Дело № 2-1352/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2019 г.
Ленинградский районный суд г. Калининграда
в составе:
председательствующего судьи Хлебниковой И.Ю.,
при секретаре Швецовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Т.О. к Министерству социальной политики Калининградской области, Правительству Калининградской области, Агентству по имуществу Калининградской области, о признании незаконным решения Министерству социальной политики Калининградской области об отказе во включении Петровой Т.О. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, понуждении включить Петрову Т.О. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, понуждении предоставить Петровой Т.О. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по установленным нормам, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору найма специализированного жилого помещения за счет бюджета <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Петрова Т.О., уточнив в процессе рассмотрения заявленные требования, обратилась в суд с настоящим иском, где указала, что зарегистрирована по адресу: <адрес>, в настоящее время временно проживает с семьей по адресу: <адрес>. Квартира № принадлежит на праве собственности матери супруга истицы –ФИО12 В квартире зарегистрированы: ФИО12, ФИО22, ФИО14, Петрова Т.О., ФИО23. Площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м.
Родителями Петровой Т.О. являются: отец ФИО4, мать ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации Озерского района Калининградской области № «Об учреждении опеки над несовершеннолетней Кайко Т.О.» опекуном Петровой Т.О. назначен ФИО1, за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ решением Озерского районного суда Калининградской области ФИО4 и ФИО5 в отношении Петровой (Кайко) Т.О. лишены родительских прав.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области № «О закреплении жилья за несовершеннолетней Кайко Т.О.» за Петровой Т.О. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации муниципального образования «Озерский район» Калининградской области № п. 1 Постановления главы администрации МО «Озерский городской округ» Калининградской области от 14.04.2006г. № «О закреплении жилья за несовершеннолетней Кайко Т.О.», о закреплении за Петровой Т.О. жилой площади по адресу: <адрес>, - отменен.
Петровой Т.О. на праве общей долевой собственности принадлежит <данные изъяты> доля в праве на жилой <адрес> на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ Собственниками жилого дома № также являются отец, мать и дед истицы – по № доле в праве общей долевой собственности каждому.
Как указала истица, повторное закрепление в ДД.ММ.ГГГГ жилой площади в доме № в котором истице принадлежала <данные изъяты> доля в праве, и в котором были зарегистрированы и проживали лишенные родительских прав отец и мать несовершеннолетней Кайко Т.О. указывает на ненадлежащее выполнение органом местного самоуправления обязанностей по защите прав Петровой Т.О.
В последующем органом опеки и попечительства над несовершеннолетними обязанности исполнялись также ненадлежащим образом - Петровой Т.О. не разъяснялись права на дополнительные гарантии по социальной защите, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе, на обеспечение жилым помещением по причине невозможности проживания в одном жилом помещении с матерью и отцом, которые в отношении неё лишены родительских прав. Иных жилых помещений на праве собственности, а также по договору социального найма Петрова Т.О. не имеет.
В ДД.ММ.ГГГГ Петрова Т.О. обращалась с заявлением в Министерство социальной политики Калининградской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда <адрес>. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на отсутствие оснований, предусмотренных п.п. 3 п. 1 ст. 43-5 Закона Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О специализированном жилищном фонде», Петровой Т.О. отказано во включение в Список.
ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в <адрес> <адрес> был обследован на основании заявления Петровой Т.О. о признании его непригодным для проживания. Специалистами по охране прав детства отдела социальной защиты населения администрации МО «Озерский городской округ» установлено, что дом, его элементы находятся в ветхом состоянии, отопление печное, одна печь в нерабочем состоянии, в жилом доме проживают ФИО15 (мать), ФИО1 (дед), ФИО16 (сожитель ФИО15). Сама ФИО19 (Петрова) Т.О. проживает с бабушкой в <адрес>. На проведение ремонта ФИО15 денежных средств не имеет. Указанное, по мнению заявителя, также свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей по защите прав Петровой Т.О.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации МО «Озерский городской округ» <адрес> № жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ Петрова Т.О., в лице представителя Шириновой Ш.А., обратилась с заявлением в Министерство социальной политики Калининградской области о включении в Список. Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Петровой Т.О. отказано во включении в Список в связи с тем, что жилой дом № признан непригодным для проживания после достижения Петровой Т.О. 18-летнего возраста, а до достижения совершеннолетнего возраста указанный жилой дом непригодным для проживания не признавался. Указанное уведомление № считает незаконным и подлежащим отмене.
