Решение от 01.03.2017 по делу № 02-0781/2017 от 16.01.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 

        город Москва                                                                                      01 марта 2017 года

 

        Бутырский районный суд города Москвы 

в составе председательствующего судьи Данилиной Е.А.,

при секретаре Ерошкине В.К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-781/17 по иску Челышевой З.С. к управе района Отрадное города Москвы о взыскании денежной компенсации в связи со сносом самовольной постройки,

 

У С Т А Н О В И Л:

Челышева З.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к управе района Отрадное города Москвы, в обоснование своих требований указав, что 20 мая 2014 года с целью хранения автомобиля приобрела в собственность сборно-разборную конструкцию, возведенную по адресу: ***. Решением окружной комиссии по пресечению самовольного строительства при префектуре Северо-восточного округа города Москвы (далее - префектура СВАО г. Москвы, префектура) от 25 марта 2015 года сборно-разборные конструкции, расположенные по вышеуказанному адресу, были признаны размещенными на земельном участке без оформления земельно-правовых отношений и наличия разрешительной документации, при этом управе района Отрадное города Москвы (далее - управа района Отрадное г. Москвы, управа) было поручено произвести демонтаж незаконно возведенных объектов. 17 июля 2015 года управа снесла сборно-разборную конструкцию в числе других на автостоянке без каких-либо уведомлений, причинив истцу материальный ущерб, разрезав конструкцию на части, из которых собрать ее заново не представляется возможным. Управа района Отрадное г. Москвы сообщила о возможности забрать конструкцию на специальной площадке для хранения по адресу: ***, однако по данному адресу конструкцию не выдали. Поскольку конструкция восстановлению не подлежит, ее части, находящиеся на хранении, управой возвращены не были, о дне демонтажа стоянки управа истца в известность не поставила, лишив ее возможности вывезти подлежащую сносу конструкцию самостоятельно, Челышева З.С. просит суд взыскать в ее пользу с ответчика денежную компенсацию в размере *** рублей *** копеек, а также расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере *** рублей *** копеек.

 

Истец в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Зайцев Е.А. в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, возражал против их удовлетворения, указав, что управой района Отрадное г. Москвы во исполнение решения префектуры СВАО г. Москвы о сносе сборно-разборной конструкции, самовольно возведенной гражданами с целью хранения  личных транспортных средств по адресу: ***, были предприняты все возможные меры по надлежащему уведомлению собственников некапитальных объектов о необходимости добровольного исполнения решения, в частности, о демонтаже было сообщено Автономной некоммерческой организации «Управление эксплуатацией муниципальных автостоянок «Автотехсодействие» (далее - АНО «УЭМА «Автотехсодействие»), которая, в свою очередь, уведомила председателя автостоянки, кроме того, объявление о демонтаже было размещено на официальном сайте управы в сети Интернет, а также на самой конструкции. До настоящего времени сборно-разборная конструкция истца в ряде других хранится на специализированной площадке временного хранения, однако истец не изъявляет желания забрать свое имущество, настаивая на денежной компенсации.

Представитель третьего лица – префектуры СВАО г. Москвы, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в ходе рассмотрения спора изложил свою позицию в письменном заявлении, указав, что префектура действий по демонтажу незаконно размещенного объекта не осуществляла, материальный ущерб истцу не причиняла; согласно установленному порядку возврата демонтированного имущества правообладатель объекта в целях возврата находящегося на хранении объекта (его составляющих элементов) должен обратиться с заявлением в префектуру, прилагая документы, подтверждающие принадлежность объекта правообладателю, тогда как подобных обращений от истца в префектуру не поступало (л.д. 69-70).

 

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 

20 мая 2014 года между Челышевой З.И. и ООО «Элит Сервис» был заключен договор купли-продажи № ***, предметом которого явилось изготовление и монтаж сборно-разборной конструкции и по условиям которого ООО «Элит Сервис» обязалось передать истцу за плату сборно-разборную конструкцию для открытой автостоянки № ***, расположенной по адресу: ***, а истец обязалась уплатить за нее цену, определенную договором, и составившую *** рублей *** копеек (л.д. 9-10).

 

Челышева З.И. уплатила по данному договору денежные средства в полном объеме (л.д. 8), после чего ей была передана установленная по адресу: ***, сборно-разборная конструкция, что подтверждается соответствующим актом приема-передачи (л.д. 11).

 

04 августа 2014 года АНО «УЭМА «Автотехсодействие» истцу было выдано свидетельство на право пользования машиноместом № ***, расположенным на автостоянке № *** по адресу: ***, и членская книжка (л.д. 12, 13-14).

 

        Из акта обследования объекта недвижимости № *** Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы следует, что 06 октября 2014 года инспекцией было проведено обследование (с применением фотосъемки) объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: ***, в результате которого было установлено, что на данном участке размещено *** металлических конструкций (гаражи). Ранее земельный участок площадью 321 кв. м был оформлен АНО «УЭМА «Автотехсодействие» договором аренды от 18 августа 2006 года № *** на срок по 27 сентября 2014 года для эксплуатации гаражей на *** машиномест. Согласно данным информационной системы Реестра единых объектов недвижимости договор имеет статус недействующего (л.д. 32, 33, 34, 73, 74, 75).

 

        Указанные обстоятельства подтверждаются также актом о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, составленным должностными лицами управы района Отрадное г. Москвы 23 марта 2015 года (л.д. 76).

 

        16 октября 2014 года Департамент городского имущества города Москвы обратился в префектуру СВАО г. Москвы с просьбой провести мероприятия по освобождению земельного участка по адресу: ***, от объектов, не являющихся объектами капитального строительства (л.д. 35).

 

        24 марта 2015 года в префектуру СВАО г. Москвы обратилась управа района Отрадное г. Москвы с просьбой рассмотреть на заседании окружной комиссии по пресечению самовольного строительства нестационарные объекты (сборно-разборные конструкции), расположенные на земельном участке площадью *** кв. м по адресу: *** (л.д. 77).

        

        Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, определяется Положением о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 02 ноября 2012 года № 614-ПП (далее - Положение).

 

В силу п. 2 Положения рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.

 

        В соответствии с п. 1.1. Положения об окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 31 мая 2011 года № 234-ПП «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы», окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые на разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства ..., а также выработки предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа города Москвы.

 

        Согласно выписке из протокола заседания комиссии от 25 марта 2015 года № 04, утвержденного префектом СВАО Виноградовым В.Ю., 25 марта 2015 года состоялось заседание окружной комиссии по пресечению самовольного строительства префектуры СВАО г. Москвы, на котором единогласно было принято решение признать металлические навесы по адресу: ***, размещенными на земельном участке без оформления земельно-правовых отношений и без наличия разрешительной документации; управе района Отрадное г. Москвы разместить оповещение о проведении мероприятий в средствах массовой информации, в срок до 01 июня 2015 года демонтировать незаконно размещенные объекты, переместить их на специально организованную площадку для хранения и в течение трех рабочих дней после освобождения земельного участка представить в управление строительства акт сноса (демонтажа) объектов и фотоматериалы до, во время и после сноса (л.д. 37-38, 71-72).

 

        Материалами дела подтверждается, что владельцы сборно-разборных конструкций, представляющих из себя согласно фототаблицам единое сооружение (л.д. 34, 74), уведомлялись о принятом окружной комиссией решении и необходимости самостоятельно освободить земельный участок по адресу: *** (л.д. 30, 31, 94).

        В материалах дела имеется копия акта управы района Отрадное города Москвы № 18 от 17 июля 2015 года, согласно которому сборно-разборная конструкция объекта гаражного назначения была демонтирована и вывезена на специально отведенную площадку по адресу: ***, где обеспечено ее хранение; личному имуществу автовладельца сборно-разборной конструкции объекта гаражного назначения № *** присвоен идентифицирующий номер *** (л.д. 39).

 

        Порядок выявления незаконно размещенных на земельных участках объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и освобождения земельных участков от таких объектов регламентирован разделом II Положения, которое четко разграничивает полномочия между управами района города Москвы, префектурами административных округов города Москвы и иными органами исполнительной власти города Москвы.

        

        Так, на префектуры округов, а не на управы районов города Москвы, возлагаются, помимо прочего, обязанности:  

        обеспечивать рассмотрение и принятие Окружной комиссией решения о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов (7.2.2 Положения);

        демонтировать и (или) переместить незаконно размещенные объекты на специально организованную для хранения площадку (п. 7.3 Положения);

         обеспечивать размещение в средствах массовой информации, на официальных сайтах префектуры административного округа города Москвы и управы района города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на досках объявлений префектуры административного округа города Москвы и управы района города Москвы, а также непосредственно на объектах информации о реализуемых мерах по демонтажу незаконно размещенных объектов (п. 7.5 Положения);

        в случае отсутствия правообладателя незаконно размещенного объекта в присутствии официальных представителей управы района города Москвы осуществить вскрытие незаконно размещенного объекта, фотофиксацию указанного имущества, присвоение объекту уникального номера, а также обеспечить перемещение объекта на специально организованную для хранения площадку (п. 9 Положения);

        определить перечень площадок для хранения подлежащих демонтажу объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и организацию, осуществляющую демонтаж и (или) перемещение незаконно размещенных объектов на указанные площадки, а также их хранение (п. 10 Положения).

 

        Данное разграничение полномочий в сфере градостроительной деятельности, предотвращения и противодействия самовольному строительству нашло свое отражение также в Положении об управе района города Москвы и Положении о префектуре административного округа города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года № 157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы».

 

        Согласно Положению об управе района города Москвы в сфере предотвращения и противодействия самовольному строительству управа района осуществляет мониторинг территории района на предмет выявления фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, самовольного строительства, реконструкции, в том числе по заявлениям физических и юридических лиц (п. 2.3.2); информирует о выявленных фактах ... уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы (п. 2.3.3); выявляет незаконно размещенные на территории района объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, в том числе нестационарные торговые объекты, составляет акты о выявлении указанных объектов и направляет их в префектуру административного округа (п. 2.3.4).

 

        Согласно п. 2.3.5 Положения о префектуре административного округа города Москвы, в сфере предотвращения и противодействия самовольному строительству префектура округа, помимо прочего, обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, уведомление собственников (правообладателей) зданий, строений, сооружений (помещений в них) или их законных представителей по вопросам, касающимся восстановления внешних поверхностей здания, строения, сооружения (в том числе крыш и фасадов) после сноса самовольных построек или после освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, благоустройство территорий после сноса самовольных построек, освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, восстановление внешних поверхностей зданий, строений, сооружений (в том числе крыш и фасадов) после сноса самовольных построек или после освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также размещение сообщений о планируемом сносе самовольных построек на информационных щитах в границах земельных участков, на которых созданы (возведены) самовольные постройки.

        В соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы организует работу по демонтажу и (или) перемещению, хранению на специально организованных площадках, возврату правообладателям либо утилизации незаконно размещенных на территории административного округа объектов, не являющихся объектами капитального строительства (их составляющих элементов), а также товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенных объектах (п. 2.3.14 названного Положения).

        В случаях и в порядке, установленных нормативными правовыми актами Правительства Москвы, осуществляет расчет размера и выплату денежной компенсации в связи со сносом самовольных построек за счет средств бюджета города Москвы (п. 2.3.16 названного Положения).

 

        Таким образом, довод префектуры СВАО г. Москвы о том, что она не является лицом, ответственным за выплату истцу денежной компенсации в связи со сносом самовольной постройки, не выдерживает критики, поскольку в силу действующих норм, регламентирующих полномочия префектур административных округов города Москвы, расчет размера и выплату денежной компенсации в связи со сносом самовольных построек за счет средств бюджета города Москвы осуществляют именно префектуры округов, а не управы районов города.

 

        При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком по настоящему спору является префектура СВАО г. Москвы, а не управа района Отрадное г. Москвы.

 

        Согласно ч. 2 ст. 41 ГПК РФ в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

        Таким образом, исходя из принципа диспозитивности, право определения круга ответчиков и предъявления к ним исковых требований принадлежит истцу.

 

        Челышева З.С. категорически возражала против замены ненадлежащего ответчика - управы района Отрадное г. Москвы, на надлежащего - префектуру СВАО г. Москвы, со ссылкой на то обстоятельство, что управа является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, своими силами осуществила снос автостоянки и как орган исполнительной власти сама отвечает за свои действия (л.д. 80-81).

 

        Рассмотрев настоящее дело исходя из требований ч. 2 ст. 41 ГПК РФ по предъявленному иску с учетом невозможности замены ненадлежащего ответчика другим лицом, при отсутствии обязательного соучастия на стороне ответчика, суд отказывает в удовлетворении заявленных Челышевой З.С. к управе района Отрадное г. Москвы исковых требований в полном объеме, поскольку они предъявлены к ненадлежащему ответчику.

 

        При этом суд считает необходимым отметить, что в ответ на обращения Челышевой З.С. в префектуру СВАО г. Москвы и управу района Отрадное г. Москвы по вопросу возврата демонтированного объекта (металлической конструкции), префектура 10 сентября 2015 года, а управа 11 сентября, 17 сентября и 29 октября 2015 года сообщили истцу, что металлические навесы, демонтированные по адресу: ***, находятся на площадке временного хранения по адресу: ***, каждому демонтированному объекту гаражного назначения присвоен уникальный идентифицирующий номер, данный объект можно получить в установленном порядке по вышеуказанному адресу по акту приема-передачи в порядке, регламентированном п. 13 Положения, предварительно согласовав время его выдачи (л.д. 15, 16, 17, 40, 41).

 

        Таким образом, совокупностью собранных по делу доказательств подтверждается, что Челышева З.С., будучи уведомленной надлежащим образом о решении окружной комиссии по пресечению самовольного строительства об освобождения земельного участка по адресу: ***, с момента вынесения которого 25 марта 2015 года до фактического сноса гаражного объекта 17 июля 2015 года прошло более трех месяцев, уклонилась от самостоятельного демонтажа принадлежащей ей сборно-разборной конструкции; до настоящего времени за возвращением своего имущества по адресу, указанному в ответах на ее заявление, не обращалась, доказательств обратного суду не представила; очевидно желает вернуть уплаченные по договору купли-продажи денежные средства в размере *** рублей без учета износа вещи и того обстоятельства, что вещь создавалась и монтировалась в едином гаражном комплексе и вне его целевое назначение и материальную ценность практически утратила, в связи с чем суд считает требование Челышевой З.С. о взыскании денежной компенсации за снесенную самовольную постройку незаконными, необоснованными и удовлетворению не подлежащими.   

 

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 

Р Е Ш И Л:

        ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

        ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

        ░░░░░

 

 

 

 

        

 

        ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 06.03.2017

6

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02-0781/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Отказано в удовлетворении
Истцы
Челышева З. С.
Ответчики
Управа района Отрадное г. Москвы
Суд
Бутырский районный суд Москвы
Судья
Данилина Е.А.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
15.02.2017Судебное заседание
01.03.2017Судебное заседание
16.01.2017Зарегистрировано
16.01.2017Рассмотрение
01.03.2017Завершено
23.03.2017Обжаловано
22.05.2017Вступило в силу
01.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее