на 10 человек, и 1 унитаз на 15 человек), подача горячей воды не обеспечивается, об устранении указанных нарушений вынесено представление от 29 июня 2018 года.
Данное нарушение подтвердилось и в июле 2018 года, и в августе 2018 года, вынесены представления от 19 июля 2018 года и от 15 августа 2018 года (в отряде № 9 недостаточно умывальников, 3 крана закрыты, 1 унитаз закрыт). Кроме того, выявлено, что смыв унитазов на 2 этаже отряда № 9 не работает (т.1 л.д.198-201).
При проведении проверки 28 февраля 2019 года нарушений не установлено.
Осужденный Зиновьев В.В. имел возможность в период отбывания наказания посещать храм, клуб, библиотеку, футбольное поле, баскетбольное поле, волейбольное поле, тренажерный зал, спортивные уголки, синагогу, локальный участок. Кроме того, имел возможность вступить и принимать участие в любом из имеющихся в колонии кружков (т.1 л.д.142).
В ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» сбор промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод, в том числе, из административного здания, где расположены комнаты для длительных свиданий, осуществляется посредством трубопроводов канализации, затем направляется в канализационно-насосную станцию, откуда сточные воды поступают в систему биологической очистки, очищенные воды сбрасываются в реку Левковка (т.1 л.д.121, 148).
В период отбывания Зиновьевым В.В. наказания вспышек инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и пищевых отравлений в ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России не зарегистрировано.
В период отбывания Зиновьевым В.В. наказания в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» нормы питания в исправительном учреждении, установленные Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН и ФСБ, на мирное время», Приказом Министерства юстиции РФ № 696 от 02.09.2016 «Об утверждении Порядка организации питания осуждённых, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно - исполнительной системы», а также Приказом Министерства юстиции РФ №48 от 26.02.2016 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов другими, применяемых подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН на мирное время», соблюдались, осуществлялся контроль над качеством приготовления пищи, что подтверждается представленными меню-раскладками, актами контрольно-показательных варок пищи, а также выпиской из журнала контроля над качеством приготовления пищи (т.1 л.д.90-91, 92, 93-97, 98-99, 152-153, т.2 л.д.76-128).
Зиновьев В.В. обеспечивался в период отбывания наказания в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» индивидуальными средствами гигиены, ему регулярно выдавались гигиенические наборы, состоящие из мыла хозяйственного (200 г), и гигиенического набора: мыла туалетного (50 г), зубной пасты (30 г), зубной щетки (1 шт. на 6 месяцев), бритвенного станка (6 шт.), туалетной бумаги (25 м) - т.1 л.д.68-89, 151.
В период с 2015 года по 2018 год ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» с ООО «Центр дезинфекции» заключались государственные контракты на проведение дератизации, дезинфекции, дезинсекции, а также в период с 2015 года по 2018 год с МУП «Водоканал» МО «Город Архангельск» - государственные контракты холодного водоснабжения (т.1 л.д.129-133, 149, т.2 л.д.70-74, т.3 л.д.75-77).
В период отбывания наказания Зиновьев В.В. с 16 апреля 2008 года по 27 февраля 2010 года за медицинской помощью не обращался, с 27 февраля 2010 года по 21 июня 2015 года получал медицинскую помощь в здравпункте № 2 филиала «Медицинская часть № 8» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, куда неоднократно обращался по поводу ******, ******, был консультирован врачами-специалистами: офтальмологом, хирургом, стоматологом. В 2013 году был прооперирован по поводу ******.
В период с 21 июня 2015 года по 14 июня 2019 года Зиновьеву В.В. в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» оказывалась медицинская помощь сотрудниками медицинской части № 1 ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России. По прибытии в колонию был осмотрен, патологии не выявлено, истец систематически проходил флюорографическое обследование (т.2 л.д.40, 41).
Медицинский контроль за состоянием здоровья осуждённого Зиновьева В.В. осуществлялся во время профилактических и диспансерных осмотров, обращений административного истца за медицинской помощью при ухудшении состояния здоровья (т.2 л.д.41).
Фактов отказа в предоставлении медицинской помощи Зиновьеву В.В. или несвоевременного её оказания, необеспечения его необходимыми лекарственными препаратами, не установлено.
Зиновьеву В.В. также проведён комплекс диагностических и профилактических мероприятий.
В штате медицинской части № 1 ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, расположенной в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО», работают врач-терапевт, врач-психиатр, врач-стоматолог, фельдшер, 1 медицинская сестра процедурная, 2 медицинские сестры, имеется аптечный пункт. Перебоев с лекарственными препаратами не зафиксировано, имеются все препараты, утверждённые формулярным перечнем (т.2 л.д.163-166, 167, 168-177).
В период с 2014 года по 2018 года ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России проводились проверки соблюдения санитарного законодательства Российской Федерации в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО», в ходе которых в июне 2015 года и в мае 2016 года установлено, что норма жилой площади в исправительном учреждении соблюдается во всех отрядах, на верхних этажах общежитий имели место перебои с водой; в феврале 2016 года установлено, что норма жилой площади в исправительном учреждении соблюдается во всех отрядах, жалоб от осужденных на качество приготовления пищи, наличие грызунов и насекомых в отрядах не поступало (т.2 л.д.178-209). В ходе проведённых проверок в период с июля 2016 года по ноябрь 2018 года нарушения требований, предъявляемых к качеству воды, не выявлено, норма жилой площади на одного осуждённого соблюдается.
В ходе проверок, проводившихся сотрудниками УФСИН России по АО в отношении ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» в период с 2017 года по 2018 год, нарушений, на которые административный истец ссылается в административном иске, не установлено (т.3 л.д.48-74).
В период отбывания наказания Зиновьевым В.В. в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» осуждённые с диагнозом «ВИЧ-инфекция» содержались совместно с остальными осуждёнными, осуждённые с диагнозом «туберкулёз» в отрядах исправительного учреждения не содержались (т.12 л.д.147).
Установленные судом обстоятельства подтверждаются сведениями, содержащимися в возражениях на административный иск, частично – сведениями, содержащимися в административном иске (т.1 л.д.14-17, 20-23, 40-43, 44-46, 47-55, т.2 л.д.2-7, 154-161), справке о переписке Зиновьева В.В. (т.1 л.д.65), технических паспортах зданий ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» (т.1 л.д.100-107, 112-128), фотографиях помещений отрядов и локальных участков ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» (т.1 л.д.108-111, т.2 133-139), копиях приказов об утверждении распорядка дня с 2015 года по 2018 год (т.2 л.д.129-132), инвентарных карточках учёта нефинансовых активов (т.2 л.д.140-144), информации о численности осужденных в отрядах (т.2 л.д.145-146).
Довод административного истца о производстве пальмового масла ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» не может быть принят судом, поскольку из представленной информации следует, что такая деятельность исправительным учреждением не осуществлялась (т.1 л.д.140).
Ссылка административного истца о нарушениях, допущенных в ФКУ «Исправительная колония № 28 УФСИН России по АО» и в ФКУ «Исправительная колония № 29 УФСИН России по АО» (вода также из кранов шла с перебоями, плохого качества, часто отключалась, теплой воды не было. Туалеты на улице (прямого падения, не чистятся), доступ к туалету ограничен, раковин не хватает. Центральное отопление работало недостаточно, зимой приходилось спать в одежде. Питание подавалось в немытой посуде, еда низкого качества, рацион не разнообразный, количество пищи недостаточное. Содержался вместе с осуждёнными, больными «ВИЧ-инфекцией», туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями, надлежащая медицинская помощь не оказывалась. Освещение недостаточное, окна загорожены двухъярусными кроватями. Лечить болезни руководство колонии отказывалось, лекарств не было. Стирать свои вещи вынужден был самостоятельно, кипятильник при этом не выдавался, мыло, средства гигиены выдавали раз в месяц в недостаточном количестве. Личные вещи хранились в комнате недостаточной площади. Душ мог принимать 1 раз в неделю, при этом времени было недостаточно. В здании общежития имеются грызуны (крысы). Одежда и обувь не выдавались) не может быть принят судом, поскольку Зиновьевым В.В. пропущен установленный ст.219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения с административным исковым заявлением по данным основаниям в суд, так как указанные предполагаемые нарушения прав истца имели место в срок до 21 июня 2015 года, в суд он обратился только в июле 2020 года, то есть с пропуском трехмесячного срока. При этом в жалобе в Европейский суд по правам человека указанные нарушения истцом не указаны (т.1 л.д.193-196).
В связи с изложенным представленные суду по данному доводу доказательства – документы по зданиям указанных исправительных учреждений и условиям содержания в двух указанных исправительных учреждениях, результаты проверок условий в указанных исправительных учреждениях – не имеют правового значения для рассматриваемого спора, в связи с чем суд не входит в их оценку (т.1 л.д.154, 155-158, 160-169, 202-238, т.2 л.д.9-10, 12-39, 210-232, т.3 л.д.1-31).
Решения Европейского суда по правам человека, принятые по жалобам осужденных Р. М. П.., Л. на действия ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» подтверждают факт нарушения прав указанных осуждённых в исправительном учреждении в период отбывания наказания, однако не освобождают стороны в силу положений ст.64 КАС РФ от обязанности доказывания. При этом не подтверждают наличие ненадлежащих условий содержания непосредственно административного истца (т.2 л.д.42-69).
Так, указанные осуждённые (Л. М. П. Р. вместе с административным истцом одновременно в одном и том же отряде не содержались, в связи с чем решение по их жалобам во внимание принято быть не может.
Оценивая доказательства по делу, суд руководствуется положениями ст.59 КАС РФ, которыми предусмотрено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
То обстоятельство, что периодически на складе в исправительном учреждении отсутствовал необходимый запас вещевого довольствия (в марте 2016 года, в апреле 2017 года), не свидетельствует о ненадлежащем содержании административного истца, поскольку фактов отказа выдачи ему вещевого довольствия по его обращению не установлено.
Суд не соглашается с утверждением административного истца о недостаточном обеспечении его вещевым довольствием, поскольку приказом Минюста России от 03.12.2013 № 216 помимо норм обеспечения вещевым имуществом также утвержден Порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение № 1).
В соответствии с указанным Порядком, сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осуждённым осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осуждённых к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учёт выданного вещевого довольствия ведётся по лицевому счёту. Все предметы инвентарного пользования подлежат клеймению в установленном порядке (пункт 2).
При перемещении осуждённых к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осуждённые обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утверждённым нормам снабжения (пункт 4).
Из буквального толкования пунктов 2 и 4 Порядка обеспечения вещевым имуществом следует, что первичное обеспечение таким имуществом осуществляется в день прибытия указанных лиц в исправительное учреждение либо в следственный изолятор. Дальнейшее обеспечение предметами вещевого имущества производится по письменному заявлению лиц, содержащихся в исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе и после истечения срока носки.
Как установлено судом, до прибытия в июне 2015 года в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» Зиновьев В.В. содержался в ФКУ «Исправительная колония № 28 УФСИН России по АО» и ФКУ «Исправительная колония № 29 УФСИН России по АО», а ранее – в следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы, при этом каких-либо обращений о том, что в период нахождения в следственном изоляторе он не был обеспечен одеждой по сезону, от Зиновьева В.В. в адрес администрации ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» не поступало.
По прибытии в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» Зиновьев В.В. был обеспечен недостающими предметами вещевого имущества.
Кроме того, по прибытии в исправительное учреждение Зиновьеву В.В. было предоставлено индивидуальное спальное место, постельные принадлежности.
С заявлениями по поводу обеспечения вещевым имуществом Зиновьев В.В. к администрации исправительного учреждения не обращался.
С учётом изложенного оснований полагать, что администрацией ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» в отношении Зиновьева В.В. было допущено бездействие по необеспечению его одеждой по сезону, повлекшее нарушение его прав на обеспечение вещевым имуществом в соответствии с установленными нормами, у суда не имеется.
Довод административного истца о том, что он не получал надлежащую медицинскую помощь, не может быть принят судом в силу следующего.
В соответствии с ч.1 и 7 ст.26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что лица, в том числе, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила организации оказания медицинской помощи осуждённым, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключённым под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утверждённым Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 № 285 (далее - Порядок № 285).
Согласно пункту 2 Порядка № 285 оказание медицинской помощи лицам, заключённым под стражу, или осуждённым осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишённых свободы лиц установленным требованиям, с учётом принципов охраны здоровья граждан принимает во внимание, в частности, доступность такого обслуживания, своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения и т.д.
При этом суд учитывает, что само по себе состояние здоровья лишённого свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишённого свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация.
Как указано выше, Зиновьев В.В. наблюдался врачами, медицинский контроль за состоянием его здоровья осуществлялся во время профилактических и диспансерных осмотров, обращениях за медицинской помощью. Фактов отказа оказания медицинской помощи не установлено.
Довод административного истца о том, что помывка в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» производилась недостаточное количество времени, в бане мало душевых леек, не может быть принят судом, поскольку объективного подтверждения данные доводы в ходе рассмотрения дела не нашли.
На организацию помывки 1 раз в неделю вместо 2-х (что было выявлено прокурором в ходе проверки в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФФСИН России по АО» в феврале 2017 года и связано с изменением законодательства с начала 2017 года) административный истец не ссылается, напротив, указывает на организацию помывки 2 раза в неделю.
Довод Зиновьева В.В. о том, что в нарушение действующего законодательства совместно содержались осужденные с «ВИЧ-инфекцией», туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями, не может быть принят судом в силу следующего.
Согласно ст.5 Федерального закона от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», ВИЧ-инфицированные граждане Российской Федерации обладают на её территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст.9 названного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года № 221 утверждены Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, которыми установлен порядок обязательного медицинского освидетельствования определённых категорий лиц, находящихся в местах лишения свободы, с целью выявления «ВИЧ-инфекции».
Положениями ч.5 ст.80 УИК РФ установлено, что осуждённые, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осуждённых.
Ранее положениями ч.2 ст.101 УИК РФ была предусмотрена организация в уголовно-исполнительной системе специализированных лечебно-исправительных учреждений для медицинского обслуживания и отбывания наказания ВИЧ-инфицированных осуждённых.
Федеральным законом от 9 марта 2001 года № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» из ч.2 ст.101 УИК РФ данная норма с 12 марта 2001 года исключена, в связи с чем в настоящее время ВИЧ-инфицированные осуждённые отбывают наказание в тех же исправительных учреждениях, где и здоровые осуждённые.
Согласно ч.2 ст.101 УИК РФ (в редакции от 20.12.2017) в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осуждённых организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осуждённых, больных открытой формой туберкулёза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
Согласно ст.5 Федерального закона № 38-ФЗ от 30 марта 1995 года «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них «ВИЧ-инфекции» только федеральным законом. Лицо, у которого выявлена «ВИЧ-инфекция», уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения «ВИЧ-инфекции», о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица (ст.13 указанного Закона, ст.122 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ от 29 сентября 2003 года № 1100/2731-03-116, «ВИЧ-инфекция» относится к медленным инфекциям с длительным периодом носительства, от момента заражения до развития заболевания может пройти от 5 до 10 лет. При условии соблюдения морально-этических и санитарно-гигиенических норм ВИЧ-инфицированные не представляют угрозы для окружающих, в связи с чем совместное содержание лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и здоровых подозреваемых, обвиняемых и осуждённых в учреждениях уголовно-исполнительной системы считается допустимым.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что «ВИЧ-инфекция» не передаётся ни воздушно-капельным, ни контактно-бытовым путём, суд приходит к выводу, что истец не мог заразиться «ВИЧ-инфекцией», принимая душ или пищу, а также проживая в тех же помещениях, что и ВИЧ-положительные осуждённые.
При этом доказательств, подтверждающих, что с административным истцом совместно содержались осуждённые, больные открытой формой туберкулёза, иными инфекционными заболеваниями (кроме осуждённых с ВИЧ-инфекцией), суду не представлено.
Таким образом, права истца в результате совместного содержания здоровых осуждённых и осуждённых с «ВИЧ-инфекцией» нарушены не были.
Отсутствие в общежитиях отрядов горячего водоснабжения обусловлено тем, что система горячего водоснабжения для режимных корпусов ФКУ «Исправительная колония № 1 УФФСИН России по АО» не предусмотрена конструктивной особенностью зданий общежитий и проектной документацией зданий общежитий.
При этом судом не установлено отказа администрации исправительного учреждения при наличии обращения административного истца за горячей кипяченой водой в предоставлении такой воды. Жалоб и заявлений от осужденного Зиновьева В.В. за период его содержания в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» по обеспечению горячей водой с учетом потребности, не поступало. При этом суд учитывает, что административный истец мог принимать душ в бане, куда поступала и холодная, и горячая вода.
Доводы Зиновьева В.В. о том, что в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» вода из кранов была плохого качества, вода из крана идет только в ночное время, все остальное время воду осужденные набирают из грязных бочек, из здания комнат свиданий выходит канализационная труба, отходы из которой сливаются прямо в речку, проходящую по территории колонии, центральное отопление работает недостаточно, в коридоре низкая температура, зимой приходилось спать в одежде, питание подавалось в немытой посуде, еда низкого качества, рацион не разнообразный, количество пищи недостаточное, а в 2018 году в колонии стали производить пальмовое масло, отходы от производства сливались прямо под здание, из-за чего вокруг стоял стойкий неприятный запах, освещение недостаточное, окна загорожены двухъярусными кроватями, вводился карантин по гепатиту «А» из-за плохой воды, стирать свои вещи вынужден был самостоятельно, кипятильник при этом не выдавался, мыло, средства гигиены выдавали раз в месяц в недостаточном количестве, личные вещи хранились в комнате площадью 6 кв.м., в здании общежития имеются грызуны (крысы), администрация учреждения пытается их травить в присутствии осужденных, одежда и обувь не выдавались, не свидетельствуют о нарушении административными ответчиками условий содержания административного истца, поскольку подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела не нашли.
Кроме того, по доводам административного истца о том, что вода из крана идет только в ночное время, все остальное время воду осужденные набирают из грязных бочек, в здании общежития имеются грызуны (крысы), администрация учреждения пытается их травить в присутствии осужденных, одежда и обувь не выдавались, Зиновьевым В.В. пропущен установленный ст.219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения с административным исковым заявлением в суд, поскольку указанные предполагаемые нарушения прав истца имели место в срок до 14 июня 2019 года, в суд он обратился только в июле 2020 года, то есть с пропуском трехмесячного срока. При этом в жалобе в Европейский суд по правам человека указанные нарушения истцом не указаны.
На основании представленных доказательств суд приходит к выводу, что в период отбывания административным истцом Зиновьевым В.В. наказания в местах лишения свободы – в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» периодически нарушалась установленная законодательством минимальная норма жилой площади на 1 осужденного.
Так, в период с 19 июля 2018 года по 28 февраля 2019 года была нарушена норма жилой площади, составляла на 1 осуждённого 1,73 кв.м. вместо 2 кв.м., в период с 15 августа 2018 года по 28 февраля 2019 года на 1 осуждённого приходилось 1,8 кв.м.
В ходе проверки в июне 2018 года прокурором вновь выявлены нарушения– необходимое количество умывальников не соблюдено (1 умывальник на 10 человек, и 1 унитаз на 15 человек), подача горячей воды не обеспечивается, об устранении указанных нарушений вынесено представление от 29 июня 2018 года.
Данное нарушение подтвердилось и в июле 2018 года, и в августе 2018 года, вынесены представления от 19 июля 2018 года и от 15 августа 2018 года (в отряде № 9 недостаточно умывальников, 3 крана закрыты, 1 унитаз закрыт). Кроме того, выявлено, что смыв унитазов на 2 этаже отряда № 9 не работает (т.1 л.д.198-201).
При проведении проверки 28 февраля 2019 года нарушений не установлено.
Кроме того, часть времени отбывания наказания в отрядах, где проживал административный истец, не имелось достаточного количества умывальников и унитазов (с 25 августа 2016 года по 30 декабря 2016 года, с 24 мая 2017 года по 27 сентября 2017 года, с 29 июня 2018 года по 28 февраля 2019 года) что препятствовало соблюдению административным истцом норм гигиены.
При этом, в 2015 и в 2016 годах был слабый напор воды на верхних этажах общежитий.
Иных нарушений условий содержания судом не установлено.
Ссылка представителя истца на п.22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» и необходимость, по мнению представителя истца, проверки всех условий содержания административного истца, судом не может быть принята, поскольку основана на неправильном толковании изложенных в данном пункте разъяснений.
Так, положения пункта 22 подлежат применению в совокупности с положениями п.13 этого же постановления, из которого следует, что административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы.
При разрешении настоящего спора суд учитывает, что пребывание гражданина в пенитенциарных учреждениях неизбежно связано с различными лишениями и ограничениями, в частности, с недостатком личного пространства. Поэтому не всякие ссылки заявителя на подобные лишения и ограничения объективируются в утверждение о том, что заявитель подвергся бесчеловечному или унижающему достоинство обращению со стороны государства.
При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.
Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, однократность/неоднократность такого пребывания; половая принадлежность лиц, присутствующих при осуществлении потерпевшим санитарно-гигиенических процедур в отсутствии приватности; возможность самостоятельного принятия потерпевшим или совместно отбывающими с ним наказание лицами мер по обеспечению приватности санитарно-гигиенических процедур; состояние здоровья и возраст потерпевшего; иные обстоятельства.
Выявленные судом по настоящему спору нарушения свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения искового требования о признании действий ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО», выразившихся в необеспечении надлежащих условий содержания в период отбывания административным истцом наказания в местах лишения свободы, незаконными, в связи с чем данное требование к ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» подлежит удовлетворению.
В связи с этим также в пользу административного истца подлежит взысканию компенсация, определяя размер которой, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», а именно: что о наличии нарушений условий содержания лишённых свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), затруднённый доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям и т.д.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что Зиновьев В.В. действительно претерпевал нравственные страдания, которые выражались в душевных переживаниях, чувстве несправедливости и незащищённости от неправомерных действий должностных лиц по поводу несоблюдения условий содержания в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО», физические страдания, которые выражались в нахождении помещении не отвечающим материально-бытовым и санитарно-гигиеническим требованиям, что объективно свидетельствует о наличии правовых оснований для взыскания в пользу истца компенсации.
При этом суд учитывает, что в период пребывания в местах лишении свободы осуждённые лишаются или ограничиваются в возможности пользования определёнными материальными благами. В то же время условия, в которых они содержатся, не должны причинять им излишних физических страданий или отрицательно влиять на здоровье осуждённых.
Осуждённому не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учётом практических требований режима содержания.
При определении размера компенсации суд также учитывает, что Зиновьев В.В. обратился с настоящим иском почти через год после окончания указанных им событий и в настоящее время невозможно установить количество лиц, содержащихся совместно с ним, и иные обстоятельства в связи с правомерным уничтожением документов по истечении срока хранения, в связи с чем суд выносит решение на основании представленных сторонами и исследованных доказательств.
При этом уничтожение соответствующей документации за истечением установленных сроков хранения не может быть поставлено в вину ответчикам, поскольку истец обратился в суд с иском спустя значительное время (через год после отбытия наказания, и через 5 лет после начала отбывания наказания).
Длительное не обращение истца в установленном законом порядке за защитой своего нарушенного права привело к истечению сроков хранения номенклатурных дел, регистрационных журналов и их уничтожению, что лишает административных ответчиков возможности представить опровергающие доводы истца доказательства, а суд - проверить обоснованность доводов истца об условиях его содержания в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО», соблюдении санитарно-гигиенических и иных требований при его содержании.
При этом длительное необращение административного истца за защитой своих прав также ставит под сомнение степень, характер и сам факт перенесенных страданий истца.
Также суд учитывает, что норма жилой площади в установленные судом периоды в 2018-2019 годах была нарушена незначительно, при этом в каждом отряде имеется изолированный огороженный участок местности, непосредственно прилегающий к зданию отряда, на территориях локальных участков в каждом из отрядов расположены: место для построения осужденных, территория для прогулок. Для занятия спортом в учреждении определены спортивные площадки с футбольным, баскетбольным и волейбольным полем.
С учётом изложенного, принимая во внимание, что иные, изложенные в исковом заявлении, факты, на которые истец ссылался в обоснование заявленного размера компенсации, подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли, исходя из требований разумности и справедливости, суд присуждает Зиновьеву В.В. компенсацию в размере 12 000 руб.
В соответствии с ч.4 ст.227.1 КАС РФ данная компенсация подлежит взысканию с главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В рассматриваемом случае таковым - с учётом положений пп.3 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ, п.п.6 п.7 Положения о ФСИН России, утверждённого Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, является ФСИН России.
Таким образом, денежная компенсация подлежит взысканию с ФСИН России за счёт средств казны РФ.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что нарушений условий содержания в части оказания медицинской помощи со стороны ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России судом не установлено, а УФСИН России по Архангельской области не является надлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении иска о признании действий ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России незаконными, взыскании компенсации с УФСИН России по Архангельской области истцу следует отказать, исковые требования к ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» и ФСИН России подлежат удовлетворению.
Кроме того, административный истец просил взыскать с ответчиков в свою пользу понесённые по делу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Разрешая данное ходатайство, суд исходит из следующего.
Согласно ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Из п.25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» следует, что при удовлетворении административного иска, связанного с нарушением условий содержания лишённых свободы лиц, понесенные судебные расходы, включая расходы по уплате государственной пошлины, подлежат взысканию с административного ответчика, в том числе являющегося государственным органом, поскольку КАС РФ не содержит исключений при возмещении судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
Административным истцом понесены судебные расходы в сумме 300 руб. (по уплате государственной пошлины).
Указанные расходы, с учётом вышеприведённых норм, подлежат взысканию в равных долях с ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО» и ФСИН России – по 150 руб. с каждого ответчика.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Иск Зиновьева В. В. удовлетворить частично.
Зиновьеву В. В. в удовлетворении требований к Федеральному казённому учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 28 с особыми условиями хозяйственной деятельности управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 29 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о признании незаконными действий по необеспечению надлежащих условий содержания, взыскании компенсации отказать.
Иск Зиновьева В. В. к Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», выразившееся в необеспечении Зиновьеву В. В. надлежащих условий содержания в исправительном учреждении в период с 21 июня 2015 года по 14 июня 2019 года.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Зиновьева В. В. компенсацию в связи с нарушением условий его содержания в исправительном учреждении, в размере 12 000 рублей.
Взыскание произвести на расчётный счёт № № в подразделении № № публичного акционерного общества «Сбербанк России», получатель: Зиновьев В. В..
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Взыскать с федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» в пользу Зиновьева В. В. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины – 150 рублей.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний в пользу Зиновьева В. В. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины – 150 рублей.
На решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление в Архангельский областной суд через Исакогорский районный суд г.Архангельска.
Председательствующий подпись Е.С.Костылева