Ссылаясь на ст. ст. 1, 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, указала, что, поскольку жилой дом № признан непригодным для проживания в октябре 2018 г., фактически же непригодным для проживания он был задолго до установления данного факта, длительное время органы по защите прав Петровой Т.О. бездействовали и лишь формально исполняли возложенные на них обязанности.
Также ссылаясь на вступивший в силу ДД.ММ.ГГГГ Федеральный Закон от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Калининградской области от 26.12.2012 г. № 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», положения ст. ст. 43-6, 43-3, 43-7 Закона <адрес> «О специализированном жилищном фонде <адрес>», указывает, что включение Петровой Т.О. в Список и последующее обеспечение её жилым помещением специализированного жилищного фонда <адрес> связано исключительно со статусом – лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Привязка к постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в органе местного самоуправления приводит к иному толкованию норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Решение - уведомление об отказе во включении Петровой (Кайко) Г.О. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ замминистра Министерства социальной политики правительства Калининградской области исх. № от ДД.ММ.ГГГГ считает незаконным и подлежащим отмене. Петрова Т.О., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с последующим обеспечением специализированным жилым помещением жилищного фонда <адрес> так как не является ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также в связи с тем, что принадлежащее ей на праве общей долевой собственности жилое помещение является непригодным для проживания, а проживание в квартире матери супруга носит временный и вынужденный характер. Полагает, что Петрова Т.О. имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет бюджета <адрес>, поскольку обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> является полномочием Правительства Калининградской области и Агентства по имуществу.
На судебном заседании Петрова Т.О., её представитель, поддержали исковые требования и доводы искового заявления полностью по изложенным основаниям, и дали пояснения, в целом аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель Министерства социальной политики Калининградской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела не ходатайствовал, представил письменный отзыв на иск Петровой Т.О., просит в иске отказать полностью.
Представитель Правительства Калининградской области, с исковыми требованиями Петровой Т.О. не согласилась. представила возражения на исковое заявление. Полагает требования Петровой Т.О. не основанными на законе, поскольку у истицы отсутствуют право на обеспечение жилым помещением специализированного жилого фонда за счет средств <адрес>, так отсутствуют основания для включения Петровой в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>. Правительство Калининградской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему требованию Петровой. Представила письменный отзыв на иск. Просит в удовлетворении требований Петровой Т.О. отказать полностью.
Представитель Агентства по имуществу Калининградской области с исковыми требованиями Петровой Т.О. не согласилась в полном объеме, полагает, что Агентство по имуществу Калининградской области является ненадлежащим ответчиком по требованию Петровой Т.О. об обеспечении её жилым помещением специализированного жилищного фонда. Просит в удовлетворении требований Петровой Т.О. отказать.
Заслушав объяснения участников рассмотрения, исследовав письменные материалы дела, исследовав доказательства по делу и дав им оценку, суд пришел к следующему.
Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч. 1, 4, 9 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции ФЗ от 25.11.2013 г. № 317-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу положений ст. 43-3. Закона Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде <адрес>», право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным статьей 43-5 настоящего Закона.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включаются в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным в сфере социальной защиты населения.
Согласно ст. Закона Калининградской области от 03.07.2007 № 151, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: …лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ); …
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось участниками рассмотрения, Кайко (Петрова) Т,о. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относилась к лицам, оставшихся без попечения родителей. Решением Озерского районного суда Калининградской области от 09.06.2001 года родители истицы ФИО4 (отец) и ФИО5 (мать) лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Кайко Т.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением главы администрации Озерского района Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении опеки над несовершеннолетней Кайко Т.О.» опекуном Петровой Т.О. назначен ФИО6, за Кайко Т.О. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Постановлением главы муниципального образования «Озерский городской округ» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении жилья за несовершеннолетней Кайко Т.О.» за Кайко (Петровой Т.О.) закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации муниципального образования «Озерский район» Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № отменен п. 1 Постановления главы администрации МО «Озерский городской округ» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении жилья за несовершеннолетней Кайко Т.О.», которым за Кайко Т.О. было закреплено жильё по адресу: <адрес>.
На основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ Петровой (Кайко) Т.О. на праве общей долевой собственности принадлежит <данные изъяты> доля в праве на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Остальными долевыми собственниками дома являются: ФИО4, ФИО5, ФИО6, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ Петрова (Кайко) Т.О. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, фактически, до ДД.ММ.ГГГГ Кайко (Петрова) Т.О. проживала по месту жительства опекуна (попечителя) ФИО7 по адресу: <адрес>. Постановлением Главы администрации МО «Гусевский район» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 освобождена от обязанностей попечителя над несовершеннолетней Кайко Т.О., Постановлением Главы администрации МО «Гусевский район» от ДД.ММ.ГГГГ за № Кайко Т.О. определена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. Как следует из Постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «Гусевский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ Кайко Т.О. отчислена из ГБОУ СПО КО «Гусевский агропромышленный колледж».
