Дело <№ скрыт>а-244/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес скрыт> 13 июля 2021 года
Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Рашидова М.А.,
при секретаре – ФИО1,
с участием представителя административного истца ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> – ФИО3 (доверенность <№ скрыт> от 13.07.2021г.), представителя административного ответчика – администрации МР «<адрес скрыт>» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Ахты административное дело по административному иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> к администрации МР «<адрес скрыт>» об устранении нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> обратилось в Ахтынский районный суд с административным иском к администрации МР «<адрес скрыт>» об устранении нарушения требований санитарного законодательства при осуществлении деятельности по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов с территории <адрес скрыт>. В обосновании иска указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> обратился глава администрации СП «<адрес скрыт>» ФИО2 В своем обращении ФИО2 указывает, что не выполняются пункты ранее выданного предписания в отношении администрации МР «<адрес скрыт>», а именно об устройстве и оборудовании контейнерных площадок для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов на территории села Кака, о представлении на согласование генеральную схему очистки территории села Кака. Данное обращение рассмотрено главным врачом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РД в <адрес скрыт> с выездом в <адрес скрыт> с проведением санитарно-эпидемиологического обследования села. По результатам обследования составлен Акт санитарно-гигиенического обследования от 24.05.2021г. Во время обследования выявлено, что не организованы контейнерные площадки для накопления твердых бытовых отходов, в нарушение СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21. Имеются также несанкционированные свалки ТКО при въезде в <адрес скрыт>, около трассы Ахты- Рут<адрес скрыт> образом, изложенные в обращении факты главы СП «<адрес скрыт>» подтвердились. Главой МР «<адрес скрыт>» не исполнены в установленные сроки требования предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> об устройстве и оборудовании контейнерных площадок для сбора и временного хранения ТКО на территории <адрес скрыт>, о согласовании генеральной схемы очистки территории села Кака. Учитывая изложенное, просит удовлетворить административный иск.
Представитель административного истца по доверенности ФИО3, в судебном заседании иск поддержал и просил суд удовлетворить его.
Представитель администрации МР «<адрес скрыт>» ФИО4 в судебном заседании требования административного истца признал частично, просил суд увеличить срок исполнения решения суда до трех месяцев после вступления в законную силу.
Представитель заинтересованного лица – СП «<адрес скрыт>», извещенный надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, о причине неявки в суд не сообщил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд не считает необходимым обязательное участие в деле представителя заинтересованного лица – СП «<адрес скрыт>», в связи с чем, считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> «Об утверждения положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» названные полномочия относятся к вопросам местного значения поселения.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Согласно п. 14 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с ч.2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
В силу ч.2 ст. 21 и ч.1 ст. 22 Указанного Федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских и сельских территорий, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемических мероприятий», на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ТО Управления Роспортебнадзора по РД в <адрес скрыт> администрации МР «<адрес скрыт>» предписанием <№ скрыт> предложено устроить и оборудовать контейнерные площадки для сбора и временного хранения ТКО на территории <адрес скрыт> в срок ДД.ММ.ГГГГ. Представить на согласование генеральную схему очистки территорий <адрес скрыт> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ глава СП «<адрес скрыт>» ФИО2 обратился к начальнику ТО Управления Роспортебнадзора по РД в <адрес скрыт> ФИО5, в котором указывает, что администрации МР «<адрес скрыт>», не выполняет пункты ранее выданного ему предписания, а именно об устройстве и оборудовании контейнерных площадок для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов на территории села Кака и представление на согласование генеральной схемы очистки территории села Кака, т.е. администрацией МР «<адрес скрыт>» нарушаются требования санитарного законодательства.
Для проверки доводов, изложенных в данном обращении, ДД.ММ.ГГГГ главным врачом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РД в <адрес скрыт> ФИО6 с выездом в <адрес скрыт> с проведено санитарно-эпидемиологическое обследования села.
По результатам проверки, органом государственного контроля составлен Акт санитарно-эпидемиологического обследования объекта от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывается, что внутри <адрес скрыт> не организованы контейнерные площадки для накопления твердых бытовых отходов, имеются также несанкционированные свалки ТКО при въезде в <адрес скрыт>, около трассы Ахты- Рутул, что являются нарушением требований СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских и сельских территорий, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемических мероприятий».
Таким образом, изложенные в административном иске факты нарушения санитарного законодательства подтвердились. Администрацией МР «<адрес скрыт>» не исполнены в установленные сроки требования предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> об устройстве и оборудовании контейнерных площадок для сбора и временного хранения ТКО на территории <адрес скрыт>, о согласовании генеральной схемы очистки территории села Кака.
Судом была предоставлена административному ответчику возможность представить документы, подтверждающие факт устранения указанных в иске нарушениях санитарного законодательства.
Представителем административного ответчика в суд такие документы не были представлены. Кроме того, в судебном заседании он полностью подтвердил, что указанные в иске ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> нарушения санитарного законодательства имеют место, и в настоящее время устраняются.
В связи с этим, административный иск ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> являются обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации, или иным способом, до сведения потребителей решение суда.
На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.ст.175-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации МР «<адрес скрыт>» в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес скрыт> РД.
Обязать администрацию МР «<адрес скрыт>» принять срочные меры по ликвидации несанкционированных свалок на территории <адрес скрыт> РД.
Решение суда в части обязания администрации МР «<адрес скрыт>» принять срочные меры по ликвидации несанкционированных свалок на территории <адрес скрыт> РД, обратить к немедленному исполнению.
Обязать администрацию МР «<адрес скрыт>» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- обустроить на территории <адрес скрыт> РД контейнерные площадки для наполнения твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами; принять срочные меры по ликвидации несанкционированных свалок на территории <адрес скрыт> РД;
- разработать схему санитарной очистки территории <адрес скрыт> РД.
В удовлетворении остальной части исковых требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> об обязании ответчика устранить нарушения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Ахтынский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья М.А. Рашидов
Резолютивная часть решения суда вынесена на компьютере в совещательной комнате 13.07.2021г.
Решение суда в окончательной форме изготовлено на компьютере 13.07.2021г.