Постановлением администрации МО «Озёрский городской округ» Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания. Согласно Акта обследования указанного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ и пояснений стороны истицы, Петрова (Кайко) Т.О. в данном жилом помещении не проживала, проживала по месту жительства опекуна (попечителя) ФИО7 по адресу: <адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ истица состоит в браке с ФИО13 и в настоящее время проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО12 В квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., зарегистрированы и проживают: ФИО12, ФИО24., ФИО14, Петрова Т.О., ФИО25
Таким образом, Петрова (Кайко) Т.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относившаяся к лицам, оставшихся без попечения родителей, с момента издания Постановления главы администрации Озерского района Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № о закреплении за Кайко Т.О. жилого помещения по адресу: <адрес>, по дату отмены п. 1 указанного Постановления о закреплении жилого помещения Постановлением Администрации муниципального образования «Озерский район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Петрова (Кайко) Т.О. не имела возможности проживать в закрепленном жилье, в связи с проживанием в нем родителей (матери) истицы ФИО5, лишенной в отношении дочери родительских прав.
Из Актов обследования жилищно-бытовых условий семьи Кайко Т.О. в жилом доме по адресу: <адрес>, составленных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ комиссией по охране прав детства отдела образования администрации МО «Озёрский район», следует, что в данном доме по ДД.ММ.ГГГГ никто не проживал, с ДД.ММ.ГГГГ проживал только ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дом находился в неудовлетворительном санитарном состоянии, жилое помещение не сохранялось, помещению требовался ремонт печек и косметический ремонт. Исходя из данного, суд приходит в выводу о том, что указанный дом, <данные изъяты> доли которого находится в собственности Петровой (Кайко) Т.О., на ДД.ММ.ГГГГ уже находился в состоянии, не пригодном для проживания, хоты был признан таковым в установленном порядке только Постановлением администрации МО «Озёрский городской округ» Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
В закрепленное и находящееся в долевой собственности жилое помещение Петрова (Кайко) Т.О. не вселялась и в нем не проживала, в связи проживанием и регистрацией в доме родителей, лишенных в отношении неё родительских прав, также являвшихся и являющихся по настоящее время долевыми собственниками указанного дома.
С заявлениями о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с непригодностью закрепленного жилого помещения для проживания Петрова Т.О. не обращалась с ДД.ММ.ГГГГ С заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> Петрова Т.О. также обращалась в Министерство социальной политики Калининградской области в ДД.ММ.ГГГГ., на что получила отказ, который не обжаловала.
Истцом указаны доводы о том, что в период до достижения Петровой (Кайко) Т.О. возраста <данные изъяты> лет имело место ненадлежащее выполнение обязанностей органа опеки и попечительства над несовершеннолетними, выразившееся в том, что после закрепления за Кайко Т.О. жилого помещения, <данные изъяты> доли которого находилась в собственности несовершеннолетней, а <данные изъяты> доли – родителям истицы, лишенным в отношении неё родительских прав, органами опеки и попечительства не осуществлялся должный контроль за состоянием помещения, закрепленного за несовершеннолетним, в результате чего помещение пришло в непригодное для проживания состояние, и не были своевременно приняты мер по сохранению помещения в пригодном для проживания состоянии, несмотря на то, что ежегодно органом опеки и попечительства составлялись акты о состоянии жилого помещения, где фиксировалось его неудовлетворительное состояние и непроживание в помещении, в том числе, несовершеннолетнего.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В настоящем рассмотрении, установлено, что факт того, что жилое помещение по адресу: <адрес>, закрепленное за несовершеннолетней Кайко (Петровой) Т.О., и <данные изъяты> доли которого находилась в собственности несовершеннолетней Кайко Т.О., является непригодным для проживания, был выявлен только в ДД.ММ.ГГГГ, т.е., после достижения Кайко (Петровой) Т.О. возраста <данные изъяты> лет, после обращения Кайко (Петровой) Т.О. Постановлением Администрации МО «Озерский городской округ» Калининградской области № от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный жилой дом по указанному адресу был признан непригодным для проживания.
Таким образом, закрепленное за несовершеннолетней Кайко Т.О. жилое помещение является непригодным для проживания.
Несмотря на очевидность такого обстоятельства как ненадлежащее состояние <адрес> уже при ежегодном обследовании жилищно-бытовых условий несовершеннолетней Кайко Т.О., проводимых комиссией отдела образования администрации МО «Озерский городской округ», и установлении факта длительного непроживания в данном доме людей, органом опеки и попечительства администрации МО «Озерский городской округ» Калининградской области своевременные меры по признанию дома непригодным для постоянного проживания, либо обеспечения его сохранности, приняты не были.
При таких обстоятельствах, Петрова (Кайко) Т.О., в соответствии с положениями ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежит включению в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> и обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда <адрес>, по установленным нормам, отвечающим санитарным и техническим правилам, по договору найма специализированного жилого помещения, за счет бюджета <адрес>.
В то же время, исходя из вышеустановленного, документов, представленных Петровой Т.О. в Министерство социальной политики Калининградской области для решения вопроса о включении Петровой Т.О. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, суд не усматривает, что, отказывая Петровой Т.О. во включении её в указанный Список, Министерство социальной политики Калининградской области приняло решение об отказе во включении Петровой Т.О. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> в нарушение положений Закона Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О специализированном жилищном фонде <адрес>».
Рассматривая исковые требования Петровой Т.О. о понуждении Правительства Калининградской области, Агентства по имуществу Калининградской области предоставить Петровой Т.О. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по установленным нормам, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору найма специализированного жилого помещения за счет бюджета <адрес>, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 2 Закона Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде <адрес>», формирование специализированного жилищного фонда <адрес> осуществляется путем приобретения или постройки жилых помещений. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда с соблюдением требований, в целях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, и в соответствии с регламентом, устанавливаемым Правительством Калининградской области.
Согласно ст. ст. 4, 5 Закона Калининградской области № 151, Правительство Калининградской области:
- определяет порядок и условия предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>, осуществляет правовое регулирование иных вопросов, связанных с формированием, управлением и распоряжением специализированным жилищным фондом в случаях, установленных законами <адрес>;
- принимает решения о приобретении и о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд <адрес> с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключении жилого помещения из указанного фонда;
- определяет порядок заключения договора найма служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда;
- определяет порядок образования и деятельности межведомственной комиссии <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Специально уполномоченный орган государственной власти области в сфере имущественных отношений, в том числе:
- осуществляет оформление в установленном порядке права собственности <адрес> на жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес>;
- ведет государственный учет специализированного жилищного фонда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- осуществляет подготовку проектов распоряжений Правительства Калининградской области о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд, подлежащего отнесению к служебному жилому помещению, к жилому помещению в общежитии, к жилому помещению маневренного фонда, к жилому помещению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и исключении жилого помещения из указанных фондов;
- осуществляет закрепление жилых помещений специализированного жилищного фонда в хозяйственное ведение областных унитарных предприятий, в оперативное управление областных государственных учреждений, реализует полномочия собственника при распоряжении указанным имуществом;
- осуществляет подготовку проекта распоряжения Правительства Калининградской области о предоставлении служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес>;
- заключает договоры найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес> в порядке, определяемом Правительством Калининградской области;
- обеспечивает содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>, находящихся в областной казне;
- осуществляет приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании распоряжения Правительства Калининградской области.
Постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении порядка заключения договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>» определен порядок заключения договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес> согласно приложению.
В соответствии с «Порядком заключения договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>» (п. 1), Договоры найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес> заключаются в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и типовым договором найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 548. (п. 4) От имени <адрес> по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступает Агентство по имуществу <адрес>.
Вышеприведенными положениями законодательства РФ и законодательства <адрес> полномочия по включению жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, определение порядка заключения договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> для указанной категории лиц, в то же время полномочия по принятию решения о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда <адрес> и заключение договора найма жилого помещения специализированного жилого фонда <адрес> возложены на Агентство по имуществу <адрес>.
При таких обстоятельствах, обязанность по предоставлению Петровой Т.О. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет бюджета <адрес> подлежит возложению на Правительство Калининградской области и Агентство по имуществу Калининградской области.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Петровой Т.О. – удовлетворить.
Обязать Министерство социальной политики Калининградской области включить Петрову Т.О. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>.
Обязать Правительство Калининградской области, Агентство по имуществу Калининградской области предоставить Петровой Т.О. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда <адрес>, по установленным нормам, отвечающее санитарным и техническим правилам, по договору найма специализированного жилого помещения, за счет бюджета <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2019 года.
Судья: